Понятия и термины, используемые в исследовательской деятельности в школе
Виды познавательной деятельности
Интеллект, как основа и инструмент исследования
Творческое мышление - основа успеха в исследовании
Этапы исследовательской деятельности
Постановка проблемы, формулировка темы и цели
исследования

Выбор темы исследования школьником
Ведущий замысел и гипотеза в школьных
исследованиях

Метод анализа
Метод анкетирования
Метод наблюдения
Метод эксперимента
Метод мысленного эксперимента
Математическое моделирование в школьных
исследованиях

Поиск информации
Самостоятельная работа
Проведение собственного исследования
Создание учебно-научного текста по исследованию
Написание эссе в виде отчёта по исследовательской работе
Проведение учебно-научной конференци
Заключение

Приложения

О проведении учебных исследований школьниками
по вопросам права
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Исследовательская работа ученицы 9 кл. гимназии №18 Бачуриной

© 2007, Федеральный институт развития образования.
Все права защищены законом РФ об авторском и смежных правах.

 

Этапы исследовательской деятельности

 

ЦЕЛЬ: научить школьников понимать и практически выделять этапы НИР в школе. Рассказать обучающимся, что добывание знаний всегда идёт по схеме:

постановка проблемы – исследование - получение новых знаний.

Затем снова – обнаружение проблемы, её постановка – исследование – добывание новых знаний [36,34].

Научно-исследовательская деятельность – работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов.

Исследовательская деятельность обучающегося начинается с выбора темы. Выбор темы - это один из самых важных элементов исследовательской деятельности. Последовательность этого процесса такова: преподаватель курса "Учебно-исследовательская деятельность" (и учителя – предметники) предлагает группе несколько направлений проведения исследований. Он говорит о том, что ученические исследования можно провести практически по всем "образовательным областям", изучаемым в школе, а также по любой межпредметной теме (см. тему 1). В образовательном стандарте "Базисный учебный план средней общеобразовательной школы" приведены следующие образовательные области: Язык и литература; Естественнонаучные дисциплины - естествознание, физическая география, биология, физика, астрономия, химия, экология и др.;

Общественные дисциплины - история отечества, всеобщая история, школьникам о праве, человек и общество, основы современной цивилизации, граждановедение, экономическая и социальная география мира, политология, экономика, социология, психология и другие дисциплины и т.п..

Обучающиеся могут вести исследования и по другим наукам, например: по космонавтике, по электронике, по философии, по искусству и т.д.

Предлагаемые направления исследований учитывают возможности данного учебного учреждения.

Обучающиеся обдумывают предложенные направления исследований и на последующем занятии высказывают свои пожелания преподавателю.

Затем начинается процесс выбора тем исследования учениками. После выбора темы целесообразно составить план работы /ниже приводится примерный план проведения исследования/.

ПЛАН

исследовательской работы члена научного общества учащихся Петрова Олега по теме: "Определение зависимости качества учебы школьников от доминирования левополушарного /или правополушарного/ типа мышления"

Таблица А

N

Вид работы

Содержание материала, работы

Источник информац

Начал

оконч

1

Изучение литературных источников

Задача – овладение минимумом знаний

по теме исследования

Книги, журналы, газеты

1.10

1. 11

2

Формулирование цели исследован

Цель должна состоять в выявлении зависимости успеваемости по отдел. циклам предм. от правопол (левопол) типа мышления

2.11

9.11

3

Выбор метода исследования

Методами исследования могут быть анализ, синтез, анкетирование

Ротенберг Р. Доровской А.

10.11

17.11

4

Разработка методики ведения работ

Расписать порядок сбора данных, их анализа, составл. анкет, анкетирование, обработка результатов

Оценки.

анкеты

18.11

23.11

Петров Олег

В приведенном плане указаны основные рабочие этапы исследовательской деятельности. При классификации рассматриваемых этапов в другом аспекте, по-крупному, можно выделить следующие четыре этапа:

а/ Изучение теорий, принципов, закономерностей, понятий, взаимосвязей, а также фактов, идей, событий и т.п., имеющих отношение к исследуемой проблеме.

б/Проведение собственно исследования и добывание новых знаний о рассматриваемом объекте.

в/Описание и объяснение полученных знаний.

г/Разработка предложений по использованию добытых знаний в практической жизни.

Такая классификация исследовательской деятельности довольно прозрачна и понятна. Рассмотрим первый этап. Ясно, что не усвоив уже известных знаний по рассматриваемому вопросу вести исследовательскую работу невозможно.

Изучая исследуемый объект, накапливая знания, обучающемуся надо еще учитывать следующие положения.

1.Наши знания о любом объекте всегда ограничены, и в большинстве случаев абсолютной истиной не являются.

2.Используя в исследовании какую-либо теорию, необходимо знать границы ее применимости.

3.В основе исследования должны лежать факты, добытые из опыта, или взятые из авторитетного печатного источника /литературы, документов, электронных средств информации/.

Здесь же следует указать на то, что учащийся - автор исследования должен обладать знаниями по рассматриваемому объекту в значительно большем объеме, чем это требуется для НИР.

По п.б/ "Непосредственное проведение исследования" нужно изучить "Проведение собственной исследовательской работы" (см. тему 18).

По п.в/ "Описание и объяснение полученных знаний" можно за- метить, что очень важно правильно оценить истинность и значение полученных результатов.

Для правильного выполнения работы по п.в/ необходимо внимательно ознакомиться с методическими рекомендациями "Создание учебно-научного текста" (см. тему 19).

По п. г/ "Разработка предложений по использованию полученных знаний." можно отметить следующее.

Первое. Если полученные в результате исследования знания не являются новыми в науке и технике, а новые только для класса или для настоящей муниципальной городской гимназии, то автор предлагает выступить перед товарищами с учебно-научным докладом по своей теме.

Второе. Когда полученные при исследовании знания являются вообще новыми, то в этом случае даются предложения как их использовать на практике. Так, например, в г. Геленджике ученик 10-го класса Стороженко Е.В. и ученик 9-го класса Стельмах Ю.И. под руководством кандидата технических наук Попова Е.Д. в 1998г. выполнили работу на тему: "Исследование возможности создания измерителя скорости распространения звуковых колебаний в морском грунте". Они разработали упомянутый скоростемер и в заключении отчета написали: "Экспериментальная проверка скоростемера показала высокую стабильность работы прибора и возможность производить автоматическое измерение скорости звука с точностью до уровня точности калибровочных средств “.

На основании проведенных работ показана возможность создания морского импульсно-циклического скоростемера для проведения непосредственных измерений скорости звука в морском грунте".

Таким образом, при ученических исследованиях возможно получение новых знаний для науки или техники.

Завершением НИР является отчет.