Программа обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований
Нормативное правовое регулирование и организационные основы в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Организация обеспечения пожарной безопасности
Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности и организация их осуществления
Требования пожарной безопасности и задачи руководителей организаций по их выполнению
Организация обеспечения безопасности людей на водных объектах
Участие должностных лиц ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма
Нормативно-правовое регулирование по организации и осуществлению обучения населения в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

Воздействие на человека и объекты поражающих и негативных факторов, характерных для военных действий и ЧС

Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка плана ГО и защиты населения

Перевод ГО с мирного на военное положение

ЧС природного характера, присущие субъекту РФ. Возможные последствия их возникновения

Техногенные ЧС, возможные на территории субъекта РФ. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории субъекта РФ. Организация лицензирования, декларирования и страхования потенциально опасных объектов

Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС
Режимы функционирования РСЧС, их установление и проводимые по ним мероприятия. Действия должностных лиц РСЧС при различных режимах функционирования РСЧС
Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности
Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а так же при ЧС
Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС
Действия должностных лиц ГО и РСЧС в случае угрозы и возникновения опасностей мирного и военного времени
Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность

Порядок создания и применения спасательных служб и НАСФ

Действия руководителей спасательных служб по обеспечению проведения мероприятий ГО
Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС и РСЧС
Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, (предупреждения и ликвидации последствий ЧС)
Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности
Организация и проведение АСДНР

Действия руководителей НАСФ и спасательных служб и по организации и проведению АСДНР

Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР

Организация защиты личного состава сил ГО и РСЧС при выполнении задач

Организация и проведение специальной обработки
Организация обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки спасательных служб и НАСФ
Организация и проведение учений и тренировок по ГО, защите от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Организация пропаганды и информирования населения в области безопасности жизнедеятельности. Организация и порядок использования технических средств информации в местах массового пребывания людей
Общие понятия об устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения. Факторы, влияющие на устойчивость этих объектов
Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения

Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения

Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделенных на эти цели

Тесты













Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка плана ГО и защиты населения



1. Общие положения по планированию мероприятий ГО

Планирование мероприятий гражданской обороны включает оперативное планирование, в том числе разработку планов гражданской обороны и защиты населения; разработку планов мероприятий гражданской обороны на расчетный год в составе мобилизационных планов экономики; разработку годовых планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны.

Оперативное планирование является составной частью подготовки и ведения гражданской обороны и имеет основной целью обеспечение организованного перевода системы гражданской обороны с мирного на военное время, проведения мероприятий по защите населения, его первоочередному жизнеобеспечению и повышению устойчивости функционирования объектов экономики в военное время, поддержанию в готовности систем управления, связи и оповещения, а также по созданию группировок сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в возможных очагах поражения и их всестороннего обеспечения.

В обязательном порядке разрабатываются План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, планы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, планы взаимодействия региональных центров МЧС России с военным округом, региональными организациями федеральных органов исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, расположенными на территории региона, планы гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.

План гражданской обороны и защиты населения представляет собой комплекс документов, в которых на основе оценки возможной обстановки детализируется решение соответствующего руководителя гражданской обороны по реализации мероприятий, действиям органов управления и сил гражданской обороны, намечаются целесообразные способы и последовательность выполнения важнейших оперативных задач, порядок взаимодействия, организации всех видов обеспечения и управления мероприятиями гражданской обороны.

Основными исходными данными для разработки планов гражданской обороны и защиты населения являются:

— возможная обстановка на территории Российской Федерации и отдельных ее субъектов при ведении военных действий с учетом применения всех возможных видов современных средств поражения;

— данные об экономике и физико-географической характеристике территории;

— перечень объектов экономики, продолжающих производственную деятельность в военное время, в том числе потенциально химически-, радиационно-, биологически, взрыво-, пожаро- и гидродинамически опасных объектов, их общая характеристика, основные данные (расчеты) по защите населения в различных условиях возможной обстановки;

— обобщенные данные о составе и состоянии готовности сил гражданской обороны, в том числе соединений и воинских частей гражданской обороны (с учетом их мобилизационного развертывания), а также других воинских частей, выделяемых для решения задач гражданской обороны;

— основные данные и расчеты по возможным объемам АСДНР и обеспечению действий сил гражданской обороны;

— данные мобилизационных планов мероприятий гражданской обороны.

Основу плана гражданской обороны и защиты населения составляет его оперативная часть - детально разработанное решение на подготовку и ведение гражданской обороны - на карте с пояснительной запиской. Разрабатываются календарный план выполнения основных мероприятий при переводе гражданской обороны с мирного на военное время, планы применения сил гражданской обороны, планы совместных операций, организуемых и проводимых вышестоящим руководством, план взаимодействия (таблица) с графиком управления, план (схема) связи, планы по видам обеспечения и другие необходимые документы.

Действия после нанесения ударов с применением современных средств поражения планируются по конкретно сложившейся обстановке.

Планирование мероприятий гражданской обороны должно основываться на умелом предвидении с опорой на всестороннюю объективную оценку обстановки и ее вероятных изменений, точные оперативные и оперативно - тактические расчеты, глубокий анализ различных вариантов возможных условий складывающейся обстановки. При этом необходимо широко применять средства автоматизации управления, вычислительную технику, расчетные методики и математические модели.

2. Структура и содержание плана ГО

Текстовая часть планов гражданской обороны и защиты населения состоит из трех разделов.

В первом разделе дается краткая оценка возможной обстановки после нападения противника и основные показатели состояния гражданской обороны.

Второй раздел содержит в себе решение соответствующего руководителя гражданской обороны на планомерный перевод органов управления и сил гражданской обороны на функционирование в условиях военного времени.

В третьем разделе излагается решение руководителя гражданской обороны на выполнение задач гражданской обороны при внезапном нападении противника.

К планам разрабатываются необходимые приложения, в которых раскрывается и детализируется содержание текстовой части. Основными из них являются:

основные показатели плана гражданской обороны и защиты населения;

карта (план объекта) возможной обстановки после нападения противника;

схема управления, связи и оповещения гражданской обороны;

план гражданской обороны при планомерном переводе ее на функционирование в условиях военного времени и при внезапном нападении;

график перевода сил и средств гражданской обороны на военное положение;

группировка сил гражданской обороны (мирного и военного времени) на картах;

план наращивания инженерной защиты населения при ведении гражданской обороны;

основные показатели планирования эвакуационных мероприятий;

план взаимодействия с органами военного командования;

данные о состоянии мобилизационной готовности соединений и воинских частей гражданской обороны (укомплектованность личным составом, обеспеченность техникой и вооружением);

основные показатели мобилизационного плана экономики субъекта Российской Федерации в обеспечении мероприятий ГО;

проекты дополнительно необходимых нормативных актов и распорядительных документов, вводимых в действие при ведении гражданской обороны.

Приложения к планам гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, федеральных органов исполнительной власти и организаций разрабатываются с учетом выполнения задач, возложенных на них Федеральным законом « О гражданской обороне» с внесенными в него изменениями.

Проекты планов гражданской обороны и защиты населения разрабатываются соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, заинтересованными органами и организациями и до представления на утверждение согласовываются:

План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации - с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации;

субъектов Российской Федерации - с начальниками соответствующих мобилизационных органов и военных комиссариатов, начальниками штабов военных округов (флотов, флотилий, гарнизонов);

городов (районов городов) и районов - с начальниками городских, районных военных комиссариатов и гарнизонов;

Планы гражданской обороны и защиты населения утверждаются:

План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации - Президентом Российской Федерации (подписывается Председателем Правительства Российской Федерации);

планы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих функции отраслевого управления – руководителями этих федеральных органов исполнительной власти и организаций по согласованию с МЧС России;

планы гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации – главами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - по согласованию с начальниками соответствующих региональных центров МЧС России;

планы гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований – руководителями органов местного самоуправления по согласованию с вышестоящими органами, осуществляющими управление гражданской обороной;

планы гражданской обороны организаций - их руководителями по согласованию с органом, осуществляющим управление гражданской обороной, на территории соответствующего муниципального образования.

Планы гражданской обороны и защиты населения корректируются ежегодно по состоянию на 1 января планируемого года. При существенных изменениях обстановки или структуры государственных органов управления и органов местного самоуправления переработка планов гражданской обороны и защиты населения осуществляется по отдельным указаниям соответствующих руководителей гражданской обороны.

Мероприятия гражданской обороны, планируемые к проведению в период мобилизации и в военное время и связанные с капитальным строительством, производством и поставкой специального оборудования и имущества, а также с дополнительным финансированием, включаются самостоятельными разделами (с отдельными приложениями) в мобилизационные планы экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации, экономики муниципальных образований и в мобилизационные планы соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций, разработка которых предусмотрена Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Исходные данные и порядок формирования мероприятий гражданской обороны (планов гражданской обороны на расчетный год) для включения их в соответствующие мобилизационные планы экономики устанавливаются МЧС России по согласованию с Минэкономразвития России на основе общих нормативных и методических документов по разработке мобилизационных планов.

В мобилизационных планах экономики, как правило, должны содержаться следующие основные разделы, связанные с выполнением мероприятий гражданской обороны:

задания по строительству и вводу защитных сооружений и других объектов гражданской обороны в первый месяц и в течение всего расчетного года;

перечень и объемы поставок материалов и оборудования для обеспечения мероприятий гражданской обороны;

потребные объемы ассигнований на формирование и содержание в готовности мобилизационного резерва имущества гражданской обороны, включая приобретение имущества гражданской обороны для населения и дооснащения до табельной потребности сил формирований гражданской обороны, а также для оснащения сетей наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны, защиты водоисточников, продовольствия, выполнения других оперативных мероприятий гражданской обороны;

мероприятия по обеспечению готовности к выполнению заданий плана расчетного года - в том числе комплект договоров (контракты) на выполнение организациями работ и поставок.

Мероприятия по развитию и совершенствованию гражданской обороны, наряду с планами гражданской обороны и защиты населения, предусматриваются также в годовых планах деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций.

В целях планомерного осуществления мероприятий по подготовке гражданской обороны ежегодно разрабатывается План основных мероприятий Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Проект плана разрабатывается МЧС России по согласованию с руководителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждается Правительством Российской Федерации.

МЧС России также разрабатываются Организационно - методические указания по подготовке гражданской обороны на очередной год, утверждаемые Министром.

Аналогичные планы разрабатываются в субъектах Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти.

В этих планах предусматриваются мероприятия по накоплению фондов защитных сооружений и средств индивидуальной защиты для населения, совершенствованию и повышению надежности системы управления, оповещению и связи, повышению устойчивости работы объектов экономики в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, улучшению оснащения сил формирований гражданской обороны и повышению их готовности, совершенствованию учебно-методической базы и материально-технического обеспечения мероприятий гражданской обороны, разработке (уточнению) необходимых документов.

Непосредственную работу по планированию организуют и проводят начальники (руководители) органов, осуществляющих управление гражданской обороной под руководством соответствующих руководителей гражданской обороны.

3. Макет Плана гражданской обороны объекта. Краткая оценка возможной обстановки на объекте в результате воздействия противника

1. Краткая характеристика организации (далее – объекта). Особенности, влияющие на организацию и ведение ГО.

2. Краткая оценка возможной обстановки на объекте после нападения противника с применением ядерного оружия, обычных современных средств поражения и действий ДРГ.

Степень возможных разрушений зданий и сооружений, потери промышленного производства, персонала, сил и средств ГО.

Радиационная, химическая, пожарная, медицинская и биологическая обстановки, образование зон катастрофического затопления.

Потери от вторичных факторов поражения.

Ориентировочный объем предстоящих АСДНР при планомерном выполнении мероприятий ГО, при внезапном нападении противника и действиях ДРГ.

3. Выводы из оценки возможной обстановки.

Выполнение мероприятий гражданской обороны при планомерном приведении объекта в готовность

В разделе излагаются порядок выполнения мероприятий по степеням готовности ГО при планомерном переводе объекта с мирного на военное время , объемы, сроки проведения, привлекаемые силы и средства, конкретные задачи исполнителям этих мероприятий.

1. Организация, объемы и сроки выполнения мероприятий
по степеням готовности гражданской обороны:

первоочередные мероприятия ГО 1-й группы;

первоочередные мероприятия ГО 2-й группы;

мероприятия общей готовности ГО.

2. Организация защиты персонала и членов их семей

Организация укрытия в защитных сооружениях:

порядок и сроки приведения в готовность имеющихся ЗС, закладки в них запасов продовольствия, медикаментов и другого необходимого имущества;

порядок строительства недостающих ЗС и их материально-техническое обеспечение;

организация укрытия наибольшей работающей смены на объекте.

Организация защиты персонала и членов их семей:

порядок обеспечения АСФ и персонала СИЗ;

организация защиты персонала от АХОВ, имеющихся на своем или соседних объектах.

Организация медицинской защиты:

порядок проведения медицинских мероприятий, силы и средства медицинской защиты, приведение их в готовность;

порядок выдачи медицинских СИЗ.

Организация мероприятий по эвакуации:

порядок и сроки проведения эвакуации персонала и членов их семей, силы и средства для ее проведения, маршруты движения;

порядок вывоза материальных ценностей и др.

3. Организация управления и связи:

организация оповещения руководящего состава и персонала в рабочее и нерабочее время в пункте постоянной дислокации объекта;

организация связи.

4. Организация выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объекта (кроме защиты персонала объекта), проводимых с введением в действие планов ГО:

проведение мероприятий по исключению (уменьшению) возможности возникновения вторичных факторов поражения;

мероприятия по повышению устойчивости работы систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения;

мероприятия по противопожарной защите;

другие мероприятия.

5. Организация и проведение АСДНР:

состав, оснащенность и сроки приведения в готовность АСФ;

состав и оснащенность АСФ, предназначенных для ведения АСДНР на объекте;

организация медпомощи пораженным и личному составу АСФ ;

силы и средства, выделяемые в состав муниципальных АСФ ;

восстановление работоспособности АСФ и порядок их дальнейшего применения;

силы и средства ГО, действующие в интересах объекта.

6. Организация основных видов специального и других видов
обеспечения мероприятий ГО:

разведки, РХБ защиты, инженерного обеспечения, противопожарного обеспечения, технического обеспечения, тылового обеспечения, материального обеспечения, медицинского обеспечения, метеообеспечения, охраны общественного порядка, морально-психологического обеспечения.

Детально вопросы обеспечения мероприятий ГО отражаются в планах обеспечения ГО объекта.

Выполнение мероприятий гражданской обороны на объекте при внезапном нападении противника

1. Организация и проведение мероприятий по сигналу о воздушной опасности («Воздушная тревога»):

организация оповещения руководства, персонала и жилого сектора, прилегающего к объекту;

организация безаварийной остановки производства, введение режимов светомаскировки;

организация выдачи СИЗ;

организация укрытия персонала.

2. Организация и проведение мероприятий по сигналу отбоя воздушной опасности («Отбой воздушной тревоги»):

введение в действие плана ГО;

восстановление управления, связи и оповещения;

организация сбора данных об обстановке, сложившейся на объекте;

приведение в готовность сохранившихся АСФ и проведение АСДНР;

организация ускоренного проведения мероприятий по эвакуации;

порядок оказания медицинской помощи пораженным;

силы и средства, привлекаемые из состава территориальной группировки сил ГО для ведения АСДНР на объекте при внезапном нападении противника;

организация основных видов обеспечения мероприятий ГО.

Приложения к плану гражданской обороны объекта

1. Основные показатели состояния ГО объекта на 1.01.200__г.

2. Возможная обстановка на территории объекта (план объекта с пояснительной запиской).

3. Календарный план выполнения основных мероприятий ГО при переводе объекта с мирного на военное время.

4. План мероприятий по защите персонала и организации АСДНР (разрабатывается на плане объекта с нанесением ЗС и путей подхода к ним, проездов, пожарных гидрантов, схем коммуникаций, водоемов и др.).

5. Расчет укрытия персонала объекта и членов семей в ЗС на объекте.

6. Расчет на приведение в готовность ЗС.

7. Расчет на проведение мероприятий по эвакуации.

8. План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта в военное время.

9. Состав сил и средств ГО объекта.

10. Расчет обеспечения и порядок выдачи СИЗ персоналу объекта.

11. Схемы управления, связи и оповещения.

С учетом особенностей объекта разрабатываются другие приложения. Кроме вышеуказанных приложений разрабатываются необходимые для организации ГО справочные расчетные данные (графики, схемы, таблицы) и формализованные документы, которые хранятся в отдельной папке вместе с планом ГО: расчет укрытия персонала объекта в пункте постоянного размещения в рабочее время при внезапном нападении противника; графики строительства недостающих ЗС, безаварийной остановки производства; планы приведения в готовность АСФ объекта и др.

Степень секретности планов ГО объектов определяется в соответствии с ведомственным перечнем сведений, подлежащих засекречиванию, но не ниже «Для служебного пользования».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ

Вопрос 1.

Сколько частей содержит текстовая часть плана гражданской обороны и защиты населения?

Варианты ответов:

1. Три.

2. Два.

3. Четыре.

Вопрос 2.

В каком разделе плана дается краткая оценка возможной обстановки после нападения противника и основные показатели состояния гражданской обороны.

Варианты ответов:

1. В первом разделе.

2. Во втором разделе.

3. В третьем разделе плана.

Вопрос 3.

Какой раздел плана содержит в себе решение соответствующего руководителя гражданской обороны на планомерный перевод органов управления и сил гражданской обороны на функционирование в условиях военного времени.

Варианты ответов:

1. Второй раздел.

2. Первый раздел.

3. Третий раздел.

Вопрос 4.

В каком разделе плана излагается решение руководителя гражданской обороны на выполнение задач гражданской обороны при внезапном нападении противника.

Варианты ответов:

1. В третьем разделе.

2. Во втором разделе.

3. В первом разделе.

Вопрос 5.

Планы гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований утверждаются:

Варианты ответов:

1. Руководителями органов местного самоуправления по согласованию с вышестоящими органами, осуществляющими управление гражданской обороной.

2. Главами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - по согласованию с начальниками соответствующих региональных центров МЧС России.

3. Руководителями организаций по согласованию с органом, осуществляющим управление гражданской обороной, на территории соответствующего муниципального образования.

Вопрос 6.

Планы гражданской обороны и защиты населения корректируются:

Варианты ответов:

1. Ежегодно по состоянию на 1 января планируемого года.

2. Два раза в год.

3. Каждый месяц.