Понятия и термины, используемые в исследовательской деятельности в школе
Виды познавательной деятельности
Интеллект, как основа и инструмент исследования
Творческое мышление - основа успеха в исследовании
Этапы исследовательской деятельности
Постановка проблемы, формулировка темы и цели
исследования

Выбор темы исследования школьником
Ведущий замысел и гипотеза в школьных
исследованиях

Метод анализа
Метод анкетирования
Метод наблюдения
Метод эксперимента
Метод мысленного эксперимента
Математическое моделирование в школьных
исследованиях

Поиск информации
Самостоятельная работа
Проведение собственного исследования
Создание учебно-научного текста по исследованию
Написание эссе в виде отчёта по исследовательской работе
Проведение учебно-научной конференци
Заключение

Приложения

О проведении учебных исследований школьниками
по вопросам права
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Исследовательская работа ученицы 9 кл. гимназии №18 Бачуриной

© 2007, Федеральный институт развития образования.
Все права защищены законом РФ об авторском и смежных правах.

 

УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ.

 

/программа для учителей, учащихся школ, лицеев и гимназий /

Введение

Программа направлена на формирование умений исследователя и развитие познавательных способностей у школьников, лицеистов, гимназистов и студентов 1-2 курсов. В этом и заключается основная цель курса.

Задачи курса

1.Научить умению вести исследовательскую деятельность:

а/освоению понятий, принципов, теорий, законов и правил, действующих в учебных предметах, в науках, охваченных исследуемой межпредметной темой;

б)умению добывать новые знания;

б/умению объяснить приобретенные знания и описать их;

в/умению разработать предложения по применению добытых знаний, в том числе и в новых областях практики.

2.Развить умение ставить проблему, формулировать тему и цель исследования.

3.Познакомить с элементарными методами исследования.

4.Научить вести школьное исследование.

5.Научить правильно оформлять отчетность по исследованию.

Курс рассчитан на 34 часа.

Занятия должен проводить или ученый НИИ, или преподаватель ВУЗа, или учитель – методист.

Изучение курса должно проходить путём проведения не менее одного занятия в неделю по учебному пособию “Учебно-исследовательская деятельность школьников”.

Основные положения лекций-бесед члены НОУ должны законспектировать.

Все члены научного общества после восьмого занятия выбирают тему и ведут исследование под руководством учителя-предметника.

После 20-го занятия и до окончания исследования (три недели по 3 часа) руководитель НОУ еженедельно проводит консультации и следит за уровнем исследования.

Перед конференцией проводится двух часовая репетиция конференции с выступлением всех докладчиков.

Курс заканчивается защитой исследовательских работ на школьной или классной конференции. Защита исследовательской работы засчитывается как сдача экзамена по предмету, по которому в основном исследована межпредметная тема.

Занятие 1. Введение.

Цель: Дать понятие о познавательной и исследовательской деятельности в школе, раскрыть смысл обучения по курсу.

На занятии следует разъяснить теорию познания /на элементарном уровне/. Показать то, что главный смысл общего среднего образования - научить школьников познавать мир /природу, общество, человека, мышление/. При этом основным инструментом добывания знаний должны быть составные элементы теории познания и исследовательской деятельности.

Урок проходит в виде лекции-беседы.

В сумме все занятия образуют исследовательский метод обучения, т.е.

Перед учениками ставится межпредметная проблема и частные проблемы для каждого члена НОУ, которые исследуются и решаются и по одному и сообща.

Литература

1.Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: C ентябрь, 1998.

2.Гузеев С.В. Образовательная технология: от приёма до философии. – М: Сентябрь, 1996.

3.Волков А., Никитина Р. Школьник готовит реферат //Наука в школе N 2, 1996.

4.Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Культура познания – познание культуры. Челябинск, 1998.

5.Волков А., Федотова Т. Привить любовь к исследовательской работе. //Внешкольник N 10, 2001.

6.Поддьяков А. Исследовательское поведение: специфика успешности в разных возрастных группах. //Исследовательская работа школьников. N 1, 2003.

Тема 1. Комплексность применения исследовательского метода обучения.

Цель: Развивать широту (дивергентность) и глубину мышления обучающихся, всесторонний охват проблемы..

Использовать метод “Учения с посредником”.

Литература

1.Федотова Т.И., Волков А.Е. Отчёт по гранту 01-06-00081а РГНФ, 2002

2) Малькова З.А. США: Поиски решения стратегической задачи школы. //Педагогика N 1, 2000.

Тема:2 Понятия и термины, используемые в исследовательской деятельности в школе.

Цель: Показать важность усвоения понятий, владения терминологией в познании объектов, вещей, явлений, процессов и т.п.

На уроке необходимо разъяснить смысл понятий: «наука», «знание», «познание», «исследование», «научная теория», «проблема», «закон», «принцип», «метод», «гипотеза», «модель», «правило» и т.д. Определения основных понятий должны быть законспектированы.

Пояснить смысл и значение терминологии в науке и жизни.

Литература

1.Гетмонова А.Д., Панов М.И. и др. Логика. М.: Прометей, 1992.

2.Разумовский В.Г. Обучение и научное познание. //Педагогика N 1,1998.

Тема 3. Виды познавательной деятельности.

Цель: познакомить обучающихся с деятельностью человека по познанию окружающего мира. Раскрыть четыре вида познания мира человеком.

Показать, что главным в познании является исследовательская деятельность.

Литература

1. .Разумовский В.Г. Обучение и научное познание. // Педагогика N1, 1998.

2.Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980.

7.Волков А. Никитина Р. Введение в научно-исследовательскую работу /учеб. прогр. для лицеев и гимназий/. // "Школа"N4, 1996.

Тема 4: Интеллект, как основа и инструмент исследования.

Цель: Разъяснить понятие интеллекта, свойства его характеризующие. На уроке целесообразно пояснить, что интеллект /в числе других/ определяют семь основных свойств.

В беседе на уроке целесообразно рассказать о видах мышления и памяти, воображении и его роли в познании мира.

Нужно убедить учеников в необходимости тренировать память и упражняться в рассуждении.

На урок необходимо подготовить упражнения для развития интеллекта. При этом рекомендуется использовать книгу Т. Вуджика «Тренировка ума»/С.-Пб.: Питер, 1996/. Упражнения следует раздать ученикам с заданием тренироваться дома.

Литература

1.Г.Дж. Айзенк Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Н. Новгород, “АЙ КЬЮ”, 1994.

2.Том Вуджек Как создать идею. СПб.: Питер, 1997.

3.Волков А., Федотова Т. Проектная деятельность учит школьника мыслить. //Учитель N 3, 2002.

4.Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог.- СПб.: Питер Пресс, 1977.

5.Брайт Л. Развиваем интеллект. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

6.Платон. Соч. в 3-х томах. М.: Мысль, 1970.

Тема 5: Творческое мышление –основа успеха в исследовании..

Цель: Рассказать о творческом мышлении и его характеристиках.

Убедить учеников в том, что творческую деятельность может вести каждый человек.

В беседе на уроке пояснить то, что творчество - это умение применять знания к открытию нового, находить решения в необычных ситуациях при дефиците информации.

Литература

1.Джеральд И. Ниренберг. Искусство творческого мышления. Минск.: Попурри, 1996.

2.Т.Вуджик. Тренировка ума. С.-Пб.: Питер, 1996 /

3.Матюшкин А.М. Загадки одарённости.- М.: Педагогика, 1993.

4.Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Эффективные способы решения проблем: перенос знаний и умений в новую ситуацию. //Завуч N 8, 2000.

Тема 6: Этапы исследовательской деятельности..

Цель: Научить лицеистов /гимназистов и др./ понимать и практически выделять этапы своей учебно-исследовательской работы. В беседе повторить материал предыдущих уроков.

Литература

1.Приходько П.Т Азбука исследовательского труда. Новосибирск, Наука,1979.

2.Волков А.. Никитина Р. Школьник готовит реферат. //Наука и школа 2, 1996.

3.Гетмонова А.Д., Панов М.И. и др. Логика. М.: Прометей, 1992.

4.Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. – М.: Яхтсмен, 1995.

Тема 7: Постановка проблемы, формулировка темы и цели исследования.

Цель: Разъяснить то, что постановка проблемы – это формулировка познавательной задачи, которую хочет решить школьник в своём исследовании.

Научить правильно /в соответствии с замыслом/ формулировать тему и цель исследования.

Тема - это аспект, в котором рассматривается проблема /учесть при ее формулировке/.Ставя цель, надо прежде всего иметь ввиду границы исследования, и, конечно, его смысл.

На занятии привести примеры «умственной зоркости» в выявлении проблем:

-проблема скорости падения тел под воздействием силы тяжести

/бросание Галилеем ядра пушки и пули с Пизанской башни/;

-проблема происхождения видов, выявленная Ч. Дарвиным.

Все достижения науки всегда начинались с проблем. Последовательность действий в науке всегда такая: проблема - исследование - решение.

На уроке необходимо объяснить, что тема исследования учеником должна быть небольшой и интересовать его.

В беседе следует заострить внимание на следующем положении:

-ученик, познающий впервые уже открытый закон природы /теорию, принцип и т.п./, действует практически в равных условиях с ученым, исследующим неизвестное явление - для того и другого имеет место открытие нового знания.

Литература

1.Пахомов Ю. В. Логика естествознания - М.: Космополис, 1994.

2.Ниренберг Д. Искусство творческого мышления - Минск, Попурри,1996.

3.Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников.- М.: Атомиздат, 1973.

4.Соболь С.Л. Воспоминание о развитии моего ума и характера (автобиография). Дневник работы и жизни. М.: 1957.

ТЕМА 8: ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОМ.

ЦЕЛЬ: научить школьников выбирать тему для своего исследования.

Требования к темам для изучения исследовательским методом

1.Тема должна быть связана с жизнью школьников: отражать или современную их жизнь, или будущую /после выпуска из гимназии/. Она должна захватывать или быт, или экономику, политику, социальную сферу, духовно-нравственную сферу, здоровый образ жизни и т. д.

Литература

1.Минькова Р.Д. Философские вопросы естествознания.- М.: ИОО МО 1984.

2.Разумовский В.Г. Обучение и научное познание. //Педагогика N 1,1998.

3.Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Педагогика, 1980.

4.Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников.- М.: Педагогика, 1978.

ТЕМА 9: ВЕДУЩИЙ ЗАМЫСЕЛ И ГИПОТЕЗА В ШКОЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.

В любом исследовании важную роль играют ведущий замысел или гипотеза.

Ведущий замысел разрабатывается при ведении исследования по гуманитар­ному циклу предметов.

РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ГИПОТЕЗЫ.

Гипотеза разрабатывается при исследовании тем по естественнонаучному циклу предметов.

У исследователя прежде всего должно быть желание. Наличие желания может активизировать интуицию.

Желание «раскопать» какой-то вопрос поможет интуиции сформировать идеальную модель объекта исследования, а на её основе разработать рабочую гипотезу.

Литература

1.Волков А.Е., Шишкин Ю.Н. Наукоград начинается со школы.//Двойные

технологии. N 2, 2001.

2.Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося современной школы. - М.: Сентябрь, 1998.

3.Гоман И.Г. Учебно-исследовательская работа в школе – условие развития познавательной активности школьников. //Исследовательская работа школьников N 3, 2003.

Тема:10. Метод анализа.

Цель: Научить учеников проводить анализ воспринятой /прочитанной, увиденной или услышанной/ информации.

В беседе разъяснить то, что анализ это:

-выявление фактов, идей, показателей у событий, процессов, объектов, предметов, веществ и т.п., и группировка их по сходным признакам;

-расчленение большой идеи, показателя, характеристики у объекта /явления, предмета, процесса, вещества/ на более мелкие и их классификация;

-проникновение во внутреннюю структуру и установление внутренних связей в объекте /событии, явлении, веществе и т.д./;

-установление внешних связей рассматриваемой проблемы /объекта/.

Научить школьников формировать на основе анализа тезисы /идеи, положения/, обосновывать их логическими доводами /применяя индукцию, дедукцию и рефлексию/.

Убедить учеников тренироваться в рассуждении при проведении анализа. В качестве примера рассуждения на втором часе начать читать и обсуждать речь Сократа в диалоге «Пир» /Платон. Соч. в 3-х томах. М.: Мысль, 1970/.

Раздать всем ксерокопию указанной речи. Дочитать речь Сократа ученики должны дома.

На следующем уроке каждый ученик должен высказать свое суждение об упомянутой речи.

Литература

1 Счастная Т.М. Применение логических законов и правил в научной работе. //Исследовательская работа школьников N 2, 2003.

2.Брайт Л. Развиваем интеллект.- СПб.: Питер Пресс, 1997.

3.Капонин П.В. Диалектика как логика и теория познания –М.: Наука, 1973.

ТЕМА11: МЕТОД АНКЕТИРОВАНИЯ (анкетирование – от французского anguete расследование).

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с исследованием на основе анкетного опроса и интервью.

Это один из наиболее применяемых методов исследования в школе.

Литература

1.Бутенко И.А. Анкетный опрос, как общение социолога с респондентами.-М.: Высшая школа, 1989.

2.Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда.- Новосибирск, Наука 1979.

3.Горский В.А. Концепция дополнительного образования детей (для обсуждения) // Внешкольник N 1, 1996.

ТЕМА 12:МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ.

ЦЕЛЬ: научить учащихся правильно и эффективно вести наблюдение при исследовании. Урок должен содержать описание как визуальных наблюдений, так и наблюдений с помощью приборов.

Литература

1.Рахимов А.З Формирование творческого мышления школьников. Уфа, Госкомиздат Башк. ССР, 1989.

2.Пахомов В.Ю. Логика естествознания.- М.: Космополис, 1994.

3.Д. Дьюи Психология и педагогика мышления.- М.: Совершщенство,1997.

ТЕМА 13: МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА

ЦЕЛЬ: Научить обучающихся подготовке, проведению и обработке результатов эксперимента по физике, химии, биологии, информатике. Самый эффективный метод познания природы и общества – это опыт. Лучше всего человек знает то, что видел, пощупал, попробовал на вкус или на запах, короче – познал через опыт.

Литература

1.Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1975.

2. Рерих И.Н. и др. Опыт работы аналитико-экологической лаборатории. //Исследовательская работа школьников N 3, 2003.

3.Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников. Уфа, Госкомиздат Башк. ССР, 1989.

ТЕМА 14: МЕТОД МЫСЛЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.

ЦЕЛЬ: научить обучающихся пользоваться мысленным экспериментом.

Рассказать о мысленных экспериментах Г.Галилея.

Литература

1.Щетников М. Мысленный эксперимент и рациональная наука.-М.: Аспект Пресс, 1994.

2.Психология одарённости детей и подростков. Под ред. Н.С Лейтеса.- М.: Академия, 1996.

3.Венцковский Л.Э., Минькова Р.Д. и др. Философские вопросы физики. М.: ИОО МО РФ, 1992.

ТЕМА 15: МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ШКОЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.

Цель: разъяснить обучающимся школьникам большую роль математических моделей в научных исследованиях, научить их разрабатывать небольшие модели.

Литература

1.Акоф Р., Сасиени М. Основы исследования операций. – М.: Мир, 1971.

2. Федотова Т.И., Волков А.Е. Отчёт по гранту 01-06-00081а РГНФ, 2002.

ТЕМА16: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ.

Цель: Познакомить учащихся с системой хранения информации в стране.

Научить школьников ускоренному поиску информации.

Литература

1.Российская педагогическая энциклопедия.- М.:Большая Российская энциклопедия.1993.

2.Справочник библиотекаря.

3.Нанс Б. Компьютерные сети. – М.: Бином, 2000.

ТЕМА 17: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Цель: Научить членов НОУ работе с информацией.

Рассказать о приемах работы с книгой /статьей и т.д./:

-просмотр аннотации, вступительной к книге /или критической статьи/;

-виды чтения /беглый просмотр, внимательное чтение и т.д./;

-виды записи /конспект, тезисы/;

-сопоставление содержания данной книги /статьи/ с другой на эту же тему;

-обобщение информации, выработка собственных суждений.

Литература

1.Есипов Е.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках.- М.: Просвещение, 1961.

2.Граник Г.Б., Бондаренко С.М. и др. Когда книга учит.-М.: Педагогика, 1988.

3. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся.

ТЕМА 18: ПРОВЕДЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКОМ.

Цель: Научить учащихся ведению собственного исследования, привести критерии оценки исследовательской работы.

В беседе на уроке изложить перечень элементов исследования учебно-научной проблемы. Научить разработке методики исследования.

Пояснить как составлять план работы.

Раскрыть структуру исследовательской работы и содержание каждой части. Основываясь на материалах предыдущих уроков, постараться уточнить формулировки познавательной задачи, темы, цели, ведущего замысла, всего текста, заключения результатов исследования.

Проверить как члены НОУ ведут работу по поиску и анализу информации; дать практические рекомендации.

Перечислить критерии оценки исследования и раскрыть их содержание.

Состав критериев оценки исследовательской работы:

1.Раскрытие темы.

2.Самостоятельность и творческость суждений автора.

3.Общий уровень информации текста работы.

4.Наличие базовой информации.

5..Композиция работы и логичность изложения текста.

5.Уровень грамотности текста.

6.Полнота и качество раздела «Введение».

7.Качество содержания и формулировки «Ведущего замысла».

8.Полнота и качество основной части работы.

9.Качество содержания «Заключения».

10.Аккуратность оформления исследовательской работы

Литература

1.Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Педагогика, 1978.

2.Нанс Б. Компьютерные сети. – М.: Бином,2000.

3.Афиногенов А.М., Сахарова О.П. Научно-исследовательская и проектная работа московских школьников. //Исследовательская работа школьников N 1, 2003.

5. Федотова Т.И., Волков А.Е. Отчёт по гранту 01-06-00081а РГНФ, 2002.

ТЕМА 19: СОЗДАНИЕ УЧЕБНО-НАУЧНОГО ТЕКСТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ.

Цель: Предложить рекомендации по созданию учеником собственного текста по исследовательской работе.

В беседе на уроке рассказать о характеристиках качества стиля письма. Дать рекомендации по выработке собственного учебно-научного стиля письма.

Урок вести с учетом рекомендаций, изложенных во вспомогательной литературе.

Литература

1. К.И.Чуковский. Великое искусство.

2.Б.С.Мучник. Культура письменной речи. М.: Аспект-Пресс, 1996.

3.Д.Э.Розенталь. Пишите, пожалуйста, грамотно. М.: Астра, 1996.

4.С.Ф.Иванова. Говори: Уроки развивающей риторики. М.: Школа-Пресс, 1997.

5.Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. М.: Яхтсмен, 1995.

6.Дейл Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М.: Прогресс-Прокситель, 1989.

ТМА 20: ПОДГОТОВКА ЭССЕ В ВИДЕ ОТЧЕТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федотова Т.И., Волков А.Е. Отчёт по гранту 01-06-00081а РГНФ, 2002.

2.М. .МОНТЕНЬ. О НЕПОСТОЯНСТВЕ НАШИХ ПОСТУПКОВ. ОПЫТЫ. В ТРЁХ КНГИГАХ. КНИГА ВТОРАЯ. М.: ТЕРРА – ТЕРРА, 1992..

ТЕМА 21: ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНО-НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

1.Учебно-научная конференция планируется к тому сроку, когда ученики подготовят исследовательские работы, проекты, рефераты, эссе.

Цели проведения конференции:

1.Подвести итог изучения указанной темы комплексным исследовательским методом обучения.

2.Активизировать самостоятельную работу гимназистов по добыванию и усвоению новых, выходящих за рамки учебной программы знаний.

3.Научить гимназистов публичному высказыванию и защите своих мыслей по анализу материалов темы и выводов по ним.