Проведение учебно-научной конференции
Учебно-научная конференция планировалась к тому сроку, когда ученики подготовят исследовательские работы, эссе.
Цели проведения конференции:
1.Подвести итог изучения указанной темы комплексным исследовательским методом обучения.
2.Активизировать самостоятельную работу гимназистов по добыванию и усвоению новых, выходящих за рамки учебной программы знаний.
3.Научить гимназистов публичному высказыванию и защите своих мыслей по анализу материалов темы и выводов по ним.
2.На конференцию приглашаются:
а) группа учеников, которая изучала межпредметную тему;
б) все ученики 8-10-х классов, которые учились на 4 и 5;
в) учителя, задействованные в межпредметной теме;
г) отдельные наиболее способные ученики 7-х классов.
В ГИМНАЗИИ N 18 БЫЛИ ПРОВЕДЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ КОНФЕРЕНЦИИ:
1. Жизнь русского общества первой половины XIX века.
2. Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”.
3. Проблемы современного человека.
4. Животные и растения национального парка “Лосиный остров”.
Учебно-научные конференции мы проводили следующим образом. Открывала конференцию зам. директора по научной работе к.п.н. Ялыщева Л.В. Она произносила краткое вступительное слово о целях конференции и призывала всех активно участвовать в ней.
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ ПО ТЕМЕ “ПРОБЛЕМЫ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ В ОДНОИМЕННОМ РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА И В НАШИ ДНИ”:
1.Вступительное слово зам. директора гимназии Ялышевой Л.В.
2.Выступление научного руководителя к.т.н. Волкова А.Е.
3.Выступление уч. 10 кл. Марцинюк П. по теме “Социально-экономическая ситуация в России в период создания романа”
4.Выступление уч. 10 кл. Тхай Л. “Общественное движение в России в рассматриваемый период”.
5.Выступление уч. 10 кл. Танковой В. “История создания романа “Отцы и дети”.
6.Выступление уч. 10 кл. Шахназаровой Л. “О личности Е. Базарова”.
7.Выступление уч. 10 кл. Ершовой А. и Чесноковой И. “Нигилизм как общественно - историческое явление”.
8.Выступление уч. 10 кл. Вагузовой Н. “Роман ”Отцы и дети” - роман о любви”.
9.Выступление уч. 10 кл. Исаевой О. “Общественная жизнь, отраженная в романе”.
10.Выступление уч.10 кл. Фесенко А. “Проблемы отцов и детей в современном обществе”.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАССМАТРИВАЕМОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Для оценки результатов применения исследовательского метода и исследовательской деятельности 38 учащимся была роздана следующая анкета.
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Анкетирование предполагает выяснить реальное положение дел с результатами обучения комплексным исследовательским методом.
Поэтому, пожалуйста, ответьте правдиво на поставленные вопросы.
Обязательно ответьте развёрнуто, т.е. несколькими словами. Кроме того, в конце напишите как, по-вашему, можно улучшить обучение таким методом.
1. Что вам нравится больше: обучение традиционным или комплексным исследовательским методом? Почему? _______________
________________________________________________________
2. Какие новые умения вы приобрели при обучении комплексным исследовательским методом?
________________________________________________________
3. Как вы считаете, будут ли эти умения и знания полезны вам в дальнейшей учебной деятельности?
________________________________________________________
Ответы участвующих в эксперименте были положительные.
Приведём ответы двух учениц.
Ответ на первый вопрос:
“Обучение комплексным исследовательским методом позволяет получить более глубокие знания по изучаемой теме, но требует серьёзной работы и времени”. (Максимчук Э., 11кл)
“Я думаю, что исследовательский метод обучения наиболее интересен, так как приучает рассуждать и решать вопросы по проблеме”. (Танкова В., 10 кл.).
Ответ на второй вопрос:
“Умение работать с большим количеством материала, умение выделять главное из всей массы информации”. (Максимчук Э., 11 кл.).
“Я научилась правильно формулировать свои мысли. Занятия помогли развить мою память, я стала более внимательной, наблюдательной, сосредоточенной”. (Танкова).
Ответ на третий вопрос:
“Да, будут полезны”. (Максимчук Э.).
“Я думаю, что будут полезны”. (Танкова В.).
ВЫВОДЫ:
1.Разработан и применён практически новый метод обучения гимназистов – комплексное применение исследовательского метода.
Комплексность состоит в том, что группа учеников изучает межпредметную тему в общем, и каждый исследует её отдельный аспект.
Причём, это делается после изучения курса “Учебно - исследовательская деятельность”.
2.Указанный метод позволяет обучающимся формировать умения добывать новые знания, шире смотреть на учёбу, находить место каждому предмету в понимании устройства и существовании мира, и тем самым продвигает их общее развитие.
3.К важным элементам разработанного метода можно отнести то, что школьники публично защищают свои исследования на учебно-научной конференции, а затем участвуют в общей дискуссии по межпредметной теме. Это приучает их глубже понимать материал рассматриваемой темы, рассуждать и осмысливать его.
|