Оглавление

Введение
Комплексность применения исследовательского метода обучения
Понятия и термины, используемые в исследовательской деятельности в школе
Виды познавательной деятельности
Интеллект, как основа и инструмент исследования
Творческое мышление - основа успеха в исследовании
Этапы исследовательской деятельности
Постановка проблемы, формулировка темы и цели
исследования

Выбор темы исследования школьником
Ведущий замысел и гипотеза в школьных
исследованиях

Метод анализа
Метод анкетирования
Метод наблюдения
Метод эксперимента
Метод мысленного эксперимента
Математическое моделирование в школьных
исследованиях

Поиск информации
Самостоятельная работа
Проведение собственного исследования
Создание учебно-научного текста по исследованию
Написание эссе в виде отчёта по исследовательской работе
Проведение учебно-научной конференци
Заключение

Приложения

О проведении учебных исследований школьниками
по вопросам права
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Исследовательская работа ученицы 9 кл. гимназии №18 Бачуриной

© 2007, Федеральный институт развития образования.
Все права защищены законом РФ об авторском и смежных правах.

 

Комплексность применения исследовательского метода обучения

1.1.Цель: Развитие широты (дивергентность) мышления у обучающихся, всестороннее рассмотрение проблемы.

Для достижения таких целей применяемых в настоящее время методов обучения школьников, по нашему мнению, недостаточно. Напрашивается применение исследовательского метода. Сущность исследовательского метода обучения, как известно, заключается в том, что учитель формулирует учащимися проблему, а последние самостоятельно ищут её решение. Конечно, работа учащихся по исследовательскому методу учит их решать отдельные проблемы. Но, в данном случае применить исследовательский метод предполагается не на уроке, а в целом на курсе.

Перед обучающимися по курсу “Учебно-исследовательская деятельность школьников” преподавателем совместно с учителями-предметниками (будущими посредниками) ставится межпредметная проблема (школьники тоже участвуют в постановке проблемы).

Затем школьники выбирают тему – познавательную задачу, которую они планируют исследовать, как часть общей проблемы. При этом предполагается, что частная тема школьника, её исследование внесёт вклад в решение межпредметной проблемы. В этой учебной работе исследовательский метод обучения используется наиболее полно.

Кроме того, мы считаем, что в данный раздел целесообразно включить обобщающий компонент – развитие у обучающихся системности мышления .

Под этим мы понимаем:

- формирование умений поставить проблему (т.е. сформулировать познавательную задачу);

- развитие умений подойти к проблеме со всех обычных и необычных сторон;

- развитие умения решать проблему с учётом неопределённости;

- развитие ассоциативного воображения;

- развитие умения анализировать и обобщать;

- развитие умения использовать интуицию;

- развитие умения мыслить творчески.

В целом общее развитие учащихся и формирование у них приёмов познавательной деятельности осуществляется путём комплексного применения исследовательского метода [7].

1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

1.2.1. Подбор межпредметной темы. Она должна отвечать определённым требованиям, а именно:

- должна позволять ученикам пройти (усвоить) все этапы на­учного исследования (конечно, на школьном уровне);

- быть достаточно объёмной, чтобы её можно было изучать в нескольких аспектах. То есть, должна быть возможность рассматривать её широко и всесторонне.

1.2.2. Далее подбирается группа учеников 8-10 кл., активно участвующих в изучении межпредметной темы. С этой группой начинаются занятия по курсу “Учебно-исследовательская деятельность”[7]. Группа посещает занятия в обязательном порядке (другие ученики старших классов приглашаются пожеланию).

Из основной группы создаётся Научное общество учащихся (НОУ). Занятия ведёт учёный или преподаватель.

1.2.3. Непосредственное руководство исследованием ученика ведёт учитель – предметник, что он занимает положение “посредника” между учеником и знаниями, между учеником и процессом добывания новых знаний.

Мы считаем, что в этом случае применим метод “Учения с посредником”, разработанный учёным США Р. Фоерстейном [9,10,11], состоящий из трех основных принципов деятельности учителя – предметника, участвующего в учебной работе.

Первый принцип : учитель готовится к работе по межпредметной теме, планирует программу работы с учащимся по исследованию частной темы школьника. При этом главным должно быть доброжелательность в общении и отсутствие оценок действий ученика.

Второй принцип : вывод подопечного ученика за пределы исследуемой темы.

УЧИТЕЛЬ ОБУЧАЕТ ШКОЛЬНИКА АНАЛИЗИРОВАТЬ ПОЛУЧЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ, СРАВНИВАТЬ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ И ГРУППИРОВАТЬ ИХ, производить оценку предметов и явлений. Учитель-посредник разъясняет связь между предыдущими знаниями, и новыми, полученными при исследовании выбранной темы.

Третий принцип : учитель формирует понимание школьником значимости, полезности его работы по исследованию темы.

Действия учителя в этом случае заключаются в разъяснении ученику целей работы в НОУ над темой, стимулировании ученика к использованию знаний и выработанных умений в новых условиях, в новых ситуациях для решения возникших задач.

Руководство исследовательской деятельностью ученика “учение с посредником” требуют от учителя непрерывного повышения и применения профессионализма и систематической работы. При этом важно для учителя самому овладеть навыками организации НИР:

1) выстраивать общение с учениками, в котором отношение к внутреннему миру другого будет занимать значимое место;

2) провоцировать появление вопросов и желания найти на них ответы:

3) учитывать интересы и мотивы школьника;

4) давать учащемуся право в принятии значимых решений;

5) развивать общее желание к творчеству.

1.3. Когда члены НОУ войдут в курс предстоящей деятельности, (это примерно шестое занятие), они выбирают темы своих личных исследований. Темы выбираются с участием руководителя занятий. Так как в последующем руководить исследованием учеников будут учителя-предметники, то в выборе тем исследования учениками они так же принимают участие.

Темы учениками выбираются такие, чтобы всесторонне охватить межпредметную тему. Например, была рассмотрена тема “ПРОБЛЕМЫ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ В ОДНОИМЕННОМ РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА И В НАШИ ДНИ”.

(Гимназия N 18 г. Королев Московской области).

По этой теме были проведены следующие исследования:

1. Социально-экономическая ситуация в России в период создания романа – ученик 10 кл. Марцинюк П.

2. Общественное движение в России в рассматриваемый период –ученица 10 кл. Тхай Л.

3. История создания романа “Отцы и дети”-ученица 10 кл. Танкова В.

4. О личности Е.Базарова (эссе) – уч. 10 кл. Шахназарова Л.

5. Нигилизм как общественно-историческое явление – ученицы 10 кл. Ершова А. и Чеснокова И.

6. Роман “Отцы и дети” – роман о любви – уч. 10 кл. Вагузова Н.

7. Общественная жизнь , отраженная в романе – уч. 10 кл. Исаева О.

8. Проблемы отцов и детей в современном обществе – уч. 10 кл. Фесенко А.

Была изучена также тема: “ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА”.

По этой межпредметной теме были подготовлены следующие работы:

1. Туберкулёз лёгких в современной России – уч. 11 кл. Милюков М.

2. Влияние алкоголизма на организм подростка – уч. 11 кл. Дадов И.

3. Социальный статус учащегося – уч. 11 кл. Саламова Айна .

4. Массовая культура культивизации идолопоклонства в среде молодёжи – уч. 11 кл. КИРПИЧЕВА Е.

5. Мотивация учебной деятельности – ученицы 11 кл. Симонян С. и Моторина Е.

6. Честь и честность – уч. 9 кл. Бобылёва Е.

7. Экология и нравственность – уч 9 кл. Кравчук Д.

8. СПИД в России – уч. 11 кл. Тельминов С.

Была исследована ещё такая тема: “ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ”.

По этой теме были подготовлены и доложены на школьной конференции следующие темы:

1 Жизнь и творчество Д.И. Менделеева – уч. 9 кл. Болдырева Н.

2. Жизнь и деятельность Пифагора – уч. 9 кл. Трегуб А.

3. Жизнь и подвиги Александра Невского – уч. 9 кл. Чухланцева Л.

4. Открытия Исаака Ньютона – уч. 9 кл. Софьина К.

5. Литературно- художественная жизнь Байрона – уч. 9 кл. Хасаншина М.

6. Бернард Шоу – писатель и драматург – уч. 9 кл. Шайдулина А.

Были исследованы и некоторые другие темы.

1.4. Занятия в научном обществе проходили по специальной программе (см. приложение 2).

Программа содержит все этапы научного исследования: постановку познавательной задачи, формулировку цели, выбор метода исследования, проведение исследования и разработку выводов.

1.5. На первом же занятии ученикам разъясняется, что им предстоит делать.

Рассказывается, что им предстоит всесторонне изучить межпредметную тему, при этом пройти те же этапы, исследования, которые проходит и учёный. Разница в уровне и в том, что ученик добывает знания, которые уже известны (не известны только ему и классу).

Следует отметить преимущества комплексного применения исследовательского метода обучения:

а) Ученик, занимаясь одной стороной комплексной проблемы, невольно вынужден думать о проблеме в целом, так как он понимает, что если он не будет вникать в содержание проблемы вобщем, то может допустить ошибки в своём индивидуальном исследовании при трактовке фактов или событий, имевших место в рассматриваемой проблеме.

б) Общаясь с учащимися, исследующими ту же межпредметную тему, школьник, обсуждая с ними содержание проблемы, невольно развивает широту собственного мышления.

в) Межпредметность темы заставляет ученика осмысливать взаимосвязь изучаемых предметов и тем самым обобщать знания и лучше осваивать школьный курс [8,9, 10,11.].

Обращалось внимание учеников на использование знаний, полученных на уроках, на знание теории, законов, принципов и правил той науки, по которой взята тема исследования.

Особое внимание уделялось роли интеллекта в исследовательской деятельности, упражнениям по его развитию, формированию критического мышления [12,13,14].

Естественно, умение рассуждать чаще относится к критическому уму. Приведём пример критического мышления, т е. собственного аналитического рассуждения ученика.

“Воспитание – это очень важный процесс в жизни человека. …Можно сказать, что это одна из сквозных тем русской литературы, анализ которой помогает увидеть самые истоки зарождения личности литературного героя.

У меня к этой теме особый личный интерес. Нас три сестры, и, хотя нас воспитывали одинаково, у каждой сформировался свой, совершенно особый взгляд на жизнь. Мне захотелось узнать – почему люди, выросшие в одной среде, так индивидуальны?” (Фесенко А. ученица 9-го кл.).

Работая над межпредметной темой в гимназии N 18 г. Королева (и при подготовке эссе и исследовательских работ) мы старались приблизить детей как можно ближе к жизни. На занятиях научного общества (НОУ) мы часто повторяли: наблюдайте жизнь, развивайте наблюдательность. Наблюдение - источник размышлений.

В какой-то мере наши старания не прошли даром. Так, ученица 8-го класса Радченко А. в Исследовательской работе “Дятлы Лосиного острова” пишет: “Отправившись в хорошее весеннее утро в ближайший лес для прогулки, Вы с наслаждением вдыхаете свежий лесной воздух и прислушиваетесь к разнообразным голосам птичьего мира.

Вдруг над вами с высоты зелёного свода древесных ветвей раздаётся громкое “эррррр…”, подобное короткой барабанной дроби. Постарайтесь всмотреться повнимательнее и вы увидите дятла, прицепившегося к сухому суку”.

Прежде всего развитию интеллекта на занятиях НОУ вообще уделялось большое внимание.

Дело в том, что одной из задач курса является научить гимназистов правильно мыслить.

Обученность правильному мышлению учащиеся использовали в своих исследовательских работах.

Рассмотрим, например, проект ученицы 10-го класса Исаевой Оли “Общественная жизнь в романе Отцы и дети”. Она пишет: “Литература всегда была голосом эпохи. И.С. Тургенев в романе Отцы и дети чрезвычайно верно изобразил современное поколение. Это, конечно, заслуживает глубочайшего уважения.

Великому художнику удалось в этом произведении поднять глубокие политические, философские и эстетические проблемы, раскрыть суть идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х – начала 60-х годов XIX века”.

Метод дедукции также был задействован. Дедукция, как известно, движение мысли от общего положения к частному событию (факту) [19,20, 23].

Дедукцию, в частности, в своём проекте также применила ученица 10 класса Исаева Ольга.

В рассматриваемой учебной работе изучался и применялся метод рефлексии. Как известно, рефлексия – метод мышления, предметное рассмотрение объекта(9,11).

Это деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение самого знания, критический анализ его содержания, внутреннюю специфику духовного мира человека. При исследовании рефлективное мышление – это движение мысли вперёд с тщательным анализом фактов, а затем назад, и так несколько раз до полного уяснения.

Рефлексию также использовала Шахназарова Лана в эссе “О личности Е. Базарова”. Она пишет: ”Всё задаю себе вопрос: почему Базаров нет- нет да сорвётся, заговорит с преувеличенной гордостью, с подозрительным ожесточением. Это случается, например, когда речь заходит об искусстве.

Не является ли его нетерпимость результатом проявлений скрытой власти искусства над его душой? Не сознаёт ли сам Базаров в музыке, искусстве, поэзии силу угрожающую его ограниченным взглядам на природу человека”?

Достаточно внимания уделялось обучению самостоятельной работе с информацией, развитию навыка проникновения в сложный текст.

Много внимания уделялось добыванию, “базовой информации”, то есть информации, являющейся центральной для данного исследования.

Заканчивалась программа ознакомлением учащихся с учебно-научной конференцией: как она готовится, как проводится, как они должны представить свою исследовательскую работу и участвовать в дискуссии по межпредметной теме.