Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Предисловие
Введение
§ 1. Риски чрезвычайных ситуаций и экономические механизмы управления ими
§ 2. Организационно-экономические механизмы снижения рисков чрезвычайных ситуаций
§ 2.1. Рациональное размещение производственных сил и поселений с точки зрения их природной и техногенной безопасности
§ 2.2. Подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях
§ 2.3. Обновление основных производственных фондов
§ 2.4. Декларирование промышленной безопасности
§ 2.5. Лицензирование видов деятельности в области техногенной безопасности
§ 2.6. Государственный контроль и надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
§ 3. Финансирование деятельности по управлению рисками чрезвычайных ситуаций
§ 4. Финансирование и материальные резервы на случай чрезвычайных ситуаций
§ 5. Оценка и возмещение ущерба, нанесенного чрезвычайными ситуациями
§ 6. Страхование риска чрезвычайных ситуаций
§ 7. Экономическое стимулирование деятельности в области управления рисками чрезвычайных ситуаций
§ 8. Экономические вопросы международного гуманитарного сотрудничества
Заключение
Литература


Страхование - создание за счет денежных средств организаций и граждан специальных резервных фондов - страховых фондов, предназначенных для возмещения ущерба, вызванного неблагоприятными событиями, в частности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. 

Страховщик - страховая компания, организация, проводящая страхование, принимающая на себя обязательства возмещения страхового ущерба, выплаты страховой суммы.

Перестрахование - это уже совокупность отношений между страховщиками по страхованию риска.











Рациональное размещение производительных сил и поселений с точки зрения их природной и техногенной безопасности



С развитием производства серьезной проблемой всякого промышленника был выбор места для размещения промышленных и иных хозяйственных объектов. От этого выбора во многом зависел успех дела, экономическая эффективность производства. Поэтому основным общим критерием рационального выбора места размещения хозяйственного субъекта всегда была экономическая выгода. Однако кроме этого главного критерия, при выборе места производственной деятельности учитывались и другие обстоятельства, например, состояние защищенности объектов, их безопасности, в том числе от природных и техногенных бедствий.

Рациональное размещение производительных сил и поселений по территории страны с точки зрения природной и техногенной безопасности является эффективной совокупностью мер, обеспечивающей предотвращение части чрезвычайных ситуаций (снижение риска их возникновения) и уменьшения в определенных пределах возможных потерь и ущерба от них (смягчение их последствий). Обеспечение рационального размещения объектов экономики по территории страны достигается путем комплексного учета с одной стороны социально-экономических факторов, с другой - специальных требований, норм, правил по вопросам предотвращения и снижения чрезвычайных ситуаций, возможного ущерба от них.

Рациональное размещение производительных сил и поселений по территории страны с точки зрения природной и техногенной безопасности, в том числе устойчивости функционирования объектов экономики, представляет собой меры по распределению и перераспределению на территории страны мест размещения объектов экономики, хозяйственной инфраструктуры и населенных пунктов по критериям безопасности этих объектов и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Важной частью этой работы является рациональное размещение потенциально опасных объектов и мест утилизации отходов.

Рациональное размещение объектов экономики на территории страны намечается в процессе разработки прогнозов социально-экономического развития, а также схем развития регионов.
Обеспечение рационального размещения объектов экономики по территории страны в экономических интересах, а также с точки зрения природной и техногенной безопасности достигается путем комплексного учета экономической стратегии развития государства, социально-экономических факторов, специальных требований, норм и правил по вопросам безопасности.

В этих целях обычно предусматривается:
- максимально возможное рассредоточение производительных сил на территории страны с учетом рационального кустования производства важнейшей промышленной продукции в отдельных экономических районах;
- дальнейшее наращивание экономического потенциала районов страны, имеющих собственные энергетические и природные ресурсы, но низкий уровень концентрации объектов экономики;
ограничение строительства новых и модернизации существующих объектов экономики в районах, имеющих наиболее острый дефицит собственных энергетических и природных ресурсов;
- совершенствование и повышение надежности межрегиональных и межотраслевых хозяйственных связей;
- комплексное развитие экономики субъектов Российской Федерации, обеспечивающее максимальное использование местных ресурсов и производственных мощностей;
- ограничение развития отраслей и производств, экстенсивно использующих ресурсный потенциал территории или базирующихся на использовании дефицитных для региона ресурсов, а также производств, использующих преимущественно внешние ресурсные поставки;
- расширение производства продукции (услуг) массового внутрирегионального потребления на базе ресурсного и производственного потенциала территории;
- приближение перерабатывающих (обрабатывающих) производств к источникам сырья;
полнота и комплексность использования природных ресурсов территории, повышение глубины их переработки и снижение сырьевой составляющей в региональном вывозе;
- ограничение роста больших городов, концентрации запасов ресурсов в этих городах;
развитие экономически перспективных малых и средних городов, поселков городского типа и крупных сельских населенных пунктов с размещением в них небольших предприятий (организаций), а также филиалов и специализированных цехов крупных предприятий, действующих в больших городах;
- постепенный вывод из городов предприятий, баз и складов, перерабатывающих или хранящих значительные количества АХОВ, взрывоопасных, легковоспламеняющихся и других опасных веществ, а также сортировочных железнодорожных станций и узлов;
- размещение новых производств вне зон природной и техногенной опасности, вывод старых производств и поселений из этих мест.}

Приведенные общие требования носят общеэкономически рациональный характер и лишь частично касаются природной и техногенной безопасности. В интересах снижения природных и техногенных рисков требуется более детальное определение специфических требований к размещению объектов экономики. При этом для успешной работы по рациональному размещению необходимо иметь достоверное зонирование всей территории страны по критериям природного и техногенного рисков.

Существуют выработанные и проверенные жизнью общие правила безопасного размещения объектов экономики, учет которых позволяет значительно снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах экономики.

Рассмотрим некоторые из них. Начнем с общих рекомендаций по размещению объектов экономики.
Объекты экономики следует размещать таким образом, чтобы они не попадали в зоны природной и техногенной опасности, т. е. зоны, в которых возможные реальные природные и техногенные воздействия превышают внешние допустимые нормативные воздействия, заложенные при проектировании и строительстве объекта. Объекты экономики должны быть отнесены от жилых зон и друг от друга на расстояния, обеспечивающие безопасность населения и соседних объектов.
Взрыво- и пожароопасные объекты и их элементы должны размещаться с учетом защитных свойств и других особенностей местности.

Между потенциально опасными элементами радиационно опасных объектов необходимо устанавливать оптимальные расстояния, а также обеспечивать изоляцию реакторных блоков атомных станций друг от друга.

Химически опасные объекты должны строиться на безопасном расстоянии от рек, водоемов, морского побережья, подземных водоносных слоев и размещаться с подветренной стороны населенных пунктов и жилых зон.

Склады АХОВ необходимо размещать с подветренной стороны по отношению к основным цехам объектов, в которых работает наибольшее количество производственного персонала. Базисные склады этих, а также взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ необходимо строить за пределами территорий объекта в загородной зоне.

Биологически опасные объекты и их элементы необходимо размещать с учетом розы ветров в данной местности.

Вокруг радиационно, химически и биологически опасных объектов необходимо создавать санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения. Санитарно-защитные зоны предусматриваются, если после проведения всех технологических мер по очистке и обезвреживанию вредных выбросов на заселенной территории уровни концентрации вредных веществ не опускается ниже предельно допустимых. В санитарно-защитных зонах не допускается размещение жилых домов, детских дошкольных учреждений, учебных заведений и т. п.

Гидротехнические сооружения должны возводиться таким образом, чтобы в зону возможного катастрофического затопления при разрушении плотины попадало минимальное число объектов социального и хозяйственного назначения. Размещение же населенных пунктов и объектов важного народнохозяйственного значения в районах возможного катастрофического затопления не должно допускаться.

Теперь остановимся на некоторых требованиях к размещению населенных пунктов. Здесь вновь придется частично коснуться размещения объектов экономики, поскольку их расположение во многом сказывается на безопасности поселений.

Создание новых и преобразование существующих систем расселения должно проводиться с учетом природно-климатических условий, существующей техногенной опасности, а также особенностей сложившейся сети населенных мест. Не должно допускаться размещение зданий и сооружений на земельных участках, загрязненных органическими и радиоактивными отходами, в опасных зонах отвалов породы шахт и обогатительных фабрик, оползней, селевых потоков и снежных лавин, в зонах возможного катастрофического затопления, в сейсмоопасных районах и зонах, непосредственно прилегающих к активным разломам. В проектах планировки необходимо предусматривать ограниченное развитие в крупных городах потенциально опасных объектов экономики, их постепенный вывод из городов, перепрофилирование или модернизацию, обеспечивающие снижение до приемлемого уровня создаваемого функционированием этих объектов риска поражения населения, среды его обитания и объектов экономики.
В районах, подверженных действию землетрясений, цунами, селей, наводнений, оползней, обвалов, следует предусматривать местное зонирование территорий поселений с учетом уменьшения степени риска. В зонах с наибольшей степенью риска следует размещать парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки площади и элементы инфраструктуры.

В сейсмических районах необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру городов и рассредоточенное размещение объектов с большой концентрацией населения, а также пожаро- и взрывоопасных объектов. Для городов, расположенных в районах с сейсмичностью 7-9 баллов, как правило, следует применять одно - двухсекционные жилые здания высотой не более 4 этажей, а также малоэтажную застройку с приусадебными и приквартирными участками. Расчетную плотность населения в сейсмически опасных районах принимают в соответствии с региональными нормами, но, как правило, не более 300 чел./га. В этих районах должен быть обеспечен свободный доступ в парки, сады, и другие озелененные территории общего пользования, поэтому не допускается устройство оград вокруг них со стороны жилых районов.

При формировании систем населенных мест необходимо обеспечить снижение пожарной опасности застроек и улучшение санитарно-гигиенических условий проживания населения. Пожаро- и взрывоопасные объекты необходимо выносить за пределы населенных пунктов. При размещении и формировании населенных пунктов и систем населенных мест надо также учитывать размещение уже существующих подобных объектов.

При проектировании, строительстве и реконструкции городских и сельских поселений следует предусматривать единую систему транспорта, представляющую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи. Аэродромы следует располагать на расстоянии от населенных территорий, обеспечивающем безопасность полетов и допустимые уровни авиационного шума и электромагнитного излучения. Сооружения морских и речных портов следует размещать за пределами населенных территорий на расстоянии от жилой застройки не менее 100 м. Железные дороги отделяются от жилой застройки санитарно-защитной зоной с учетом пожаро- и взрывоопасности перевозимых грузов, а также допустимых уровней шума и вибрации.

Населенные территории необходимо размещать с наветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к производственным предприятиям, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, а также представляющим повышенную пожарную опасность. Животноводческие предприятия, склады по хранению ядохимикатов, биопрепаратов, удобрений, пожаро- и взрывоопасные склады и производства, очистные сооружения располагаются с подветренной стороны по отношению к населенной территории.

Территории городских и сельских поселений, курортные зоны и места массового отдыха размещаются выше по течению водотоков и водоемов относительно выпусков производственных и хозяйственно-бытовых вод.
При проектировании поселений необходимо предусматривать организацию по берегам водохранилищ водоохранных зон. В этих зонах запрещается размещение полигонов для твердых бытовых и промышленных отходов, складов нефтепродуктов, ядохимикатов и минеральных удобрений, а также жилых зданий и баз отдыха.

За пределами территорий городов и их зеленых зон в обособленных складских районах пригородной зоны с соблюдением санитарных, противопожарных норм осуществляется рассредоточенное размещение складов государственных резервов, складов и перевалочных баз нефти и нефтепродуктов, складов взрывчатых материалов и базисных складов АХОВ.

При разработке проектов планировки населенных пунктов необходимо предусматривать безопасное размещение полигонов для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых и токсичных промышленных отходов.

Рациональное безопасное размещение объектов производственной и социальной сфер является мощным рычагом, в значительной степени позволяющим влиять на экономическую составляющую проблемы противодействия чрезвычайным ситуациям. Это происходит потому, что рациональное размещение является одним из основных методов снижения возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций, а также способом предотвратить некоторые чрезвычайные ситуации.

Действительно, рационально размещенный объект фактически частично или полностью выводится из зоны действия поражающих факторов потенциального источника чрезвычайной ситуации. В случае реального возникновения бедствия ему или совсем не наносится ущерб, или этот ущерб и вообще последствия воздействия бывают столь незначительными, что чрезвычайная ситуация не возникает. Таким образом, проведенное заблаговременно мероприятие по рациональному размещению оказывается весьма экономически эффективным. Эта эффективность могла бы быть оценена величиной предотвращенного ущерба. Чаще всего этот гипотетический предотвращенный ущерб оценивают при принятии решения на выбор места размещения - новое строительство, при обосновании переноса объекта в более безопасное место и в других случаях, предшествующих практическим мерам.

На практике же после бедствия предотвращенный ущерб никто не подсчитывает - в этот период всех интересует реально понесенные потери и ущерб. Однако иногда с целью определения степени успешности работы структур РСЧС по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут определяться возможные последствия, которых удалось избежать благодаря целенаправленным усилиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе мерам по рациональному размещению объектов.
Другая составляющая рационального безопасного размещения объектов - необходимость минимизации затрат на проведение мер по размещению. Дело в том, что их величина во многом зависит от своевременности принятия соответствующих мер. Когда на стадии подготовки решения о месте размещения объекта учитываются требования природной и техногенной безопасности, объект оказывается рационально размещенным с минимальными затратами и его безопасность, обусловленная удачным расположением, достигается малой ценой, несмотря на то, что сама по себе стоит очень дорого. И совсем другое дело, когда приходится расходовать значительные средства на восстановление неправильно размещенного объекта, поврежденного или разрушенного из-за неправильно выбранного места расположения. Еще больших расходов требует перенос неудачно размещенных объектов, важность которых очень велика, но оставить которые на прежних местах из-за их низкой безопасности нельзя.

Таким образом, рациональное размещение объектов экономики и социальной сферы с точки зрения их природной и техногенной безопасности, являясь важной мерой предупреждения чрезвычайных ситуаций, одновременно выполняет роль механизма, снижающего потенциальные ущербы и в определенной степени страхующего от затрат на восстановление и перенос объектов.