Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Предисловие
Введение
§ 1. Риски чрезвычайных ситуаций и экономические механизмы управления ими
§ 2. Организационно-экономические механизмы снижения рисков чрезвычайных ситуаций
§ 3. Финансирование деятельности по управлению рисками чрезвычайных ситуаций
§ 3.1. Бюджетное финансирование деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
§ 3.2. Использование внебюджетных источников
§ 4. Финансирование и материальные резервы на случай чрезвычайных ситуаций
§ 5. Оценка и возмещение ущерба, нанесенного чрезвычайными ситуациями
§ 6. Страхование риска чрезвычайных ситуаций
§ 7. Экономическое стимулирование деятельности в области управления рисками чрезвычайных ситуаций
§ 8. Экономические вопросы международного гуманитарного сотрудничества
Заключение
Литература


Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Иногда бюджет определяется как имеющая официальную силу, признанная или принятая роспись, таблица, ведомость доходов и расходов экономического объекта за определенный период времени (обычно - за год). 

Функциональная классификация расходов - это группировка расходов бюджетов, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

Ведомственная классификация расходов - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Финансирование деятельности по управлению рисками чрезвычайных ситуаций



В самом общем виде управление рисками чрезвычайных ситуаций состоит в разработке и обосновании оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовывать решения в области обеспечения безопасности населения и окружающей среды в целях достижения такого ее уровня, какой целесообразно осуществим с точки зрения существующих экономических и социальных возможностей.
Выполнение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций требует весьма значительных затрат материальных, технических, финансовых, информационных и других ресурсов.
Только на финансирование деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации в 2001 году израсходовано свыше 52 млрд. рублей*), в том числе на меры предупреждения около 16 млрд. рублей, на ликвидацию чрезвычайных ситуаций - более 33,5 млрд. рублей.

Исключительно затратными являются меры защиты от опасных природных явлений. Например, повышение сейсмостойкости объектов промышленно-гражданского строительства приводит к его удорожанию на 12%, защита от наводнений на 15%, приспособление к слабым грунтам и плохим гидрогеологическим условиям - на 20%, суровому климату - на 30%, многолетней мерзлоте грунта на 40%, оползневой опасности - на 45%.
Вопросы экономического обеспечения мероприятий по управлению рисками чрезвычайных ситуаций регламентированы федеральным законодательством, в частности, Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Законодательно установлено, что покрытие расходов, затраченных на осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет финансовых средств, аккумулированных государством, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, объектами экономики - т.е. за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также средств, полученных из внебюджетных источников финансирования.

Для более четкого уяснения порядка финансового и материального обеспечения мероприятий по управлению рисками чрезвычайных ситуаций определимся с понятиями бюджетного и внебюджетного их финансирования.