Написание эссе в виде отчёта по исследовательской
работе
1.Общие положения.
Цель: Научить обучающихся письменному изложению собственного рассуждения на заданную тему.
Следует отметить, что впервые в классе стал вопрос подготовки эссе. Поэтому были разработаны методические рекомендации по их подготовке.
По теме “отцов и детей” было разработано несколько эссе:
а) О нигилизме как общественно-историческом явлении русского общества середины XIX века.
б) О проблеме отцов и детей в современном обществе.
в) О личности Базарова.
Нам представляется, что подготовка эссе очень важна для развития ученика. Дело в том, что в конце концов, мы стремимся научить школьников рассуждать, то есть ставить вопрос и осмысливать его как можно подробнее и глубже.
2.ТРЕБОВАНИЯ К ЭССЕ ШКОЛЬНИКОВ
2.1.Как известно, эссе это небольшое прозаическое сочинение – рассуждение, выражающее в основном личное мнение о чём-то (о предмете, процессе, явлении и т.п.) или по какому-либо поводу.
По своему содержанию эссе может быть:
-литературно-критическим,
-историко-биографическим,
-беллетристическим,
-научно-популярным,
-философским и т.д.
Например: “О личности Базарова”, “О совести”, “Об отношении детей к своим родителям”, “О важности добывать новые знания в век информации” и т.п.
Приступая к работе над эссе, ученик должен сформулировать цель работы (на черновике, в текст цель не заносится).
Например, рассмотрим эссе “О личности Е. Базарова”.
В этом эссе целью является: “Показать Базарова с положительной стороны, как цельную, умную, мужественную личность”.
В общем целью эссе в соответствии с темой могут быть:
-высказывание собственных соображений,
-популяризация какого-либо научного (или другого) положения,
-ведение полемики по выбранному вопросу.
2.2.О СТИЛЕ НАПИСАНИЯ ЭССЕ
Стиль эссе характеризуется следующими элементами:
-повествование ведётся от первого лица (“я думаю”, “мне кажется” и т.п.),
-текст выглядит как беседа с предполагаемым читателем (скрытое диалогизирование),
-сочинение имеет характер проповеди, наставления читателю,
-интонация и лексика разговорные с афоризмами и интересными высказываниями известных мыслителей, ученых и т.п.,
-наличие образов героев (в соответствии с выбранной темой).
Приведём пример стиля письма из эссе М. Монтеня “О совести“.
Он пишет: “Однажды во время наших гражданских войн, я, путешествуя…”
Пример образности: “Этому бедняге казалось, что сквозь его маску и куртку для верховой езды можно прочесть тайные замыслы, которые он таил в душе”.
Или пример стиля проповеди: “…Эта зыбкость побудила одних мыслителей предположить, что в нас живут две души, а других – что в нас заключены две силы, из которых каждая влечёт нас в свою сторону: одна – к добру, а другая – ко злу”. (М. Монтень “О непостоянстве наших поступков”. Опыты в трёх книгах. Книга вторая. М.: Терра – Терра, 1991).
Композиция эссе – свободная.
2.3. ОБ ОСНОВНЫХ МЫСЛЯХ ЭССЕ
Ученик, взяв тему для эссе, вспоминает и анализирует знания по теме, которыми он владеет.
После такого анализа он начинает подбирать литературные источники.
После обдумывания всех найденных и имеющихся знаний по теме эссе, ученик составляет перечень мыслей, которые потом отразит в эссе.
Приведём пример состава мыслей по эссе “О личности Е. Базарова”.
1.Базаров производит на читателя сильное впечатление.
2.Высказывание М.А. Антановича о Базарове.
3.Цитата из Е.Н. Водовозовой об отрицательном отношении студенчества к роману.
4.Отрицательное отношение Базарова к искусству.
5.Отношение Базарова с легкой иронией к родителям.
6.Базаров ни разу не ответил грубостью на грубость, не совершил подлости и т.д.
Перечисляются все основные мысли, которые автор хочет отразить в эссе.
|