Понятия и термины, используемые в исследовательской деятельности в школе
Виды познавательной деятельности
Интеллект, как основа и инструмент исследования
Творческое мышление - основа успеха в исследовании
Этапы исследовательской деятельности
Постановка проблемы, формулировка темы и цели исследования
Выбор темы исследования школьником
Ведущий замысел и гипотеза в школьных исследованиях
Метод анализа
Метод анкетирования
Метод наблюдения
Метод эксперимента
Метод мысленного эксперимента
Математическое моделирование в школьных
исследованиях

Поиск информации
Самостоятельная работа
Проведение собственного исследования
Создание учебно-научного текста по исследованию
Написание эссе в виде отчёта по исследовательской работе
Проведение учебно-научной конференци
Заключение

Приложения

О проведении учебных исследований школьниками
по вопросам права
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Исследовательская работа ученицы 9 кл. гимназии №18 Бачуриной

© 2007, Федеральный институт развития образования.
Все права защищены законом РФ об авторском и смежных правах.

 

Выбор темы исследования школьником

 

Научное исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности; характеризуется объективностью, воспроизводимостью, точностью; имеет два уровня – эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные.

ЦЕЛЬ: научить школьников выбирать тему для своего исследования.

Требования к темам для изучения исследовательским методом

1. Тема должна быть связана с жизнью школьников: отражать или современную их жизнь, или будущую /после выпуска из гимназии/. Она должна захватывать или быт, или экономику, политику, социальную сферу, духовно-нравственную сферу, здоровый образ жизни и т. д.

Например, в одной американской школе проводили эксперимент в 3-м классе дети выполняли аналитические задания: сравнить качества хорошего и плохого мера города; разработать временной график хода выборов в городскую думу; привести примеры пропагандистских приемов СМИ и дать им оценку.

2.Тема должна быть значимой для современности;

3.По теме должны быть доступны литература, периодическая печать или архивы, т. е. должна быть так называемая базовая информация.

4.Тема должна лежать в сфере интересов конкретного /или конкретных/ исполнителя.

5.Ход решения задачи не должен быть очевиден, так как речь идет о добывании нового знания.

6. При решении задачи по выбранной теме ученики должны пройти по всем основным этапам исследования, а именно:

а/ изучение и осмысление теорий, законов, принципов, правил, а также обобщение знаний ученика по той науки, по которой он /они/ должен вести исследование;

б/ анализ известных ученику фактов, идей и других сведений по конкретной теме исследования и выбор направления действий по поиску недостающих знаний;

в/ поиск недостающих знаний – чтение книг, газет, архивных документов, проведение интервью, проведение работ по эксперименту и т.д.;

г/ построение мысленной модели объекта исследования;

д/ разработка рабочей гипотезы или ведущего замысла;

е/ проведение рассуждений методом индукции и дедукции, рефлексии;

ж/ выдвижение тезисов и обоснование их;

з/ обобщение и выводы.

Критерии выбора темы НИР школьником:

1.Первый критерий выбора темы учебно-исследовательской работы ученика – критерий заинтересованности ученика. Ученику должно нравиться заниматься вопросами исследовательской работы. Личная заинтересованность школьника будет хорошим стимулом в трудные минуты работы над темой.

2.Второй критерий выбора темы – учет характера ученика.

При выборе темы НИР необходимо учитывать свойства личности ученика. Имеются ввиду следующие свойства: склонность к размышлениям /такому ученику лучше посоветовать теоретическую тему/; склонность делать что-то своими руками /такому ученику посоветовать экспериментальную тему/; склонность вести расчеты /такому ученику посоветовать тему, в которой важны вычисления/; любовь к природе /такому ученику посоветовать тему по наблюдению, например, за птицами данного населенного пункта/ и т.д.

3.Третий критерий – критерий обучающего эффекта. Исследование должно соответствовать поставленной цели всей этой работы, а именно: формирование умений и навыков исследователя у школьников. Этот критерий можно сформулировать так: тема должна быть такой, чтобы ученик при ее исследовании был вынужден поработать с напряжением на всех основных этапах: формулировка цели, поиск и анализ информации, разработка гипотезы /или ведущего замысла/, построение мысленной модели объекта, применение метода и методики исследования, проведение анализа и синтеза, использование индукции и дедукции, аналогий и обобщения; работа над содержанием и композицией отчета.

4.Четвертый критерий – это критерий возможности выполнения темы на должном учебно-научном уровне.

В целях удовлетворения требованиям этого критерия должна быть проведена предварительная подготовительная работа – проверка наличия приборов и оборудования, /если предполагается проведение эксперимента/, проверка наличия литературы в соответствующей библиотеке и т.д.

5.Пятый критерий – критерий значимости темы. Тема должна быть значимой для класса, школы, населенного пункта. То есть тема НИР школьника или должна прояснять какой-то вопрос учебной программы, или играть определенную роль в общественной жизни коллектива школы или населенного пункта /например, разработка сценария проведения праздника.