Понятия и термины, используемые в исследовательской деятельности в школе
Виды познавательной деятельности
Интеллект, как основа и инструмент исследования
Творческое мышление - основа успеха в исследовании
Этапы исследовательской деятельности
Постановка проблемы, формулировка темы и цели
исследования

Выбор темы исследования школьником
Ведущий замысел и гипотеза в школьных
исследованиях

Метод анализа
Метод анкетирования
Метод наблюдения
Метод эксперимента
Метод мысленного эксперимента
Математическое моделирование в школьных
исследованиях

Поиск информации
Самостоятельная работа
Проведение собственного исследования
Создание учебно-научного текста по исследованию
Написание эссе в виде отчёта по исследовательской работе
Проведение учебно-научной конференци
Заключение

Приложения

О проведении учебных исследований школьниками
по вопросам права
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Исследовательская работа ученицы 9 кл. гимназии №18 Бачуриной

© 2007, Федеральный институт развития образования.
Все права защищены законом РФ об авторском и смежных правах.

 

Интеллект, как основа и инструмент познания

 

Цель: разъяснить понятие интеллекта, его свойства и роль в исследовании.

Поведение человека, вся его жизнь определяется потребностями, которые подразделяются на три уровня: биологические, социальные и познавательные. К биологическим относятся потребности в пище, сне, продолжении рода, сохранении жизни, предотвращении неприятностей и т.п. Социальные потребности - потребности в любви, в признании достоинств со стороны других людей, в занятии места в общественной иерархии и т.п.

Потребности в познании - это потребности в новых впечатлениях, в постижении неизвестного, в приобретении новых знаний. К последним потребностям относится и потребность человека в познании самого себя. Реализуется эта потребность в сознании. В сознании самого себя - главное отличие человека от животных. Сознание включает и элемент понимания самого себя, как познающего субъекта.

Инструментом зарождения, сохранение, принятия решения и планирования /организации/ реализации потребностей является интеллект. Интеллект - это совокупность свойств мозга человека, обеспечивающих восприятие и оценивание как объектов реального, так и абстрактного, воображаемого мира [9,10, 11,12,13,14,15].

Интеллектуальные способности передаются по наследству и формируются собственным опытом. Каждый ученик "наполнен" собственным интеллектуальным опытом. В образовании должна быть создана такая среда, в которой бы интеллект учащегося развивался и обогащался опытом. Поэтому при оценке эффективности образования в числе других критериев следует применять такие критерии, как: компетентность, инициативу, творческость, саморегуляцию и уникальность склада ума [52].

При этом под компетентностью ума понимается:

1.Обширность знаний.

2.Знание общих принципов анализа и усвоения познавательной информации.

3.Умение применять знания для решения практических задач.

4.Умение оценивать объем и глубину своих знаний.

Воспитание интеллектуальной инициативы, т.е. наличие у ученика стремления к познавательной деятельности, к усвоению и применению новых знаний - также является критерием образованности.

Критерий творческости предполагает создание новых, выдвижение оригинальных идей, изобретение нестандартных способов деятельности.

Интеллектуальная саморегуляция - это способность управлять своей мысле-деятельностью, направлять ее на приобретение новых знаний.

Важное значение должно придаваться складу ума. Ученики должны твердо усвоить то положение, что каждый из них должен "быть сам собой". Вообще слово "интеллект" происходит от латинского "понимание", "познание". Этот термин в широком смысле надо понимать, как "совокупность всех познавательных функций человека от живого созерцания до абстрактного мышления".

Синонимами ИНТЕЛЛЕКТА являются "РАЗУМ", "УМ", "РАССУДОК".

Интеллект в более конкретном смысле определяют семь показателей:

1.Способность воспринять, запечатлеть, сохранить и воспроизвести информацию.

2.Способность распознать и идентифицировать внешние импульсы.

3.Способность понимать речевые сообщения.

4.Способность реально воспринимать пространственные объекты.

5.Способность совершать операции с числами.

6.Способность формулировать мысли в понятную для других людей форму.

7.Способность рассуждать, находить решения проблем с использованием своего и других людей опыта [10,11).

Ум с качественных позиций может быть также охарактеризован четырьмя важными показателями:

-сила ума;

-гибкость ума;

-выносливость ума;

-регулирование ума [3 7].

Сила ума - это способность ставить и решать сложные, большие задачи, не считаясь со временем.

Гибкость ума - это способность проигрывать различные варианты, строить различные комбинации для решения проблемы; переключаться с одной комбинации на другую; рассматривать проблему со всех сторон и во всех возможных аспектах.

Выносливость ума - это способность продолжительное время поддерживать высокий уровень активности ума, несмотря на трудности обстоятельств.

Говоря об интеллекте, необходимо также сказать, что существуют два типа мышления: конвергентное и дивергентное.

Конвергентное мышление имеет место тогда, когда существует только одно правильное решение. В этом случае мыследеятельность должна идти в одном направлении. Например, при продолжении последовательности ряда чисел - мысль идет только в определении следующего числа.

Дивергентное мышление нужно тогда, когда возможно несколько правильных решений, и необходимо определить пути, которыми их можно достигнуть /например, подыскивание рифмы при создании стихотворения/.

Физиологическим органом интеллекта является мозг. Мозг состоит из двух полушарий. Полушария по-разному оперируют материалом, воспринимаемым человеком.

Специфика левого полушария - это способность к последовательному, ступенчатому познанию, которое имеет аналитический, а не синтетический характер. Левое полушарие осуществляет логические операции, манипулирует цифрами и формулами. Оно осуществляет конкретные рассудочные операции. Но это полушарие плохо помогает человеку правильно воспринимать музыку, различать человеческие голоса; плохо справляется с распознаванием сложных образов, с эстетическим восприятием произведений искусства.

Человек с преобладанием левополушарного типа мышления любой материал воспринимаемый /и передаваемый/ организует так, что создается однозначный контекст, который понимается всеми одинаково и тем самым удобен для общения между людьми.

Левое полушарие управляет правыми конечностями и чувствительностью правой стороны тела.

Правое полушарие оперирует образами реальных объектов, а также управляет ориентацией человека в пространстве. Специфика этого полушария заключается в готовности к целостному "схватыванию" объекта, к одновременному восприятию многих предметов и явлений, мира в целом со всеми его частями и связями.

Правое полушарие формирует и передает другим многозначный кон текст, который может разными людьми пониматься по-разному.

Правое полушарие управляет левой половиной тела, левыми рукой и ногой.

Различие между левополушарным и правополушарным мышлением сводится к разному способу восприятия объектов, связи между элементами объекта - словами или образами.
Люди с преобладанием левого полушария мозга мыслят словесно-логическим способом. У правополушарных людей преобладает образное мышление. Попросту можно сказать - правое полушарие - это концентрация наших чувств; левое полушарие - это концентрация наших мыслей. Примечательно высказывание Л.Н.Толстого в связи с устройством нашего мозга. Он сказал следующее: "Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами. Самый худший вид человека - который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих 4-х основ, мотивов деятельности - все различие людей".

В результате такого строения мозга человечество имеет две стратегии познания мира: правополушарную стратегию - это схватывание объектов целиком, в общем, как образ, не вдаваясь в детали.

Левополушарная стратегия познания мира отбирает только наиболее важные характеристики, показатели, признаки явления, события и т.д. и тем самым создает удобную для понимания модель реального мира.

В реальной познавательной деятельности обе стратегии сливаются и познание мира идет более эффективно, с охватом объекта в целом и изучения его в деталях. Это связано с тем, что у части людей оба типа мышления находятся в равновесии. К такому типу относятся большинство людей. При этом оба типа мышления могут быть развиты равномерно хорошо, равномерно посредственно и равномерно плохо.

Тем ученикам, у которых преобладает левополушарное мышление, гуманитарные предметы и геометрия даются труднее /слабо работает воображение/, зато они успешнее осваивают алгебру и химию.

Ученики с наглядно-образным типом мышления лучше осваивают материалы гуманитарных предметов. Они, например, быстрее и глубже осваивают поэзию.

Поэтические тексты почти никогда не строятся по законам логического мышления. Это становится очевидным при любой попытке пересказать хорошие стихи. В этом случае огромную роль играют метафоры и сравнения. Но многозначность контекста в поэзии достигается не только ими. Образцом многозначности является стихотворение А.С. Пушкина "Я вас любил; любовь еще быть может...". Здесь нет традиционных для поэзии образов.
В. Непомнящий в книге "Поэзия и судьба" пишет так: "Невозможно решить окончательно, что говорит в этих стихах: неслыханное самоотвержение, преодолеваемая, но не сдающаяся боль, обида, ревность; благородное смирение; благодарность за сильное и страстное, но минувшее переживание, или горечь неоцененного и поэтому затухающего чувства".

Русский психолог Р.С.Немов еще так классифицирует мышление. Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом. При этом больше работает левое полушарие. Таким мышлением пользуются исследователи, ученые.

Теоретическое образное мышление - это такое мышление, при котором человек для решения задачи пользуется образами. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением /правополушарное мышление/. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда. При этом работает долговременная память.

Наглядно-образное мышление состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без нее совершаться не может.

Такой вид мышления реализуется у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых - среди людей, занятых практической работой при наблюдении за предметами, по которым принимается решение. Но человек при этом предметов не касается.

Наглядно-действенное мышление - это такое мышление, когда оно само представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком над реальными предметами.

Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производительным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

К теоретическому понятийному относится и абстрактное мышление. В абстрактном мышлении имеются две стороны: позитивная и негативная. Позитивная - это выделение существенных элементов.

Отвлечение от существенного - негативная сторона. Она дается наиболее трудно. Н.А.Менчинский говорит: "Умение справиться с негативной стороной абстракции является очень тонким показателем сформированной способности удерживать задачу и подчинять свою мыслительную деятельность данной задаче. Эта способность /или умение/, по-видимому, очень тесно связана с умственным развитием, оказывает непосредственное влияние на успех учебной деятельности".

Вывод: выделение главного и второстепенного - важнейшее свойство ума.

Рассмотрим процесс мышления при решении задач.

Решение любой задачи требует выполнения цепочки умственных операций. Это относится к любой задаче: по географии, биологии, математике, русскому языку, литературе и т.д.

Задача: выделить причастный оборот в предложении.

Цепочка действий: найти причастие; сообразить какие слова к нему относятся; определить какое место занимает причастный оборот по отношению к определяемому слову. Наконец, принять решение: надо ли выделить причастный оборот запятыми? После этого провести операцию самоконтроля.

Изучив способы мышления, можно быстрее решать задачи, которые нам ставит жизнь. Причем, в процессе жизни часто приходится решать задачи по приобретению знаний в какой-либо области науки и техники. Такая задача возникает при необходимости переквалифицироваться или повысить мастерство. Например, человеку надо освоить компьютер, чтобы вести бухгалтерский учет; или завучу школы, чтобы учитывать методическую работу учителей.

В такой ситуации увереннее действует тот, кто усвоил порядок и приемы познавательной деятельности.

Главным здесь является то, что на жизненные проблемы надо смотреть, как на занимательные задачи. С учетом такого подхода справляться с ними будет значительно легче, даже тогда, когда входных данных будет недостаточно.

Тренировать мышление лучше всего решением логических задач. Для решения логической задачи необходимо поступать следующим образом.

1. Внимательно изучить имеющиеся данные.

2.Разбить задачу на части.

3.В условиях решения задачи постараться обнаружить какую-либо модель, закономерность, заложенную "хитрость, изюминку".

4.Обдумывая решение, постараться вспомнить уже решенную вами аналогичную задачу.

5.Попытаться сформулировать гипотетический ответ.

6.Путем рассуждения исключить неверные ответы.

7.Найдя предположительно правильный ответ, проверить его, используя данные условий.

8.Если ответ не удовлетворяет условиям, то повторить все этапы решения.

ВОСПИТАНИЕ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ

В настоящее время значение правильного, научного мышления людей существенно возросло. Дело в том, что человечество идёт вперед и роль знаний увеличивается. Если развитие человечества посмотреть с позиций общественно-экономических формаций, то картина представляется такой:

-при рабовладельческом строе решающую роль в организации всей деятельности людей играла военная сила;

-при феодальном строе – решающим было владение землёй;

-в капиталистическом (индустриальном) обществе всё решает финансовый капитал;

-в информационном обществе, куда перешли США и Япония, решающую роль играют умения работать с информацией, добывать её и эффективно использовать. Таким образом, роль знаний стала главенствующей.

Элементы информационного общества характерны и для России.

В индустриальном обществе характерным для людей было “техническое мышление”. В информационном обществе главенствующим становится научное мышление. На передний план выступает наука. Что такое наука?

Наука – это знание, которое существует в виде определённым образом сформированной информации, передающейся между людьми.

Ценность науки для человечества заключается не только в добывании новых знаний об окружающей действительности, не только в том, что наука сама по себе является источником нравственных ценностей, но и в создании научного стиля мышления [33,35,42,37,52].

Приёмы мышления в науке достаточно просты: это индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, идеализация и аналогия, подтверждение и опровержение, описание и объяснение, обоснование и предсказание.

Научное мышление рефлексивно. Причём, во всякой рефлексии существует двойной ход:

1. движение от частных и смутных данных фактов к широкому общему положению;

2. движение обратное - от возникшего целого, к отдельным фактам, чтобы связать их друг с другом и с дополнительными фактами.

Первое из этих движений мысли индуктивно, второе – дедуктивно.

Научное мышление единственно правильное при решении любых проблем.

При этом оно движется и “работает” на пяти этапах:

1.Возникновение чувства затруднения, неопределённости.

2.Разбирательство в затруднении, определение его и установление его границ.

3.Выработка представления о возможном решении проблемы.

4.Путем рассуждения оценка реальности предложенного решения.

5.Более подробное рассмотрение возможного решения: признание или отвержение его, принятие заключения.

В повседневной жизни научное мышление помогает анализировать ситуацию (в том числе и проблемную); использовать умение отвлечься от собственных эмоций; предотвратить искажение воспринимаемой ситуации в сторону желаемого.

Научный стиль мышления человека не позволяет манипулировать им (т. е. человеком) государству, обществу и отдельным людям.

Воспитание научного стиля мышления формирует устойчивую психику у человека, вызывает критическое отношение к любой информации, к любым идеям.

Научное мышление позволяет человеку правильно и ясно воспринимать мир.

Научное мышление направлено обычно на получение нового знания, которое становится достоверным только после его признания другими людьми.

Воспитание научного мышления развивает человеческую личность.

Воспитание научного мышления плюс правильное образование позволяют человеку максимально развить свои способности.

В настоящее время развитие техники достигло большой высоты. Нарастает объём и сложность информации, которой должны пользоваться люди. Всё это требует от современного человека умений анализировать, обобщать, принимать решения в условиях неопределённости.

Важную роль играет гибкость ума. Гибкость ума – это способность переключаться с одного хода мыслей на другой, проигрывать различные варианты, строить различные комбинации, анализировать событие с разных сторон.

При этом надо сталкивать концепции, смешивать идеи, воображать самые немыслимые гипотезы, чтобы проиграть всё новые и новые возможности.

Гибкость ума – это фантастический, подход к решению проблемы. Это личный мозговой штурм.

Очень важным была и особенно сейчас важна выносливость ума. Выносливость ума – это способность поддерживать его работоспособность длительное время и в неудобных условиях. Как-то академика Вавилова спросили как он может при большой нагрузке на работе ещё и учить иностранный язык?

Он сказал: “Вставайте раньше на час – вот у Вас и появится время учить язык”.

Чтобы добавить тонкости и чутья ума, нужно воспитывать его координацию.

Координация – это синхронизация мыслительных процессов, их сбалансированность и живость.

Координация ума в большой степени зависит от техники владения аранжировкой мыслей, способностью оперирования несколькими понятиями.

Причем, надо регулярно чередовать напряжение ума с расслаблением. Только при этих обстоятельствах можно долгое время оставаться в хорошей форме.

Если жизнь часто ставит проблемы, требующие безотлагательного решения, то мышцы ума становятся работоспособными и сильными. Суть этой идеи лучше всего отражает старая поговорка: “Применяй или потеряешь!”

Но, к сожалению, люди вообще небрежно используют свои мозги.. Мышление людей часто занято тем, “что взбредёт в голову”. Люди мечтают, строят воздушные замки и т.д. У неумных людей голова забита такими пустяками большую часть времени.

Живой ум активно реагирует на окружающее. В мозгу такого человека возникают реальные образы, представления того, что он видит, слышит, обоняет, осязает. У неразвитого ума этого не происходит. Ум необходимо воспитывать.

Воспитание мышления - формирование умений и навыков правильно ставить вопрос (проблему, познавательную задачу), осмысливать и решать его наиболее рациональными приёмами.

Для решения вопроса (задачи, проблемы) человеку нужны хотя бы элементарные сведения о ней. Опираясь на начальные знания, человек вырабатывает идею, понятия, оттолкнувшись от которых он начинает вырабатывать суждение. Понятие “суждение” – это процесс мышления, содержащий следующие элементы:

а) выделение фактов, важных для решения задачи;

б) развитие идей, понятий, “высвеченных” выделенными фактами.

Таким образом, получается, что главным звеном в решении задачи является выделение фактов. Это очень кропотливый и сложный процесс. Человек должен что-то опустить, как неважное, что-то присоединить, как существенное, что-то отметить, как вероятно нужное, но ещё не оцененное.

Для этого нужны особые способности, особое чутьё, основанное на глубокомыслии, на опыте.

Конечно, в деле принятия правильного решения по задаче всегда есть элемент риска. Если человек не способен умно оценить, что имеет отношение к истолкованию смутного, сомнительного события (явления, процесса), то имеющиеся знания мало помогут. Короче говоря, научное мышление надо воспитывать, формировать и развивать.

Воспитание ума особенно важно в настоящее время, когда средства массовой информации несут в народ всякую чушь или откровенную ложь.

Конечно, не дело при воспитании ума проверять каждое утверждение.

Речь идёт о воспитании навыков отличать правду от ложных утверждений.

Главное при этом вкоренить в процессы работы мышления методы исследования и рассуждения для решения возникающих проблем. Образование таких навыков и есть воспитание ума. Причем воспитатель должен помнить, что воспитание должно идти по пути развития того, что в человеке заложено природой, а не созданием новых задатков интеллекта данного индивидуума. То есть надо развивать задатки, а не воспитывать новые свойства мозга. Этот момент обычно очень наглядно демонстрируют на Ч.Дарвине. Он в детстве проявлял большое любопытство к змеям, жукам, лягушкам. Но отец потом упорно направлял его на юридическое образование.

К чему это привело известно всем.

Американский психолог Д. Дьюи отмечал, что мышление не машина для производства колбас, которая превращает безразлично все материалы в один годный для продажи товар; оно способно следить и связывать воедино отдельные представления, вызываемые воспринимаемыми вещами.

Таким образом психологи утверждают, что мышление, как ничто другое, индивидуально.

ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ КАК БЫ ДВОЯКАЯ.

Первая: он должен изучать индивидуальные черты и привычки ученика.

Вторая: он должен изучать условия, которые изменяют общее направление мышления ученика к лучшему.

Следует подчеркнуть то, что на интеллект ученика влияют три группы факторов:

1. умственный склад и привычки лиц, с которыми ученик сталкивается;

2. изучаемые предметы;

3. установившиеся в школе идеалы и цели воспитания.

Американский философ Д. Дьюи советует преподавателям при воспитании мышления учитывать три постулата:

Первый – Большинство людей совершенно не сознают отличительных особенностей собственных умственных навыков. Они считают, что все так мыслят и свои навыки принимают за критерии при суждении об умственных процессах других. Отсюда у каждого учителя появляется стремление поддерживать в ученике все, что соответствует строю ума учителя.

Второй. Учителя, используя своё личное сильное влияние, заслоняют предмет. В результате ученик думает больше об учителе, чем о предмете.

Третий. Применение собственных умственных приёмов учителя способствует тому, чтобы заставить ученика больше изучать характер учителя, чем сам предмет.

Если в школе главным является научить учеников правильно отвечать уроки, то воспитание ума является делом случайным и второстепенным.

У школьников мышление ещё не сформировалось. У них довольно много времени мысли блуждают в свободном полёте. Поэтому воспитание мышления у них должно сводиться к формированию неких осей (Д. Дьюи), вокруг которых бы концентрировались их мысли. По-нашему, такие “оси” надо стремиться формировать вокруг общечеловеческих ценностей. Например: ось –”старайся познать мир как можно полнее,“ “развитый критический ум”. Или ось – “любить Родину, быть патриотом,” “почитать отца своего и мать свою” и т.д.

Сформированные таким образом “оси” и будут составлять мировоззрение школьника. Тогда у него будет правильное представление о мире, возникнет научная картина мира.

Научная картина мира – это реалистическая система представлений о мире, о его закономерностях построения, возникающая в сознании человека на основе познания законов существования и развития мира.

Реальная картина мира позволяет человеку быстро ориентироваться во всём.

Базой познания мира, конечно, служит материалистическая диалектика.

В структуре научной картины мира выделяют два основных компонента:

ПЕРВЫЙ – концептуальный, состоящий из понятий

ВТОРОЙ – чувственно-образный.

Концептуальный компонент определяется философскими категориями: материя, пространство, движение, время и др.

Он также характеризуется принципами:

-материальное единство мира;

-всеобщая взаимосвязь явлений и др.

Концептуальный компонент, конечно, характеризуется и основными законами диалектики: законом единства и борьбы противоположностей; законом перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания - отрицания.

Научная картина мира характеризуется и фундаментальными понятиями отдельных наук: поле, вещество, энергия, биологический вид и др.

Второй чувственно-образный компонент – это совокупность наглядных представлений о природе – это Солнечная система, движение Земли и др.

Научная картина мира находится в постоянном развитии.

Как учителю помочь ученику правильно воспринимать научную картину мира? В большинстве случаев учитель слишком явно довлеет над учеником, что конечно, мешает последнему творчески воспринимать мир. В большинстве школ превосходство учителя над учениками, социальное и интеллектуальное, выражено совершенно непосредственно. Используя свой жизненный опыт, учитель справляется с их изобретательным подходом к миру.

В чем именно должна заключаться необычность детства?

Одно из двух: либо подрастающего ребёнка надо подавлять так, чтобы он восстал против авторитаризма старшего поколения ( многие из наших творческих личностей были так называемыми малолетними правонарушителями), либо его надо до такой степени не стеснять, чтобы тяжелая рука конформизма только слегка прикасалась к его плечу. До сих пор этот вопрос не решён. Японцы, например, позволяют детям до пяти лет вести себя совершенно свободно.

У нас всё не так. За детьми постоянно следует указание взрослого: это можно, а это нельзя. Проблема стоит до сих пор.

Чтобы добавить тонкости и чутья ума, нужно воспитывать его координацию. Постарайтесь, в качестве упражнения, рисунки в квадратиках выразить словесно.