Действия должностных лиц ГО и РСЧС в случае угрозы и возникновения опасностей мирного и военного времени
1. Общие положения по действиям должностных лиц ГО и РСЧС
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ликвидация чрезвычайных ситуаций включает аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Положением о РСЧС установлено, что ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии со следующей установленной постановлением Правительства Российской Федерации классификацией чрезвычайных ситуаций:
— локальных - силами и средствами организации;
— местных - силами и средствами органов местного самоуправления;
— территориальных - силами и средствами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
— региональных и федеральных - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с международными договорами.
В соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 32) руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют действующие на принципах единоначалия руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Одновременно установлено, что руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей работ, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения о порядке проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:
— проведение эвакуационных мероприятий;
— остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
— проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
— ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;
— разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением материальных ценностей государственного материального резерва;
— использование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
— привлечение к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации.
Эффективность работ по ликвидации чрезвычайной ситуации напрямую зависит от правильной организации управления работами, основным содержанием которого являются: сбор данных об обстановке, анализ и оценка обстановки, подготовка выводов и предложений для принятия решения на проведение работ; принятие (уточнение) решения и доведение задач до исполнителей, организация взаимодействия и всестороннего обеспечения действий сил.
Вопросы организации взаимодействия органов управления и сил, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации, решаются в процессе постановки им конкретных задач по ликвидации чрезвычайной ситуации. Руководители (представители) взаимодействующих сил уточняют места и порядок проведения работ, данные обстановки, места расположения пунктов управления, способы связи, порядок информирования об изменениях обстановки на соответствующих участках работ, ходе выполнения задач и другие вопросы.
2. Порядок организации обеспечения ликвидации ЧС
Всестороннее обеспечение действий сил в районах проведения работ организуется и осуществляется в целях создания условий для успешного выполнения поставленных задач. Основными видами обеспечения действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
— организация и постоянное ведение разведки в зоне чрезвычайной ситуации и на конкретных участках работ, своевременный обмен сведениями об изменениях обстановки и принятых в связи с ними решениях;
— транспортное обеспечение, включающее осуществление всех видов перевозок;
— дорожное обеспечение – подготовка к установленному сроку силами и средствами соответствующих подразделений территориальной подсистемы РСЧС (ее звеньев), маршрутов движения всех видов транспортных средств в районах проведения работ, оборудование необходимых подъездов;
— инженерное обеспечение - выполнение специальных инженерных работ, оборудование пунктов водоснабжения, доставка питьевой воды и др.;
— гидрометеорологическое обеспечение – своевременное доведение до органов управления данных об элементах погоды в районах ведения работ, а также информации об опасных метео- и гидрологических явлениях и возможном характере их развития;
— техническое обеспечение – организация работы по своевременному проведению технического обслуживания машин и механизмов, эвакуации неисправной техники;
— медицинское обеспечение – осуществление мер по сохранению здоровья и работоспособности личного состава аварийно-спасательных служб и формирований, своевременному оказанию помощи пострадавшим, эвакуации их в лечебные учреждения;
— материальное обеспечение – снабжение аварийно-спасательных служб и формирований, других участников ликвидации чрезвычайной ситуации продовольствием и питьевой водой, средствами индивидуальной защиты, медицинским имуществом, специальной одеждой, а также обеспечение работ строительными материалами и топливом, оборудование пунктов приема пищи, мест отдыха и специальной обработки.
3. Действия при угрозе и возникновении ЧС
Наиболее характерными ошибками в управленческой деятельности руководителей при получении информации о возникшей чрезвычайной ситуации являются:
— потеря времени на перепроверку достоверности полученной информации и задержка с оповещением соответствующих органов управления и сил РСЧС;
— попытки в результате необъективной оценки степени возникшей угрозы ликвидировать инцидент своими силами;
— неумелое практическое использование планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— недостаточная отработанность порядка привлечения к ликвидации масштабных чрезвычайных ситуации необходимых сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ;
— несвоевременное информирование о факте возникновения, истинных причинах и масштабах возникшей чрезвычайной ситуации вышестоящих органов управления, органов управления и населения, находящихся в опасной зоне.
Подобного рода ошибки нередко приводят к неоправданно тяжелым последствиям чрезвычайных ситуаций.
Несвоевременное, недостоверное оповещение о факте и возможных последствиях происшествия, способах защиты производственного персонала и населения вызывает панические слухи и усложняет весь процесс ликвидации чрезвычайной ситуаций.
Наибольшее напряжение в управленческой деятельности руководителей субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по организации ликвидации чрезвычайных ситуаций создается в первые часы и даже минуты с момента ее возникновения. Организованный перевод территориальной подсистемы РСЧС в режим чрезвычайной ситуации, а главное – гарантия своевременности и полноты выполнения всех необходимых мероприятий достигаются в этих условиях заблаговременной разработкой алгоритмов действий руководителей органов управления в условиях возникновения наиболее характерных для конкретного субъекта Российской Федерации чрезвычайных ситуаций.
Последовательность действий руководителя и исполнителей и ориентировочное время выполнения ими отдельных операций определяются с учетом условий данного субъекта Российской Федерации и привязываются к шкале времени. Алгоритм действий по решению руководителя субъекта Российской Федерации может разрабатываться отдельно для возможных наиболее характерных чрезвычайных ситуаций или иметь характер типового варианта.
При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации решением руководителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть чрезвычайные ситуации, для соответствующих органов управления и сил РСЧС устанавливается режим повышенной готовности. Несмотря на то, что реальная угроза безопасности населению и территории может оказаться чисто гипотетической, напряженность в работе руководителей субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по уменьшению отрицательных последствий возможной чрезвычайной ситуации сохраняется достаточно высокой. В связи с этим необходимость в разработке алгоритмов действий руководителей всех уровней при введении режима повышенной готовности также представляется весьма целесообразной. При этом учитывается, что в этом случае неизмеримо возрастает роль мониторинга и прогнозирования развития возможной чрезвычайной ситуации, роль аналитической работы при сохранении высокой готовности органов управления, сил и доходов и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Подобные алгоритмы работы руководителей целесообразно разрабатывать также в органах местного самоуправления и организациях.
При отсутствии прямой угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах и территориях (акваториях) органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности. Но и в этих условиях соответствующими нормативными правовыми документами на них возлагаются серьезные задачи, главным образом нацеленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций и обеспечение их постоянной готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Большинство этих задач решаются под руководством или при личном участии руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
К ним относятся:
— мониторинг окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
— сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
— планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
— подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
— пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
— руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— проведение мероприятий по планированию и подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
Как правило, решение этих задач осуществляется в плановом порядке, в режиме повседневной деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не требует разработки специальных алгоритмов действий руководителей.
Это не означает, что в отсутствие чрезвычайных ситуаций или предпосылок к их возникновению внимание к вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций может быть ослаблено.
Решая вопросы повседневного управления субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и организациями, их руководители обязаны уделять неослабное внимание обеспечению безопасности населения и территорий и их защите от чрезвычайных ситуаций различного характера.
Деятельность руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере регламентируется Организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ежегодно направляемыми МЧС России соответствующим должностным лицам.
В Организационно-методических указаниях формулируется главная задача по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС на год и основные направления деятельности руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности территориального и местного уровней.
В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций – это обеспечение эффективной работы и повседневной готовности территориальных подсистем и звеньев РСЧС, их органов управления и сил в условиях разграничения сфер ответственности между МЧС России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении вопросов реагирования на чрезвычайные ситуации, организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий на основе соблюдения принципов сотрудничества и невмешательства в исключительную компетенцию друг друга при осуществлении совместной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В области обеспечения пожарной безопасности – это реализация комплекса мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и гибели людей при пожарах в городах и населенных пунктах, повышение эффективности работы органов пожарного надзора, совершенствование технологий тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах экономики, дальнейшая интеграция системы пожарной безопасности в повседневную деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В области обеспечения безопасности людей на водных объектах – это создание и развитие эффективных государственных систем профилактики безопасного поведения людей на воде, поиска и спасения людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации, надзора на водных объектах за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок.
Особое внимание руководителей органов управления всех уровней Организационно-методические указания обращают на безусловную реализацию следующих положений:
организацию подготовки руководителей и специалистов органов управления территориальных подсистем и местных звеньев РСЧС в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по утвержденным программам;
выполнение на территориальном, местном и объектовом уровнях мероприятий по повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения;
учет комплексной оценки территориальных особенностей возникновения опасностей и угроз для критически важных объектов инфраструктуры и населения в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях и необходимых мер по совершенствованию управления природной и техногенной безопасностью территорий;
усиление работы по развитию и совершенствованию учебной материальной базы для обучения населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
продолжение целенаправленной деятельности по подготовке органов управления и сил РСЧС в вопросах организации планирования и практического выполнения комплекса мероприятий по радиационной, химической и медико-биологической защите населения;
продолжение совершенствования функциональной подсистемы РСЧС «Предупреждение и тушение пожаров»;
совершенствование нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации в области создания резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на региональном и местном уровнях;
обеспечение подготовки руководителей и специалистов функциональных подсистем оповещения и связи РСЧС всех уровней по вопросам эксплуатации систем оповещения населения в чрезвычайных ситуациях, в том числе локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов, особенно на территориях, не охваченных автоматизированными системами оповещения.
Уровень готовности органов управления и сил РСЧС к выполнению задач по предназначению в решающей степени зависит от состояния и организации их оперативной и профессиональной подготовки, формы которых, базовые составляющие, объемы и периодичность проведения соответствующих учебных и территориальных мероприятий регламентируются Организационно-методическими указаниями. На их основании и с учетом местных условий в субъектах Российской Федерации предусматривается ежегодная разработка своих организационно-методических указаний по подготовке органов управления территориальных подсистем обеспечения пожарной безопасности и территориальных подсистем РСЧС, годовые планы основных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации и проведение не менее двух комплексных проверок муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации по вопросам организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Масштабность мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, подлежащих осуществлению в повседневном режиме функционирования территориальной подсистемы РСЧС, предопределяет непосредственное участие в организации их проведения и контроле своевременности и качества их практического выполнения руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ
Вопрос 1.
В соответствии с каким законом ликвидация чрезвычайных ситуаций включает в себя проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Варианты ответов:
1. В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2. В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне».
3. В соответствии с законом Российской Федерации «О безопасности».
Вопрос 2.
Где установлена классификация чрезвычайных ситуаций?
Варианты ответов:
1. В постановлении Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 г. № 794
2. В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
3. Федеральном законе «О гражданской обороне».
Вопрос 3.
Чьим решением проводится ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации?
Варианты ответов:
1. Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с международными договорами.
2. По решению МЧС России в соответствии с договорами.
3. По решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти.
Вопрос 4.
Кто устанавливает границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения о порядке проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Варианты ответов:
1. Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация.
2. Органы местного самоуправления.
3. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Вопрос 5.
В каком нормативном правовом акте определены группы населения подлежащие подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера?
Варианты ответов:
1. В Постановлении Правительства Российской Федерации «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 4 сентября 2003г. N 547.
2. В Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».
3. В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ.
|