Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Предисловие
Введение
§ 1. Риски чрезвычайных ситуаций и экономические механизмы управления ими
§ 2. Организационно-экономические механизмы снижения рисков чрезвычайных ситуаций
§ 3. Финансирование деятельности по управлению рисками чрезвычайных ситуаций
§ 4. Финансирование и материальные резервы на случай чрезвычайных ситуаций
§ 5. Оценка и возмещение ущерба, нанесенного чрезвычайными ситуациями
§ 6. Страхование риска чрезвычайных ситуаций
§ 7. Экономическое стимулирование деятельности в области управления рисками чрезвычайных ситуаций
§ 8. Экономические вопросы международного гуманитарного сотрудничества
Заключение
Литература


Риск - это степень опасности испытать негативные воздействия или неудачи в предпринимаемых действиях. 

Добровольный риск - это риск, который человек берет на себя в личной жизни путем свободного выбора образа жизни и рода личных занятий. 

Вынужденный риск - это риск профессиональной деятельности человека, осуществляемой в определенных условиях. 

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Стойкость - это свойство объекта сохранять свои параметры в пределах установленных допусков и выполнять свои функции во время и после внешних нагрузок. 

Защищенность -  способность объекта противостоять поражающим воздействиям, ослабляя их интенсивность. Она обычно характеризуется коэффициентом ослабления внешних воздействий. 

Потери - это выход из строя людей ввиду их гибели, ранений, травм, болезней. 

Управление риском базируется на комплексном подходе, когда учитывается максимально возможное число значимых компонентов и их взаимосвязей. 

Анализ риска (или риск-анализ) является процессом идентификации опасностей и оценки риска для отдельных лиц, групп населения, различного рода социальных, политических, хозяйственных структур, элементов окружающей природной среды и других объектов.

Индивидуальный риск - это мера возможности наступления негативных последствий для здоровья одного человека из-за действия на человека на территории его возможного нахождения в течение времени (t опасных факторов жизнедеятельности, проявляющихся постоянно либо в случае реализации опасных событий. 









ВВЕДЕНИЕ



С давних времен экономическое состояние человеческих сообществ и государств в той или иной мере зависело от частоты и масштабов происходящих природных и иных бедствий. Однако эта зависимость в условиях малонаселенности, низкой степени урбанизации населения и неразвитости техногенной сферы была невелика.

С увеличением численности населения, с ростом его плотности, хозяйственным освоением новых территорий, урбанизацией, развитием техносферы природные и техногенные бедствия стали наносить все более ощутимый ущерб.

В наше время названные и многие другие факторы, обусловленные развитием цивилизации, прежде всего в связи с количественным ростом ее параметров, значительно усугубились. Земная цивилизация в современном мире стала весьма уязвимой, и как считают многие представители мирового научного сообщества, переживает начало цивилизационного кризиса. Вспомним хотя бы глобальные проблемы человечества - те всеобщие, имеющие планетарный масштаб затруднения и противоречия во взаимоотношениях природы и человека, а также внутри общества. В состав глобальных проблем входят и рассматриваемые нами проблемы природной и техногенной безопасности.

Сейчас мировое сообщество во главе с ООН выработало новый подход к преодолению кризиса цивилизации - переход к устойчивому развитию. Однако предпринятые в этом направлении шаги пока результатов не дали. В то, что переход государств и мирового сообщества к устойчивому развитию пока неосуществим, вносят свой негативный вклад и неукрощенные бедствия.

В связи с названными обстоятельствами сейчас влияние бедствий на экономику стало значительным. Подсчитано, что за последние 40 лет суммарный прямой экономический ущерб только от наиболее разрушительных природных бедствий возрос более чем в 15 раз, а их количество с ущербом свыше 1 млрд. долларов США увеличилось вчетверо. По оценкам некоторых экспертов во второй половине ХХ века темпы роста ущерба превышали темпы роста производства валового продукта.

По отдельным пессимистическим прогнозам к 2010 году экономический ущерб в мире от бедствий в среднегодовом выражении может достигнуть 150 млрд. долларов США, утроив аналогичный показатель 1990-х годов, причем стоимость произведенного валового продукта за это время увеличится лишь в 1,7 раза. Если согласиться с приведенной оценкой, то можно сделать вывод о том, что в недалеком будущем мировая экономика будет не способна восполнить ущерб от всей совокупности бедствий, происходящих на земном шаре. Даже при более умеренном подходе к оценке происходящего нельзя отрицать значительного экономического влияния природных и техногенных бедствий на жизнь современной цивилизации.
Благодаря результатам недавних научных исследований, посвященных экономическим аспектам влияния бедствий на мировую и российскую экономические системы, а также накопившемуся опыту в решении экономических вопросов противодействия бедствиям, можно судить о ряде характерных черт данной проблемы, которую для краткости назовем "бедствия и экономика".

Прежде всего, с достаточной достоверностью можно утверждать, что существует опережающий рост ущерба от бедствий по сравнению с динамикой роста их количества. Естественно, это свидетельствует об увеличении их среднестатистического масштаба и усиления их отрицательного влияния на экономическую жизнь организаций, общества, государства.

Следует также иметь в виду, что определяющий вклад в размеры ущерба вносят в основном не большие бедствия - природные и техногенные катастрофы, а малые - неблагоприятные природные явления и повседневные аварии. Это обусловлено тем, что катастрофы, имея высокий единичный ущерб, случаются редко, а потому их суммарный ущерб невелик. Бедствия же небольших масштабов происходят часто, они весьма многочисленны и их суммарный ущерб огромен. Тут следует оговориться, что речь не идет об очень редких крупнейших бедствиях национального и глобального масштабов. СССР, например, получил в результате аварии в 1986 г. на Чернобыльской АЭС прямой экономический ущерб в размере 10 млрд. долларов США, Япония от землетрясения 1995 г. понесла ущерб в 100 млрд. долларов, а страны Западной и Центральной Европы при наводнениях 2002 г. потеряли 18 млрд. долларов.

Еще одна особенность этой проблемы, во многом парадоксальная, состоит в том, что экономический ущерб от бедствий устойчиво увеличивается и в развивающихся и в развитых странах. Так происходит несмотря на то, что за несколько последних десятилетий конца ХХ века развитые государства выстроили у себя результативно функционирующие системы противодействия бедствиям. Однако это не означает, что борьба с бедствиями бесперспективна. Просто, видимо, на данном этапе этой борьбы усилия развитых стран не столь результативны, чтобы заметно повлиять на снижение темпов роста ущерба.

В качестве еще одной характерной черты проблемы "бедствия и экономика" может быть названо доминирование в экономическом ущербе доли ущерба от природных бедствий. В 1970-2000 годах на все неблагоприятные и опасные природные явления и процессы, в том числе и природные катастрофы, приходилось порядка 70-75% совокупного ущерба от всех бедствий. При этом по своему числу природные бедствия не превышали 40% общего числа бедствий.

Характерной особенностью рассматриваемой проблемы является также сокращение числа погибших в природных бедствиях и одновременный рост пострадавших в них. По сравнению с 1970-ми годами прошлого столетия число погибших за последнее десятилетие сократилось в 3 раза, а число пострадавших возросло в такой же пропорции. Это говорит о некоторых успехах в защите от бедствий, когда снижается уровень тяжелых поражений, но за счет повышения общей уязвимости и перехода части потенциально погибших в разряд пораженных увеличивается число последних.

Экономические аспекты бедствий не сводятся только к проблеме ущерба от них. Огромных затрат требуют также создание государственных и иных систем противодействия бедствиям, обеспечение функционирования этих систем, в том числе их оснащение и оплата труда работников, превентивные меры по предотвращению бедствий и снижению возможного ущерба от них, аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ходе ликвидации последствий бедствий и т.д.

Столь тесная и важная взаимосвязь бедствий и экономики настоятельно требует, чтобы она всесторонне учитывалась при организации функционирования российской общественной, экономической и политической систем, налаживании различных цивилизационных институтов. В числе прочего, экономические вопросы бедствий должны найти отражение в системе российского высшего образования. Это необходимо потому, что специалисты с высшим образованием, владея знаниями и практическими навыками в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", должны ясно представлять экономическую подоплеку обеспечения этой безопасности, в том числе безопасности в чрезвычайных ситуациях, порожденных природными и техногенными бедствиями.

Приведенные соображения лежат в основе решения о подготовке пособия по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для высших учебных заведений, посвященного экономическим вопросам, связанным с бедствиями природного и техногенного характера.

В основу содержания пособия положены особо значимые для практики противодействия так называемые экономические механизмы управления рисками чрезвычайных ситуаций, обусловленных природными и техногенными бедствиями.

Экономические механизмы названной деятельности всегда представляют собой ту или иную, часто разнохарактерную совокупность методов и средств воздействия на экономические процессы, сопровождающие бедствия, являются инструментом регулирования событий, происходящих вокруг чрезвычайных ситуаций.

Показанные в пособии экономические механизмы сгруппированы по характеру действующих в основе их функционирования организационно-экономических факторов. Они имеют административную, финансовую, страховую природу, по-разному стимулируя в борьбе с бедствиями позитивные тенденции.
Материал пособия размещен по восьми главам.

Первая глава "Риски чрезвычайных ситуаций и экономические механизмы управления ими" является вводной и излагает общие сведения по рискам чрезвычайных ситуаций вообще, управлению природными и техногенными рисками, экономическим последствиям чрезвычайных ситуации, общему составу экономических механизмов управления рисками.

Вторая глава "Организационно-экономические механизмы снижения рисков чрезвычайных ситуаций" посвящена широкому кругу мер общеэкономического и организационного характера, способствующих повышению уровня безопасности населения, персонала, объектов хозяйственной и социальной инфраструктуры от чрезвычайных ситуаций, а также некоторым методам государственного регулирования этих вопросов. Здесь рассмотрены: рациональное размещение производительных сил и поселений с точки зрения их безопасности, подготовка объектов к устойчивому функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций, обновление основных производственных фондов, декларирование промышленной безопасности, лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности, государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Третья глава "Финансирование деятельности по управлению рисками чрезвычайных ситуаций" раскрывает организацию бюджетного финансирования и использования внебюджетных источников в интересах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Четвертая глава "Материальные и финансовые резервы на случай чрезвычайных ситуаций" описывает механизм накопления и использования резервного фона Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, а также резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и некоторых других резервов.

Пятая глава "Оценка и возмещение ущерба, нанесенного вследствие чрезвычайных ситуаций" раскрывает вопросы анализа, оценки, возмещения ущерба, а также социальной защиты пострадавших и участников ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Шестая глава "Страхование риска чрезвычайных ситуаций" целиком посвящена страховой защите и содержит учебные материалы по сущности и видам страхования, основам актуарной математики, современным финансовым инструментам управления рисками.

Седьмая глава "Экономическое стимулирование деятельности в области управления рисками чрезвычайных ситуаций" включает вопросы экономических льгот для повышения эффективности управления рисками и экономической ответственности в этой сфере.

Восьмая глава "Экономические вопросы международного гуманитарного сотрудничества" касается отдельных аспектов международного сотрудничества, имеющих экономический характер, проблем взаимосвязи развития государств и чрезвычайных ситуаций, гуманитарной помощи, рынка гуманитарных услуг.


При использовании учебных материалов пособия следует иметь в виду, что организационно-экономические вопросы из области противодействия бедствиям окончательно не устоялись и подвержены динамичным изменениям. Нормативная правовая база, регламентирующая функционирование экономических механизмов управления рисками чрезвычайных ситуаций, постоянно совершенствуется. Поэтому при организации учебного процесса с опорой на материалы пособия необходимо учитывать выходящие в свет новые нормативные правовые и нормативно-методические документы в изучаемой области.