Постановка проблемы, формулировка темы и цели исследования
ЦЕЛЬ: научить учащихся формулировке проблемы и темы, а также порядку действий при постановке исследования. Надо сконцентрировать внимание учащихся на том, что тема – это часть проблемы, это сторона проблемы, с которой собираются её рассмотреть.
Как уже отмечалось, познание мира людьми идет по схеме: "Проблема – исследование - решение проблемы"; постановка новой проблемы - исследование - решение и т.д.[ 12,21,23].
ПРОБЛЕМА - это задача /вопрос/, требующая решения. Более полное определение проблемы выглядит примерно так: проблема это задача, суть которой в основном заключается в противоречии между существующими представлениями о процессе, явлении, веществе, предмете, событии и т.д. и реальными фактами, обнаруженными в действительности опытным путем, или благодаря более глубокому анализу рассматриваемого объекта.
Можно сказать, что проблема появляется там, где не хватает имеющихся знаний, а общественная практика требует решения возникших вопросов. В качестве примера можно привести факт появления ракет во Второй мировой войне. Гитлеровцы бомбили советские города и города союзников антигитлеровской коалиции, в том числе и Лондон. Немецкие самолеты сбивались зенитной артиллерией и потери авиации были особенно большими на лондонском направлении. Встал проблемный вопрос: нельзя ли бросать бомбы на Лондон без участия самолетов и пилотов.
Начались исследования и в конце войны ученые Германии создали ракету ФАУ-2. Проблема была решена. Но тут вряд ли мы найдем противоречие. Скорее надо говорить о появлении потребности.
Так было с появлением телеграфа, телефона и т.д.
Итак, проблема - это задача. Задача - это то, что требует решения, выполнения; цель, к которой стремятся, которой хотят достигнуть. Каждая задача состоит из условий и требования.
Чтобы выполнить требования, необходимо использовать средства, адекватные условиям задачи. Задачи /а значит и проблемы/ бывают теоретические и практические. Теоретические задачи - это объект мыслительной деятельности, требующий решения и ответа на теоретический вопрос посредством поиска условий, позволяющих обнаружить отношения между известными и неизвестными частями проблемы. Каждому человеку приходится решать разные задачи, в том числе и поисковые и познавательные.
Познавательная задача - это задание, предполагающее поиск новых знаний. Познавательные задачи не решаются по готовым образцам. Для их решения требуются догадка, творческое применение имеющихся знаний.
Проблемы вообще бывают разные: научные, производственные, экономические, финансовые, житейские, общественные, личные и т.д.
Нам необходимо рассмотреть научные, а точнее учебно-научные проблемы.
НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА - это задача, решение которой приведет к получению нового знания об исследуемом объекте.
В основных научно-исследовательских институтах отраслей хозяйства страны ежегодно разрабатывается перечень проблем, исследование которых целесообразно. Из этого перечня выбирают наиболее актуальные проблемы и, исходя из финансовых возможностей, ведут исследование.
В качестве примера научных проблем приведем некоторые из
"Сборника тем научных работ для молодых исследователей программы"Шаг в будущее"" /МГТУ им. Н.Э. Баумана/.
1.Как проанализировать работу завода в условиях рынка?
2.Каким образом повысить уровень мотивации работников фирмы?
3.Как провести анализ конкурентно- способности продукции?
4.Как идет развитие художественного конструирования в России?
5.Как осуществить визуализацию инфракрасных изображений?
6.Как провести математическое моделирование явлений физической оптики?
Нам надо разобраться с научными проблемами, которые могут исследовать учащиеся лицеев и гимназий.
Рассмотрим требования к учебно-научной проблеме.
1.Учебно-научная проблема должна быть посильной для исследования школьником, и в процессе работы над ней развивать у него начальные умения исследователя.
2.Учебно-научная проблема должна давать возможность ученику про демонстрировать отличительные признаки исследовательской работы, а именно:
-новые факты, найденные автором наблюдением, экспериментом, анкетированием, взятием интервью и т.д.;
-высказывание новой идеи с убедительной собственной аргументацией ее верности;
-обоснование тезиса /идеи/ со ссылкой на авторитетные источники;
-показать, что в основе работы должны быть или эксперимент, или наблюдение, или математическая модель с убедительными расчетами;
-толковое описание добытых знаний /новых для класса, школы или новых вообще/.
К учебно-научным можно отнести, например, следующие проблемы:
1.Как воспитать потребность и привить навыки охраны окружающей среды у молодежи?
2.Какие социальные показатели лежат в основе ваших представлений о родном крае?
3.Каково состояние преступности в нашем городе? и т.д.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Что такое постановка проблемы?
Это описание условий и обстоятельств состояния области, сферы и т.п., о которой идет речь, в том аспекте /в направлении, в плоскости/, в котором хотят поднять проблему.
Например. Авторов предполагаемого исследования беспокоит представление молодежи о жизненном успехе. Авторы, как добропорядочные граждане своей страны, желают, чтобы молодые люди своим жизненным успехом, наряду с материальным благополучием, считали обретение таких качеств, как трудолюбие, честность, порядочность, стремление делать добро и т.п. Но, простое наблюдение за молодежью наводит на мысли о том, что жизненные идеалы у нее другие. Основываясь на этом рассуждении учебно-научную проблему можно сформулировать следующим образом:
"В чем заключаются представления молодежи нашего города /выпускников нашей гимназии/ о жизненном успехе?
Таким образом, "постановка проблемы" - это не что иное, как ее формулировка в виде задачи (не забывать о комплексности исследования межпредметной темы).
При постановке проблемы для того, чтобы она уложилась в сознании ученика, желательно ему проговорить ее. Он должен сказать суть проблемы, какие цели ставится достигнуть при ее решении, каков примерно план действий.
После постановки проблемы необходимо разобраться с "объектом исследования" и "предметом исследования". Такое разбирательство позволит ученику - автору исследования более ясно понимать над чем он работает.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ в поставленной проблеме является "молодежь нашего /например г. Королёва/ города".
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ будет - "понимание /толкование/ молодежью нашего города жизненного успеха человека в современной России".
По смыслу "предмет исследования" совпадает с "темой исследования".
ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема по сути дела выражает формулировку проблемы в повествовательной форме. В данном случае формулировка темы будет выглядеть так: "Представление молодежи нашего города о жизненном успехе". Темой мы более точно выражаем то, что мы собираемся исследовать.
По этому объекту мы могли бы взять и другие темы. Например, можно было взять тему: "Почему современная молодежь большой заработок считает основным критерием успеха?". Или другая тема: "Почему геройство не привлекает современную молодежь?"
Тему исследования школьник выбирает вместе с руководителем НОУ и учителем. При этом учитывается желание ученика: он должен сам выбрать то, что ему нравится исследовать.
Для выбора тем исследовательских работ по географии в 10-м классе можно поступить следующим образом.
В учебнике после каждой темы есть "Блок добывания знаний и умений". В этом блоке, в числе других, есть "творческие задания" и "контрольные вопросы". Указанные задания и вопросы можно превратить в темы исследовательских работ.
Например, /стр.16/ из творческого задания N3 можно сформулировать такую тему: "Изменения на политической карте мира в начале 90-х годов этого столетия". Или: "Различия в форме правления государствами в современном мире".
Из пунктов стр.38 можно сформулировать такие темы:
"Причины достижения Японией высокого уровня экономического развития".
"Взаимодействие общества и природы - социальная проблема". "Роль географии в решении проблем природопользования" и т.д.
Некоторые ученики захотят провести исследовательскую работу по другим предметам. В этом случае можно выбрать следующие темы.
ФИЗИКА
1.Солнечный ветер и его влияние на жизнь на Земле.
2.Шкала Кельвина: - абсолютный нуль.
3.Волны вокруг нас.
4.Королев С.П. - родоначальник практической космонавтики и т.д.
БИОЛОГИЯ
1.Роль вирусов в жизни человека.
2.Нетрадиционные приемы выращивания рассады томатов для открытого грунта.
3.Содержание речного русла в черте города.
4.Перелетные птицы нашего города и т.д.
ХИМИЯ
1.Современные моющие средства.
2.Современные способы очистки воды от тяжелых металлов.
3.Физико-химические взаимодействия в технике и т.д.
ЭКОЛОГИЯ
1.Эколого - социальный паспорт города.
2.Влияние выхлопных газов автомобилей на морфогенез растений.
3.Анализ качества питьевой воды в городе.
4.Очистка воздуха в школьных помещениях и т.д.
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
1.Архитектура нашего города.
2.Дизайн и озеленение помещений отдыха в нашем городе.
3.Краеведческий музей нашего города.
4.Мой любимый художник и т.д.
ИСТОРИЯ
1.Самоуправление в России в старину и в наши дни.
2.Сравнительный анализ уровня жизни народа при социализме и в конце 20-го века.
3.Шведский социализм и русский капитализм: что они дают народу?
4.Хозяйственные реформы Ельцина Б.Н. и т.д.
ЛИНГВИСТИКА /англ. язык/
1.Сравнительный анализ распространения в мире английского и русского языков.
2.Заимствования английских слов в языке нашего города.
3.Песни на английском языке в трансляции нашего радио.
4.Сравнительный анализ русского и американского патриотизма и т.д.
ЛИНГВИСТИКА /нем. язык/
1.Распространение немецкого языка в России и других странах.
2.Экономическая терминология в современном немецком языке.
3.Институт им. И.В. Гете - его роль в изучении немецкого языка в Москве и т.д.
ЛИНГВИСТИКА /русск. язык/
1.А.С.Пушкин."Я помню чудное мгновенье-
Передо мной явилась ты”.. поэтический анализ.
2.Стилистическая норма и речевая субкультура современной молодежи.
3.Поэтика рассказов И.А. Бунина.
4.Языковый стиль эпохи, как отражение культуры народа.
5.Что такое язык?
6.Язык - это средство обозначения вещей или к тому же инструмент познания мира.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
1.Как я воспринимаю поэзию.
2.Мои стихотворения: ...
3.Аналитические жанры в современной российской поэзии и т.д.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
1.Психологический портрет героя в романе Ф.М. Достоевского "Игрок".
2.Время и личность в исторических драмах В. Шекспира.
3.Роль женщины в обществе в понимании Л.Н. Толстого.
4.Понятие любви в романах И.С.Тургенева и в передачах современных средств массовой информации и.т.д.
ПСИХОЛОГИЯ
1.Идеальный учитель в моем представлении.
2.Как добиваются успеха люди в современной России.
3.Темы разговоров у современных старшеклассников.
4.Деловое общение раньше и сегодня и т.д.
ФИЛОСОФИЯ
1.Современная власть в России и нравственность.
2.Почему математику считают царицей наук?
3.Что такое общество в России?
4.Какова практическая важность знаний об обществе?
5.Истинность моральных суждений.
6.Как формируются эстетические суждения? и т.д.
ЭКОНОМИКА
1.Трудовые навыки людей интеллигентных и рабочих профессий - основа благосостояния страны.
2.Как государство богатеет, и почему не нужно "долларов" ему, "когда простой продукт имеет?"
3.Японское чудо: экономический и образовательный аспекты.
4.Образование и благосостояние страны и т.д.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ТЕМАТИКА
1.Роль самообразования в становлении личности ученика.
2.Книга - основной источник самообразования.
3.Воспитание культуры слушания.
4.Как сегодня должен быть организован учебный труд школьника?
ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДОЛЖНЫ БЫТЬ АКТУАЛЬНЫ
1.Обоснование значимости темы для современности - это уже важный творческий акт. Надо суметь показать, что выбранная тема имеет какое-то значение для класса или для отдельного ученика и в наши дни.
2.Приведем пример обоснования актуальности темы "Свобода личности в поэзии А.С.Пушкина и современность". В работе на указанную тему во введении есть такой текст.
"Человечество всегда мечтало о свободе. Лучшие умы народов боролись за свободу, говорили и писали о ней. В наше время в России свободе личности в обществе и государстве также уделяется много внимания. Мы обрели свободу слова на митингах и собраниях, а так же свободу печати. Однако мы потеряли свободу в отношении безопасности, свободу от физического и морального насилия. В газетах часто публикуются сообщения об убийствах, грабежах и других насилиях.
На улицах и в общественных местах зачастую процветают грубость и хамство. Электронные средства массовой информации иногда транслируют откровенную ложь. Телевидение, передавая американские боевики, по сути дела пропагандирует насилие.
Таким образом, вопросы свободы личности как в духовной, так и в физической сфере в настоящее время актуальны".
ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.Цель исследования очень сильно связана с темой. Поэтому цель надо формулировать одновременно с формулировкой темы.
Цель обязательно надо сформулировать письменно и согласовать с руководителем исследовательской работы.
2. Приведем примеры формулировки цели исследования.
Рассмотрим, например, тему "Российские военные ордена".
В этом случае целью может быть: "Исследовать состав и обстоятельства появления военных орденов в период царствования Петра Великого".
Но для этой темы может быть и другая цель, например: "Проанализировать за какие подвиги военнослужащие царской России награждались орденами и какие льготы они имели".
Другой пример. Тема: "Отличия в форме правления государством в США и в России". Для этой темы может быть выбрана такая цель:
"Проанализировать практические отличия законодательной и исполнительной властей в США и в России".
Возьмем другую тему: "Основные языки мира". Целью для этой темы может быть: "Проделать сравнительный анализ распространения в мире английского и русского языков".
Выбор школьниками тем исследования по правоведению смотри в Приложении 1.
|