Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Предисловие
Введение
§ 1. Риски чрезвычайных ситуаций и экономические механизмы управления ими
§ 2. Организационно-экономические механизмы снижения рисков чрезвычайных ситуаций
§ 2.1. Рациональное размещение производственных сил и поселений с точки зрения их природной и техногенной безопасности
§ 2.2. Подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях
§ 2.3. Обновление основных производственных фондов
§ 2.4. Декларирование промышленной безопасности
§ 2.5. Лицензирование видов деятельности в области техногенной безопасности
§ 2.6. Государственный контроль и надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
§ 3. Финансирование деятельности по управлению рисками чрезвычайных ситуаций
§ 4. Финансирование и материальные резервы на случай чрезвычайных ситуаций
§ 5. Оценка и возмещение ущерба, нанесенного чрезвычайными ситуациями
§ 6. Страхование риска чрезвычайных ситуаций
§ 7. Экономическое стимулирование деятельности в области управления рисками чрезвычайных ситуаций
§ 8. Экономические вопросы международного гуманитарного сотрудничества
Заключение
Литература


Инвестиционный климат - это экономические, политические, финансовые условия, оказывающие влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны. 










Обновление основных производственных фондов



В предыдущем разделе данной главы уже указывалось, что важной мерой подготовки объекта экономики к устойчивому функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций является обновление его производственных фондов. Причем это существенно важно для всех объектов экономики независимо от характера их функций - промышленного, энергетического, транспортного, сельскохозяйственного, социально обеспечивающего и т.д.}

Действительно очевидно, что объекты, имеющие надежные, неизношенные основные фонды, способны при чрезвычайных ситуациях значительно успешнее противостоять бедствиям и гораздо реже самим оказываться источником аварийной опасности, чем объекты с основными фондами, выработавшими свой ресурс. Поэтому капиталоемкая мера обновления основных производственных фондов наряду со своим основным экономическим назначением - количественным и качественным подъемом производства - является значимым экономическим механизмом управления рисками чрезвычайных ситуаций.
Рассмотрим некоторые понятия, касающиеся данного направления деятельности.

Основные производственные фонды (основные средства производства) - это длительно используемые средства производства, участвующие в производстве в течение многих циклов, имеющие длительные сроки амортизации. К основным фондам относят производственные здания, сооружения, машины, оборудование, приборы, инструменты, т.е. физический капитал. Объем основных фондов исчисляется в денежном выражении, в виде их стоимости.

Необходимость обновления основных фондов обусловлена естественными процессами износа основных средств производства, их амортизацией. Амортизация - исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения, производственного использования. Амортизация есть одновременно средство, способ, процесс перенесения стоимости изношенных средств труда на произведенный с их помощью продукт.

Кроме физического износа основные средства производства могут устаревать морально. Моральный износ основных средств - старение и обесценивание основных средств в связи с тем, что их технико-технологические показатели все более отстают от растущего мирового уровня.

Высокий амортизационный (физический) и моральный износ основного производственного оборудования на российских предприятиях ведет не только к их низкой производительности и неконкурентноспособности, но и обуславливает высокий уровень аварийности этого оборудования, низкую безопасность производства.
Объективные тенденции, связанные с увеличением техногенных опасностей в России, усугублялись экономическим кризисом, который в недавнем времени пережила страна. Этот кризис привел к медленным темпам реконструкции производств, отставанием сроков ремонтов и замены устаревшего оборудования, неудовлетворительному состоянию систем предупреждения и ликвидации аварий, ухудшению уровня подготовки и снижению квалификации специалистов и персонала. Основными причинами низкого уровня промышленной безопасности и высоких показателей аварийности в стране являются неэффективность экономики, слабое финансово-экономическое положение многих предприятий, износ основных фондов во всех отраслях экономики и медленное их обновление. Эта тенденция быстрого износа и старения основных фондов пока сохраняется. В целом по России износ основных фондов составляет 40,6%, а машин и оборудования - 57%. Особенно тяжелое положение сложилось в химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, где амортизационный износ оборудования достигает 80-85%, а в отдельных производствах - 100%. Допускаются грубые нарушения установленных требований по проведению его ремонта, перенос сроков ремонта без надлежащих технических обоснований, необоснованная замена регламентных видов ремонта на упрощенные. Все это подтвердила проведенная оценка состояния технической безопасности ряда объектов угольной, горной, металлургической промышленности показавшая, что большая часть производств этих отраслей не соответствует требуемому уровню безопасности.

На фоне масштабного износа основных производственных фондов в промышленности страны накопились серьезные проблемы в состоянии систем жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), грозящие резким ростом числа чрезвычайных ситуаций во многих субъектах Российской Федерации, особенно в зимний период. Неподготовленность к зиме жилищно-коммунального хозяйства, прежде всего топливно-энергетического комплекса, а также отсутствие необходимых запасов топлива и материально-технических средств каждый год создают критическую обстановку, существенно влияющую на обеспечение безопасности населения и его качества жизни. Низкая эффективность обеспечения необходимыми ресурсами в этих сферах создает серьезные негативные социальные, экономические и экологические последствия. В иные сезоны потери тепла в сетях ЖКХ при доставке потребителям достигают 20-30%, что приравнивается к утрате 80 млн. тонн условного топлива в год. Ощутимые экономические потери от перерывов в энергоснабжении и низкого качества поставляемых энергоносителей несут также объекты экономики.

Такое положение сохраняется потому, что предприниматели и руководители предприятий в сложных экономических условиях не могут обновлять фонды и одновременно вынуждены сокращать расходы. При отсутствии правовых ограничений они делают это в первую очередь за счет расходов на безопасность.
Кроме того, наблюдаемый в последние годы низкий уровень загрузки существующих производственных мощностей также является дестабилизирующим фактором, так как завышает себестоимость производимой продукции и отвлекает финансовые ресурсы из воспроизводственного цикла.

Правда, недозагруженные мощности на первый взгляд могут рассматриваться в качестве резервных. Однако моральный и физический износ значительной части производственного оборудования, его ресурсорасточительность и используемые здесь устаревшие технологии в настоящее время являются главным препятствием для возможного вовлечения свободных мощностей для производства конкурентноспособной продукции. По имеющимся оценкам в этот процесс могут быть вовлечены не более 10% неиспользуемых мощностей.

Все эти трудности и недостатки производств и экономики в целом, связанные с износом основных фондов, их моральным старением, низкими темпами обновления, высокой аварийностью, ведут кроме застоя или упадка производства к экономическому, технологическому и научно-техническому отставанию России от развитых государств.

Поэтому при общей заинтересованности в подъеме производства и уровня техногенной безопасности необходима нормализация процесса воспроизводства и обновления основных фондов. Воспроизводство основных фондов формирует необходимые условия как для изначального поддержания производства, так и дальнейшего развития экономики, ликвидации технологической отсталости. Обновление основных фондов на базе научно-технических достижений, сделав процесс производства более эффективным, одновременно делают его и более безопасным.

Обновление основных фондов, воссоздание важнейшего фактора производства - основных средств производства, может представляться в виде простого и расширенного воспроизводства. Простое воспроизводство - постоянное возобновление основных средств производства в неизменных размерах, объемах. Расширенное воспроизводство - воссоздание основных средств производства во все увеличивающихся объемах.

Воспроизводство основных средств производства связано с воспроизводственным циклом - стадиями состояний, которые проходит экономический продукт от его создания до потребления: производство- распределение - обмен - потребление. Полученный в результате доход является одним из источников воспроизводства.

Обновление основных фондов, воспроизводство основных средств производства как простое так и расширенное, требует постоянных затрат.

Одним из источников средств для воспроизводства, инструментом для возмещения износа основных фондов являются амортизационные отчисления. Амортизационные отчисления представляют собой денежные средства, направляемые на ремонт, строительство, изготовление новых основных средств. Сумма амортизационных отчислений включается в издержки производства, себестоимость продукции и тем самым переходит в цену произведенного продукта. Производитель обязан осуществлять накопление амортизационных отчислений, откладывать их из выручки за проданную продукцию. В целях ускоренного обновления оборудования возможна ускоренная амортизация - начисление величины амортизационных отчислений в размере, превышающем нормативное значение.

Накопленные амортизационные отчисления образуют амортизационный фонд в виде денежных средств, предназначенных специально для воспроизводства, воссоздания изношенных основных средств. Величина годовых амортизационных отчислений объекта экономики определяется в виде доли первоначальной стоимости основных производственных фондов. Нормативное значение этой доли называют нормой амортизации.

Для реальной оценки средств, необходимых для воспроизводства, используют восстановительную стоимость основных средств - сумму затрат в виде амортизационных отчислений, необходимых для восстановления изношенных в процессе производства основных средств, исчисленную с учетом действующих цен. За счет этих затрат и обновляют основные фонды, идет воспроизводство основных средств производства, преимущественно простое.

Расширению возможностей предприятий по обновлению основных производственных фондов способствует совершенствование амортизационной политики путем введения нового амортизационного законодательства, предусматривающего дальнейшую либерализацию амортизационного капитала, в том числе за счет укрупнения и существенного повышения норм амортизации основных фондов, расширения использования практикуемых в мире методов ускоренного амортизационного списания (ускоренной амортизации).

Другим источником обновления основных фондов служат инвестиции. С сущностью этой формы вложений нам предстоит познакомиться в следующей главе - здесь же предварительно отметим, что инвестиции являются долгосрочными вложениями в производство с целью получения прибыли.

Инвестиции, которые нас интересуют в связи с необходимостью обновления основных производственных фондов, называют инвестициями в основной капитал. Это вложения в основные средства производства того или иного предприятия или организации. Их называют еще реальными инвестициями, когда они являются долгосрочными вложениями средств в материальное производство, в материально вещественные виды деятельности. Инвестиции являются важнейшим источником воспроизводства средств производства, в том числе расширенного. Без инвестиций в современной экономике практически невозможно развитие, в том числе в части повышения безопасности производства.

Значение скорейшего восстановления инвестиционной активности как важного экономического рычага трудно переоценить, так как многие предприятия не могут производить конкурентноспособную продукцию из-за устаревших основных фондов. Если на начальном этапе реформ, когда внутренние цены были существенно ниже цен мирового рынка, отечественные товары могли конкурировать на внутреннем рынке с импортными, то в настоящее время производство конкурентноспособных товаров (в первую очередь потребительских) возможно только на качественно новом оборудовании, с использованием передовых технологий. Анализ показывает, что, несмотря на продолжающийся инвестиционный кризис, вклад вновь введенных в действие основных фондов в производство единицы продукции возрастает. К сожалению, в первые годы нового века ввод основных фондов превышал их выбытие лишь в нескольких секторах российской экономики (например, в топливно-энергетическом, металлургии), которые ориентированы на внешний рынок и имеют устойчивые валютные поступления для инвестирования развития.
Столь важное значение инвестиций в обеспечении устойчивости производства, его развитии, достижении конкурентноспособности, повышении безопасности требует стимулирования инвестиционных процессов, специальных мер по привлечению инвестиций. В этих целях должен создаваться благоприятный инвестиционный климат, формироваться инвестиционная среда и осуществляться активная и правильная инвестиционная политика.

Инвестиционный климат - это экономические, политические, финансовые условия, оказывающие влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны. Благодаря благоприятному инвестиционному климату возникает необходимая инвестиционная среда - созданные государством и субъектами экономической деятельности условия вложения капитала, условия гарантированности и привлекательности вложений.

Инвестиционный климат и инвестиционная среда в значительной степени являются порождениями инвестиционной политики - важной составной части общей экономической политики, проводимой государством и субъектами экономической деятельности в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения, осуществляемой с учетом необходимости обновления основных средств производства и повышения их технического уровня.
Создание благоприятных инвестиционного климата и инвестиционной среды, обеспечение надежной защиты интересов собственников является приоритетом не только среднесрочной стратегии государства, но и его долгосрочной экономической политики.

Именно поддержка высокого уровня инвестиций позволяет провести реструктуризацию и модернизацию отечественной промышленности, повысить ее конкурентноспособность, сократить избыточную занятость, снизить число и масштабы аварий.

Важными условиями для повышения инвестиционной активности, инвестиционных мотиваций у различных групп экономических агентов являются низкоинфляционная среда, присутствие на финансовом рынке доступных источников финансовых средств для инвестиционной деятельности, наличие эффективных механизмов для трансформации сбережений в инвестиции, низкие инвестиционные риски.

Важный источник инвестиций - использование потенциала иностранных инвестиций. Для его привлечения необходима успешная конкуренция на мировых финансовых рынках иностранными потребителями инвестиций, улучшение внутренней инвестиционной среды с целью снижения рисков для иностранных инвесторов, проведение инвестиционной политики, способствующей росту привлекательности инвестиций в отечественную экономику.

К конкретным мерам, способствующим привлечению иностранных инвестиций, относятся:
- законодательное решение вопросов иностранных инвестиций, свободных экономических зон, международной стандартизации бухгалтерского учета, личной безопасности иностранных инвесторов и т.д.;
- расширение сферы привлечения иностранных инвестиций на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции и инвестиционных соглашений;
- развитие системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций, залоговых операций;
развитие договорно-правовой основы участия России в международном инвестиционном сотрудничестве, включая заключение соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений;
- увеличение внешних заимствований с расширением инвестиционного компонента в структуре займов.

Главными же факторами обеспечения притока капитала из-за рубежа, в том числе бывшего российского, на современном этапе являются стабилизация социально-экономического и политического положения в России, экономический рост, развитие законодательной базы с учетом необходимости экономической амнистии.

Для мобилизации внутренних сбережений и трансформации их в инвестиции необходимо укрепление банковской системы. Для этого в отечественной банковской сфере необходимо создавать реальную конкуренцию, допустив на отечественный рынок капитала ограниченное число иностранных банков, создать профессиональные банковские службы оценки привлекательности инвестиционных проектов, стимулировать процессе кредитования отечественными и иностранными банками реального сектора российской экономики, привлечь для этого средства населения в коммерческие банки.
Собственная инвестиционная деятельность государства должна заключаться преимущественно в финансировании развития инфраструктуры (автодорог, международных аэропортов, современной системы телекоммуникаций). Развитие инфраструктуры само по себе является обновлением основных фондов и способствует повышению безопасности. Но оно также служит дополнительным стимулом для частных инвесторов.

Активная амортизационная и инвестиционная политика в конечном итоге обеспечивает обновление основных фондов, воспроизводство основных средств производства.
С точки зрения степени готовности к обновлению отрасли экономики могут быть условно разделены на три группы:
К первой группе относятся адаптировавшиеся к рыночным условиям отрасли, продукция которых пользуется устойчивым спросом на мировом рынке (нефть, газ, лес, алмазы и т.п.). Наличие в этих отраслях инвестиционных ресурсов для технического переоснащения наряду с возможностями привлечения иностранного капитала обеспечивают приток современных технологий и оборудования.

Ко второй группе относятся отрасли и производства (самолетостроение, ракетно-космические производства, атомная промышленность, вооружение и военная техника, энергетическое машиностроение, тяжелое станкостроение, промышленность химических удобрений, биотехнологии, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность), продукция которых может выйти на внешние рынки, но сталкивается там с особо острой конкуренцией, а иностранные инвестиции в эти отрасли часто обусловливаются жесткими условиями, отражающими интересы транснациональных корпораций. Эти отрасли в определенной мере получают прямые государственные инвестиции и субсидии, государственную поддержку при организации сбыта на внешних рынках.

Обновление же производственного аппарата третьей группы отраслей (автомобильная промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, производство бытовой электроники, химическая, легкая, пищевая промышленность), спрос на продукцию которых из-за ее неконкурентноспособности сохраняется только на внутреннем рынке, требует незначительной и осторожной государственной поддержки и нацеленности на воспроизводство основных средств. Ускорению выбытия устаревших основных фондов в этих отраслях содействуют такие инструменты государственного регулирования, как ускоренная амортизация в сочетании с налоговыми мерами, защитные импортные тарифы в пределах, допускаемых международными нормами, сертификация импортной продукции, государственный надзор и др. Кроме того, качественному обновлению производства должны способствовать развитие лизинга (долгосрочной аренды средств производства), запуск механизмов передачи технологической культуры из структур ВПК, стимулирование импорта неконкурирующих инвестиционных ресурсов, закупка совокупности новых научных, технических, производственно-технологических, управленческих, экономических сведений и опыта их практического применения (ноу-хау) и другие меры.
В проблеме воспроизводства основных средств производства в экономике страны следует особо подчеркнуть важность и необходимость обновления основных фондов коммунальных систем жизнеобеспечения населения, поскольку, как учитывалось ранее, их износ, аварийность и тяжесть последствий аварий для населения очень велики, а сами системы жилищно-коммунального хозяйства низкокачественны и неоправданно затратны.

При обновлении основных фондов жилищно-коммунального хозяйства необходимо не просто их воспроизводство, а модернизация на основе передового производства. При этой модернизации устанавливается новое высокоэффективное оборудование, внедряются энерго- и теплосберегающие технологии, формируются аварийные запасы материально-технических ресурсов для поддержания безаварийного функционирования ЖКХ. Поскольку значительное число органов исполнительной власти на местах не располагает средствами для воспроизводства основных средств производства ЖКХ, государство предоставляет субъектам Российской Федерации и местному самоуправлению на эти цели беспроцентные ссуды, а вопросы подготовки ЖКХ выборочно берет под свой контроль.

В результате согласованных усилий властей разных уровней в нашей стране ежегодно с целью безаварийного функционирования ЖКХ в осенне-зимний период осуществляется подготовка жилищного фонда, котельных, тепловых сетей, центральных тепловых пунктов, водопроводов, газопроводов. В процессе этой подготовки создаются запасы угля, жидкого топлива, резервы финансовых средств. И все же основу безаварийного функционирования этой отрасли составляет обновление основных фондов. Каждый год в нашей стране планируется замена больше 10 тыс. километров ветхих тепловых сетей, 15 тыс. километров водопроводных сетей, другого оборудования ЖКХ. К сожалению, эти планы реализуются не полностью, из-за чего жилищно-коммунальное хозяйство с точки зрения техногенной безопасности остается проблемной отраслью.

В связи со стабилизационными процессами в российской экономике в последние годы ее основные производственные фонды проходят постепенное обновление, причем прослеживается тенденция ускорения их воспроизводства - как простого, так и расширенного. Эти положительные экономические явления уже позитивно сказываются не только на стабилизации и росте экономических показателей хозяйства страны, но непосредственно содействуют повышению уровня техногенной безопасности объектов экономики. Можно с уверенностью утверждать, что такой экономический механизм управления техногенными рисками как обновление основных производственных фондов начал работать и приносить нужные плоды.