Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Предисловие
Введение
§ 1. Риски чрезвычайных ситуаций и экономические механизмы управления ими
§ 2. Организационно-экономические механизмы снижения рисков чрезвычайных ситуаций
§ 2.1. Рациональное размещение производственных сил и поселений с точки зрения их природной и техногенной безопасности
§ 2.2. Подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях
§ 2.3. Обновление основных производственных фондов
§ 2.4. Декларирование промышленной безопасности
§ 2.5. Лицензирование видов деятельности в области техногенной безопасности
§ 2.6. Государственный контроль и надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
§ 3. Финансирование деятельности по управлению рисками чрезвычайных ситуаций
§ 4. Финансирование и материальные резервы на случай чрезвычайных ситуаций
§ 5. Оценка и возмещение ущерба, нанесенного чрезвычайными ситуациями
§ 6. Страхование риска чрезвычайных ситуаций
§ 7. Экономическое стимулирование деятельности в области управления рисками чрезвычайных ситуаций
§ 8. Экономические вопросы международного гуманитарного сотрудничества
Заключение
Литература


Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование.

Лицензирование - мероприятия, связанные с представлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.








Лицензирование видов деятельности в области техногенной безопасности



Одним из важных направлений организационно-экономического обеспечения природной и техногенной, в том числе промышленной безопасности является лицензирование. В общем случае лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на осуществление определенного вида (видов) деятельности, экспортно-импортных операций, использование патентов, ноу-хау. В нашем случае рассматривается лицензирование отдельных видов деятельности.

На основе лицензии, среди прочих видов лицензируемой деятельности, осуществляется деятельность, связанная с техногенной безопасностью, в том числе с проектированием потенциально опасных объектов промышленности и транспорта, их строительством (реконструкцией), вводом и выводом из эксплуатации и т.д. При этом требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической и пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов. Можно сказать, что лицензирование - это первый заслон на пути возникновения чрезвычайных ситуаций. Это большой и важный объем работ, если учесть, что в государственном реестре по состоянию на январь 2002 г. было зарегистрировано 157 тыс. опасных производственных объектов и выдано более 38 тыс. лицензий на виды деятельности в области промышленной безопасности.

Порядок лицензирования отдельных видов деятельности установлен Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ. Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным этим законом.

Закон устанавливает понятийный аппарат в регламентируемой области. К основным понятиям в лицензировании отнесены:
лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившийся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии. Федеральным законом установлен перечень видов деятельности, в который включено более 120 их видов;
лицензирование - мероприятия, связанные с представлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование;
реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:
- обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
- установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
- установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
- гласность и открытость, соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Упомянутым законом установлено, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Вопросы техногенной безопасности, в том числе область промышленной безопасности соответствуют этим условиям и подвергаются лицензированию. Главным критерием лицензирования в области безопасности является соблюдение требований нормативных правовых актов и документов проектно-технического характера, регламентирующих деятельность опасных производственных и других объектов, направленную на достижение экономического эффекта и обеспечение, при этом, достаточного уровня промышленной и иной безопасности.

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории страны Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности и устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Лицензирование видов деятельности, влияющих на состояние техногенной безопасности, производится теми органами исполнительной власти, к компетенции которых отнесен соответствующий вид деятельности.
Органы, которые обладают правом лицензировать те или иные виды деятельности, осуществляют следующие полномочия:
- предоставление лицензий, переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
- приостановление и возобновление действия лицензий;
- аннулирование лицензий;
- ведение реестра лицензий;
- контроль лицензируемого вида деятельности на соответствие лицензии.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

На каждый вид лицензируемой деятельности предоставляется лицензия, деятельность по которой может осуществлять только получившее лицензию юридическое или физическое лицо.

Срок действия лицензии ограничен пятью годами, однако в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Предоставление лицензии производится на основании целого ряда документов, представляемых соискателем в соответствующий лицензирующий орган, среди которых заявление, копии документов об учреждении и регистрации, постановке на учет в налоговом органе и другие.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в установленный срок. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме. В случае отказа уведомление об этом направляется соискателю лицензии также в письменной форме с указанием причин отказа. Основными причинами отказа в предоставлении лицензии являются наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации, а также несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии и предоставление лицензии осуществляется за плату.

В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения либо для физического лица - изменения имени или места жительства, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель - обязан не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении документа.
Очень важно, чтобы получивший лицензию предприниматель строго соблюдал условия лицензии. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется соответствующими лицензирующими органами.

При этом лицензионные органы имеют право:
- проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;
- запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;
- составлять на основании результатов акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
- выносить предупреждение лицензиату.

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

К примеру, лицензирование деятельности пожароопасных объектов осуществляют МЧС России и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Эта процедура определена Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов. Главными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по эксплуатации этих объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являются:
- наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации, пожаротушения, дымоудаления, оповещения и управления эвакуацией), противопожарного водоснабжения, а также приборов и систем контроля за производственными процессами;
- обеспечение проведения в установленный срок диагностики, испытаний, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на пожароопасном производственном объекте;
- содержание в соответствии с нормативными требованиями (строительными нормами и правилами, нормами и правилами пожарной безопасности) противопожарных разрывов и проездов между зданиями и сооружениями, а также путей эвакуации и эвакуационных выходов из зданий (помещений);
- обеспечение проведения подготовки и аттестации работников юридического лица и индивидуального предпринимателя в области пожарной и промышленной безопасности.

Подобные требования устанавливаются и по другим видам опасной производственной деятельности в соответствующих положениях о них.

Лицензирование видов деятельности, в том числе опасных, имеет серьезное экономическое значение. Это в частности подчеркивается тем фактом, что правовое обеспечение вопросов лицензирования возложено на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Лицензирование, получение лицензии является основным фактором, делающим юридическое или физическое лицо субъектом экономической деятельности в той сфере, которая лицензируется. Таким образом, в этой сфере становится возможной экономическая, в том числе производственная и коммерческая деятельность.

Кроме этого, лицензирование предоставляет лицензиату не только право на определенную деятельность, но и накладывает на него определенные ограничения, вводит его в русло установленного для всех порядка, делает экономическую деятельность законной, предсказуемой, целесообразной, общественно полезной и безопасной. Лицензия, определяя те или иные условия деятельности в определенной сфере, задает критерии, по которым можно судить о правильности, полезности, безопасности деятельности. В случае невыполнения этих критериев появляются объективные причины подвергнуть лицензиата санкциям вплоть до лишения лицензии и прекращения деятельности. Эти радикальные меры имеют самые прямые экономические последствия. Кроме отбора лицензии имеются и другие санкции, например, штрафные, которые с помощью этого экономического воздействия побуждают лицензиата вести деятельность правильно и безопасно.

Таким образом, весь процесс выдачи лицензии, включая строгое оформление, задание требований и условий, контролируемое функционирование объекта экономики или иного объекта, применение санкций к нарушителям представляет собой четкий организационно-экономический механизм регулирования деятельности, в том числе управления рисками чрезвычайных ситуаций.