УБЕЖИЩЕ, фортификационное (обычно заглублённое) герметичное сооружение, специально построенное или приспособленное для длительного пребывания людей без индивидуальных средств защиты в условиях применения противником всех средств поражения или аварий и катастроф с поражающим действием радиационных, химических, биологических или иных веществ (средств). Оборудуется тамбурами, фильтровентиляционными установками, отопительными и осветительными приборами, койками, системами водоснабжения и канализации. Войсковые У. обычно сборно-разборной конструкции многократного применения. Гражд. У. размещаются в производственных и общественных сооружениях (могут занимать как подвальные помещения, так и отд. здания), вместимость от 100 - 150 до неск. тысяч чел. У. создаются для защиты: наибольшей работающей смены организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, а также работающей смены дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне; работников атомных станций и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций; нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зоне возможных сильных разрушений, а также обслуживающего их медицинского персонала; трудоспособного населения городов, отнесенных к особой группе по гражданской обороне. Помещения У. подразделяются на основные и вспомогательные. К основным помещениям относятся помещения для укрываемых, пункты управления, медицинские пункты, а в У. лечебных учреждений - также операционно-перевязочные, предоперационно-стерилизационные. К вспомогательных помещениям относятся фильтровентиляционные помещения, санитарные узлы, помещение для защищенной дизельной электростанции, электрощитовая, помещения для хранения продовольствия, станция перекачки, баллонная, тамбур-шлюз, тамбур.
УБЕЖИЩЕ (УКРЫТИЕ) БЫСТРОВОЗВОДИМОЕ, защитное сооружение, возводимое в короткие сроки в угрожаемый период или в военное время с применением сборных ограждающих конструкций и упрощенного внутреннего оборудования, производство которых организуется на местах.
УБЕЖИЩЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, защитное сооружение гражданской обороны, обеспечивающее в течение определённого времени защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения, биологических средств, отравляющих веществ, а также при необходимости от катастрофического затопления, аварийно опасных химических веществ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожаре. Создаются для работников наибольшей работающей смены организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, а также работников работающей смены дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесённых к группам по гражданской обороне, и организаций, отнесённых к категории особой важности по гражданской обороне; работников атомных станций и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций; нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных сильных разрушений, а также обслуживающего их медицинского персонала; трудоспособного населения городов, отнесённых к особой группе по гражданской обороне.
УВЕЧЬЕ, 1) вид тяжкого телесного повреждения (от удара, ранения, несчастного случая и т.п.), лишающее пострадавшего частично или полностью трудоспособности; 2) увечье трудовое - повреждение здоровья в результате несчастного случая, связанного с работой.
УГОЛОК ГОЧС, см. Учебный уголок по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИ, совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реальную опасность, связанную с утечкой информации или несанкционированными, непреднамеренными воздействиями на нее. Основными У.б.и. могут являться: противоправные сбор и использование информации; нарушения технологии обработки информации; внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия; разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации; уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи; перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации; использование не сертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств ЗИ, средств информатизации, телекоммуникации и связи; несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных; нарушение законных ограничений на распространение информации.
УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, состояние, при котором создается опасность для жизни и здоровья человека или группы людей, а также для его или их собственности в чрезвычайных ситуациях.
УГРОЗА ВОЕННАЯ, состояние межгосударственных отношений, при котором существует непосредственная возможность возникновения военного конфликта между соперничающими сторонами; открытая вероятность войны. Характеризуется степенью готовности к.-л. государства (коалиции государств) к осуществлению нападения на др. государства. Источниками У.в. являются: военные доктрины и политика, исходящие из признания допустимости военного насилия с экспансионистскими целями; усиление военной мощи др. государств сверх оборонных потребностей; нарастание военно-политической нестабильности; наличие очагов военных конфликтов у границ государства; нарушение договоров по вопросам военной безопасности и др. Военные устремления противостоящего государства могут оцениваться по: заявлениям, определяющим его внутреннюю и внешнюю политику; провокационным акциям (задержка судов и др.); началу скрытого мобилизационного развёртывания ВС; росту военных ассигнований, военных поставок союзникам; крупным военным учениям у границ; вооруженным инцидентам и др. Систематическая и реальная оценка У.в. позволяет миролюбивой стороне обоснованно установить временной интервал начала возможной агрессии, своевременно готовить ВС и народ к её отражению.
УГРОЗА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА( (ЗАГОРАНИЯ), ситуация, сложившаяся на объекте, которая характеризуется вероятностью возникновения пожара, превышающей нормативную.
УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, совокупность условий и факторов, препятствующих реализации национальных интересов, а также создающих опасность национальным ценностям и национальному образу жизни. Источниками угроз могут быть: зарубежное государство (группа государств), группировки лиц, отдельные лица, процессы и явления в экономике, экологии, информационной сфере и т.д..
УГРОЗА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ, состояние при котором создается опасность для населения, имущества и окружающей среды в зоне чрезвычайной ситуации.
УГРОЗА ТЕХНОГЕННАЯ, возможное вредное физическое, химическое и механическое воздействие на население и среду обитания в результате производственной деятельности человека, а также аварий (катастроф) на предприятиях; наиболее конкретная и непосредственная форма техногенной опасности, создаваемая объектом техносферы, операторами и персоналом, а также опасными природными процессами. У.т. может реализовываться через вредные физические, химические, механические и биологические воздействия на человека, объекты техносферы и среду обитания. У.т. рассматривается как последний элемент в цепочке в цепочке анализируемых факторов техногенной безопасности: вызов - опасность - угроза.
УГРОЗА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ, непосредственная опасность нарушения устойчивости и надежности экосистем в результате человеческой деятельности и естественных катастроф, что может привести к необратимым изменениям окружающей среды.
УГРОЗЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (технологическая угроза), реальная возможность наступления опасного состояния в технологическом развитии страны, региона, отрасли или предприятия, грозящего причинением ущерба технологической базе, технологическому укладу и технологической независимости. Технологическая угроза обладает тем же набором характеристик, что и угроза техногенная .
УДАРНАЯ ВОЛНА ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА, один из основных поражающих факторов оружия ядерного. В зависимости от среды распространения различают У.в. воздушную, в воде и грунте (сейсмовзрывная волна). Основные параметры У.в.я.в. - максимальное избыточное давление и время действия избыточного давления. Обладая большим запасом энергии, У.в.я.в. поражает людей, разрушает сооружения и военную технику на значительном удалении от места взрыва ядерного боеприпаса (на расстоянии 1000 м от ядерного взрыва мощностью 30 кт избыточное давление около 0,5 кгс/см2, скорость распространения фронта У.в.я.в. 400 м/с). Основной способ защиты - укрытия (убежища).
УДАРНАЯ ВОЛНА, распространяющаяся со сверхзвуковой скоростью в газе, жидкости или твердом теле область, в которой происходит резкое увеличение плотности, давления и скорости среды. У.в. при взрыве может поражать людей и животных, разрушать сооружения, уничтожать и повреждать технику. У.в. является одним из основных поражающих факторов ядерного взрыва.
УЗЕЛ СВЯЗИ ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ, организационно-техническое объединение сил и средств связи, развернутых на пункте управления ЕДДС и обеспечивающих обмен информацией в интересах ЕДДС и городского органа управления ГОЧС.
УЗЕЛ СВЯЗИ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ ГОЧС, организационно-техническое объединение сил и средств связи, развернутых на ПУ и обеспечивающих обмен информацией в процессе управления силами, средствами и организациями гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
УКРЕПЛЕНИЕ БЕРЕГОВ, воздействие на геодинамические процессы (размыв, перемещение и аккумуляция наносов) в пределах прибрежных территорий, находящихся в естественном образионном состоянии, либо размываемых в результате изменения их гидрологического режима под влиянием антропогенной деятельности с целью стабилизации берегов или улучшения качеств (строительных, рекреационных и др.) береговой зоны. Осуществляется путем заблаговременного строительства берегоукрепительных - гидротехнических сооружений для защиты берега от разлива и обрушения.
УКРЫТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЯХ, способ защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Укрытие людей в защитных сооружениях в сочетании с другими способами защиты (эвакуация населения, использование индивидуальных средств защиты) обеспечивает эффективное снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий какачрезвычайных ситуаций различного характера, так и средств поражения возможного противника. В целях защиты населения в чрезвычайных ситуациях используются защитные сооружения гражданской обороны. Заблаговременное накопление фонда убежищ и укрытий решается на основе строительных норм и правил с учетом развития средств поражения. Защитные сооружения возводятся для персонала потенциально опасных объектов, населения в зонах возможного опасного радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения) вокруг этих объектов, а также в зонах возможного катастрофического затопления (со временем добегания волны прорыва до 4 часов). Накопление убежищ и укрытий планируется и осуществляется дифференцированно в зависимости от степени возможной опасности на данной территории с учетом экономических возможностей, исходя из принципа разумной достаточности, который предполагает выбор оптимальных вариантов защиты, повышение уровня универсальности защитных сооружений. Наиболее эффективно используются убежища, оборудованные системами вентиляции с тремя режимами: чистая вентиляция (режим I), фильтровентиляция (режим II), регенерация внутреннего воздуха с созданием подпора (режим III) (см. Вентиляция убежищ). Проблемы создания фонда защитных сооружений гражданской обороны для населения решаются в соответствии с "Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. Настоящий порядок определяет категории населения, подлежащие укрытию в убежищах, - это работники наибольших работающих смен организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в военное время, а также работники работающих смен дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих деятельность городов. Предусматривается заблаговременное накопление убежищ для работников атомных электростанций и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций, нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, где возможны сильные разрушения, а также обслуживающего этих больных медицинского персонала. По-новому решается защита населения городов, отнесенных к особой группе по гражданской обороне. Здесь должно быть обеспечено убежищами все трудоспособное население по месту жительства и месту работы. Для защиты работников и населения территорий, не отнесенных к группам по гражданской обороне, с учетом эвакуируемого в них населения создается фонд противорадиационных укрытий. Задания по заблаговременному созданию фонда защитных сооружений на потенциально опасных объектах определяются министерствами, ведомствами и органами исполнительной власти субъектов РФ на основании предложений этих объектов. В соответствии с установленным порядком определены задачи всех органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Они, каждый в своих компетенциях: определяют потребности в защитных сооружениях; осуществляют контроль за созданием защитных сооружений и поддержанием их в готовности; ведут учет существующих и создаваемых защитных сооружжений.
УКРЫТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВНЫХ СРЕДСТВАХ ЗАЩИТЫ, сбор, размещение и обеспечение пребывания населения в средствах защиты коллективных с целью сохранения жизни и здоровья людей при возникновении чрезвычайной ситуации, а также при воздействии современных средств поражения.
УКРЫТИЕ ПРОТИВОРАДИАЦИОННОЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, защитное сооружение, обеспечивающее защиту укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном загрязнении местности и допускающее непрерывное пребывание в нём укрываемых в течение определённого времени. Относится к объектам гражданской обороны. Создаются для защиты работников организаций, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время; населения городов и др. населённых пунктов, не отнесённых к группам по гражданской обороне, а также населения, эвакуируемого из городов, отнесённых к группам по гражданской обороне, зон возможных сильных разрушений, организаций, отнесённых к категории особой важности по гражданской обороне, и зон возможного катастрофического затопления.
УКРЫТИЕ ПРОТИВОРАДИАЦИОННОЕ, защитное сооружение, обеспечивающее защиту людей от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном загрязнении местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени. У.п. подразделяются по защитным свойствам и ряду других признаков: по степени ослабления ионизирующих излучений при радиоактивном загрязнении местности и воздействия ударной волны противорадиационные укрытия подразделяются на группы, соответствующие определенным коэффициентам защиты: по месту в застройке различают встроенные и отдельно стоящие противорадиационные укрытия; по вместимости: 5-50 человек в зависимости от площади помещений укрытий, оборудуемых в существующих зданиях и сооружениях, от 50 человек и более - во вновь строящихся зданиях и сооружениях с укрытиями; по обеспечению вентиляцией различают противорадиационные укрытия с естественной вентиляцией (в укрытиях, оборудуемых в цокольных и первых этажах зданий и в заглубленных укрытиях вместимостью до 50 человек) и укрытия, имеющие вентиляцию с механическим побуждением. Под У.п. приспосабливаются подвалы и подполья в зданиях; помещения в цокольных и первых этажах зданий; отдельно стоящие сооружения (заглубленные гаражи, погреба, овощехранилища, склады); горные выработки и естественные полости. Отдельно стоящие быстровозводимые укрытия возводятся из элементов промышленного изготовления и из местных материалов.
УКРЫТИЯ, фортификационные сооружения, естественные средства и местные предметы, способные защитить людей, технику и имущество от средств поражения и различных неблагоприятных факторов воздействия в условиях войны и вооруженных конфликтов, аварий, катастроф и др. чрезвычайных ситуаций. У. обычно устраиваются: для личного состава - траншеи, блиндажи и убежища; для техники и имущества - котлованные, траншейные и насыпные У., а также погребки и ниши. Для наиболее важной техники (самолетов и др.) могут устраиваться У. закрытого типа, в т.ч. подземные.
УКРЫТИЯ ПРОСТЕЙШЕГО ТИПА, защитные сооружения (щели открытые и перекрытые, приспособленные погреба, подполья и др.), снижающие вероятность поражения укрываемых от прямого воздействия поражающих и вторичных факторов современных средств поражения, возводимые в угрожаемый период или в военное время по месту жительства, работы и скопления людей силами самого населения из местных и подручных строительных материалов. Вместимость У.п.т. 10-40 человек. Планы и графики их строительства У.п.т. увязываются с планами строительства быстровозводимых сооружений, а также с планами рассредоточения и эвакуации различных групп населения. Потребность в У.п.т. определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для рабочих и служащих подведомственных предприятий, учреждений и организаций и населения, проживающего на данной территории, федеральными органами власти - для рабочих и служащих подведомственных им предприятий, учреждений и организаций. Исходя из этих потребностей, по заданиям органов местного самоуправления проектными организациями разрабатываются схемы размещения защитных сооружений в составе проектов (схем) планировки микрорайонов, кварталов в городах, населенных пунктов в сельской местности. На предприятиях, учреждениях, организациях, ЖЭКах, ДЭЗах, домоуправлениях разрабатываются схемы привязки У.п.т. и указания по производству работ для руководителей строительных бригад. В ходе практических мероприятий по подготовке населения к защите от чрезвычайных ситуаций осуществляется опытное приспособление и возведение защитных сооружений.
УНИВЕРСАЛЬНАЯ РАДИОФИЦИРОВАННАЯ КАСКА СПАСАТЕЛЯ "РКС-01", изделие предназначенное для наблюдения и радиопередачи аудио и видеоинформации при проведении разведки в зонах ЧС, а также при работах, требующих консультаций со специалистами или руководителями спасательных работ. РКС-01 состоит из видеорадиокомплекса, размещенного на каске спасателя и включающего в себя цветную видеокамеру с подсветкой, микрофон и передатчик с антенной, индивидуальной радиостанции спасателя и радиокомплекса пункта наблюдения. Основные технические параметры РКС-01: максимальная дальность передачи аудио- и видеоинформации - не менее 500 м; угол обзора видеокамеры - 30-40°; дальность действия подсветки - 3?4 м.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МАШИНЫ РАЗБОРКИ ЗАВАЛОВ, многоцелевые передвижные средства, предназначенные в комплексе с набором различных видов сменного рабочего оборудования для выполнения технологических операций при разборке завала в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. В формированиях МЧС России применяются универсальные машины разборки завалов УМРЗ-1, УМРЗ-2 на шасси Урал-4320. В состав навесного рабочего оборудования входят: гидравлический молот и гидравлические ножницы различных модификаций. Радиус действия рабочего органа 7,2 и 16 м соответственно. Емкость ковша - 0,65 м3.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИБОР ГАЗОВОГО КОНТРОЛЯ УПГК-1, предназначен для контроля с помощью отечественных и зарубежных индикаторных трубок содержания АХОВ в воздухе, на различных поверхностях и в грунте в полевых условиях, стационарных лабораториях и в промышленных помещениях. Конструкция прибора обеспечивает возможность его подключения к бортовой сети автомобиля, а также возможность с его помощью ненормированного отбора проб с последующим анализом в лабораторных условиях.
УПРАВЛЕНИЕ, 1) в гражданской защите - процесс целенаправленного воздействия со стороны субъекта управления [органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороной] на объекты управления - подчинённые органы управления и силы РСЧС и ГО, а также потенциальные (в случае угрозы ЧС) или реальные (в случае возникновения ЧС) источники чрезвычайных ситуаций, объекты экономики и элементы окружающей среды, пострадавшие от источников чрезвычайных ситуаций с целью обеспечения максимальной эффективности действий подчиненных органов управления и сил. У. действиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне осуществляется через системы управления РСЧС, которое включает 4 этапа. На каждом этапе осуществляются определенные организующие и управляющие функции. На первом этапе производится сбор и анализ данных обстановки с целью выявления проблем, требующих принятия нового управленческого решения, либо той или иной корректировки ранее принятого. На втором этапе принимается управленческое решение, организуется взаимодействие исполнителей, определяются задачи для каждого исполнителя. На третьем этапе принятое решение доводится до исполнителей, организуется контроль исполнения отданных распоряжений и эффективности проводимых мероприятий. На четвертом этапе осуществляется контроль за реализацией принятого решения и эффективностью принимаемых мер; 2) штатный орган (учреждение) оперативного звена управления, предназначенный для руководства определенным направлением работы или службой. Может содержаться по отдельному штату или входить в состав более крупного органа управления в качестве его структурного подразделения. Организационно состоит из отделов (направлений), отделений, групп и др. Численность определяется объёмом и характером выполняемых задач. При чрезвычайной ситуации крупного масштаба обычно создаётся оперативная группа (межведомственная, многофункциональная и т.д) во главе с органом управления - штабом.
УПРАВЛЕНИЕ АВИАЦИЕЙ МЧС РОССИИ, деятельность органов управления авиацией МЧС России, направленная на обеспечение безопасности, своевременности и экономичности полетов летательных аппаратов и создания благоприятных условий экипажам для успешного выполнения полетных заданий. У.а. производится из пунктов управления авиацией МЧС России.
УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ, система сбора и обработки входной информации об угрозах для безопасности с упреждением во времени (прогнозирование угрозы), зависящим от потребного времени на реализацию контрмер; У.б. включает: систему оценки риска эксплуатации объекта на момент t при прогнозируемых угрозах; критерий принятия решения (решающее правило) для лица, принимающего решения; управляющие воздействия, влияющие на безопасность.
УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТЕРРИТОРИЙ (комплексное), целенаправленная деятельность органов управления соответствующих уровней власти по обеспечению безопасности населения, объектов экономики и окружающей среды от воздействия антропогенных и природных аварий и катастроф, а также, в более широком смысле, от всего комплекса неблагоприятных воздействий, в том числе политических и социально-экономических и военных.
УПРАВЛЕНИЕ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ, деятельность руководящего состава и органов управления РСЧС по обеспечению безопасности населения и ликвидации кризисной ситуации, направленная на непрерывное добывание, сбор и анализ данных об обстановке, принятие решений на проведение спасательных операций и работ, доведение задач до подчиненных сил, подготовку сил и непосредственное руководство ими, организацию и поддержание взаимодействия, всестороннее обеспечение мероприятий по ликвидации кризисной ситуации.
УПРАВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО КОМИССАРА ПО ДЕЛАМ БЕЖЕНЦЕВ (УВКБ), международная организация, созданная в 1949 для координации работы системы ООН в чрезвычайных ситуациях с большим количеством беженцев. Организация имеет около 5 тыс. человек персонала, расположенного в 105 странах, и одновременно ведет работу с 23 млн. беженцев. Основной задачей УВБК является создание условий для выживания беженцев. Материальная помощь, оказываемая УВБК, заключается в создании минимально-адекватного базиса для беженцев: в обеспечении необходимым питанием, одеждой, медицинской помощью, водоснабжением, нормализации эпидемической обстановки и инициализации работы национальных служб жизнеобеспечения. В нояб. 1993 между МЧС России и УВКБ ООН было подписано соглашение о поддержке операций по оказанию чрезвычайной гуманитарной помощи. В связи с этим в МЧС России были сформированы экспедиционные силы для участия в международных гуманитарных операциях, в том числе был создан Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования и в его составе - Агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях.
УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, деятельность федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, его структурных подразделений, командиров соединений (воинских частей) войск гражданской обороны, направленная на своевременную организацию управления, качественную подготовку, обеспечение высокой боевой и мобилизационной готовности и точное, своевременное выполнение задач войсками (соединениями, воинскими частями) в военное и (или) мирное время. Управление войсками гражданской обороны включает: своевременное укомплектование и подготовку войск; поддержание высокого морально-психологического состояния и боевой готовности войск; принятие командирами всех степеней эффективных решений; своевременную постановку задач войскам; организацию непрерывного взаимодействия войск и их всестороннее боевое обеспечение; постоянное руководство войсками в ходе выполнения задач по предназначению; контроль за выполнением приказов, распоряжений и за всеми действиями войск; бесперебойное материальное и техническое обеспечение войск и организацию тыла, а также проведение других мероприятий, направленных на обеспечение эффективных действий войск при выполнении поставленных задач.
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МОСКВЫ (УГПС Москвы), государственное учреждение МЧС России, возглавляющее систему Государственной противопожарной службы Москвы. На Управление в пределах компетенции, установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, возложены следующие основные задачи: организация разработки и осуществление государственных мер, нормативного регулирования в области пожарной безопасности; руководство системой Государственной противопожарной службы; организация и осуществление государственного пожарного надзора в Москве; лицензирование и сертификация в области пожарной безопасности; организация тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ; профессиональная подготовка кадров и ресурсное обеспечение Государственной противопожарной службы.
УПРАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ, составная часть общегосударственной системы управления, предназначенная для решения задач гражданской обороны. Представляет собой деятельность взаимосвязанных между собой органов управления, пунктов управления и системы средств управления гражданской обороны, состоящих из системы связи, оповещения, автоматизированных информационно-управляющих и др. специальных систем. У. ГО осуществляют: федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы; структурные подразделения (работники) федеральных органов исполнительной власти; органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территории субъектов РФ и на территории муниципальных образований; структурные подразделения (работники) организаций. Указанные органы комплектуются военнослужащими гражданской обороны и гражданским персоналом и должны быть специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны.
УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, осуществление исполнительной властью и органами местного самоуправления всех уровней, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, заблаговременной подготовки системы и подсистем жизнеобеспечения населения к функционированию в чрезвычайных ситуациях, а также оперативное управление процессом жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях непосредственно после появления угрозы или факта возникновения источника чрезвычайных ситуаций.
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ МЧС РОССИИ, целенаправленная деятельность должностных лиц и органов управления по формированию и актуализации разделов информации в сфере их компетенции. Основными задачами У.и.р. МЧС России являются: анализ и прогноз развития информационных потребностей органов управления, оценка возможностей их удовлетворения, исходя из критерия "эффективность-стоимость"; сбор информации для формирования и актуализации информационных ресурсов, её регистрация и учет; контроль деятельности структурных подразделений, организаций и учреждений МЧС России по формированию и актуализации информационных ресурсов в сфере их компетенции; защита информационных ресурсов с ограниченным доступом; обеспечение санкционированного доступа пользователей к информационным ресурсам.
УПРАВЛЕНИЕ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИЕЙ, комплекс мероприятий государственных органов и специализированных учреждений по своевременному распознаванию назревающего кризиса, оценки его опасности для национально-государственных интересов и возможного перерастания в чрезвычайную ситуацию или вооруженный конфликт, принятие адекватных мер по его деэскалации; целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управление в условиях, характеризующихся критическим обострением противоречий, негативных явлений, процессов и тенденций, воздействующих на объект управления и (или) субъект управления, и основной целью которого является выход из кризисной ситуации.
УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДАЦИЕЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ, процесс реализации совокупности мероприятий и действий, осуществляемых органами управления РСЧС и ГО с целью эффективного применения сил для ликвидации чрезвычайной ситуации, спасения жизни и сохранения здоровья пострадавшего населения, снижению размера ущерба окружающей среде и материальных потерь в зоне чрезвычайной ситуации. Включает: сбор, анализ и использование данных прогнозирования развития и масштабов чрезвычайной ситуации и данных разведки, принятие решение на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации и постановка задач силам группировки, осуществление маневра силами и средствами, установление режимов и порядка работы спасателей для предотвращения их гибели и нанесения вреда здоровью, контроль выполнения поставленных задач и т.д.
УПРАВЛЕНИЕ ООН ПО КООРДИНАЦИИ ГУМАНИТАРНЫХ ВОПРОСОВ (УКГВ), международная организация ООН, задачей которой является увязка мероприятий ООН с усилиями других участников международной гуманитарной деятельности, собирает взносы на оказание помощи, организует взаимодействие пострадавших стран со странами-донорами, стимулирует изучение прогнозирования, предупреждения катастроф. В случае возникновения крупных чрезвычайных ситуаций УКГВ оповещает и мобилизует международное сообщество в соответствии с установленной процедурой. При необходимости и после соответствующих консультаций с местным представительством Программы ООН по развитию, УКГВ выделяет экспертную группу ООН по оценке и координации действий организует и возглавляет межведомственную миссию, которая направляется в район чрезвычайной ситуации с целью проведения всесторонней оценки масштабов для обеспечения скоординированного планирования и выработки соответствующих действий ООН. В крайне острых ситуациях УКГВ мобилизует соответствующие военные ресурсы и средства гражданской обороны ряда стран, а также специализированный персонал и экспертов, требуемых для проведения операции по ликвидации чрезвычайной ситуации. УКГВ постоянно поддерживает и обновляет запасы предметов чрезвычайной ситуации, получаемых от стран-доноров, на своих складах, находящихся на различных континентах. МЧС России тесно сотрудничает с УКГВ ООН, участвуя в гуманитарных операциях в различных регионах мира.
УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДОЙ, деятельность по реализации норм и требований, ограничивающая опасное воздействие антропогенной деятельности на природную среду (совокупность природных условий существования человеческого общества, объекта и системы материального мира в их естественном состоянии), а также рациональное использование природных ресурсов, обеспечивающее ее воспроизводство. У.п.с. ориентировано на формирование и соблюдение экологических требований к выпускаемой продукции, контроль над рациональным использованием и расходом природных ресурсов; на минимизацию загрязнения атмосферы, почв, недр, литосферы выбросами загрязнителей; на организацию безотходной утилизации попутных и побочных продуктов производств и жизнедеятельности. У.п.с. направлено на реализацию экономической стратегии развития общества.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, деятельность органов управления соответствующих уровней власти по планированию и реализации мероприятий, направленных на снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций; деятельность субъектов управления федерального, регионального, территориального, местного и объектового уровней РСЧС, направленная на организацию взаимодействия в целях обеспечения выполнения мероприятий: непрерывного мониторинга состояния потенциальных источников и угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, прогнозирования вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и возможных ущербов, а также планирования и выполнения задач по минимизации рисков возникновения чрезвычайных ситуаций.
УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ, основанная на оценке риска целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, при заданных ограничениях на ресурсы и время. У.р. включает следующие элементы, которые могут применяться как независимо, так и совместно: исключение риска - создание условий или применение средств, при которых исключаются источники риска, вероятность его реализации или проявление последствий становятся бесконечно малой; ограничение риска - добровольное или вынужденное участие в принятии части риска; снижение риска - снижение вероятности (частоты) чрезвычайных ситуаций, видов и масштабов их последствий за счет применения различных методов и средств; перераспределение риска - совокупность механизмов, позволяющая распределить риск, связанный с ликвидацией чрезвычайных ситуаций между несколькими участниками. Базовыми принципами У.р. являются: адекватное определение опасностей и угроз в вероятностной постановке и определение механизмов их понижения на базе инженерно-технических, организационных и экономических мероприятий; адекватное определение возможных негативных последствий природно-техногенных чрезвычайных ситуаций (преимущественно в эквивалентных статистических величинах человеческих потерь и экономических ущербов) и разработка комплексных мероприятий по снижению негативных последствий за счет систем защиты, предупреждения, диагностики и мониторинга. Основной целью У.р. является его целенаправленное, поэтапное и научно обоснованное снижение до приемлемого уровня.
УПРАВЛЕНИЕ СЕТЯМИ СВЯЗИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ, деятельность, которая осуществляется в соответствии с законодательством РФ в интересах гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Во время стихийных бедствий, карантинов и др. чрезвычайных ситуаций, уполномоченные на то государственные органы имеют право приоритетного использования, а также приостановки деятельности любых сетей и средств связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, в соответствии с законодательством РФ о чрезвычайном положении могут быть образованы специальные временные органы связи, которым передаются полностью или частично соответствующие полномочия федеральных органов исполнительной власти в области связи и органов связи субъектов РФ на территории, где введено ЧП. Убытки, понесенные негосударственными предприятиями связи при использовании сетей и средств связи этих предприятий, возмещаются за счет средств соответствующих бюджетов.
УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОГЕННЫМ И ПРИРОДНЫМ РИСКОМ, разработка и реализация оптимальных программ деятельности органов законодательной и исполнительной власти по снижению риска и смягчению последствий воздействия источников чрезвычайных ситуаций на население, объекты экономики и окружающую среду. Для этого используются методы анализа рисков, оценки рисков и общие принципы управления риском. Выделение этой группы рисков важно потому, что чрезвычайные ситуации и опасности реализуются в их сложном взаимодействии, как техногенные, природные и природно-техногенные.
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ, деятельность, направленная на реализацию экологических целей и программ, в том числе, на изменение воздействия на окружающую среду с целью предупреждения опасных природных процессов, явлений и снижения уровней их социально-экономических последствий. Включает: административно-управленческие мероприятия, исследовательские и образовательные работы, инженерные меры защиты территорий и объектов, а также способы активного воздействия на природные процессы.
УПРАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ (ЭЛЕМЕНТЫ) БЕЗОПАСНОСТИ, системы (элементы), предназначенные для инициирования действий систем безопасности, осуществления контроля и управления ими в процессе выполнения заданных функций.
УРАГАН, ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 30 м/с. У. - опасное природное явление, которое создает угрозу жизни людей и животному миру, приносит большие разрушения жилым и хозяйственным постройкам, объектам экономики.
УРОВЕНЬ АВАРИЙНОЙ ГОТОВНОСТИ, установленная степень готовности персонала, органов управления по делам ГОЧС, других привлекаемых сил, а также используемых технических средств для действий по защите персонала и населения в случае аварии на атомной станции.
УРОВЕНЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА, величина радиационного фактора (величина активности, вероятности облучения, ожидаемая доза облучения, плотность загрязнения поверхности, психологическая необходимость защитных мероприятий и др.), при превышении которого следует проводить определенные защитные мероприятия. Под вмешательством понимается действие (мероприятие, работа), направленное на снижение вероятности облучения людей, дозы облучения, неблагоприятных последствий облучения. Напр., после Чернобыльской катастрофы были срочно предприняты следующие действия (элементы вмешательства): эвакуация людей из городов Припять, Чернобыль и всех населенных пунктов 30-км зоны вокруг ЧАЭС, снижение активности в воздушной среде (пылеподавление), йодная профилактика пострадавшего населения и ликвидаторов и другие действия.
УРОВЕНЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ, абсолютная или относительная величина содержания в среде загрязняющих веществ.
УРОВЕНЬ КОНТРОЛЬНЫЙ, значение контролируемой величины дозы, мощности дозы, радиоактивного загрязнения и т.д., устанавливаемое для оперативного радиационного контроля, с целью закрепления достигнутого уровня радиационной безопасности, обеспечения дальнейшего снижения облучения персонала и населения, радиоактивного загрязнения окружающей среды.
УРОВНИ РИСКА, количественные и качественные значения рисков для обозначения степени опасностей и угроз безопасности человека, объектов техносферы и окружающей среды. К качественным характеристикам уровней риска относятся - пренебрежимые, приемлемые, допустимые, неприемлемые, чрезмерные, недопустимые. При количественном определении уровней риска используются различные шкалы риска, устанавливаемые при анализе риска. Указанным выше качественным уровням риска соответствуют определенные граничные количественные значения уровней; для индивидуальных рисков логарифмическая шкала уровней риска устанавливается в виде вероятности летального исхода (поражения) человека в единицу времени (год или час), или в виде математического ожидания ущерба (рубли, евро, доллары) в единицу времени (год, час).
УСЛОВИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ, установленные проектом минимальные условия по количеству, характеристикам, состоянию работоспособности и условиям технического обслуживания важных для безопасности систем (элементов), при которых обеспечивается соблюдение пределов безопасной эксплуатации и (или) критериев безопасности.
УСЛОВИЯ ТЕПЛОВОГО САМОВОЗГОРАНИЯ, экспериментально выявленная зависимость между температурой окружающей среды, массой вещества и временем до момента его самовозгорания.
УСЛОВИЯ ТРУДА, совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающего влияние на работоспособность и здоровье работника.
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ, графические, буквенные и цифровые обозначения объектов и элементов местности, оперативно-тактической и метеорологической обстановки, применяемые на топографической и др. географических картах, а также на графических документах. В зависимости от предназначения различают картографические, тактические и метеорологические У.з. Картографические У.з. - применяемые на картах обозначения различных объектов и их характеристик. Цвета картографических У.з. едины для карт всех масштабов. Цвет в определённой степени соответствует действительной окраске местных предметов в летнее время года. Тактические У.з. применяются для обозначения на картах и др. графических документах характера и результатов возникших чрезвычайных ситуаций, наличия инфраструктуры в данном регионе (районе, зоне) и др. элементов обстановки. При этом с помощью У.з. наносятся положение, задачи и действия войск, спасательных формирований, оперативных групп, др. сил и средств, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также пунктов управления, спец. обработки, сбора и эвакуации людей, медицинских учреждений и др. Метеорологические У.з. служат для обозначения метеорологических элементов обстановки, характеризующих физическое состояние атмосферы и процессов, происходящих в ней, в регионе (районе, зоне чрезвычайной ситуации).
УСТАНОВКА ДЕЗИНФЕКЦИОННО-ДУШЕВАЯ ДДА-3, комплекс оборудования, предназначенный для гигиенической помывки пострадавших с полной санитарной обработкой, а также дезинфекции (дезинсекции) одежды в полевых условиях. Состоит из котельного отделения (два паровых котла РИ-5М, ручной насос "Родник", инжектор ИП-4) и двух дезинфекционных камер в специальном кузове на шасси автомобиля ЗИЛ-131, а также душевого устройства на 18 сеток, бензоагрегата, трех отопительно-вентиляционных установок ОВ-95, трех палаток УЗ-68, цистерны ЦЕ-1200, дегазационного комплекта и др. в специальном кузове на шасси двухосного автоприцепа 2-ПН-2М. Обслуживающий персонал представлен 3-мя специалистами. Время развертывания установки - 60 мин. Установка позволяет осуществить гигиеническое мытье 144-х человек в летних и 96-ти человек в зимних условиях за час работы, а при проведении дезинфекции одежды паровоздушным методом составляет, соответственно, 180 и 120 комплектов за это же время.
УСТАНОВКА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ, совокупность технических средств, установленных на защищаемом объекте, для обнаружения пожара, обработки, представления в заданном виде извещения о пожаре на этом объекте, специальной информации или выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и технических устройств. Виды: У.п.с. на базе автоматических (дымовых, тепловых, комбинированных и др.) пожарных извещателей; на базе ручных пожарных извещателей; на базе автоматических и ручных пожарных извещателей.
УСТАНОВКА ПОЖАРОТУШЕНИЯ, совокупность стационарных технических средств для тушения пожара за счет выпуска огнетушащего вещества. Виды У.п.: по способу пуска - автоматическая с дублирующим ручным пуском (местным или дистанционным), автоматическая (с местным или дистанционным пуском); по способу тушения - установка объемного тушения, установка пожаротушения по площади, установка локального пожаротушения (по объему, по площади); по виду огнетушащего вещества - установка водяного пожаротушения (спринклерная, дренчерная, лафетными стволами), установка пенного пожаротушения (спринклерная, дренчерная), установка порошкового пожаротушения, установка газового (СО2, хладонового, азотного, парового и др.) пожаротушения.
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ, управляемое, программное развитие, протекающее в условиях равновесного взаимодействия биосферы и человечества, регламентированного индексом устойчивости развития меньше единицы, и в условиях внутренне гармоничного общества типа экологического социализма, способного установить гармоничное взаимодействие всех трех сфер человеческой деятельности - сферы глобальной экологии, социальной и экономической сфер - обеспечить расцвет человеческой личности. У.р. - высшая ноосферная фаза развития человечества.
УСТОЙЧИВОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБЪЕКТА ЭКОНОМИКИ, способность объекта экономики предупреждать возникновение производственных аварий и катастроф в мирное время, противостоять их поражающим воздействиям, предотвращать или снижать угрозы жизни и здоровью персонала, ограничивать материальный ущерб, а также обеспечивать восстановление нарушенного производства в минимально короткий срок и выпускать продукцию в запланированном объёме и номенклатуре. У.ф.о.э. напрямую зависит от устойчивости функционирования всех его элементов: зданий и сооружений, производственных цехов; производственного персонала и защитных сооружений для укрытия рабочих и служащих; элементов системы обеспечения сырьём, топливом, электроэнергией, газом, теплом и т.п.), элементов системы управления производством и др. (См. также Повышение устойчивости функционирования объекта экономики).
УСТОЙЧИВОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ, способность организации выполнять возложенные на нее задачи в условиях дестабилизирующих воздействий в военное время.
УСТОЙЧИВОСТЬ ОБЪЕКТА ЭКОНОМИКИ, способность объекта выполнять свои функции и сохранять основные параметры в пределах установленных норм при всех видах внешних и внутренних воздействий.
УСТОЙЧИВОСТЬ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ К ТЕХНОГЕННЫМ НАГРУЗКАМ, способность комплексов природной экосистемы противостоять антропогенным (техногенным) нагрузкам, которые нарушают их естественное функционирование. Степень подверженности экосистемы внешним факторам, нарушающим ее структуру и функционирование, называется уязвимостью природной экосистемы. Нарушения функционирования приводят к потере устойчивости экосистемы. При превышении некоторой критической величины антропогенного (техногенного) воздействия и потере устойчивости экосистемы возникают обратные связи, которые могут привести к ее разрушению Разработаны методы оценки потенциальной способности территориальных комплексов к очищению от техногенного загрязнения. Сравнения потенциальной способности геосистем к самоочищению с фактическим загрязнением внешней среды позволяют характеризовать экологическую обстановку по этой группе факторов с использованием балльной системы. При этом учитываются следующие факторы: 1 - общая устойчивость природной среды к любым антропогенным (техногенным) нагрузкам; 2 - способность воздушных масс рассеивать промышленные выбросы; 3 - способность почв, грунтовых толщ к нейтрализации загрязнений; 4 - интенсивность выноса минеральных загрязнений поверхностными и подземными водами и самоочищающая способность вод. По балльной системе природные комплексы оцениваются как крайне неустойчивые, устойчивые, слабоустойчивые, устойчивые и очень устойчивые.
УСТОЙЧИВОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ, совокупность определенных качеств и свойств психики, благодаря которым организм сохраняет способность к адекватной и эффективной жизнедеятельности под воздействием каких-либо неблагоприятных факторов. Степень устойчивости - величина непостоянная и зависит от следующих факторов: зоны стабильности - количество воздействий, которые человек может выдержать при условии, что они не будут иметь разрушительный характер; знания алгоритма действий, несущих положительный результат в определенных ситуациях; профессиональных навыков; навыков саморегуляции; знания особенностей поведения и реакций человека в определенных ситуациях; свойства нервной системы и т.п.
УСТОЙЧИВОСТЬ РАБОТЫ ОБЪЕКТА МЕСТНОЙ ОБОРОНЫ, способность объекта в условиях военного времени выпускать установленные виды продукции в объёмах и номенклатуре, предусмотренных соответствующими планами. Для объектов непроизводственного характера под устойчивостью работы понимается их способность также выполнять свои функциональные задачи и в военное время.
УСТОЙЧИВОСТЬ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, способность системы жизнеобеспечения стабильно удовлетворять в требуемых объемах и номенклатуре первоочередные потребности населения в чрезвычайных ситуациях.
УСТОЙЧИВОСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ, способность системы управления ГО выполнять возложенные на нее задачи в условиях воздействия дестабилизирующих факторов в военное и мирное время.
УСТОЙЧИВОСТЬ СКЛОНОВ, способность склонов сохранять основные параметры в пределах установившихся норм при всех видах внешних и внутренних воздействий.
УСТОЙЧИВОСТЬ СПАСАТЕЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ, степень волевого владения личности спасателя своими эмоциями; неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. У.с.э.-в. - интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях. Она уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, связанный с восприятием экстремальных условий, способствует проявлению готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, Это один из психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности в экстремальной обстановке. В числе показателей У.с.э.-в. - правильное восприятие обстановки, ее анализ, оценка, принятие решений: последовательность и безошибочность действий по достижению цели, выполнению функциональных обязанностей; поведенческие реакции - точность и своевременность движений, громкость, тембр, скорость и выразительность речи, ее грамматический строй; изменения во внешнем виде - выражение лица, взгляд, мимика, пантомимика, тремор конечностей и др. В совместной деятельности поддерживается сплоченностью группы, коллектива, взаимным доверием, взаимоуверенностью, навыками успешных взаимодействий.
УСТОЙЧИВОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ, свойство системы управления, обеспечивающее своевременную выработку и доведение до исполнителей управляющих команд в условиях воздействия средств поражения, поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, радиоэлектронного подавления и радиодезинформации противника.
УСТОЙЧИВОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, способность территориальных структур экономики нормально функционировать в условиях чрезвычайных ситуаций, противостоять поражающим воздействиям, предотвращать или ограничивать угрозу жизни и здоровью населения и вероятный ущерб объектам экономики, а также ликвидировать чрезвычайные ситуации в минимально короткие сроки на соответствующей территории.
УСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КАТАСТРОФ, действия по спасению жизни и сохранению здоровья людей, снижению размеров ущерба среде обитания, а также локализации поражающих воздействий.
УСТРОЙСТВО (ИСТОЧНИК), ГЕНЕРИРУЮЩЕЕ ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, электрофизическое устройство (рентгеновский аппарат, ускоритель, генератор и т.д.), в котором ионизирующее излучение возникает за счет изменения скорости заряженных частиц, их аннигиляции или ядерных реакций.
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТНОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ, техническая система, предназначенная для автоматического отключения электроустановок при однофазном (однополюсном) прикосновении к частям, находящимся под напряжением, недопустимом для человека, или возникновении в электроустановке тока утечки (замыкания), превышающего заданные значения.
УТИЛИЗАЦИЯ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ, комплекс организационно-технических, экономических, технологических и экологических мероприятий, обеспечивающих переработку военной техники или придания ей других функций с целью использования в качестве гражданской техники. Утилизации подлежит военная техника, сокращенная по международным договорам, снятая с вооружения, выработавшая свой ресурс или морально устаревшая. Наиболее характерные виды утилизации: использование в гражданских целях без доработки и раскомплектации (автомобили, инженерная техника и т.п.) или после демонтажа вооружения и соответствующих доработок; переработка в товары бытового потребления. Особую сложность и опасность для окружающей среды представляет утилизация техники и вооружения с ядерными силовыми установками или ядерными, химическими и биологическими боезарядами.
УТРАТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ СПАСАТЕЛЕЙ, заболевания, развившиеся вследствие профессиональной деятельности спасателя, препятствующее выполнению его профессиональных обязанностей.
УЧАСТОК ЗАРАЖЕНИЯ (район заражения), местность, где проявляется поражающее действие ОВ, радиоактивных веществ (РВ), боевых биологических средств (БС). Характеризуется размерами, видом ОВ (РВ, БС), способом его применения и временем поражающего действия. У.з. ОВ, кроме того, характеризуется плотностью заражения, а У.з. РВ - степенью радиоактивного загрязнения.
УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, образовательное учреждение, создающееся при жилищно-эксплуатационных органах в целях подготовки неработающего населения в области ГО, защиты от чрезвычайных ситуаций.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (УМБ ГОЧС), комплекс учебных объектов, оснащенных средствами обеспечения учебного процесса, предназначенный для обучения различных групп населения способам защиты и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. К учебным объектам относятся учебные городки, учебные кабинеты, учебные объекты организаций, уголки ГОЧС, объекты гражданской обороны (защитные сооружения ГО (ЗС ГО), пункты управления (ПУ), узлы связи (УС) и др.), предназначенные для проведения занятий в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций. УМБ ГОЧС создается в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций РФ, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, организациях, учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне, общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, образовательные учреждения подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов организаций, на которые возлагаются задачи в области гражданской обороны. В субъектах РФ создаются при органах управления ГОЧС в целях подготовки должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, работников гражданских организаций гражданской обороны.
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СРЕДСТВА, системы приборов, узлов, агрегатов и приспособлений, максимально имитирующих устройство и работу наиболее важных узлов и частей образцов аварийно-спасательных средств.
УЧЕБНЫЕ ОБЪЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, элементы промышленного, сельскохозяйственного и др. производства, на которых проводятся занятия, учения и тренировки по предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также воздействия оружия при ведении военных действий или вследствие этих действий. Занятия на учебных объектах позволяют практически отрабатывать наиболее важные вопросы организации защиты населения, повышения устойчивости функционирования объектов в мирное и военное время, организации связи и оповещения, организации обучения в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций.
УЧЕБНЫЙ ГОРОДОК ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, территория со специально оборудованными площадками, сооружениями, элементами объектов промышленности, сельского хозяйства и т.п., технологических, коммунальных, энергетических и других сетей, поврежденных зданий и сооружений, завалами из обломков строительных конструкций, лесными, каменными и др. завалами и другими элементами, имитирующими участки очагов поражения в зонах чрезвычайных ситуаций и зонах воздействия средств поражения. Учебный городок имеет следующие участки: аварийно-спасательных работ; аварийно-восстановительных работ; инженерной защиты; химической и радиационной защиты; противопожарной подготовки; защиты сельскохозяйственных животных, растений и источников воды (в сельской местности); тактико-специальной подготовки.
УЧЕБНЫЙ КАБИНЕТ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, помещение с учебной мебелью и средствами обеспечения учебного процесса, предназначенное для теоретической подготовки населения, а также проведения практических занятий по отдельным темам программ обучения. Он включает класс (аудиторию, лабораторию и т.п.) и лаборантскую комнату. В классе проводятся занятия по темам программ обучения, в лаборантской комнате хранятся средства обеспечения учебного процесса, учебно-методическая литература, отчетно-плановая документация. Существуют У.к. для должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, работников организаций, входящих в состав гражданских организаций гражданской обороны - кабинет нормативно-правовой и методической подготовки; кабинет специальной подготовки; кабинет оперативно-тактической подготовки. Данные учебные кабинеты разворачиваются в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций РФ, УМЦ ГОЧС, на курсах ГО, в организациях.
УЧЕБНЫЙ УГОЛОК ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, часть помещения со средствами обеспечения учебного процесса, предназначенная для проведения занятий по программам обучения в области ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. У. ГОЧС может создаваться в кабинетах техники безопасности, безопасности жизнедеятельности и в других учебных и служебных помещениях.
УЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, форма подготовки руководящего состава, органов управления, сил ГО и населения к решению задач военного времени. В системе ГО проводятся командно-штабные, штабные, тактико-специальные, специальные и комплексные учения. На учениях отрабатываются способы управления силами ГО; организация и проведение мероприятий по защите населения от ОМП, повышению устойчивости функционирования объектов экономики в военное время; способы ликвидации последствий нападения противника и др. Перед учением ГО в целях слаживания органов управления и системы связи проводятся штабные тренировки.
УЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ (ОПЫТНОЕ), форма проверки и уточнения новых вопросов теории и практики применения войск (сил), спасательных формирований и др. Опытные учения проводятся в войсках ГО, с формированиями РСЧС на местности, а исследовательские, кроме того, - и в учебных заведениях, НИИ, учебных центрах..
УЧЕНИЕ КОМАНДНО-ШТАБНОЕ (КШУ), форма совместного обучения командиров, штабов, начальников войск (сил), спец. формирований и служб управлению войсками (силами). Сущность КШУ заключается в том, что обучаемые в условиях конкретной, развивающейся обстановки выполняют весь комплекс функциональных обязанностей по управлению подразделениями (формированиями) в составе органов управления. КШУ проводятся, как правило, на местности (иногда на картах) с управлениями частей, формирований, штабами тыла и войск гражданской обороны, с преподавателями и слушателями высших учебных заведений по темам, включающим вопросы боевой и мобилизационной готовности, подготовки и ведения операций, в т.ч. спасательных по ликвидации чрезвычайных ситуаций или последствий применения ОМП, их всестороннего обеспечения, др. вопросы управления. КШУ могут проводиться как односторонние или двусторонние, одностепенные или многостепенные, только с органами управления или с привлечением (обозначением) войск (сил), формирований, с которыми в этом случае проводятся учения в соответствии с замыслом КШУ.
УЧЕНИЕ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЕ, форма подготовки органов управления, формирований и учреждений ВСМК, имеющая целью их слаживание для работы в чрезвычайных ситуациях и повышение выучки персонала; углубленное и творческое изучение имеющихся официальных документов и оснащения; совершенствование навыков управления, морально-психологических качеств. Предполагает практическую работу формирования или учреждения в условиях, максимально приближенных к реальным. У.т.-с., как правило, включает: оповещение и сбор персонала; изучение поставленных задач; получение имущества; выдвижение в назначенное место; уточнение полученной задачи; развертывание (включение в работу учреждения, которому придано формирование); выполнение поставленной задачи; разбор, свертывание (сбор персонала, проверка наличия имущества), возвращение на место постоянной дислокации.
УЧЕНИЕ ШТАБНОЕ, форма обучения штабов гражданской обороны, заключается в том, что на фоне созданной обстановки обучаемые выполняют свои функциональные обязанности. Основные цели учения - слаживание работы штабов и совершенствование практических навыков в управлении войсками (силами). Проводятся в основном как подготовка к учениям командно-штабным, а иногда и к учениям с войсками гражданской обороны и приданными им силами.
УЧРЕЖДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ, центры, больницы и базы снабжения ВСМК, выполняющие свои задачи на местах постоянной дислокации.
УЩЕРБ, потери и издержки, которые нанесены (м.б. нанесены) обществу в результате чрезвычайных ситуаций; результат изменения состояния объектов, выражающейся в нарушении их целостности или ухудшении других свойств; фактические или возможные экономические и социальные потери (отклонение здоровья человека от среднестатистического значения, т.е. его болезнь или смерть; нарушение процесса нормальной хозяйственной деятельности, утрата того или иного вида собственности, ухудшение природной среды и т.д.), возникающие в результате чрезвычайных ситуаций; полная или частичная потеря здоровья либо смерть человека, утрата имущества или других материальных, культурных, исторических или природных ценностей. Ущерб может быть прямой, косвенный, полный, общий, предполагаемый. -
УЩЕРБ ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН, потеря здоровья, вызванная воздействием неблагоприятных факторов на организм человека с патологическими изменениями в его органах и биологических системах.
УЩЕРБ КОСВЕННЫЙ, ) материальные потери вследствие нарушения хозяйственных связей в экономике, т.е. сокращение производства, спад торговых и банковских операций, уменьшение доходов, потери за счет задержек при перевозках грузов и населения, и т.д. Эти потери существенны не только для территории, непосредственно пострадавшей от чрезвычайных ситуаций, но и для др. регионов, имеющих экономические связи с пострадавшей территорией. У.к.. может сказываться в течение многих лет.; 2) потери, убытки и дополнительные затраты, которые понесут объекты экономики, не попавшие в зону действия опасных факторов опасного природного явления или аварии и вызванные нарушениями и изменениями в сложившейся структуре хозяйственных связей, инфраструктуре, а также потери (дополнительные затраты), вызванные необходимостью проведения отдельных мероприятий по ликвидации последствий стихийного бедствия или аварии.
УЩЕРБ ОБЩИЙ, убытки , наносимые обществу в целом, включая социальный и социально-экономический, с учетом кратковременных и долговременных поражающих факторов, в т.ч. применительно к ядерной или радиационной аварии.
УЩЕРБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, повреждение или уничтожение компонентов окружающей среды, последствия которых влияют на качество жизни; оценка в денежной форме фактических экологических, экономических и социальных потерь, возникающих в результате ухудшения качества окружающей среды.
УЩЕРБ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СРЕДЫ, фактические и возможные экономические убытки, связанные с загрязнением среды обитания (включая прямые и косвенные воздействия, а также дополнительные затраты на ликвидацию отрицательных последствий загрязнения). Учитываются также потери, связанные с ухудшением здоровья населения, сокращением длительности трудового периода и жизни людей и др.
УЩЕРБ ОТ НАВОДНЕНИЯ, потери материальных ценностей в результате повреждения или полного разрушения всего, что создано в процессе трудовой деятельности человека.
УЩЕРБ ПОЛНЫЙ, сумма ущерба прямого и ущерба косвенного, а также затрат на ликвидацию последствий стихийных бедствий или аварий. У.п. определяется на конкретный момент времени и является промежуточным по сравнению с ущербом общим, который определяется количественно и качественно в отдаленной перспективе.
УЩЕРБ ПРЕДОТВРАЩЕННЫЙ, несостоявшиеся гибель (утрата здоровья) людей, убытки населения, потери материальных и культурных ценностей и отсутствие других нежелательных изменений в результате заблаговременно проведенных мероприятий по предупреждению или уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; определяется расчетным путем как разность между ущербом, определенным без учета мероприятий по его предупреждению или снижению и ущербом с учетом этих мероприятий или разность между возможным и фактическим ущербом в определенный момент времени в данном регионе.
УЩЕРБ ПРЯМОЙ, потери и убытки всех структур экономики, попавших в зону действия поражающих и вредных факторов опасного природного явления или аварии. Они складываются из невозвратных потерь основных фондов, оцененных природных ресурсов и убытков, вызванных этими потерями, т.е. недобора предприятиями прибыли, государством различных налогов и страховых выплат и пр. Величина ущерба определяется затратами на восстановление хозяйства или текущей рыночной стоимостью разрушенных (нарушенных) хозяйственных объектов. Сюда относятся затраты на выплаты по страхованию имущества, выплаты едино разовых денежных пособий, списание долгов, представление кредитов с меньшими процентными ставками и пр.
УЩЕРБ СОЦИАЛЬНЫЙ, ущерб, нанесенный жизни, здоровью и благополучию людей, выражающийся в росте смертности, заболеваемости, утрате трудоспособности, снижении уровня жизнеобеспечения, а также проявлении озабоченности и тревоги у индивидуума по поводу возможного нарушения здоровья; определяется как безвозвратные и санитарные потери людей, материальные потери личной собственности, затраты на лечение пострадавших и на восстановление трудоспособности, морально-психологические издержки и снижение уровня жизни.
УЩЕРБ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, фактические экологические, экономические или социальные потери, возникшие в результате нарушения природоохранного законодательства, хозяйственной деятельности человека, стихийных экологических бедствий, пожаров, катастроф. Ущерб проявляется в виде потерь природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов в экономике, также ухудшения социально-гигиенических условий среды обитания.
УЩЕРБ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОТ ЭПИЗООТИЙ, ущерб, слагающийся из стоимости павших и вынужденно убитых сельскохозяйственных животных, потерь продуктивности, затрат на карантинные и лечебные мероприятия, потерь от передержки и сокращения или прекращения реализации сельскохозяйственных животных и продуктов животного происхождения.
УЩЕРБ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, материальные потери и затраты, связанные с повреждениями (разрушениями) объектов производственной и непроизводственной сферы экономики, ее инфраструктуры и нарушениями производственно-кооперационных связей; ущерб, измеряется в стоимостном выражении, который наносится хозяйственному объекту, государству в целом, отдельному человеку, а также природе, в результате ошибок и недостатков в хозяйственной деятельности, хозяйственных преступлений и т.п.
УЯЗВИМОСТЬ ОБЪЕКТА, степень возможного поражения и разрушения объекта при воздействии на него чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также средств поражения различного вида оружия, в т.ч. ОМП. Зависит от расположения объекта, его размеров, схемы функционирования и степени жизнеобеспечения, уровня защиты, прочности и др. качеств, а также от характера, степени и средств воздействия, повторности событий. У.о. - это свойство, обратное устойчивости, т.е. неспособность противостоять внешнему воздействию. |