Понятия и термины, используемые в исследовательской деятельности в школе
Виды познавательной деятельности
Интеллект, как основа и инструмент исследования
Творческое мышление - основа успеха в исследовании
Этапы исследовательской деятельности
Постановка проблемы, формулировка темы и цели исследования
Выбор темы исследования школьником
Ведущий замысел и гипотеза в школьных исследованиях
Метод анализа
Метод анкетирования
Метод наблюдения
Метод эксперимента
Метод мысленного эксперимента
Математическое моделирование в школьных
исследованиях

Поиск информации
Самостоятельная работа
Проведение собственного исследования
Создание учебно-научного текста по исследованию
Написание эссе в виде отчёта по исследовательской работе
Проведение учебно-научной конференци
Заключение

Приложения

О проведении учебных исследований школьниками
по вопросам права
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Исследовательская работа ученицы 9 кл. гимназии №18 Бачуриной

© 2007, Федеральный институт развития образования.
Все права защищены законом РФ об авторском и смежных правах.

 

Метод анкетирования

 

(анкетирование – от французского languete - расследование)

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с исследованием на основе анкетного опроса и интервью.

Один из наиболее применяемых методов исследования в школе [44].

ВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. В начале исследования необходимо четко поставить цель, например, выяснить освоение учащимися общеучебных умений и навыков.

2.В соответствии с поставленной целью сделать перечень вопросов.

3.Вопросы подразделяются на два вида: открытые и закрытые.

4. Открытые вопросы подразумевают свободный ответ. Например: “Часто ли вы получаете домашние задания с использованием научно-популярной литературы? На этот вопрос можно ответить по-разному.

5. Закрытые вопросы предполагают выбор из нескольких вариантов, предлагаемых в анкете. Например: “Встречаетесь ли вы на уроках в школе с элементами учебных игр?”

В анкете даётся два ответа “да” и “нет” и предлагается подчеркнуть один из них.

6.Вопросы делятся также на объективные и субъективные.

Объективные вопросы – это вопросы о возрасте респондента, образовании и т.п.

Субъективные вопросы – это вопросы, выявляющие отношение опрашиваемого к чему-то. Например: “Хотели бы вы участвовать в исследовательской работе?”

Анкеты бывают анонимные и подписанные (с указанием фамилии отвечающего).

8.Основные правила построения анкеты.

8.1.Логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами.

8.2.Интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу.

8.3.Не должно быть сложных и интимных вопросов.

8.4. Вопросы должны соответствовать образовательному уровню респондентов.

8.5.В закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов.

8.6.Общее количество вопросов не должно быть слишком большим.

8.7.Вопросы не должны утомлять опрашиваемого

АНКЕТИРОВАНИЕ МОЖЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ТРЕМЯ СПОСОБАМИ

1.Анкета заполняется и подписывается в присутствии сборщика.

2.Групповое заполнение анкет в присутствии сборщика.

3.Опрашиваемые заполняют анкеты самостоятельно и сдают одновременно.

ПРИМЕР АНКЕТЫ.

(анкета о введении новых предметов)

Научно-методический совет гимназии проводит исследование проблем введения преподавания новых учебных курсов. В связи с этим просим Вас ознакомиться с анкетой и ответить на её вопросы.

Первая часть анкеты предусматривает несколько возможных вариантов ответа, прочитав которые, выделите , пожалуйста, совпадающие с Вашим мнением. Если же ни один из предложенных вариантов Вас не устраивает, сформулируйте свой ответ на поставленные вопросы.

1.Как, по-вашему, стоит ли вводить новые учебные предметы?

Этика Философия Проектная деятельность

да---------------------------------------------------------------------------------

нет--------------------------------------------------------------------------------

2.Названные курсы не стоит вводить в программу гимназии, так как Этика - Философия - Проектная деятельность очень сложные предметы, не совпадают с предметами, интересующими меня, не пригодятся в будущем.

Ваш вариант____________________________________________

3.Новые курсы стоит вводить в программу, поскольку Этика, Философия, Проектная деятельность дают ответы на интересующие меня вопросы, воспитывают мышление______________________

Ваш вариант ответа_______________________________________

Вторая часть анкеты даст нам возможность оценить понимание Вами изучаемых вопросов. Поэтому, пожалуйста, сформулируйте определения приведенных ниже понятий:

МОРАЛЬ –

Духовная культура –

Человеческое общество –

Вопросы для закрепления

1. В каком случае применяется анкетирование?

2. Что самое главное при взятии интервью?

1. Решите логическую задачу:

В тоннеле одноколейная дорога. Однажды днём один поезд вошел в тоннель с южной стороны, а другой с северной. Но крушения не произошло. Почему?

2. Растолкуйте выражение: “Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой” (Эпиктет).