Виды познавательной деятельности
Цель: познакомить обучающихся с деятельностью человека по познанию окружающего мира.
Существует четыре вида познания мира[12,19.23, 29,30, 42] человеком: обыденное, научное, художественное и религиозное.
Наиболее объективные знания добываются путем научного исследования. Так как в учебном процессе речь идет о формировании умений исследователя, то в данной теме целесообразно рассмотрим именно исследовательский метод добывания знаний.
Теоретические основы познавательной деятельности.
3.1.Теория познания - это раздел философии, в котором изучаются проблемы познания и его возможностей; отношения знания и реальности; выявляются условия достоверности и истинности знания (19,28.29,42.).
3.2.Познание -есть процесс постижения истины.
Абсолютная истина формируется из множества относительных истин.
3.3.При познавательной /исследовательской/ деятельности следует учи
тывать основные законы диалектики - законы развития природы и общества.
Таких закона три. Первый закон - закон единства и борьбы противоположностей. Он заключается в том, что развитие объективного мира и его познания идут путем раздвоения единого на взаимоисключающие элементы /стороны, тенденции/ и их борьбу. Поэтому, изучение противоречий в рассматриваемом объекте, раскрытие их природы - важнейший элемент деятельности при любом научном исследовании (28, 29).
К закону единства и борьбы противоположностей имеет отношение категория «взаимодействие». Она указывает на связь предметов и процессов, отражающую их взаимное изменение.
3.4.Суть второго закона сводится к следующему. Всем предметам и явлениям свойственны количественные и качественные определенности - количество и качество. Количество и качество взаимосвязаны. Причем, в процессе развития незаметные, постепенные количественные изменения переходят в коренные качественные. Этот переход реализуется в форме скачка. Примерами к закону могут служить переходы жидкости в газы /при изменении температуры/ и наоборот ( 29).
3.5.Третий закон - “закон отрицания”: развитие осуществляется посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные стороны, постольку развитие носит прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали, с повторением в высших стадиях отдельных признаков низших.
3.6.При исследовании надо помнить о категориях «причины и следствия». Явление, предшествующее другому и вызывающее его, называется причиной. То же явление, которое вызывается действием причины, называется следствием (18).
3.7.При исследовании вопросов жизни человека и общества необходимо
учитывать следующее философское положение: «Не сознание определяет
жизнь, а жизнь в основном определяет сознание людей».При этом под «жизнью» следует понимать: взаимодействие людей с природой в процессе производства материальных благ, и взаимоотношения между собой самих людей (19).
3.8. В дополнение к изложенному выше, необходимо учитывать и такое положение: «Экономический базис страны /формы собственности, производственные отношения людей и система распределения материальных благ/ является основанием, на котором формируется надстройка /политические, правовые, философские, этические, художественные, религиозные взгляды общества и соответствующие им учреждения/.
3.9.В познании мира большую роль играет «принцип отражения». Принцип отражения является краеугольным камнем теории познания. Человеческое отражение действительности реализуется в виде сознания и самосознания. Оно предполагает не просто «зеркальное отражение», а активные действия человека. Человек анализирует воспринятое, делает выводы, принимает решение и может начать действовать по преобразованию действительности /или информации о ней/.
3.10. В познавательной деятельности необходимо следить за соблюдением «принципа соответствия». Этот принцип выдвинут известным физиком Н.Бором. Смысл его заключается в том, что вновь открытые знания не должны противоречить проверенным практикой законам и теориям /например, новые знания должны соответствовать закону сохранения энергии, закону всемирного тяготения и т.д./.
3.11.В познавательной деятельности необходимо учитывать следующие положения:
3.11.1.Пользуясь какой-либо теорией в исследовании, надо знать границы ее применимости.
3.11.2.В основе познания должны лежать факты, добытые из опыта или взятые из авторитетного литературного источника.
3.113.Наши знания всегда ограничены, т.е. в большинстве случаев они не являются абсолютной истиной.
3.11.4.В исследовании очень важно правильно оценить истинность и значимость полученных результатов.
3.12.Научное познание представляет собой деятельность с идеализированными объектами. Эта деятельность нацелена на выяснение внутренних и внешних свойств, связей частей, законов отношений между предметами и явлениями окружающей действительности.
Итальянский ученый средневековья Галилей определил четыре стадии познавательной деятельности:
Чувственный опыт, привлекающий внимание к изучению определенной группы явлений.
Поиск аксиомы, рабочей гипотезы, объясняющей закономерности этой частной группы явлений /событий, фактов/ - центральный момент познания, дающий ключ к решению проблемы.
Математическое развитие рабочей гипотезы, или нахождение логических следствий из нее.
Эксперимент - опытная проверка теоретических выводов, которая необходима, поскольку гипотеза есть лишь догадка о сущности изучаемых объектов.
3.13.Научное познание может осуществляться на эмпирическом и теоретическом уровнях.
Диалектика взаимоотношения эмпирического и теоретического уровней познания заключается в том, что само познание, функционируя на базе эмпирического материала, проникает в сущность последнего и тем самым позволяет подняться до уровня объяснения его.
3.14.Эмпирический и теоретический - относительно самостоятельные методы познания. Граница между ними условна. Дело в том, что теоретические знания на одном этапе науки, дают возможность познать эмпирически на следующем более высоком уровне развития науки.
3.15.Знания, добытые эмпирическим путем, дают возможность разработать теорию, в основе которой будут лежать индуктивные и дедуктивные построения.
3.16.Знания, полученные теоретическим путем, дают возможность разработать теорию, в основе которой будут лежать аксиоматические и логико-математические построения.
3.17.Необходимые элементы теории любого уровня познания - понятия, законы, идеи, принципы, правила должны отражать и отражают свойства объектов /явлений, процессов, предметов и т.п./.
3.18.На основе анализа фактов, идей, показателей и т.п. ученик в своем мозгу строит абстрактную модель изучаемого объекта. Модель - это абстрактный /иногда и материальный/ образ, воспроизводящий некоторые свойства и характеристики реально существующих вещей. Модель не может быть полностью адекватной реальному объекту. Она может быть только теоретической посредницей между исследователем и изучаемым объектом. Но все же модель должна соответствовать изучаемому объекту в основной его сути.
3.19.Для исследования объекта обычно используются несколько моделей. Вообще модель строится интуитивно, путем догадки. Догадка при этом основывается на предполагаемых свойствах, возможных взаимосвязях, предполагаемой структуре и т.д. По сути дела предполагается, что изучаемый объект является таким-то. Получается, что выстраивается гипотеза. Гипотезой, как известно, называют предположение о свойствах, структуре и связях изучаемых объектов. При этом не известно является эта гипотеза истинной или ложной.
3.20.Абстрактные модели делятся на модели представления и знаковые. К моделям - представлениям относятся модели идеального газа, планетарная модель атома и другие. К знаковым моделям относятся: система уравнений, описывающих процесс; математические формулы, изображающие физические или химические законы /процессы/ и т.п.
3.21.В процессе исследования модель изучаемого объекта выступает первоначально как догадка - гипотеза, как правдоподобное решение проблемы. Верная гипотеза несет в себе большой эвристический заряд, ее логическое развитие дает возможность предвидеть истину. Вообще познание развивается циклически: от анализа и обобщения совокупности фактов и постановки проблемы - к гипотезе, от гипотезы к теоретическим выводам; от выводов к их интерпретации, экспериментальной проверке и практическому применению. В переходе от теории к практике много общего с переходом от эмпирических фактов к гипотезе - и то и другое требует интуиции и фантазии. То и другое происходит на основе мысленного моделирования. При этом теоретик чаще использует модель-аналогию, совпадающую с исследуемым объектом лишь только в существенном.
Модель экспериментатора, реализующего теоретический подход, напротив, всегда конкретна - представлена в виде приборов и стендов.
3.22.Таким образом, можно заключить, что познать объект /предмет, вещество, процесс, явление, событие и т.д./ - это значит:
-изучить его свойства, /характеристики, факты/ в целом и отдельных его частей /элементов/;
-выявить функции его частей и их взаимосвязь;
-описать свойства и функции;
-объяснить свойства, функции и взаимосвязи объекта, сформулировать закон его существования;
- составить предложения по управлению рассматриваемым объектом /или по его практическому использованию/.
Подтема: Научный метод познания в естественнонаучной области /в понимании известного физика А.Эйнштейна/.
Цель: Рассказать о современном научном представлении процесса добывания знаний в физике, химии, биологии и других естественных науках, где можно поставить эксперимент.
А Эйнштейн рассуждает следующим образом.
Следует разъяснить членам НОУ: исследователем получены результаты опыта «Е» /см. рис. 1./.
«А» - это аксиомы, которые предположительно получаются на основе полученных данных «Е». Но полной логической связи между «А» и «Е» не существует. Есть только интуитивная догадка. Из аксиом «А» исследователь выводит частные утверждения «S». Эти утверждения проверяются экспериментом. В какой-то степени «S» совпадают с опытными данными, но, как правило, не полностью. Исследователь вынужден добывать новые факты. С учетом новых фактов выводятся новые утверждения «S» и т.д., до тех пор, пока утверждения будут близки опытным данным.
Это все приводит к следующим выводам:
-познание объекта идет циклически;
-прямой логической связи между опытом и аксиомами, а также между теоретическими утверждениями и опытом не существует. Таким образом, наши знания всегда относительны, и абсолютная истина состоит из многих относительных.
Занятия проводятся с использованием статьи В.Г.Разумовского «Обучение и научное познание», опубликованной в журнале «Педагогика» N1 в 1998 году, а также пособия для учителей: В.Г. Разумовский. «Развитие творческих способностей учащихся». Изд. Просвещение, 1975.
Целесообразно подготовить Памятку «Модель познания А.Эйнштейна» и раздать членам НОУ.
Контрольные вопросы
1.Сколько и каких видов познавательной деятельности существует?
2.Какие четыре вида операций включает ученическое исследование?
3.Какова роль гипотезы в добывании новых знаний?
4.Чем отличается описание полученных знаний в математике и в истории?
1.Решите задачу:
Один восточный царь, проверяя способности нового визиря, провёл по полу дворца линию мелом. “Попробуй уничтожить эту линию морально, не прикасаясь к ней, сказал он визирю”.
Выполните требование царя.
2.Растолкуйте выражение: “Вежливость ничего не стоит, но завоёвывает всё”.
|