Понятия и термины, используемые в исследовательской деятельности в школе
Виды познавательной деятельности
Интеллект, как основа и инструмент исследования
Творческое мышление - основа успеха в исследовании
Этапы исследовательской деятельности
Постановка проблемы, формулировка темы и цели исследования
Выбор темы исследования школьником
Ведущий замысел и гипотеза в школьных исследованиях
Метод анализа
Метод анкетирования
Метод наблюдения
Метод эксперимента
Метод мысленного эксперимента
Математическое моделирование в школьных
исследованиях

Поиск информации
Самостоятельная работа
Проведение собственного исследования
Создание учебно-научного текста по исследованию
Написание эссе в виде отчёта по исследовательской работе
Проведение учебно-научной конференци
Заключение

Приложения

О проведении учебных исследований школьниками
по вопросам права
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Исследовательская работа ученицы 9 кл. гимназии №18 Бачуриной

© 2007, Федеральный институт развития образования.
Все права защищены законом РФ об авторском и смежных правах.

 

Проведение учебно-научной конференции

 

Учебно-научная конференция планировалась к тому сроку, когда ученики подготовят исследовательские работы, эссе.

Цели проведения конференции:

1.Подвести итог изучения указанной темы комплексным исследовательским методом обучения.

2.Активизировать самостоятельную работу гимназистов по добыванию и усвоению новых, выходящих за рамки учебной программы знаний.

3.Научить гимназистов публичному высказыванию и защите своих мыслей по анализу материалов темы и выводов по ним.

2.На конференцию приглашаются:

а) группа учеников, которая изучала межпредметную тему;

б) все ученики 8-10-х классов, которые учились на 4 и 5;

в) учителя, задействованные в межпредметной теме;

г) отдельные наиболее способные ученики 7-х классов.

В ГИМНАЗИИ N 18 БЫЛИ ПРОВЕДЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ КОНФЕРЕНЦИИ:

1. Жизнь русского общества первой половины XIX века.

2. Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”.

3. Проблемы современного человека.

4. Животные и растения национального парка “Лосиный остров”.

Учебно-научные конференции мы проводили следующим образом. Открывала конференцию зам. директора по научной работе к.п.н. Ялыщева Л.В. Она произносила краткое вступительное слово о целях конференции и призывала всех активно участвовать в ней.

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ ПО ТЕМЕ “ПРОБЛЕМЫ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ В ОДНОИМЕННОМ РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА И В НАШИ ДНИ”:

1.Вступительное слово зам. директора гимназии Ялышевой Л.В.

2.Выступление научного руководителя к.т.н. Волкова А.Е.

3.Выступление уч. 10 кл. Марцинюк П. по теме “Социально-экономическая ситуация в России в период создания романа”

4.Выступление уч. 10 кл. Тхай Л. “Общественное движение в России в рассматриваемый период”.

5.Выступление уч. 10 кл. Танковой В. “История создания романа “Отцы и дети”.

6.Выступление уч. 10 кл. Шахназаровой Л. “О личности Е. Базарова”.

7.Выступление уч. 10 кл. Ершовой А. и Чесноковой И. “Нигилизм как общественно - историческое явление”.

8.Выступление уч. 10 кл. Вагузовой Н. “Роман ”Отцы и дети” - роман о любви”.

9.Выступление уч. 10 кл. Исаевой О. “Общественная жизнь, отраженная в романе”.

10.Выступление уч.10 кл. Фесенко А. “Проблемы отцов и детей в современном обществе”.

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАССМАТРИВАЕМОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Для оценки результатов применения исследовательского метода и исследовательской деятельности 38 учащимся была роздана следующая анкета.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Анкетирование предполагает выяснить реальное положение дел с результатами обучения комплексным исследовательским методом.

Поэтому, пожалуйста, ответьте правдиво на поставленные вопросы.

Обязательно ответьте развёрнуто, т.е. несколькими словами. Кроме того, в конце напишите как, по-вашему, можно улучшить обучение таким методом.

1. Что вам нравится больше: обучение традиционным или комплексным исследовательским методом? Почему? _______________

________________________________________________________

2. Какие новые умения вы приобрели при обучении комплексным исследовательским методом?

________________________________________________________

3. Как вы считаете, будут ли эти умения и знания полезны вам в дальнейшей учебной деятельности?

________________________________________________________

Ответы участвующих в эксперименте были положительные.

Приведём ответы двух учениц.

Ответ на первый вопрос:

“Обучение комплексным исследовательским методом позволяет получить более глубокие знания по изучаемой теме, но требует серьёзной работы и времени”. (Максимчук Э., 11кл)

“Я думаю, что исследовательский метод обучения наиболее интересен, так как приучает рассуждать и решать вопросы по проблеме”. (Танкова В., 10 кл.).

Ответ на второй вопрос:

“Умение работать с большим количеством материала, умение выделять главное из всей массы информации”. (Максимчук Э., 11 кл.).

“Я научилась правильно формулировать свои мысли. Занятия помогли развить мою память, я стала более внимательной, наблюдательной, сосредоточенной”. (Танкова).

Ответ на третий вопрос:

“Да, будут полезны”. (Максимчук Э.).

“Я думаю, что будут полезны”. (Танкова В.).

ВЫВОДЫ:

1.Разработан и применён практически новый метод обучения гимназистов – комплексное применение исследовательского метода.

Комплексность состоит в том, что группа учеников изучает межпредметную тему в общем, и каждый исследует её отдельный аспект.

Причём, это делается после изучения курса “Учебно - исследовательская деятельность”.

2.Указанный метод позволяет обучающимся формировать умения добывать новые знания, шире смотреть на учёбу, находить место каждому предмету в понимании устройства и существовании мира, и тем самым продвигает их общее развитие.

3.К важным элементам разработанного метода можно отнести то, что школьники публично защищают свои исследования на учебно-научной конференции, а затем участвуют в общей дискуссии по межпредметной теме. Это приучает их глубже понимать материал рассматриваемой темы, рассуждать и осмысливать его.