ВВЕДЕНИЕ
С давних времен
экономическое состояние
человеческих сообществ и
государств в той или иной
мере зависело от частоты и
масштабов происходящих
природных и иных бедствий.
Однако эта зависимость в
условиях малонаселенности,
низкой степени урбанизации
населения и неразвитости
техногенной сферы была
невелика.
С увеличением численности
населения, с ростом его
плотности, хозяйственным
освоением новых территорий,
урбанизацией, развитием
техносферы природные и
техногенные бедствия стали
наносить все более
ощутимый ущерб.
В наше время названные и
многие другие факторы,
обусловленные развитием
цивилизации, прежде всего в
связи с количественным
ростом ее параметров,
значительно усугубились.
Земная цивилизация в
современном мире стала
весьма уязвимой, и как
считают многие
представители мирового
научного сообщества,
переживает начало
цивилизационного кризиса.
Вспомним хотя бы
глобальные проблемы
человечества - те всеобщие,
имеющие планетарный
масштаб затруднения и
противоречия во
взаимоотношениях природы и
человека, а также внутри
общества. В состав
глобальных проблем входят
и рассматриваемые нами
проблемы природной и
техногенной безопасности.
Сейчас мировое сообщество
во главе с ООН выработало
новый подход к преодолению
кризиса цивилизации -
переход к устойчивому
развитию. Однако
предпринятые в этом
направлении шаги пока
результатов не дали. В то,
что переход государств и
мирового сообщества к
устойчивому развитию пока
неосуществим, вносят свой
негативный вклад и
неукрощенные бедствия.
В связи с названными
обстоятельствами сейчас
влияние бедствий на
экономику стало
значительным. Подсчитано,
что за последние 40 лет
суммарный прямой
экономический ущерб только
от наиболее разрушительных
природных бедствий возрос
более чем в 15 раз, а их
количество с ущербом свыше
1 млрд. долларов США
увеличилось вчетверо. По
оценкам некоторых
экспертов во второй
половине ХХ века темпы
роста ущерба превышали
темпы роста производства
валового продукта.
По отдельным
пессимистическим
прогнозам к 2010 году
экономический ущерб в мире
от бедствий в
среднегодовом выражении
может достигнуть 150 млрд.
долларов США, утроив
аналогичный показатель 1990-х
годов, причем стоимость
произведенного валового
продукта за это время
увеличится лишь в 1,7 раза.
Если согласиться с
приведенной оценкой, то
можно сделать вывод о том,
что в недалеком будущем
мировая экономика будет не
способна восполнить ущерб
от всей совокупности
бедствий, происходящих на
земном шаре. Даже при более
умеренном подходе к оценке
происходящего нельзя
отрицать значительного
экономического влияния
природных и техногенных
бедствий на жизнь
современной цивилизации.
Благодаря результатам
недавних научных
исследований, посвященных
экономическим аспектам
влияния бедствий на
мировую и российскую
экономические системы, а
также накопившемуся опыту
в решении экономических
вопросов противодействия
бедствиям, можно судить о
ряде характерных черт
данной проблемы, которую
для краткости назовем "бедствия
и экономика".
Прежде всего, с достаточной
достоверностью можно
утверждать, что существует
опережающий рост ущерба от
бедствий по сравнению с
динамикой роста их
количества. Естественно,
это свидетельствует об
увеличении их
среднестатистического
масштаба и усиления их
отрицательного влияния на
экономическую жизнь
организаций, общества,
государства.
Следует также иметь в виду,
что определяющий вклад в
размеры ущерба вносят в
основном не большие
бедствия - природные и
техногенные катастрофы, а
малые - неблагоприятные
природные явления и
повседневные аварии. Это
обусловлено тем, что
катастрофы, имея высокий
единичный ущерб, случаются
редко, а потому их
суммарный ущерб невелик.
Бедствия же небольших
масштабов происходят часто,
они весьма многочисленны и
их суммарный ущерб огромен.
Тут следует оговориться,
что речь не идет об очень
редких крупнейших
бедствиях национального и
глобального масштабов.
СССР, например, получил в
результате аварии в 1986 г. на
Чернобыльской АЭС прямой
экономический ущерб в
размере 10 млрд. долларов
США, Япония от
землетрясения 1995 г. понесла
ущерб в 100 млрд. долларов, а
страны Западной и
Центральной Европы при
наводнениях 2002 г. потеряли
18 млрд. долларов.
Еще одна особенность этой
проблемы, во многом
парадоксальная, состоит в
том, что экономический
ущерб от бедствий
устойчиво увеличивается и
в развивающихся и в
развитых странах. Так
происходит несмотря на то,
что за несколько последних
десятилетий конца ХХ века
развитые государства
выстроили у себя
результативно
функционирующие системы
противодействия бедствиям.
Однако это не означает, что
борьба с бедствиями
бесперспективна. Просто,
видимо, на данном этапе
этой борьбы усилия
развитых стран не столь
результативны, чтобы
заметно повлиять на
снижение темпов роста
ущерба.
В качестве еще одной
характерной черты проблемы
"бедствия и экономика"
может быть названо
доминирование в
экономическом ущербе доли
ущерба от природных
бедствий. В 1970-2000 годах на
все неблагоприятные и
опасные природные явления
и процессы, в том числе и
природные катастрофы,
приходилось порядка 70-75%
совокупного ущерба от всех
бедствий. При этом по
своему числу природные
бедствия не превышали 40%
общего числа бедствий.
Характерной особенностью
рассматриваемой проблемы
является также сокращение
числа погибших в природных
бедствиях и одновременный
рост пострадавших в них. По
сравнению с 1970-ми годами
прошлого столетия число
погибших за последнее
десятилетие сократилось в 3
раза, а число пострадавших
возросло в такой же
пропорции. Это говорит о
некоторых успехах в защите
от бедствий, когда
снижается уровень тяжелых
поражений, но за счет
повышения общей уязвимости
и перехода части
потенциально погибших в
разряд пораженных
увеличивается число
последних.
Экономические аспекты
бедствий не сводятся
только к проблеме ущерба от
них. Огромных затрат
требуют также создание
государственных и иных
систем противодействия
бедствиям, обеспечение
функционирования этих
систем, в том числе их
оснащение и оплата труда
работников, превентивные
меры по предотвращению
бедствий и снижению
возможного ущерба от них,
аварийно-спасательные и
другие неотложные работы в
ходе ликвидации
последствий бедствий и т.д.
Столь тесная и важная
взаимосвязь бедствий и
экономики настоятельно
требует, чтобы она
всесторонне учитывалась
при организации
функционирования
российской общественной,
экономической и
политической систем,
налаживании различных
цивилизационных
институтов. В числе прочего,
экономические вопросы
бедствий должны найти
отражение в системе
российского высшего
образования. Это
необходимо потому, что
специалисты с высшим
образованием, владея
знаниями и практическими
навыками в рамках
дисциплины "Безопасность
жизнедеятельности",
должны ясно представлять
экономическую подоплеку
обеспечения этой
безопасности, в том числе
безопасности в
чрезвычайных ситуациях,
порожденных природными и
техногенными бедствиями.
Приведенные соображения
лежат в основе решения о
подготовке пособия по
дисциплине "Безопасность
жизнедеятельности" для
высших учебных заведений,
посвященного
экономическим вопросам,
связанным с бедствиями
природного и техногенного
характера.
В основу содержания
пособия положены особо
значимые для практики
противодействия так
называемые экономические
механизмы управления
рисками чрезвычайных
ситуаций, обусловленных
природными и техногенными
бедствиями.
Экономические механизмы
названной деятельности
всегда представляют собой
ту или иную, часто
разнохарактерную
совокупность методов и
средств воздействия на
экономические процессы,
сопровождающие бедствия,
являются инструментом
регулирования событий,
происходящих вокруг
чрезвычайных ситуаций.
Показанные в пособии
экономические механизмы
сгруппированы по характеру
действующих в основе их
функционирования
организационно-экономических
факторов. Они имеют
административную,
финансовую, страховую
природу, по-разному
стимулируя в борьбе с
бедствиями позитивные
тенденции.
Материал пособия размещен
по восьми главам.
Первая глава "Риски
чрезвычайных ситуаций и
экономические механизмы
управления ими"
является вводной и
излагает общие сведения по
рискам чрезвычайных
ситуаций вообще,
управлению природными и
техногенными рисками,
экономическим
последствиям чрезвычайных
ситуации, общему составу
экономических механизмов
управления рисками.
Вторая глава "Организационно-экономические
механизмы снижения рисков
чрезвычайных ситуаций"
посвящена широкому кругу
мер общеэкономического и
организационного
характера, способствующих
повышению уровня
безопасности населения,
персонала, объектов
хозяйственной и социальной
инфраструктуры от
чрезвычайных ситуаций, а
также некоторым методам
государственного
регулирования этих
вопросов. Здесь
рассмотрены: рациональное
размещение
производительных сил и
поселений с точки зрения их
безопасности, подготовка
объектов к устойчивому
функционированию в
условиях чрезвычайных
ситуаций, обновление
основных производственных
фондов, декларирование
промышленной безопасности,
лицензирование видов
деятельности в области
промышленной безопасности,
государственный надзор и
контроль в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
Третья глава "Финансирование
деятельности по управлению
рисками чрезвычайных
ситуаций"
раскрывает организацию
бюджетного финансирования
и использования
внебюджетных источников в
интересах предупреждения и
ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
Четвертая глава "Материальные
и финансовые резервы на
случай чрезвычайных
ситуаций" описывает
механизм накопления и
использования резервного
фона Правительства
Российской Федерации по
предупреждению и
ликвидации чрезвычайных
ситуаций и последствий
стихийных бедствий, а также
резервов финансовых и
материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных
ситуаций федеральных
органов исполнительной
власти, органов
исполнительной власти
субъектов Российской
Федерации и некоторых
других резервов.
Пятая глава "Оценка
и возмещение ущерба,
нанесенного вследствие
чрезвычайных ситуаций"
раскрывает вопросы анализа,
оценки, возмещения ущерба,
а также социальной защиты
пострадавших и участников
ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
Шестая глава "Страхование
риска чрезвычайных
ситуаций" целиком
посвящена страховой защите
и содержит учебные
материалы по сущности и
видам страхования, основам
актуарной математики,
современным финансовым
инструментам управления
рисками.
Седьмая глава "Экономическое
стимулирование
деятельности в области
управления рисками
чрезвычайных ситуаций"
включает вопросы
экономических льгот для
повышения эффективности
управления рисками и
экономической
ответственности в этой
сфере.
Восьмая глава "Экономические
вопросы международного
гуманитарного
сотрудничества"
касается отдельных
аспектов международного
сотрудничества, имеющих
экономический характер,
проблем взаимосвязи
развития государств и
чрезвычайных ситуаций,
гуманитарной помощи, рынка
гуманитарных услуг.
|
При
использовании
учебных
материалов
пособия следует
иметь в виду, что
организационно-экономические
вопросы из области
противодействия
бедствиям
окончательно не
устоялись и
подвержены
динамичным
изменениям.
Нормативная
правовая база,
регламентирующая
функционирование
экономических
механизмов
управления
рисками
чрезвычайных
ситуаций,
постоянно
совершенствуется.
Поэтому при
организации
учебного процесса
с опорой на
материалы пособия
необходимо
учитывать
выходящие в свет
новые нормативные
правовые и
нормативно-методические
документы в
изучаемой области. |
|
|