Этапы исследовательской деятельности
ЦЕЛЬ: научить школьников понимать и практически выделять этапы НИР в школе. Рассказать обучающимся, что добывание знаний всегда идёт по схеме:
постановка проблемы – исследование - получение новых знаний.
Затем снова – обнаружение проблемы, её постановка – исследование – добывание новых знаний [36,34].
Научно-исследовательская деятельность – работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов.
Исследовательская деятельность обучающегося начинается с выбора темы. Выбор темы - это один из самых важных элементов исследовательской деятельности. Последовательность этого процесса такова: преподаватель курса "Учебно-исследовательская деятельность" (и учителя – предметники) предлагает группе несколько направлений проведения исследований. Он говорит о том, что ученические исследования можно провести практически по всем "образовательным областям", изучаемым в школе, а также по любой межпредметной теме (см. тему 1). В образовательном стандарте "Базисный учебный план средней общеобразовательной школы" приведены следующие образовательные области: Язык и литература; Естественнонаучные дисциплины - естествознание, физическая география, биология, физика, астрономия, химия, экология и др.;
Общественные дисциплины - история отечества, всеобщая история, школьникам о праве, человек и общество, основы современной цивилизации, граждановедение, экономическая и социальная география мира, политология, экономика, социология, психология и другие дисциплины и т.п..
Обучающиеся могут вести исследования и по другим наукам, например: по космонавтике, по электронике, по философии, по искусству и т.д.
Предлагаемые направления исследований учитывают возможности данного учебного учреждения.
Обучающиеся обдумывают предложенные направления исследований и на последующем занятии высказывают свои пожелания преподавателю.
Затем начинается процесс выбора тем исследования учениками. После выбора темы целесообразно составить план работы /ниже приводится примерный план проведения исследования/.
ПЛАН
исследовательской работы члена научного общества учащихся Петрова Олега по теме: "Определение зависимости качества учебы школьников от доминирования левополушарного /или правополушарного/ типа мышления"
Таблица А
N |
Вид работы |
Содержание материала, работы |
Источник информац |
Начал |
оконч |
1 |
Изучение литературных источников |
Задача – овладение минимумом знаний
по теме исследования |
Книги, журналы, газеты |
1.10 |
1. 11 |
2 |
Формулирование цели исследован |
Цель должна состоять в выявлении зависимости успеваемости по отдел. циклам предм. от правопол (левопол) типа мышления |
|
2.11 |
9.11 |
3 |
Выбор метода исследования |
Методами исследования могут быть анализ, синтез, анкетирование |
Ротенберг Р. Доровской А. |
10.11 |
17.11 |
4 |
Разработка методики ведения работ |
Расписать порядок сбора данных, их анализа, составл. анкет, анкетирование, обработка результатов |
Оценки.
анкеты |
18.11 |
23.11 |
Петров Олег
В приведенном плане указаны основные рабочие этапы исследовательской деятельности. При классификации рассматриваемых этапов в другом аспекте, по-крупному, можно выделить следующие четыре этапа:
а/ Изучение теорий, принципов, закономерностей, понятий, взаимосвязей, а также фактов, идей, событий и т.п., имеющих отношение к исследуемой проблеме.
б/Проведение собственно исследования и добывание новых знаний о рассматриваемом объекте.
в/Описание и объяснение полученных знаний.
г/Разработка предложений по использованию добытых знаний в практической жизни.
Такая классификация исследовательской деятельности довольно прозрачна и понятна. Рассмотрим первый этап. Ясно, что не усвоив уже известных знаний по рассматриваемому вопросу вести исследовательскую работу невозможно.
Изучая исследуемый объект, накапливая знания, обучающемуся надо еще учитывать следующие положения.
1.Наши знания о любом объекте всегда ограничены, и в большинстве случаев абсолютной истиной не являются.
2.Используя в исследовании какую-либо теорию, необходимо знать границы ее применимости.
3.В основе исследования должны лежать факты, добытые из опыта, или взятые из авторитетного печатного источника /литературы, документов, электронных средств информации/.
Здесь же следует указать на то, что учащийся - автор исследования должен обладать знаниями по рассматриваемому объекту в значительно большем объеме, чем это требуется для НИР.
По п.б/ "Непосредственное проведение исследования" нужно изучить "Проведение собственной исследовательской работы" (см. тему 18).
По п.в/ "Описание и объяснение полученных знаний" можно за- метить, что очень важно правильно оценить истинность и значение полученных результатов.
Для правильного выполнения работы по п.в/ необходимо внимательно ознакомиться с методическими рекомендациями "Создание учебно-научного текста" (см. тему 19).
По п. г/ "Разработка предложений по использованию полученных знаний." можно отметить следующее.
Первое. Если полученные в результате исследования знания не являются новыми в науке и технике, а новые только для класса или для настоящей муниципальной городской гимназии, то автор предлагает выступить перед товарищами с учебно-научным докладом по своей теме.
Второе. Когда полученные при исследовании знания являются вообще новыми, то в этом случае даются предложения как их использовать на практике. Так, например, в г. Геленджике ученик 10-го класса Стороженко Е.В. и ученик 9-го класса Стельмах Ю.И. под руководством кандидата технических наук Попова Е.Д. в 1998г. выполнили работу на тему: "Исследование возможности создания измерителя скорости распространения звуковых колебаний в морском грунте". Они разработали упомянутый скоростемер и в заключении отчета написали: "Экспериментальная проверка скоростемера показала высокую стабильность работы прибора и возможность производить автоматическое измерение скорости звука с точностью до уровня точности калибровочных средств “.
На основании проведенных работ показана возможность создания морского импульсно-циклического скоростемера для проведения непосредственных измерений скорости звука в морском грунте".
Таким образом, при ученических исследованиях возможно получение новых знаний для науки или техники.
Завершением НИР является отчет.
|