Программа обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований
Нормативное правовое регулирование и организационные основы в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Организация обеспечения пожарной безопасности
Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности и организация их осуществления
Требования пожарной безопасности и задачи руководителей организаций по их выполнению
Организация обеспечения безопасности людей на водных объектах
Участие должностных лиц ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма
Нормативно-правовое регулирование по организации и осуществлению обучения населения в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

Воздействие на человека и объекты поражающих и негативных факторов, характерных для военных действий и ЧС

Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка плана ГО и защиты населения

Перевод ГО с мирного на военное положение

ЧС природного характера, присущие субъекту РФ. Возможные последствия их возникновения

Техногенные ЧС, возможные на территории субъекта РФ. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории субъекта РФ. Организация лицензирования, декларирования и страхования потенциально опасных объектов

Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС
Режимы функционирования РСЧС, их установление и проводимые по ним мероприятия. Действия должностных лиц РСЧС при различных режимах функционирования РСЧС
Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности
Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а так же при ЧС
Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС
Действия должностных лиц ГО и РСЧС в случае угрозы и возникновения опасностей мирного и военного времени
Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность

Порядок создания и применения спасательных служб и НАСФ

Действия руководителей спасательных служб по обеспечению проведения мероприятий ГО
Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС и РСЧС
Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, (предупреждения и ликвидации последствий ЧС)
Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности
Организация и проведение АСДНР

Действия руководителей НАСФ и спасательных служб и по организации и проведению АСДНР

Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР

Организация защиты личного состава сил ГО и РСЧС при выполнении задач

Организация и проведение специальной обработки
Организация обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки спасательных служб и НАСФ
Организация и проведение учений и тренировок по ГО, защите от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Организация пропаганды и информирования населения в области безопасности жизнедеятельности. Организация и порядок использования технических средств информации в местах массового пребывания людей
Общие понятия об устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения. Факторы, влияющие на устойчивость этих объектов
Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения

Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения

Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделенных на эти цели

Тесты


Требования пожарной безопасности и задачи руководителей организаций по их выполнению



1. Разработка и реализация мер пожарной безопасности организаций

Основными определениями в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» являются:

пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров;

меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;

первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.

На основе этих определений можно сделать вывод о том, что основой реализации мер пожарной безопасности является соблюдения требований « Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» от 18 июня 2003г. № 313 (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС России.

Данные правила устанавливают требования пожарной безопасности на территории Российской Федерации, являющиеся обязательными для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреж дениями, иными юридическими лицами независимо от их органи зационно-правовых форм и форм собственности, их должностны ми лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также их объединениями.

Порядок учета пожаров и их последствий.

По статистическим данным на территории Российской Федерации каждый год происходит в среднем около 300 тысяч пожаров. Материальный ущерб от пожаров исчисляется десятками миллиардов рублей.

В соответствии с этими можно сделать вывод о том, что для обеспечения пожарной безопасности кроме соблюдения требований « Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» необходимо знать:

— Во-первых, где, когда, сколько и какие были пожары;

— Во-вторых, сколько человек погибло или получили увечья при этом пожаре;

— В-третьих, какой материальный ущерб был нанесен этим пожаром.

Для этих целей в Российской Федерации действует единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий.

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» учету подлежат все пожары, независимо от места их возникновения и последствий за исключением:

— случаи горения, обусловленные спецификой технологического процесса производства (заложенные в технологический регламент или другую техническую документацию) или условиями работы промышленных установок и агрегатов;

— случаи горения, как результата обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью из переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глаженье, копченье, жаренье, плавление и др.);

— взрывы, вспышки и разряды статического электричества;

— случаи коротких замыканий электросетей в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах;

— горение отходов и мусора на открытых территориях (свалки, контейнерные площадки, открытые территории домовладений, обочины дорог, пустыри и т.п.), а также сухой травы, тополиного пуха, торфа на газонах, пожнивных остатков, стерни;

— покушения на самоубийство и самоубийства путем самосожжения, не приведшие к гибели или травмированию других людей;

— пожары, происшедшие на объектах собственности международных организаций, иностранных юридических и физических лиц, независимо от наступивших для них последствий, кроме случаев, когда ими причинен материальный ущерб или наступили другие последствия для юридических и (или) физических лиц Российской Федерации.

Необходимо отметить, что перечисленные исключительные случаи подлежат учету, если они привели к травмированию, гибели людей (за исключением покушения на самоубийство или самоубийства путем самосожжения) либо уничтожению, повреждению материальных ценностей.

В Российской Федерации учет пожаров и их последствий осуществляют:

Государственная противопожарная служба МЧС России - в населенных пунктах и на объектах, на которых она осуществляет государственный пожарный надзор, а также на транспортных средствах, если пожары на них возникли в пути следования или на временных стоянках (по месту их обнаружения);

Главное управление, управления внутренних дел на транспорте МВД России - на подвижном составе железнодорожного транспорта и объектах, на которых они осуществляют надзорные функции в области пожарной безопасности;

Федеральные органы исполнительной власти, юридические лица - на объектах, на которых они по соглашениям с Государственной противопожарной службой МЧС России осуществляют надзорные функции в области пожарной безопасности .

Необходимо отметить, что объединения, предприятия, учреждения и организации, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны сообщать в органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России (если иное не установлено соглашениями с Государственной противопожарной службой МЧС России) о всех случаях пожаров и представлять необходимые материалы в ходе их расследования.

Особенностью учета пострадавших при пожаре лиц, является то, что осуществляется на основании сведений, представляемых медицинскими учреждениями. При чем медицинские учреждения, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, обязаны немедленно сообщать в органы, подразделения, ответственным работникам соответствующих федеральных органов исполнительной власти, указанных о пострадавших при пожарах лицах, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи, а также об умерших от травм, полученных на пожаре.

Материальный ущерб, который был, нанесен вследствие пожара, подлежит учету независимо от степени его возмещения.

Материальный ущерб в результате уничтожения пожаром основных фондов на стадиях незавершенного капитального строительства и капитального ремонта рассчитывается исходя из объема выполненных работ. Материальный ущерб в результате уничтожения (повреждения) пожаром оборотных средств определяется путем исключения из стоимости материальных ценностей по ценам учета на момент пожара стоимости материальных ценностей, оставшихся после него. Стоимость продукции собственного производства, в том числе находящейся на стадии незавершенного производства, определяется исходя из ее первоначальной стоимости и затрат на ее обработку, произведенных до момента пожара. Готовая продукция, сырье, материалы и другие материальные ценности (включая малоценные и быстроизнашивающиеся предметы), находящиеся на складах (базах), оцениваются по оптовым, закупочным ценам с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов, накладных расходов и норм естественной убыли на момент пожара, а в розничной торговле - по розничным ценам. Материальный ущерб в результате уничтожения (повреждения) пожаром личного имущества граждан определяется на основе документов собственника, по застрахованному имуществу - на основе данных страховых организаций по расчетной сумме ущерба исходя из розничных цен, действующих на момент страхования (перестрахования), за вычетом стоимости оставшегося имущества, годного к дальнейшему использованию, а при отсутствии указанных документов - в порядке, устанавливаемом Государственной противопожарной службой МЧС России.

При этом необходимо отметить, что учет прямого материального ущерба от пожаров федеральными органами исполнительной власти осуществляется на основании документов бухгалтерской отчетности объединений, предприятий, учреждений, организаций, на которых произошел пожар; сведений страховых организаций; выписок из решений судебных органов; документов собственников личного имущества.

При чем в прямой материальный ущерб от пожаров включается ущерб, нанесенный недвижимости, основным фондам, оборотным средствам, личному имуществу граждан, ценным бумагам, кроме того прямой материальный ущерб в результате уничтожения или повреждения пожаром основных фондов определяется по остаточной стоимости с учетом последней переоценки за вычетом стоимости остатков.

Порядок учета пожаров и их последствий определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Противопожарный режим организации и его установление

По статистическим данным пожароопасность возрастает, так как в промышленности, строительстве и быту применяется множество легковоспламе­няющихся веществ и материалов. Используется в огромных коли­чествах нефть и нефтепродукты, природный газ. В производстве сохраняются и внедряются сложные и энергоемкие технологии, обладающие высокой потенциальной пожароопасностью. Все это требует повышенного внимания к противопожарной защите, осто­ рожности, высокой технологической дисциплины.

Необходимо отметить, что многие пред­ приятия и объекты имеют свои специфические требования по обеспечению пожарной безопасности.

Указанные факторы обязательно должны учитываться при разработке и осуществлении мероприятий по снижению риска возникновения пожаро­ опасной (взрывоопасной) чрезвычайной ситуации.

Для того чтобы снизить риск возникновения пожаро­ опасной (взрывоопасной) чрезвычайной ситуации необходимо соблюдение мер пожарной безопасности, включающие в себя первичные меры пожарной безопасности и профилактические действия по предупреждению пожаров.

К первичным мерам пожарной безопасности относятся:

— очистка всей территории от горючего мусора;

— необходимость отказа от деревянных заборов, сараев, навесов;

— применение при строительстве негорючие материалы;

— создание огнестойких пре град, при помощи металлических дверей, капитальных стен .

— оборудование щитов с противопожарным инвентарем, ящиков с пес ком, емкостей с водой; обеспечение свободного подъезда к пожарным гидрантам;

— установка автоматических средств извещения и тушения пожаров;

— ворота и двери из помещений должны открываться наружу;

— печи, плиты, дымоходы, электропровод ку нужно содержать в полной исправности и периодически прове рять.

Необходимо отметить, что в сельской местности территория, должна быть тщательно очищена от сена и соломы. Фураж хранится в стогах, сараях или специально отведенных помещениях. В зимнее время ступени, пороги и настилы необходимо очищать от снега и льда.

На предприятиях, в организациях и учреждениях, как правило, имеются свои, специфические требования обеспечения пожарной безопасности в зависимости от их организационно-правовой деятельности, то есть являются они производителями, потребителями или содержателями огнеопасной продукции (материалов). В связи с этим основным профилактическим действием по предупреждению пожаров, является соблюдения противопожарного режима.

Под противопожарным режимом понимается правила поведения людей, порядок организации производства или содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.

Противопожарный режим заключается в том, что в организации должны быть:

— определены и оборудованы места для курения;

— определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

— установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

— определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

— регламентированы порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ и порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

— определены действия работников при обнаружении пожара.

Система оповещения работников о пожаре

Как известно из статистических данных многие пожары приводят к травмированию (гибели) людей либо уничтожению (повреждению) материальных ценностей. Для уменьшения этих последствий необходимо вовремя оповестить людей о пожаре.

Необходимо обратить внимание на то, что оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре осуществляется различными способами или их комбинацией.

Существуют следующие способы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре:

— подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;

— трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;

— трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;

— размещением эвакуационных знаков безопасности на путях эвакуации;

— включением эвакуационных знаков безопасности;

— включением эвакуационного освещения;

— дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками);

— связью пожарного поста-диспетчерской с зонами пожарного оповещения.

В заключении хочется отметить, что кроме этих норм в каждой организации (учреждении) должны быть разработаны инструкция о мерах пожарной безопасности и план (схема) эвакуации в случае пожара.

Инструкция о мерах пожарной безопасности.

План (схема) эвакуации работников в случае пожара

Инструкции о мерах пожарной безопасности должны разраба тываться на основе Правил пожарной безопасности ППБ-01-93, нормативно-технических, нормативных и других документов, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

В инструкциях о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

— порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;

— мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;

— порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

— места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;

— порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

— предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

обязанности и действия работников при пожаре, в том числе:

— правила вызова пожарной охраны;

— порядок аварийной остановки технологического оборудования;

— порядок отключения вентиляции и электрооборудования;

— правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

— порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей;

— порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделении).

План эвакуации при пожаре (схема эвакуации) составляется для сотрудников и пред назначается для изучения сотрудниками своих обязанностей и действий по эвакуации людей в случае пожара.

План эвакуации работников в случае пожара должен включать в себя:

— графическую часть;

— текстовую часть;

— приложение к плану эвакуации - «журнал отработки плана эвакуации».

Графическая часть - чертеж поэтажного плана здания, к которому предъявляются следующие требования:

— Во-первых, данный чертеж не должен загромождаться второстепенными деталями;

— Во-вторых, на нем должны быть условными знаками показано размещение огнетушителей, пожарных кранов, телефонов, сплошными зелеными стрелками показываться основные рекомендуемые пути эвакуации, а пунктирными стрелками указывается резервные пути эвакуации.

Текстовая часть выполняется в виде таблицы, в которой обязательно должны быть графы - перечень действий, расписание действий и исполнитель.

Графа «Перечень действий» должен включать следующие пункты:

— оповещение о пожаре;

— открытие всех эвакуационных выходов;

— направление движения людей к эвакуационным выходам;

— проверка все ли люди покинули помещения;

— проверка срабатывания систем дымоудаления, действия в случае не срабатывания этой системы;

— тушение пожара;

— эвакуация имущества.

Графа «Расписание действий» должна включать порядок действий работников организации при подаче сигнала об ЭВАКУАЦИИ.

Графа «Исполнитель» включает в себя список работников организации, выполняющие определенные действия при эвакуации. В данном списке необходимо предусмотреть дублирование работников организации.

Необходимо отметить, что под планом эвакуации работников в случае пожара должны быть подписи лиц, составивших план эвакуации и подписи сотрудников, ознакомленных с ним, а утверждается данный план эвакуации работников в случае пожара руководителем организации.

Особенности пожарной безопасности детских дошкольных и образовательных учреждений, культурно-просветительских и зрелищных учреждений, а также при организации и проведении мероприятий с массовым пребыванием людей

В начале необходимо отметить, что в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации отображены особенности пожарной безопасности детских дошкольных и образовательных учреждений, культурно-просветительских и зрелищных учреждений, а также при организации и проведении мероприятий с массовым пребыванием людей.

В соответствии с Требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации здания детских дошкольных и образовательных учреждений, культурно-просветительских и зрелищных учреждений ежегодно должны быть проверены соответствующими комиссиями, в состав которых включаются представители государственного пожарного надзора.

К данным требованиям относятся:

В учебных классах (кабинетах), комнатах следует размещать только необходимые для обеспечения учебного (образовательного) процесса мебель, приборы, модели, принадлежности, пособия и т.п., которые должны храниться в шкафах, на стеллажах или на стационарно установленных стойках.

Число парт (столов) в учебных классах и кабинетах не должно превышать количества, установленного нормами проектирования.

С детьми, учащимися (студентами) должны быть организованы занятия (беседы) по изучению правил пожарной безопасности в быту.

По окончании занятий в кабинетах, лабораториях и мастерских все пожароопасные и взрывопожароопасные вещества и материалы должны быть убраны в специально оборудованные помещения.

Необходимо отметить, что

Во-первых, во время летнего отдыха, если данный отдых проходит в деревянных зданиях, то они должны иметь не менее двух эвакуационных выходов непосредственно наружу, кроме этого они должны быть одноэтажными. Каркасные и щитовые здания должны быть оштукатурены и иметь, негорючую кровлю; утеплитель в них должен быть неорганическим. При этом здания для летнего детского отдыха должны быть обеспечены телефонной связью и сигналом тревоги на случай пожара, а в самих зданиях должно быть установлено круглосуточное дежурство обслуживающего персонала без права сна в ночное время.

Во-вторых, строго ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

— покрывать здания легковоспламеняющимися материалами (соломой, щепой, камышом и т.п.);

— размещать детей в мансардных помещениях деревянных зданий, а также в этажах, зданиях и помещениях, не обеспеченных двумя эвакуационными выходами;

— устраивать кухни, прачечные в деревянных зданиях дач;

— размещать более 50 детей в деревянных и других зданиях из горючих материалов;

— топить печи, применять керосиновые и электронагревательные приборы в помещениях, занятых детьми в летний период.

К требованиям пожарной безопасности, к культурно-просветительским и зрелищным учреждениям, а также при организации и проведении мероприятий с массовым пребыванием людей относятся:

При проведении гастролей, представлений и организации выставок с зарубежными фирмами необходимо руководствоваться требованиями пожарной безопасности, действующими в Российской Федерации.

В музеях и картинных галереях должен быть разработан план эвакуации экспонатов и других ценностей, а в цирках и зоопарках - план эвакуации животных.

В зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных учреждений все кресла и стулья следует соединять в ряды между собой и прочно крепить к полу. Допускается не закреплять кресла (стулья) в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи. В зрительных залах, используемых для танцевальных вечеров, с количеством мест не более 200, крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в ряду между собой.

Деревянные конструкции сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и т.п.), горючие декорации, сценическое и выставочное оформление, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе, буфетах должны быть обработаны огнезащитными составами. У руководителя учреждения должен быть соответствующий акт организации, выполнившей эту работу, с указанием даты пропитки и срока ее действия.

В пределах сценической коробки театрально-зрелищных учреждений могут одновременно находиться декорации и сценическое оборудование не более чем для двух спектаклей.

Хранение декораций, бутафории, деревянных станков, откосов, инвентаря и другого имущества в трюмах, на колосниках и рабочих площадках (галереях), под лестничными маршами и площадками, а также в подвалах под зрительными залами не разрешается.

При оформлении постановок вокруг планшета сцены должен быть обеспечен свободный круговой проход шириной не менее 1 м.

По окончании спектакля все декорации и бутафория должны быть разобраны и убраны со сцены в специальные склады (кладовые, сараи, сейфы и т.п.).

На сцене не разрешается курение, применение открытого огня (факелы, свечи, канделябры и т.п.), дуговых прожекторов, фейерверков и других видов огневых эффектов.

На планшете сцены должна быть нанесена красная линия, указывающая границу спуска противопожарного занавеса. Декорации и другие предметы оформления сцены не должны выступать за эту линию.

По окончании спектакля (репетиции) противопожарный занавес должен опускаться. Противопожарный занавес должен плотно примыкать к планшету сцены с помощью песочного затвора (эластичной подушки). Подъемно-пропускной механизм следует отрегулировать так, чтобы скорость опускания была не менее 0,2 м/с.

Клапаны дымовых люков на зимний период должны утепляться и проверяться на безотказность в работе не реже одного раза в десять дней.

Хранение и использование пиротехнических изделий должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями специальных правил. Изготовление их кустарным способом, а также хранение в зрелищных учреждениях, в помещениях и на трибунах стадионов, в парках культуры и отдыха, других местах с массовым пребыванием людей не разрешается.

При необходимости проведения специальных огневых эффектов на открытых площадках ответственным постановщиком (главным режиссером, художественным руководителем) должны быть разработаны и осуществлены по согласованию с органами государственного пожарного надзора меры по предупреждению пожаров.

2. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности

В начале раскрытия этого вопроса необходимо отметить, что права и обязанности организаций в области пожарной безопасности регулирует Федеральный закон «О пожарной безопасности», а ответственность за нарушения в области пожарной безопасности регламентируют Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный Кодекс Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» организации в лице своих руководителей имеют право:

— создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;

— вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

— проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;

— устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

— получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

В соответствии с частью 2 статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» организации в лице своих руководителей обязаны:

— соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

— разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

— проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

— включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

— содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

— оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

— предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

— обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

— предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

— незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

— содействовать деятельности добровольных пожарных.

Ответственность руководителей организации за нарушения в области пожарной безопасности

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 219 Уголовного Кодекса Российской Федерации:

Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если же это нарушение привело смерть по неосторожности, то наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, а если смерть двух или более лиц по неосторожности, то наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ

Вопрос 1.

Учет пожаров и их последствий в населенных пунктах на объектах, на которых осуществляется государственный пожарный надзор, а также на транспортных средствах, если пожары на них возникли в пути следования или на временных стоянках (по месту их обнаружения) осуществляет:

Варианты ответов:

1. Государственная противопожарная служба МЧС России

2. МВД России

3. Федеральные органы исполнительной власти.

Вопрос 2.

Особенностью учета пострадавших при пожаре лиц, является то, что он осуществляется на основании сведений, представляемых:

Варианты ответов:

1. Медицинскими учреждениями.

2. МВД России.

3. МЧС России.

Вопрос 3.

Правила поведения людей, порядок организации производства или содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров называется:

Варианты ответов:

1. Противопожарным режимом.

2. Правилами безопасности.

3. Безопасным режимом.

Вопрос 4.

Из скольких частей состоит план эвакуации работников в случае пожара?

Варианты ответов:

1. Из трех: графической части; текстовой части и приложения к плану эвакуации.

2. Из двух: графической и текстовой части.

3. Из четырех: графической части; текстовой части; приложения к плану эвакуации и инструкции по мерам безопасности при пожаре.

Вопрос 5.

Особенности пожарной безопасности детских дошкольных и образовательных учреждений, культурно-просветительских и зрелищных учреждений, а также при организации и проведении мероприятий с массовым пребыванием людей отображены:

Варианты ответов:

1. В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации.

2. В Федеральном законе «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ.

3. В постановлении Правительства Российской Федерации «О федеральной противопожарной службе» от 20 июня 2005 г. № 385.

Вопрос 6.

Ответственность за нарушения в области пожарной безопасности регламентируют:

Варианты ответов:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный Кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон «О пожарной безопасности».

3. Закон Российской Федерации «О безопасности».