Финансовые и материальные резервы на случай
чрезвычайных ситуаций
Опыт организации противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера убедительно свидетельствует о неопределенности места, времени возникновения и масштабов возникшего бедствия. Вместе с тем очевидной является необходимость немедленного реагирования на возникшую чрезвычайную ситуацию и принятия мер по ликвидации ее последствий. Для этого, как правило, требуется безотлагательное привлечение к аварийно-спасательным и другим неотложным работам значительного количества техники, материальных средств и людей, а в общем - больших объемов трудовых, финансовых и материальных ресурсов. Отсюда напрашивается естественный вывод о необходимости постоянного содержания в резервах этих ресурсов, используемых в законодательно установленном порядке исключительно в интересах обеспечения ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
Попытки создания запасов продовольствия в России, нередко подвергавшейся неурожаям и голоду, уходят вглубь истории вплоть до XVI века, когда начали создавать государственные запасы хлеба, покрывавшие трехлетнюю потребность населения городов. Ежегодно треть создаваемых запасов продавали и вместо них заготавливали свежий хлеб.
В последующем система создания государственных запасов совершенствовалась, приобретала соответствующие организационные формы, получала необходимое законодательное обеспечение. Происходил рост их объемов и номенклатуры, расширялась сфера использования накапливаемых в резерве материальных ресурсов. В декабре 1990 г. в составе государственного материального резерва были образованы запасы материальных ресурсов, предназначенных для использования при проведении работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.
Основными нормативными правовыми, руководящими и методическими документами по вопросам создания, хранения, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов, образуемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в настоящее время являются Федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "О государственном материальном резерве", постановления Правительства Российской Федерации "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", Методическое руководство по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определено, что в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций заблаговременно создаются резервы финансовых и материальных ресурсов федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления для финансового и материального обеспечения необходимых аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения. В общегосударственном масштабе финансовые средства в этих целях предусматриваются в составе Резервного фонда Правительства Российской Федерации, а материальные - в составе Государственного материального резерва.
|