Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Предисловие
Введение
§ 1. Риски чрезвычайных ситуаций и экономические механизмы управления ими
§ 2. Организационно-экономические механизмы снижения рисков чрезвычайных ситуаций
§ 3. Финансирование деятельности по управлению рисками чрезвычайных ситуаций
§ 4. Финансирование и материальные резервы на случай чрезвычайных ситуаций
§ 4.1. Резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Государственный материальный резерв
§ 4.2. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных
§ 4.3. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления для ликвидации чрезвычайных ситуаций
§ 5. Оценка и возмещение ущерба, нанесенного чрезвычайными ситуациями
§ 6. Страхование риска чрезвычайных ситуаций
§ 7. Экономическое стимулирование деятельности в области управления рисками чрезвычайных ситуаций
§ 8. Экономические вопросы международного гуманитарного сотрудничества
Заключение
Литература


Определенность целевого назначения - формируются целевые резервы с учетом потенциальных возможностей возникновения чрезвычайных ситуаций применительно к соответствующим региональным, отраслевым и производственным особенностям.

Рациональность размещения - обеспечение максимальной степени сохранности резервов при непосредственном выполнении мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и дислокация на тех территориях, где, исходя из оценки рисков, возможна наибольшая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций.

Мобильность - поддержание высокой степени подготовленности резервов к оперативному перемещению в зоны чрезвычайных ситуаций, а также осуществлению приемки, переработки и подготовки резервов материальных ресурсов к использованию при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Достаточность - объемы резервов, их структура, ассортимент, качественные показатели и характеристики должны обеспечивать проведение первоочередных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с прогнозируемым ущербом, программой и последовательностью проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, спецификой региона или объекта, видом чрезвычайной ситуации.

Управляемость - соответствие системы управления созданием и использованием резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций задачам, решаемым в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее сопряженность с системами управления всех органов управления, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Экономичность - объемы затрат (ассигнований), выделяемых на создание, хранение, использование и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций должны минимизировать привлечение для этих целей материальных ресурсов из иных источников, а также определяться в соответствии с предполагаемым ущербом, программой и последовательностью проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, спецификой региона или объекта, видом чрезвычайной ситуации.


Финансовые и материальные резервы на случай чрезвычайных ситуаций



Опыт организации противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера убедительно свидетельствует о неопределенности места, времени возникновения и масштабов возникшего бедствия. Вместе с тем очевидной является необходимость немедленного реагирования на возникшую чрезвычайную ситуацию и принятия мер по ликвидации ее последствий. Для этого, как правило, требуется безотлагательное привлечение к аварийно-спасательным и другим неотложным работам значительного количества техники, материальных средств и людей, а в общем - больших объемов трудовых, финансовых и материальных ресурсов. Отсюда напрашивается естественный вывод о необходимости постоянного содержания в резервах этих ресурсов, используемых в законодательно установленном порядке исключительно в интересах обеспечения ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.

Попытки создания запасов продовольствия в России, нередко подвергавшейся неурожаям и голоду, уходят вглубь истории вплоть до XVI века, когда начали создавать государственные запасы хлеба, покрывавшие трехлетнюю потребность населения городов. Ежегодно треть создаваемых запасов продавали и вместо них заготавливали свежий хлеб.

В последующем система создания государственных запасов совершенствовалась, приобретала соответствующие организационные формы, получала необходимое законодательное обеспечение. Происходил рост их объемов и номенклатуры, расширялась сфера использования накапливаемых в резерве материальных ресурсов. В декабре 1990 г. в составе государственного материального резерва были образованы запасы материальных ресурсов, предназначенных для использования при проведении работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.

Основными нормативными правовыми, руководящими и методическими документами по вопросам создания, хранения, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов, образуемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в настоящее время являются Федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "О государственном материальном резерве", постановления Правительства Российской Федерации "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", Методическое руководство по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определено, что в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций заблаговременно создаются резервы финансовых и материальных ресурсов федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления для финансового и материального обеспечения необходимых аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения. В общегосударственном масштабе финансовые средства в этих целях предусматриваются в составе Резервного фонда Правительства Российской Федерации, а материальные - в составе Государственного материального резерва.