Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделенных на эти цели
1. Общие положения по финансированию мероприятий ГО и защиты от ЧС
Основными понятиями в области финансирования мероприятий ГО и защиты от ЧС являются:
государственные заказчики по поставкам продукции (работ, услуг), для государственных нужд (далее - государственные заказчики) - федеральные органы исполнительной власти и организации, находящиеся в ведении этих органах;
заказчики по поставкам продукции (работ, услуг) для нужд в области гражданской обороны и защиты от ЧС (далее – заказчики (потребители) - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
поставщики продукции (работ, услуг) – организации (предприятия), находящиеся в ведении органов исполнительной власти Российской Федерации и иные организации, расположенные на территории субъекта Российской Федерации (далее – поставщик);
собственник – юридическое лицо, обладающее правом собственности, выступающее в роли владельца, распорядителя, пользователя объекта собственности;
потребитель – физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее продукцию (работы, услуги).
Государственным заказчиком по выполнению мероприятий по гражданской обороне и защите от ЧС является МЧС России.
МЧС России осуществляет следующие функции государственного заказчика:
разработка перечня научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах гражданской обороны и защиты от ЧС
разработка перечня имущества, оборудования и специальной техники, закупаемых в интересах гражданской обороны и защиты от ЧС (средства защиты органов дыхания, аппаратура связи и централизованного оповещения гражданской обороны, метрологическая техника);
создание страхового фонда аварийных комплектов документации на объекты повышенного риска и объекты жизнеобеспечения населения.
3. Задачи планирования и финансирования мероприятий по гражданской обороне и защите от ЧС заключаются:
в правильном определении потребности в денежных средствах (в пределах установленных норм) для обеспечения готовности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и организаций к выполнению мероприятий гражданской обороны и защите от ЧС, выполнения планов оперативной и боевой подготовки личного состава НАСФ, содержания специальной техники и имущества гражданской обороны и РСЧС;
в своевременном истребовании денежных средств от довольствующего финансового органа;
в обеспечении планового, хозяйственно-целесообразного и экономного использования полученных денежных средств.
Финансирование мероприятий гражданской обороны и защиты от ЧС осуществляется за счет ассигнований в основном из федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации, местных органов самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности.
Ответственность за организацию финансирования мероприятий по гражданской обороне и защите от ЧС возлагается на соответствующие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и руководство организаций.
Финансированию за счет ассигнований из федерального бюджета подлежат мероприятия, являющиеся определяющими для функционирования системы гражданской обороны и РСЧС и имеющие общегосударственное значение, включенные в проект прогноза социально-экономического развития страны, которые проводятся (выполняются) федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и по их поручению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Финансирование на подготовку и проведение мероприятий гражданской обороны и защиты от ЧС:
а) бюджетных организаций осуществляется из федерального бюджета с отражением в смете расходов этих организаций.
б) организаций независимо от организационно-правовых форм собственности осуществляется из собственных средств этих организаций путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).
Расходы на содержание систем оповещения запасных пунктов управления, защитных сооружений гражданской обороны, узлов связи, объектовых систем централизованного оповещения и на другие мероприятия, проводимые предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм собственности, в целях обеспечения защиты своих работников, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг), а бюджетными предприятиями, учреждениями и организациями включаются в общую смету расходов на их содержание.
Расходы связанные с мобилизационной подготовкой по мероприятиям гражданской обороны и вводом в действие планов гражданской обороны, предусматриваются в сметах отраслевых и территориальных органов управления, а также в планах предприятий, учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых форм собственности.
Капитальный ремонт защитных сооружений и прочих сооружений гражданской обороны, а также средств связи, оповещения и специального оборудования гражданской обороны федерального, регионального, территориального и местного значения осуществляется за счет общих ассигнований, выделяемых на капитальный ремонт из бюджетов, соответствующих уровней.
Капитальный ремонт указанных объектов, содержащихся предприятиями, учреждениями и организациями, осуществляется за счет средств амортизационного фонда, создаваемого предприятием, учреждением, организацией по этим объектам.
Оплата расходов организаций, привлекаемых к выполнению мероприятий по гражданской обороне и защите от ЧС, осуществляется за счет органа, принявшего решение об их привлечении.
2. Финансовое планирование, порядок истребования и использования денежных средств на мероприятия по гражданской обороне и защите от ЧС
Планирование и распределение финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на подготовку и проведение мероприятий гражданской обороны и защиты от ЧС осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) и Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), а также федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основными документами для финансового планирования и использования денежных средств являются:
годовая смета-заявка;
уведомление о бюджетных ассигнованиях или лимитах бюджетных обязательств федерального бюджета;
утвержденная смета доходов и расходов;
требования на отпуск денежных средств;
расчеты на потребные денежные средства по сметным подразделениям.
Основанием для составления годовой сметы-заявки в организациях служат:
приказы и директивы Министра МЧС России, приказы руководящего состава;
численность НАСФ, их штаты (штатные расписания) и табели к ним;
нормы отпуска денежных средств и нормы материального снабжения;
планы оперативной и боевой подготовки личного состава, хозяйственной, материально-имущественной, учебной и производственной деятельности невоенизированных формирований, учреждений, организаций и объектов ГО и РСЧС;
данные о фактических расходах денежных средств в текущем бюджетном году и об обеспеченности формирований, учреждений и организаций имуществом, оборудованием и материалами.
В сметных расчетах должно быть предусмотрено полное обеспечение денежными средствами всех мероприятий гражданской обороны, проводимых в этих организациях.
Ответственность за правильное и своевременное составление расчетов несут начальники соответствующих служб.
Годовая смета-заявка составляется учреждениями и организациями гражданской обороны на все денежные средства, отпускаемые по смете гражданской обороны Российской Федерации.
Суммы, заявленные на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, учреждениями и организациями гражданской обороны включаются в годовую смету-заявку
Соответствующие финансовые органы проверяют расчеты, докладывают начальникам гражданской обороны и по их указаниям составляют годовые сметы-заявки на предстоящий год с приложением объяснительной записки с обоснованием испрашиваемых сумм по статьям сметы гражданской обороны Российской Федерации.
Финансовые отделы органов уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны субъекта Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации рассматривают поступившие сметы-заявки, определяют суммы денежных средств, подлежащих назначению на планируемый год, и включают эти суммы в проекты годового финансового плана учреждений и организаций гражданской обороны.
Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и представляют в установленном порядке Планы основных мероприятий по гражданской обороне и защите от ЧС и заявки на возмещение расходов на мероприятия по гражданской обороне Российской Федерации в Минэкономразвития России, Минфин России по согласованию с МЧС России.
Бюджетные организации и организации независимо от организационно-правовых форм собственности с приложением объяснительной записки и технико-экономическим обоснованием по проводимым мероприятиям представляют в установленном порядке сметы расходов этих организаций, в том числе по мероприятиям по гражданской обороне и защите от ЧС, в соответствующие органы местного самоуправления.
Минэкономразвития России совместно с Минфином России и МЧС России формируют проект бюджетной заявки, в том числе на подготовку и проведение мероприятий гражданской обороны и защите от ЧС в соответствующем финансовом году.
Федеральные органы исполнительной власти производят уточнение расчетов по объемам закупок и поставок продукции, необходимой для проведение инженерно-технических мероприятий гражданской обороны для федеральных государственных нужд, уточняют проект бюджетной заявки, обеспечивая при этом согласованность и комплексность решения задач гражданской обороны, при необходимости проводят согласование с региональными органами государственного управления, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании этих заявок и в соответствии с установленными заданиями в области гражданской обороны Минэкономразвития России формирует проект государственного оборонного заказа в части, касающейся мероприятий гражданской обороны, и сводную заявку в Минфин России для формирования проекта федерального бюджета на соответствующий год.
Размещение оборонного заказа проводится на конкурсной основе, за исключением работ по поддержанию мобилизационных мощностей. В случае, если претенденты на участие в конкурсе на размещение оборонного заказа отсутствуют, а также в случае, если по результатам проведения указанного конкурса не определен головной исполнитель (исполнитель), оборонный заказ обязателен для принятия государственными унитарными предприятиями, а также иными организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке или обладающими монополией на производство продукции (работ, услуг) по оборонному заказу, при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством Российской Федерации уровень рентабельности производства этих видов продукции (работ, услуг).
Финансовые условия исполнения государственного контракта содержат смету, регламентирующую состав и объем прямых и косвенных расходов, общие издержки производства по государственному контракту, согласованную цену, норму прибыли и конечные размеры возмещения финансовых потерь в зависимости от фактически складывающихся условий выполнения контракта. В случае сложности и долгосрочности заказа на закупку и поставку продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд в государственном контракте предусматриваются условия пересмотра цен или отдельных ее элементов с учетом возможных изменений конъюнктуры рынка (цен на сырье, материалы, другие ресурсы, приобретаемые для выполнения государственного контракта на рынке, а также порядок распределения убытков (прибылей) между сторонами, возникающих по независимым от договаривающихся сторон причинам (стихийные бедствия, коммерческий или научно-технический риск и др.).
Государственные заказчики по мероприятиям гражданской обороны и защиты от ЧС направляют бюджетные средства предприятиям, учреждениям и организациям-исполнителям мероприятий, несут ответственность за их целевое использование и представляют в установленном порядке в Минфин России отчеты о фактическом использовании этих средств.
Утвержденные сметы-заявки (вторые экземпляры) высылаются нижестоящим организациям с утвержденными годовыми назначениями денежных средств на планируемый год по каждой статье сметы гражданской обороны Российской Федерации. Расчеты хранятся при годовой смете-заявки и служат для руководства при ее исполнении, а также для контроля за расходованием средств.
Средства по смете гражданской обороны и защиты от ЧС только в течении того бюджетного года, в котором они отпущены; все остатки бюджетных средств, образовавшиеся к концу года, сдаются на восстановление кредитов довольствующему финансовому органу в установленные сроки.
Если по каким-либо особым причинам остатки бюджетных средств по окончании бюджетного года не могут быть возвращены довольствующему финансовому органу на восстановление кредитов, они не позднее января следующего года сдаются в доход федерального бюджета; расходование этих сумм в новом бюджетном году запрещается.
Запрещается также перечисление в конце года учреждениям, предприятиям и организациям денежных средств за имущество и услуги, которые фактически будут получены в новом году, кроме случаев, предусмотренных законом.
Денежные средства должны расходоваться по прямому назначению, в соответствии с утвержденными сметами и планами, и только на надобности, предусмотренные:
для средств по смете МЧС России - Перечнем расходов на мероприятия по гражданской обороне Российской Федерации;
для средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета – утвержденной установленным порядком сметой расходов.
Финансовые органы органов государственной власти Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления проверяют целевое использование денежных средств, выделяемых из соответствующих бюджетов на мероприятия гражданской обороны.
Средства местного бюджета истребуются районными (городскими) органами, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, по годовой смете. Об исполнении сметы расходов по местному бюджету эти районные (городские) органы ежеквартально, не позднее 10 числа следующего за отчетным кварталом месяца представляют отчет финансовому органу, от которого средства поступили.
Для реализации государственных контрактов предприятия-поставщики (учреждения, организации) обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами (бюджетными ассигнованиями).
Договора (контракты) на проведение работ (услуг, производство продукции, передачу, поставки, закупки имущества, других материальных средств) с организациями - производителями или собственниками этих средств, заключаются на сроки и в объемах, согласованных договаривающимися сторонами в письменной форме, с государственной регистрацией договоров аренды недвижимого или иного имущества.
Приемка работ (услуг, произведенной продукции, закупленных материальных средств или другого имущества) представителями заказчиков (потребителей) производится в соответствии с ранее заключенными договорами (контрактами) с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по актам сдачи-приемки (передаточным актам) с приложениями, составляемым в трех экземплярах.
Выполнение незавершенных к моменту передачи работ по услугам, производству и поставкам продукции, по их подготовке к использованию по прямому предназначению, отмеченные в актах сдачи-приемки, осуществляется силами организаций - исполнителей работ, поставщиков имущества за счет средств, предусмотренных на эти цели в договорах (контрактах), а завершение подготовки материальных средств (работ, услуг) в случае необходимости организуется и осуществляется силами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций за счет средств последних.
Органы исполнительной власти утверждают заключения и принимают решения о составе и учете затрат на проведенные работы (услуги, произведенную продукцию, передаваемые, поставляемые материальные средства), на основе которых соответствующими подразделениями и службами гражданской обороны вырабатываются предложения о возмещении расходов, понесенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Устанавливается следующий порядок возмещения расходов:
организации подают заявления с приложением соответствующих подтверждающих документов о возмещения расходов в соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые рассматривают заявления с прилагаемыми к ним документами и принимают решение о возможности возмещения расходов или возвращают заявления на доработку.
Если для возмещения расходов средств бюджетов субъектов Российской Федерации и соответствующих местных бюджетов (с учетом предоставляемых субвенций) недостаточно, в Минэкономразвития России, Минфин России и МЧС России, направляется заявка.
Минэкономразвития России, Минфин России и МЧС России формируют сводную заявку на возмещения расходов за счет средств федерального бюджета с распределением средств по регионам и предоставляют ее на рассмотрение Правительству Российской Федерации.
По решению Правительства Российской Федерации о возмещения расходов согласно поступающим заявлениям и дотационным заявкам МЧС России информирует заявителей (соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления).
Минфин России через территориальные органы федерального казначейства перечисляют средства на возмещение расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне в субъекты Российской Федерации и осуществляют контроль за их расходованием.
3. Обязанности заказчиков и исполнителей
Государственные заказчики осуществляют размещение заказов на продукцию для федеральных нужд на конкурсной основе.
Государственный заказчик:
организует и проводит конкурсы в целях определения головного исполнителя (исполнителя);
согласовывает цену на продукцию (работы, услуги), заключает государственный контракт на поставки продукции (работ, услуг);
обеспечивает финансирование работ;
осуществляет контроль за использованием головным исполнителем (исполнителем) финансовых средств, выделенных на выполнение работ;
осуществляет контроль за выполнением работ как на отдельных этапах, так и в целом;
участвует в испытаниях опытных образцов (комплексов, систем) вооружения и техники, серийной продукции, а также комплектующих изделий и материалов;
организует и проводит государственные испытания опытных образцов (комплексов, систем) вооружения и техники, осуществляет подготовку документации для принятия их на вооружение (снабжение);
утверждает конструкторскую документацию для осуществления серийного производства вооружения и техники.
Государственный заказчик может на основе государственного контракта передавать головному исполнителю часть своих функций по выполнению оборонного заказа.
головной исполнитель - организация, заключившая государственный контракт с государственным заказчиком на поставки продукции (работ, услуг) по оборонному заказу и оформляющая договоры с исполнителями оборонного заказа на поставки продукции (работ, услуг);
исполнитель - организация, участвующая в выполнении оборонного заказа на основе контракта с государственным заказчиком или головным исполнителем (исполнителем);
государственный контракт - договор, заключенный государственным заказчиком с головным исполнителем (исполнителем) и предусматривающий обязательства сторон и их ответственность за выполнение работ.
Поставщик (исполнитель):
должен иметь необходимые финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, опыт и положительную репутацию, быть надежным, обладать необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения государственного контракта, исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды;
не должен быть неплатежеспособным, находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), быть признан несостоятельным (банкротом).
Поставщиком не может являться организация, на имущество которой наложен арест и (или) экономическая деятельность которой приостановлена
Для реализации государственных контрактов (договоров) предприятия-поставщики (учреждения, организации) обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами (бюджетными ассигнованиями). Государство обязано обеспечить выгодность обязательного государственного контракта и своевременно финансировать все издержки.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ
Вопрос 1.
Кто является государственным заказчиком по выполнению мероприятий по гражданской обороне и защите от ЧС?
Варианты ответов:
1. МЧС России.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Федеральные органы исполнительной власти.
Вопрос 2.
Кто несет ответственность за организацию финансирования мероприятий по гражданской обороне и защите от ЧС?
Варианты ответов:
1. Соответствующие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и руководство организаций.
2. МЧС России.
3. Правительство Российской Федерации.
Вопрос 3.
Как осуществляется о плата расходов организаций, привлекаемых к выполнению мероприятий по гражданской обороне и защите от ЧС?
Варианты ответов:
1. За счет органа, принявшего решение об их привлечении.
2. За счет средств объектов экономики (организации).
3. За счет средств органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации .
Вопрос 4.
Кто проводит уточнение расчетов по объемам закупок и поставок продукции, необходимой для проведение инженерно-технических мероприятий гражданской обороны для федеральных государственных нужд, уточняет проект бюджетной заявки, обеспечивая при этом согласованность и комплексность решения задач гражданской обороны, при необходимости проводит согласование с региональными органами государственного управления, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации?
Варианты ответов:
1. Федеральные органы исполнительной власти.
2. МЧС России.
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вопрос 5.
Какие министерства формируют проект бюджетной заявки, в том числе на подготовку и проведение мероприятий гражданской обороны и защите от ЧС в соответствующем финансовом году?
Варианты ответов:
1. Минэкономразвития России совместно с Минфином России и МЧС России.
2. Только Министерство финансов Российской Федерации.
3. МЧС России.
Вопрос 6.
Куда представляются отчеты о фактическом использовании средств по мероприятиям гражданской обороны и защиты от ЧС государственными заказчиками?
Варианты ответов:
1. В Министерство финансов Российской Федерации.
2. В Министерство экономического развития Российской Федерации.
3. В МЧС России.
|