УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ.
/программа для учителей, учащихся школ, лицеев и гимназий /
Введение Программа направлена на формирование умений исследователя и развитие познавательных способностей у школьников, лицеистов, гимназистов и студентов 1-2 курсов. В этом и заключается основная цель курса.
Задачи курса 1.Научить умению вести исследовательскую деятельность:
а/освоению понятий, принципов, теорий, законов и правил, действующих в учебных предметах, в науках, охваченных исследуемой межпредметной темой;
б)умению добывать новые знания;
б/умению объяснить приобретенные знания и описать их;
в/умению разработать предложения по применению добытых знаний, в том числе и в новых областях практики.
2.Развить умение ставить проблему, формулировать тему и цель исследования.
3.Познакомить с элементарными методами исследования.
4.Научить вести школьное исследование.
5.Научить правильно оформлять отчетность по исследованию.
Курс рассчитан на 34 часа.
Занятия должен проводить или ученый НИИ, или преподаватель ВУЗа, или учитель – методист.
Изучение курса должно проходить путём проведения не менее одного занятия в неделю по учебному пособию “Учебно-исследовательская деятельность школьников”.
Основные положения лекций-бесед члены НОУ должны законспектировать.
Все члены научного общества после восьмого занятия выбирают тему и ведут исследование под руководством учителя-предметника.
После 20-го занятия и до окончания исследования (три недели по 3 часа) руководитель НОУ еженедельно проводит консультации и следит за уровнем исследования.
Перед конференцией проводится двух часовая репетиция конференции с выступлением всех докладчиков.
Курс заканчивается защитой исследовательских работ на школьной или классной конференции. Защита исследовательской работы засчитывается как сдача экзамена по предмету, по которому в основном исследована межпредметная тема.
Занятие 1. Введение.
Цель: Дать понятие о познавательной и исследовательской деятельности в школе, раскрыть смысл обучения по курсу.
На занятии следует разъяснить теорию познания /на элементарном уровне/. Показать то, что главный смысл общего среднего образования - научить школьников познавать мир /природу, общество, человека, мышление/. При этом основным инструментом добывания знаний должны быть составные элементы теории познания и исследовательской деятельности.
Урок проходит в виде лекции-беседы.
В сумме все занятия образуют исследовательский метод обучения, т.е.
Перед учениками ставится межпредметная проблема и частные проблемы для каждого члена НОУ, которые исследуются и решаются и по одному и сообща.
Литература
1.Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: C ентябрь, 1998.
2.Гузеев С.В. Образовательная технология: от приёма до философии. – М: Сентябрь, 1996.
3.Волков А., Никитина Р. Школьник готовит реферат //Наука в школе N 2, 1996.
4.Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Культура познания – познание культуры. Челябинск, 1998.
5.Волков А., Федотова Т. Привить любовь к исследовательской работе. //Внешкольник N 10, 2001.
6.Поддьяков А. Исследовательское поведение: специфика успешности в разных возрастных группах. //Исследовательская работа школьников. N 1, 2003.
Тема 1. Комплексность применения исследовательского метода обучения.
Цель: Развивать широту (дивергентность) и глубину мышления обучающихся, всесторонний охват проблемы..
Использовать метод “Учения с посредником”.
Литература
1.Федотова Т.И., Волков А.Е. Отчёт по гранту 01-06-00081а РГНФ, 2002
2) Малькова З.А. США: Поиски решения стратегической задачи школы. //Педагогика N 1, 2000.
Тема:2 Понятия и термины, используемые в исследовательской деятельности в школе.
Цель: Показать важность усвоения понятий, владения терминологией в познании объектов, вещей, явлений, процессов и т.п.
На уроке необходимо разъяснить смысл понятий: «наука», «знание», «познание», «исследование», «научная теория», «проблема», «закон», «принцип», «метод», «гипотеза», «модель», «правило» и т.д. Определения основных понятий должны быть законспектированы.
Пояснить смысл и значение терминологии в науке и жизни.
Литература
1.Гетмонова А.Д., Панов М.И. и др. Логика. М.: Прометей, 1992.
2.Разумовский В.Г. Обучение и научное познание. //Педагогика N 1,1998.
Тема 3. Виды познавательной деятельности.
Цель: познакомить обучающихся с деятельностью человека по познанию окружающего мира. Раскрыть четыре вида познания мира человеком.
Показать, что главным в познании является исследовательская деятельность.
Литература
1. .Разумовский В.Г. Обучение и научное познание. // Педагогика N1, 1998.
2.Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980.
7.Волков А. Никитина Р. Введение в научно-исследовательскую работу /учеб. прогр. для лицеев и гимназий/. // "Школа"N4, 1996.
Тема 4: Интеллект, как основа и инструмент исследования.
Цель: Разъяснить понятие интеллекта, свойства его характеризующие. На уроке целесообразно пояснить, что интеллект /в числе других/ определяют семь основных свойств.
В беседе на уроке целесообразно рассказать о видах мышления и памяти, воображении и его роли в познании мира.
Нужно убедить учеников в необходимости тренировать память и упражняться в рассуждении.
На урок необходимо подготовить упражнения для развития интеллекта. При этом рекомендуется использовать книгу Т. Вуджика «Тренировка ума»/С.-Пб.: Питер, 1996/. Упражнения следует раздать ученикам с заданием тренироваться дома.
Литература
1.Г.Дж. Айзенк Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Н. Новгород, “АЙ КЬЮ”, 1994.
2.Том Вуджек Как создать идею. СПб.: Питер, 1997.
3.Волков А., Федотова Т. Проектная деятельность учит школьника мыслить. //Учитель N 3, 2002.
4.Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог.- СПб.: Питер Пресс, 1977.
5.Брайт Л. Развиваем интеллект. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
6.Платон. Соч. в 3-х томах. М.: Мысль, 1970.
Тема 5: Творческое мышление –основа успеха в исследовании..
Цель: Рассказать о творческом мышлении и его характеристиках.
Убедить учеников в том, что творческую деятельность может вести каждый человек.
В беседе на уроке пояснить то, что творчество - это умение применять знания к открытию нового, находить решения в необычных ситуациях при дефиците информации.
Литература
1.Джеральд И. Ниренберг. Искусство творческого мышления. Минск.: Попурри, 1996.
2.Т.Вуджик. Тренировка ума. С.-Пб.: Питер, 1996 /
3.Матюшкин А.М. Загадки одарённости.- М.: Педагогика, 1993.
4.Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Эффективные способы решения проблем: перенос знаний и умений в новую ситуацию. //Завуч N 8, 2000.
Тема 6: Этапы исследовательской деятельности..
Цель: Научить лицеистов /гимназистов и др./ понимать и практически выделять этапы своей учебно-исследовательской работы. В беседе повторить материал предыдущих уроков.
Литература
1.Приходько П.Т Азбука исследовательского труда. Новосибирск, Наука,1979.
2.Волков А.. Никитина Р. Школьник готовит реферат. //Наука и школа 2, 1996.
3.Гетмонова А.Д., Панов М.И. и др. Логика. М.: Прометей, 1992.
4.Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. – М.: Яхтсмен, 1995.
Тема 7: Постановка проблемы, формулировка темы и цели исследования.
Цель: Разъяснить то, что постановка проблемы – это формулировка познавательной задачи, которую хочет решить школьник в своём исследовании.
Научить правильно /в соответствии с замыслом/ формулировать тему и цель исследования.
Тема - это аспект, в котором рассматривается проблема /учесть при ее формулировке/.Ставя цель, надо прежде всего иметь ввиду границы исследования, и, конечно, его смысл.
На занятии привести примеры «умственной зоркости» в выявлении проблем:
-проблема скорости падения тел под воздействием силы тяжести
/бросание Галилеем ядра пушки и пули с Пизанской башни/;
-проблема происхождения видов, выявленная Ч. Дарвиным.
Все достижения науки всегда начинались с проблем. Последовательность действий в науке всегда такая: проблема - исследование - решение.
На уроке необходимо объяснить, что тема исследования учеником должна быть небольшой и интересовать его.
В беседе следует заострить внимание на следующем положении:
-ученик, познающий впервые уже открытый закон природы /теорию, принцип и т.п./, действует практически в равных условиях с ученым, исследующим неизвестное явление - для того и другого имеет место открытие нового знания.
Литература
1.Пахомов Ю. В. Логика естествознания - М.: Космополис, 1994.
2.Ниренберг Д. Искусство творческого мышления - Минск, Попурри,1996.
3.Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников.- М.: Атомиздат, 1973.
4.Соболь С.Л. Воспоминание о развитии моего ума и характера (автобиография). Дневник работы и жизни. М.: 1957.
ТЕМА 8: ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОМ.
ЦЕЛЬ: научить школьников выбирать тему для своего исследования.
Требования к темам для изучения исследовательским методом
1.Тема должна быть связана с жизнью школьников: отражать или современную их жизнь, или будущую /после выпуска из гимназии/. Она должна захватывать или быт, или экономику, политику, социальную сферу, духовно-нравственную сферу, здоровый образ жизни и т. д.
Литература
1.Минькова Р.Д. Философские вопросы естествознания.- М.: ИОО МО 1984.
2.Разумовский В.Г. Обучение и научное познание. //Педагогика N 1,1998.
3.Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Педагогика, 1980.
4.Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников.- М.: Педагогика, 1978.
ТЕМА 9: ВЕДУЩИЙ ЗАМЫСЕЛ И ГИПОТЕЗА В ШКОЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.
В любом исследовании важную роль играют ведущий замысел или гипотеза.
Ведущий замысел разрабатывается при ведении исследования по гуманитарному циклу предметов.
РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ГИПОТЕЗЫ.
Гипотеза разрабатывается при исследовании тем по естественнонаучному циклу предметов.
У исследователя прежде всего должно быть желание. Наличие желания может активизировать интуицию.
Желание «раскопать» какой-то вопрос поможет интуиции сформировать идеальную модель объекта исследования, а на её основе разработать рабочую гипотезу.
Литература
1.Волков А.Е., Шишкин Ю.Н. Наукоград начинается со школы.//Двойные
технологии. N 2, 2001.
2.Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося современной школы. - М.: Сентябрь, 1998.
3.Гоман И.Г. Учебно-исследовательская работа в школе – условие развития познавательной активности школьников. //Исследовательская работа школьников N 3, 2003.
Тема:10. Метод анализа.
Цель: Научить учеников проводить анализ воспринятой /прочитанной, увиденной или услышанной/ информации.
В беседе разъяснить то, что анализ это:
-выявление фактов, идей, показателей у событий, процессов, объектов, предметов, веществ и т.п., и группировка их по сходным признакам;
-расчленение большой идеи, показателя, характеристики у объекта /явления, предмета, процесса, вещества/ на более мелкие и их классификация;
-проникновение во внутреннюю структуру и установление внутренних связей в объекте /событии, явлении, веществе и т.д./;
-установление внешних связей рассматриваемой проблемы /объекта/.
Научить школьников формировать на основе анализа тезисы /идеи, положения/, обосновывать их логическими доводами /применяя индукцию, дедукцию и рефлексию/.
Убедить учеников тренироваться в рассуждении при проведении анализа. В качестве примера рассуждения на втором часе начать читать и обсуждать речь Сократа в диалоге «Пир» /Платон. Соч. в 3-х томах. М.: Мысль, 1970/.
Раздать всем ксерокопию указанной речи. Дочитать речь Сократа ученики должны дома.
На следующем уроке каждый ученик должен высказать свое суждение об упомянутой речи.
Литература
1 Счастная Т.М. Применение логических законов и правил в научной работе. //Исследовательская работа школьников N 2, 2003.
2.Брайт Л. Развиваем интеллект.- СПб.: Питер Пресс, 1997.
3.Капонин П.В. Диалектика как логика и теория познания –М.: Наука, 1973.
ТЕМА11: МЕТОД АНКЕТИРОВАНИЯ (анкетирование – от французского anguete расследование).
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с исследованием на основе анкетного опроса и интервью.
Это один из наиболее применяемых методов исследования в школе.
Литература
1.Бутенко И.А. Анкетный опрос, как общение социолога с респондентами.-М.: Высшая школа, 1989.
2.Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда.- Новосибирск, Наука 1979.
3.Горский В.А. Концепция дополнительного образования детей (для обсуждения) // Внешкольник N 1, 1996.
ТЕМА 12:МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ.
ЦЕЛЬ: научить учащихся правильно и эффективно вести наблюдение при исследовании. Урок должен содержать описание как визуальных наблюдений, так и наблюдений с помощью приборов.
Литература
1.Рахимов А.З Формирование творческого мышления школьников. Уфа, Госкомиздат Башк. ССР, 1989.
2.Пахомов В.Ю. Логика естествознания.- М.: Космополис, 1994.
3.Д. Дьюи Психология и педагогика мышления.- М.: Совершщенство,1997.
ТЕМА 13: МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА
ЦЕЛЬ: Научить обучающихся подготовке, проведению и обработке результатов эксперимента по физике, химии, биологии, информатике. Самый эффективный метод познания природы и общества – это опыт. Лучше всего человек знает то, что видел, пощупал, попробовал на вкус или на запах, короче – познал через опыт.
Литература
1.Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1975.
2. Рерих И.Н. и др. Опыт работы аналитико-экологической лаборатории. //Исследовательская работа школьников N 3, 2003.
3.Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников. Уфа, Госкомиздат Башк. ССР, 1989.
ТЕМА 14: МЕТОД МЫСЛЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.
ЦЕЛЬ: научить обучающихся пользоваться мысленным экспериментом.
Рассказать о мысленных экспериментах Г.Галилея.
Литература
1.Щетников М. Мысленный эксперимент и рациональная наука.-М.: Аспект Пресс, 1994.
2.Психология одарённости детей и подростков. Под ред. Н.С Лейтеса.- М.: Академия, 1996.
3.Венцковский Л.Э., Минькова Р.Д. и др. Философские вопросы физики. М.: ИОО МО РФ, 1992.
ТЕМА 15: МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ШКОЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.
Цель: разъяснить обучающимся школьникам большую роль математических моделей в научных исследованиях, научить их разрабатывать небольшие модели.
Литература
1.Акоф Р., Сасиени М. Основы исследования операций. – М.: Мир, 1971.
2. Федотова Т.И., Волков А.Е. Отчёт по гранту 01-06-00081а РГНФ, 2002.
ТЕМА16: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ.
Цель: Познакомить учащихся с системой хранения информации в стране.
Научить школьников ускоренному поиску информации.
Литература
1.Российская педагогическая энциклопедия.- М.:Большая Российская энциклопедия.1993.
2.Справочник библиотекаря.
3.Нанс Б. Компьютерные сети. – М.: Бином, 2000.
ТЕМА 17: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Цель: Научить членов НОУ работе с информацией.
Рассказать о приемах работы с книгой /статьей и т.д./:
-просмотр аннотации, вступительной к книге /или критической статьи/;
-виды чтения /беглый просмотр, внимательное чтение и т.д./;
-виды записи /конспект, тезисы/;
-сопоставление содержания данной книги /статьи/ с другой на эту же тему;
-обобщение информации, выработка собственных суждений.
Литература
1.Есипов Е.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках.- М.: Просвещение, 1961.
2.Граник Г.Б., Бондаренко С.М. и др. Когда книга учит.-М.: Педагогика, 1988.
3. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся.
ТЕМА 18: ПРОВЕДЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКОМ.
Цель: Научить учащихся ведению собственного исследования, привести критерии оценки исследовательской работы.
В беседе на уроке изложить перечень элементов исследования учебно-научной проблемы. Научить разработке методики исследования.
Пояснить как составлять план работы.
Раскрыть структуру исследовательской работы и содержание каждой части. Основываясь на материалах предыдущих уроков, постараться уточнить формулировки познавательной задачи, темы, цели, ведущего замысла, всего текста, заключения результатов исследования.
Проверить как члены НОУ ведут работу по поиску и анализу информации; дать практические рекомендации.
Перечислить критерии оценки исследования и раскрыть их содержание.
Состав критериев оценки исследовательской работы:
1.Раскрытие темы.
2.Самостоятельность и творческость суждений автора.
3.Общий уровень информации текста работы.
4.Наличие базовой информации.
5..Композиция работы и логичность изложения текста.
5.Уровень грамотности текста.
6.Полнота и качество раздела «Введение».
7.Качество содержания и формулировки «Ведущего замысла».
8.Полнота и качество основной части работы.
9.Качество содержания «Заключения».
10.Аккуратность оформления исследовательской работы
Литература
1.Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Педагогика, 1978.
2.Нанс Б. Компьютерные сети. – М.: Бином,2000.
3.Афиногенов А.М., Сахарова О.П. Научно-исследовательская и проектная работа московских школьников. //Исследовательская работа школьников N 1, 2003.
5. Федотова Т.И., Волков А.Е. Отчёт по гранту 01-06-00081а РГНФ, 2002.
ТЕМА 19: СОЗДАНИЕ УЧЕБНО-НАУЧНОГО ТЕКСТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ.
Цель: Предложить рекомендации по созданию учеником собственного текста по исследовательской работе.
В беседе на уроке рассказать о характеристиках качества стиля письма. Дать рекомендации по выработке собственного учебно-научного стиля письма.
Урок вести с учетом рекомендаций, изложенных во вспомогательной литературе.
Литература
1. К.И.Чуковский. Великое искусство.
2.Б.С.Мучник. Культура письменной речи. М.: Аспект-Пресс, 1996.
3.Д.Э.Розенталь. Пишите, пожалуйста, грамотно. М.: Астра, 1996.
4.С.Ф.Иванова. Говори: Уроки развивающей риторики. М.: Школа-Пресс, 1997.
5.Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. М.: Яхтсмен, 1995.
6.Дейл Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М.: Прогресс-Прокситель, 1989.
ТМА 20: ПОДГОТОВКА ЭССЕ В ВИДЕ ОТЧЕТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федотова Т.И., Волков А.Е. Отчёт по гранту 01-06-00081а РГНФ, 2002.
2.М. .МОНТЕНЬ. О НЕПОСТОЯНСТВЕ НАШИХ ПОСТУПКОВ. ОПЫТЫ. В ТРЁХ КНГИГАХ. КНИГА ВТОРАЯ. М.: ТЕРРА – ТЕРРА, 1992..
ТЕМА 21: ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНО-НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
1.Учебно-научная конференция планируется к тому сроку, когда ученики подготовят исследовательские работы, проекты, рефераты, эссе.
Цели проведения конференции:
1.Подвести итог изучения указанной темы комплексным исследовательским методом обучения.
2.Активизировать самостоятельную работу гимназистов по добыванию и усвоению новых, выходящих за рамки учебной программы знаний.
3.Научить гимназистов публичному высказыванию и защите своих мыслей по анализу материалов темы и выводов по ним.
|