Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС и РСЧС
1. Управление в системах ГО и РСЧС и РСЧС
Сущность управления в системах ГО и РСЧС и РСЧС заключается в постоянной целенаправленной организующей деятельности органов государственной власти, руководителей и органов управления всех уровней, направленной на всестороннюю подготовку и ведение гражданской обороны.
Основными задачами управления являются:
в мирное время - обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств к решению задач в зонах чрезвычайных ситуаций различного характера; разработка и своевременная корректировка планов на военное время; разработка перспективных и ГО и РСЧСдовых планов по подготовке гражданской обороны и защиты от ЧС и организация их выполнения; организация всесторонней подготовки органов управления, сил и населения;
в угрожаемый период - быстрый и организованный перевод органов управления и сил в соответствующую степень готовности;
в военное время - организация осуществления планов гражданской обороны с учетом реально сложившейся обстановки; обеспечение и поддержание готовности органов управления, систем связи и оповещения, сил и средств с учетом их возможных потерь и ущерба.
Для обеспечения управления создается соответствующая система управления, включающая в себя органы и пункты управления, системы оповещения и связи, а также автоматизированную информационно-управляющую систему (АИУС-РСЧС).
Органами управления являются органы государственного управления федерального, регионального, территориального, местного и объектового уровней.
В мирное время непосредственное управление гражданской обороной осуществляют руководители и органы управления, осуществляющие управление ГО и РСЧС и РСЧС.
В военное время система управления гражданской обороны организационно базируется на тех же органах управления, но с учетом их перевода на штаты и условия работы военного времени.
Сложность задач, стоящих перед ГО и РСЧС и РСЧС, и условия, в которых они будут решаться, предъявляют высокие требования к управлению. Важнейшую роль в процессе управления играет информация. Именно на ее основе формируются и реализуются решения, оценивается ее выполнение и организуется взаимодействие.
Информация, используемая в интересах управления ГО и РСЧС и РСЧС, должна обладать:
— максимальной оперативностью, достоверностью и полнотой;
— широтой обзора явлений;
— возможностью оперативного отображения на картах и автоматизированных средствах отображения;
— совместимостью со специальными банками данных, используемых для принятия решения.
Управление может быть успешным, если вся система управления будет находиться в высокой степени готовности, если оно будет устойчивым, непрерывным, твердым, гибким, оперативным и скрытым.
Устойчивость управления - это способность системы сохранять и выполнять свои функции при воздействии соответствующих дестабилизирующих факторов. Она зависит от структуры системы, стойкости к воздействию дестабилизирующих факторов ее звеньев, элементов, их взаимосвязей и интенсивности воздействия дестабилизирующих факторов. Поэтому обеспечение необходимой устойчивости системы управления является постоянной задачей руководителей органов управления всех уровней и звеньев.
В целях обеспечения устойчивости управления гражданской обороной на случай выхода из строя ее основных органов управления заблаговременно в мирное время на всех уровнях и во всех звеньях создается система дублирующих органов управления.
Непрерывность управления предполагает наличие у органа управления возможности получать необходимую информацию и своевременно доводить свои решения до подчиненных и влиять на ход их действий. Она тесно связана и зависит от устойчивости управления.
Оперативность управления - это своевременное реагирование на все изменения обстановки и условий решения поставленных задач. Она предполагает сокращение времени на осуществление всех процессов управления, способность органов управления решать управленческие задачи в сроки, позволяющие подчиненным органам и силам проводить необходимую подготовку к действиям и выполнить поставленные задачи в установленное время или в пределах критического времени, когда задача может быть выполнена с наименьшим ущербом в данной обстановке.
Гибкость управления означает возможность быстрого внесения необходимых корректив в ранее принятое решение или даже отказ от него, если оно перестало отвечать изменившимся условиям обстановки, а также переход к новым способам действий, когда принятые способы не могут привести к достижению поставленной цели. Она предполагает проявление руководителями органов управления инициативы и творчества при выполнении поставленных задач, особенно в критических ситуациях.
Скрытое управление есть комплекс мероприятий по сохранению в тайне от противника сведений, используемых в управлении войсками (силами), предприятиями, организациями, объектами. Оно достигается:
ограничением круга лиц, допущенных к разработке секретных документов и пользованию ими, а также организацией надежного хранения таких документов;
организацией и осуществлением надежной маскировки и охраны мест размещения органов управления (пунктов управления, командных пунктов) в которых проводятся работы и мероприятия, а также содержатся сведения секретного характера;
строгим соблюдением установленных правил и режима переписки, переговоров и передачи информации по техническим средствам связи и управления;
ограничением работы средств связи, излучающих электромагнитную энергию;
передачей секретных сведений по открытым каналам связи только в зашифрованном (закодированном) виде;
выполнением специальных мероприятий по противодействию техническим средствам разведки потенциального противника;
использованием специальных технических и программных средств по недопущению утечки и несанкционированного доступа к секретной информации, содержащейся и передаваемой по техническим средствам связи и управления;
осуществлением постоянного контроля за соблюдением всех мероприятий по скрытности управления.
Управление строится и осуществляется на основе следующих основных принципов:
единство государственного управления гражданской обороной;
единоначалие и централизация руководства в сочетании с децентрализацией и представлением подчиненным инициативы в определении путей и способов выполнения поставленных задач;
твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизни;
личная ответственность начальников всех уровней и звеньев за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных перед ними задач.
Основными направлениями повышения эффективности и устойчивости системы управления гражданской обороны на военное время являются:
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы создания и совершенствования системы управления ГО и РСЧС и РСЧС;
совершенствование системы планирования мероприятий гражданской обороны до объекта включительно;
разработка и реализация комплекса организационно-технических решений по повышению устойчивости системы управления гражданской обороны (живучести пунктов управления, систем связи и оповещения);
создание запасных пунктов управления;
разработка и внедрение во всех уровнях управления программных комплексов информационной поддержки решений соотвествующих руководителей;
создание корпоративных цифровых систем связи по линии запасных пунктов управления на базе волоконно-оптической сети;
создание мобильных узлов связи в составе подвижных и мобильных пунктов управления и оснащение их средствами спутниковой связи и средствами привязки к опорным узлам связи;
замена устаревших средств связи, используемых в управлении ГО и РСЧС и РСЧС, а также находящихся на складах длительного хранения, на современные средства связи военного и общего применения;
использование аппаратных и программных средств закрытия информации, циркулирующей в системе управления ГО и РСЧС и РСЧС
создание в составе городских и загородных запасных ПУ защищенных узлов связи;
обеспечение всех пунктов управления автономными источниками питания.
Решающая роль в организации и осуществлении управления ГО и РСЧС и РСЧС принадлежит соответствующему руководителю. Он руководит подчиненными лично и через орган, осуществляющий управление гражданской обороной.
Руководитель обязан постоянно заботиться о подготовке своего органа, осуществляющего управление, контролировать его работу, своевременно информировать о принимаемых решениях и лично отданных распоряжениях.
Орган, осуществляющий управление ГО и РСЧС является основным организатором управления, важнейшей обязанностью которого является твердое проведение в жизнь решений и указаний руководителя ГО и РСЧС и организация непрерывного управления в любых условиях обстановки. Работа органа, осуществляющего управление, заключается в поддержании системы управления в высокой готовности для успешного и своевременного выполнения поставленных задач, в своевременной подготовке и принятии управленческих решений и в обеспечении их выполнения.
В решении этих вопросов ведущая роль принадлежит руководителю органа, осуществляющего управление ГО и РСЧС. Руководитель органа, осуществляющего управление, организует работу всех органов управления ГО и РСЧС соответствующего уровня и несет ответственность за обеспечение непрерывного управления. Он обязан постоянно знать обстановку и быть готовым доложить руководителю ГО и РСЧС выводы из нее и предложения для принятия решения.
Основой управления является решение руководителя ГО и РСЧС, в котором определяются замысел действий; задачи подчиненным силам и средствам; порядок взаимодействия; организация управления.
Перед принятием решения он должен уяснить задачу и оценить обстановку.
В результате уяснения задачи руководитель ГО и РСЧС должен четко представлять характер и сложность задачи, где и какой объем работ предстоит выполнить, понять замысел вышестоящего органа управления и его требования к организации выполнения поставленной задачи. После уяснения задачи руководитель ГО и РСЧС определяет мероприятия, которые необходимо осуществить немедленно, дает указания руководителю органа, осуществляющего управление гражданской обороной по отдаче предварительных распоряжений подчиненным силам и средствам в целях ориентирования их о предстоящих действиях, об организации разведки и т.п.
При оценке обстановки руководитель ГО и РСЧС должен определить, как различные факторы воздействуют на выполнение задачи, и наметить мероприятия, позволяющие с наибольшей эффективностью использовать благоприятные условия обстановки и до минимума снизить ее отрицательное влияние.
С этой целью он изучает:
характер и объем предстоящих работ (мероприятий) и условия, в которых они будут выполняться (характер и объем разрушений, повреждений, заражений, объектов экономики, материальных средств, поражений людей, животных и др.);
свои силы и средства (состояние органов управления и систем связи и оповещения, состояние защитных сооружений и их вместимость, состояние сил и учреждений ГО и РСЧС и их возможности, наличие и состояние средств материального и технического обеспечения и др.);
состояние и характер действий сил и органов, осуществляющих управление гражданской обороной, соседних территориальных и административных образований;
характер местности, состояние дорог (маршрутов) и их влияние на действия сил и средств ГО и РСЧС;
гидрометеорологические условия, состояние погоды, времени года и суток.
Важнейшим элементом решения является замысел действия, которым определяются:
мероприятия, на выполнение которых необходимо сосредоточить основные усилия;
способы и последовательность выполнения задачи;
состав сил и средств и порядок их использования.
Последовательность и методы работы по принятию решения зависят от условий обстановки. Во всех звеньях управления они должны быть едиными и обеспечивать своевременное принятие решений, полное и качественное планирование мероприятий и действий, согласованную работу всех органов управления, предоставление подчиненным возможно большего времени для подготовки к выполнению задач, оперативное реагирование на изменение обстановки.
На основании принятого руководителем ГО и РСЧС решения организуется разработка специальных мероприятий по обеспечению выполнения принятого решения и использованию сил и средств.
Все решения руководителей ГО и РСЧС, связанные с подготовкой ГО и РСЧС, и организация их выполнения реализуются в рамках годовых планов основных мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а решения, связанные с ведением ГО и РСЧС в условиях военного времени, реализуются в планах гражданской обороны, разработка которых осуществляется заблаговременно в соответствии с требованиями и положениями соответствующих нормативно-методических документов.
Непосредственно в ходе ведения гражданской обороны ранее разработанный план гражданской обороны может не перерабатываться (не уточняться), а решения руководителя ГО и РСЧС оформляются на его рабочей карте с приложением краткой пояснительной записки, а также на картах руководителя органа, осуществляющего управление гражданской обороной и начальника оперативного управления (отдела, отделения).
О принятых решениях руководитель гражданской обороны докладывает в вышестоящий орган управления и информирует соседей.
Решение руководителя гражданской обороны приобретает законную силу только после доведения задач до подчиненных, которые могут иметь форму как письменного, так и устного (с последующим оформлением письменно) приказа и передаваться лично, путем вызова подчиненных, по техническим средствам связи или иными способами.
В приказе руководителя указываются:
в первом пункте - населенные пункты, объекты, по которым противник нанес удар и краткие выводы из оценки обстановки;
во втором пункте – задачи сил, состав привлекаемых сил и средств и замысел их действий;
в третьем пункте - после слова "Приказываю" отдельными абзацами, обозначенными буквами в алфавитном порядке, ставятся задачи подчиненным;
в четвертом пункте – время готовности к выполнению задач, порядок предоставления докладов о ходе их выполнения;
в пятом пункте – места и время развертывания пунктов управления;
в шестом пункте - кто заместители и дублирующие органы управления.
2. Организация работы на пунктах управления
Одним из основных элементов системы управления гражданской обороны являются пункты управления.
Пунктами управления ГО и РСЧС называются специально оборудованные или приспособленные и оснащенные техническими средствами сооружения, помещения либо их комплекс, или транспортные средства, предназначенные для размещения и обеспечения устойчивой работы органов управления в угрожаемый период, а также при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В зависимости от предназначения и места размещения пункты управления могут быть запасными (городскими и загородными), подвижными, мобильными, а в соединениях и воинских частях ГО - командными, командно-наблюдательными и тыловыми.
Структуру пунктов управления ГО и РСЧС составляют:
повседневные пункты управления - обеспечивают управление мероприятиями ГО и РСЧС в повседневной деятельности;
запасные пункты управления (ЗПУ) - обеспечивают устойчивое управление мероприятиями ГО и РСЧС в военное время или в условиях ЧС;
подвижные пункты управления (ППУ) - являются резервными пунктами управления при замене выбывших из строя ЗПУ и обеспечивают устойчивое управление мероприятиями ГО и РСЧС и непосредственное руководство проведением аварийно-спасательных работ в зонах ЧС природного и техногенного характера и в очагах поражения при ведении военных действий;
воздушные пункты управления - выполняют по своему предназначению задачи ППУ и обеспечивают управление мероприятиями ГО и РСЧС на территории регионов в случае выхода из строя ЗПУ, либо когда управление с них затруднено;
мобильные пункты управления (МПУ) - обеспечивают долговременное размещение оперативных групп и развертывание пунктов управления в полевых условиях в зонах разрушений и проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.
К органам повседневного управления относятся центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), оперативные дежурные службы (ОДС), объединенные системы оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ), единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС).
Повседневные пункты управления представляют комплекс технически оснащенных служебных помещений, либо специально отведенное помещение (ситуационный зал), размещенных в административных зданиях в пунктах постоянной дислокации.
Запасные пункты управления размещаются в защитных сооружениях, в которых оборудуются:
защищённые рабочие помещения с узлами связи;
автономные источники энергоснабжения, водоснабжения и другие системы жизнеобеспечения;
помещения для размещения аппаратуры централизованного оповещения, средств правительственной и шифровальной связи;
пункты приема и передачи информации;
наземные здания и сооружения для отдыха и питания сотрудников и обслуживающего персонала, а также для хранения техники;
радиопередающий центр;
места стоянки машин;
посадочные площадки для самолетов, вертолетов.
Защита сотрудников, работающих на ЗЗПУ, обеспечивается путем укрытия их в защищенных рабочих помещениях и защитных сооружениях с установленной степенью защиты.
Вместимость защищенных рабочих помещений должна составлять 30% -40% от общей численности работающих.
Все запасные пункты управления ГО и РСЧС, начиная с субъекта Российской Федерации и заканчивая объектом, должны быть, как правило, составной частью общей пункта управления соответствующего органа государственной власти или объекта.
Органы управления ГО некатегорированных городов и сельских районов, а также объектов экономики, продолжающих производственную деятельность в категорированных городах, по указаниям соответствующих руководителей ГО и РСЧС размещаются на пунктах управления, оборудованных в защитных сооружениях либо на повседневных пунктах управления.
Подвижные пункты управления являются составными элементами запасных пунктов управления. Они возглавляются соответствующими руководителями ГО и РСЧС. ППУ создаются заблаговременно, оборудуются на командно-штабных машинах (или специально оборудованных машинах) и должны быть способными быстро перемещаться, развертываться и свертываться, устойчиво работать круглосуточно, поддерживать связь на ходу. Состав, оборудование и оснащение ППУ в каждом звене управления будут различными с учетом их предназначения. На ППУ оборудуются рабочие места для руководителей гражданской обороны и оперативных групп, устанавливаются средства связи, обеспечивающие поддержание непрерывной связи с действующими в зонах ЧС и очагах поражения силами и своими запасными пунктами управления.
Подвижные пункты управления могут также оборудоваться на средствах воздушного, морского, речного и железнодорожного транспорта.
Воздушные пункты управления представляют собой группу должностных лиц и комплекс технических средств со специальным персоналом, размещенные на вертолетах (самолетах) и предназначенные для управления гражданской обороной, а также мероприятиями по ликвидации чрезвычайных ситуаций в тех случаях, когда управление с наземных пунктов управления затруднено или невозможно. Наиболее перспективными являются воздушные пункты управления, оборудованные на вертолетах, что обуславливается условиями их взлета, посадки и базирования.
Мобильные пункты управления создаются на базе специальных технически оснащенных необходимой аппаратурой модулей контейнерного типа размещаемых на автомобилях, способных выдвигаться в район чрезвычайных ситуаций и обеспечить длительное размещение органов управления при проведении спасательных и других неотложных работ.
Состав пунктов управления, разворачиваемых в районах чрезвычайных ситуаций, определяется в зависимости от сложившейся обстановки, сложности и объема выполняемых спасательных и других неотложных работ.
Для материально-технического обеспечения работы пункта управления и обеспечения его жизнедеятельности создается блок обеспечения, который, в зависимости от уровня органов управления может включать в себя:
транспортную группу;
группу охраны;
медицинский пункт;
блок питания.
Для обеспечения непрерывного осуществления руководства крупными и важными операциями по проведению спасательных и других неотложных работ в пункт управления включается узел связи и воздушный пункт управления.
3. Организация связи и оповещения
Связь является основным средством, обеспечивающим непрерывность управления органами и силами гражданской обороны, как в мирное, так и в военное время на всех уровнях управления. На каждом уровне управления заблаговременно создаются системы связи, которые развертываются по пол ной схеме при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение.
Система связи гражданской обороны является важнейшей составной частью (подсистемой) системы управления ГО и РСЧС и представляет собой организационно-техническое объединение сил, программно-технических средств и сетей связи, обеспечивающих передачу информации в интересах обеспечения надежного управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС различного характера, а также мероприятиями ГО и РСЧС в военное время.
Основными задачами системы связи ГО и РСЧС являются:
обеспечение устойчивого управления подчиненными органами управления и силами;
обеспечение передачи сигналов и информации оповещения органам управления ГО и РСЧС, силам в установленные сроки;
обеспечение различными видами связи оперативных групп (ОГ) всех уровней в районах ЧС и очагах поражения с целью организации взаимодействия и управления спасательными и аварийно-восстановительными работами;
обеспечение обмена данными между стационарными, мобильными и подвижными ПУ, органами военного командования.
Система связи должна устойчиво функционировать и в условиях возможного отключения отдельных элементов системы связи при воздействии поражающих факторов современного оружия.
Для обеспечения устойчивости системы связи в военное время каналы связи (цифровые потоки) организуются по разнесенным трассам и через защищенные узлы связи.
Система связи на военное время должна обеспечить передачу следующих видов информации: речевых сообщений; сигналов (команд) оповещения; документальных (буквенно-цифровых и факсимильных) сообщений; данных между комплексами средств автоматизации; видео- и телевизионной информации.
Перевод системы связи с мирного на военное положение должен осуществляться с минимальными изменениями в структуре построения и в оперативно приемлемое время.
Система связи включает в себя: узлы связи стационарных, мобильных и подвижных пунктов управления; линии привязки к узлам связи общего пользования; линии и каналы связи (цифровые потоки), выделяемые из государственной сети; силы и средства связи частей ГО и РСЧС, формирований ГО и РСЧС, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, а также частей, выделяемых по плану взаимодействия с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками и воинскими формированиями, привлекаемыми для решения задач ГО и РСЧС ; резерв сил и средств связи.
Система связи ГО и РСЧС сопрягается с ведомственными (корпоративными) системами связи, системами связи военных округов (флотов) и гарни зонов.
Система связи ГО и РСЧС включает в себя стационарную и мобильную компонен ты.
Стационарные компоненты систем связи ГО и РСЧС базируются в основном на использовании сети связи общего пользования, которая является составной частью единой сети связи Российской Федерации и предназначена для предоставления услуг связи всем физическим и юридическим лицам на территории Российской Федерации.
Магистральная первичная сеть единой сети связи стран представляет собой совокупность сетевых узлов, усилительных и оконечных пунктов радиорелейных станций и кабельных линий передачи типовых каналов и сетевых трактов и находится на эксплуатационно-техническом обслуживании крупнейшей компании России в сфере связи – ОАО «Ростелеком».
Магистральная первичная сеть включает в себя как наземную, так и спутниковую составляющие.
Компания обеспечивает передачу по территории России основной доли междугородного и международного трафика, а также работу наземной сети телевизионных и радиовещательных каналов.
В интересах повышения устойчивости управления ГО и РСЧС системы связи ГО и РСЧС используют также возможности ведомственных сетей связи, среди которых наиболее часто используются сети Минобороны России, железной дороги, энергетиков, нефтяников (газовиков), речного и воздушного транспорта и др. Наиболее развитыми являются сети связи железной дороги и энергетиков. Например, магистральная цифровая сеть железных дорог России соединила северные границы страны с южными, западные с восточными. Сеть проходит более чем через 970 средних и крупных городов России и позволяет представлять весь спектр современных услуг связи в интересах более 85% населения страны.
Стационарная компонента ГО и РСЧС непосредственно включает в себя центральные узлы связи МЧС России, узлы связи пунктов управления региональных центров, управлений МЧС России по субъектам Россий ской Федерации, органы управления ГО городов, отнесенных к группам по гражданской обороне.
Мобильная компонента состоит из узлов связи подвижных пунктов и мобильных пунктов управления различных уровней управления, частей и соединений войск ГО.
Системы мобильной связи осуществляют передачу информации между абонентами, один или оба из которых являются подвижными. Характерным признаком систем мобильной связи является применение радиоканала. К технологиям мобильной связи относятся пейджинг, сотовая телефония, транкинг; для установления мобильной связи могут использоваться также спутниковые каналы.
Связь организуется в соответствии с решениями руководителей граж данской обороны, указаниями руководителя (начальника) органа, осуществ ляющего управление гражданской обороной и распоряжениями по связи старших органов управления.
Ответственность за организацию и состояние связи возлагается на ру ководителя (начальника) органа, осуществляющего управление гражданской обороной. Непосредственно вопросами организации связи занимаются начальники отделов связи органов, осуществляющих управление гражданской обороной.
Требования к системам связи:
высокая готовность и мобильность;
большая пропускная способность;
способность обеспечивать устойчивое управление в любых условиях обстановки;
развертывание мобильными силами и средствами в короткие сроки различных сетей связи в районах чрезвычайных ситуаций в требуемых объе мах;
возможность организационно-технического сопряжения с общегосударственной и ведомствен ными (корпоративными) системами связи и выхода на узлы связи органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и их пункты управления;
обеспечение возможности скрытого управления;
обеспечение работы АИУС ГО и РСЧС.
Основными мероприятиями по повышению устойчивости системы связи на военное время являются:
создание надежной мобильной компоненты системы связи на основе мобильных узлов связи ППУ с использованием разнородных средств связи (проводные, радио, радиорелейные, спутниковые);
планирование использования для целей управления сетей связи с максимальной защитой, в частности, защищенных узлов связи;
каналы связи, используемые в целях управления военного времени, организуются по разнесенным трассам и через защищенные узлы связи;
обеспечение перевода системы связи ГО и РСЧС из режима мирного времени в режим военного времени должен занимать минимальное время;
оперативное автоматическое управление конфигурацией сети связи управления и восстановление ее работоспособности при выходе из строя отдельных элементов;
наличие во всех органах управления ГО и РСЧС резерва сил и средств связи;
задействование разнородных цифровых каналов связи с пакетной коммутацией для достижения высокой пропускной способности. Пакетная коммутация не требует устойчивого физического канала, данные будут проходить, даже если значительная часть каналов будет блокирована или разрушена;
при организации радиосвязи в целях управления гражданской обороной использовать совместимые средства связи.
В целях обеспечения устойчивого непрерывного управления гражданской обороной в системе связи ГО и РСЧС организуются различные виды связи:
проводная связь, которая является основным видом связи в повседневной деятельности;
радиосвязь, являющаяся основным видом связи в движении, а главное - при организации управления в районах чрезвычайных ситуаций и военное время, когда она может стать вообще единственным видом связи;
радиорелейная связь, которая сочетает в себе одновременно положительные свойства радио- и проводных средств связи. Радиорелейные средства имеют остронаправленный характер действия и обладают большой пропускной способностью, их работа мало зависит от времени года, суток и от атмосферных и промышленных помех.
спутниковая связь, которая в ряде регионов страны получила широкое использование. Спутниковые средства связи имеют большую пропускную способность и в состоянии обеспечить высококачественную, многоканальную связь практически из любой точки страны в любое время, что имеет особое значение при организации связи из районов чрезвычайных ситуаций, где отсутствует или слабо развита сеть связи общего пользования.
связь подвижными средствами (автомашины, мотоциклы, катера, летательные аппараты и др.), наиболее активно используется в системах управления ГО и РСЧС для доставки служебных документов большого объема.
Следует отметить, что в последнее время в интересах управления ГО и РСЧС стали все шире использоваться современные телекоммуникационные технологии – совокупность сетей связи и компьютерных средств, состоящих на оснащении органов управления.
4. Системы оповещения Своевременное оповещение органов управления, должностных лиц, сил ГО и РСЧС и населения Российской Федерации, является одной из важнейших задач федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и осуществляется с использованием систем централизованного оповещения (СЦО), которые создаются во всех звеньях управления гражданской обороны.
Оповещение органов управления, должностных лиц и сил ГО и РСЧС вклю чает в себя доведение до них распоряжений на проведение комплекса мероприятий по ликвидации ЧС и перевода на военное время.
Оповещение населения включает в себя доведение до него заранее установленного условного сигнала тревоги («Внимание всем!») и поясняющей речевой информации о характере возникшей угрозы и порядке поведения в создавшихся усло виях.
Решение на задействование СЦО для оповещения населения принимает соответствующий руководитель гражданской обороны. Тексты речевых со- общений для оповещения населения записываются заранее на магнитные но сители, которые хранятся на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной. В чрезвычайных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача речевых сообщений для населения оперативно-дежурной службой органа управления без предварительной записи. Это право должно быть отра жено в соответствующих документах, определяющих порядок использования СЦО любого уровня в чрезвычайных ситуациях.
СЦО создаются заблаговременно на всех уровнях управления и представляют собой ор ганизационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб орга нов управления гражданской обороной, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу условных сигналов (команд управления) и речевой информации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Системы оповещения любого уровня должны обеспечивать как цирку лярную, так и выборочную передачу команд управления и речевой информа ции и включение средств оповещения, входящих в состав СЦО данного уровня.
К техническим средствам оповещения, используемым в СЦО, относят ся:
устройства, обеспечивающие передачу условных сигналов или речевых сообщений населению (электрические сирены, радио- и телеприемники, ра диотрансляционные точки, уличные громкоговорители);
устройства, через которые доводится информация (условные сигналы) до должностных лиц ГО и РСЧС (служебные и квартирные телефоны, пейджеры, сотовые телефоны);
комплекс аппаратуры управления, обеспечивающей автоматизирован ную передачу органам управления и силам ГО и РСЧС условных сигналов и речевых сообщений, а также централизованное дистанционное включение техниче ских средств оповещения.
СЦО должны поддерживаться в состоянии постоянной готовности к использованию, для чего в СЦО всех уровней проводятся периодические проверки их готовности к работе путем передачи заранее установленных контрольных сигналов и речевых сообщений.
Во всех СЦО должны предусматриваться организационные и технические меры по повышению их помехозащищенности, чтобы исключить или максимально снизить вероятность несанкционированного (ложного) их срабатывания.
Задачами СЦО федерального уровня являются доведение сигналов и информации оповещения от пунктов управления МЧС России до всех региональных центров, органов управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, соединений и частей войск ГО и РСЧС центрального подчинения, а также до взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти.
Задачами СЦО регионального уровня являются доведение сигналов и информации оповещения от пунктов управления РЦ МЧС России до подчиненных органов управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, соединений и частей войск ГО и РСЧС.
Задачами систем оповещения территориального уровня являются оповещение должностных лиц и сил данного уровня, органов управления местного и объектового уровней, а также населения, проживающего на территории, охватываемой СЦО данного территориального уровня.
Передача сигналов и речевой информации в СЦО территориального уровня осуществляется по действующим (занятым) каналам связи и сетям вешания путем их кратковременного перехвата на время передачи сигналов и речевой информации.
Управление СЦО территориального уровня осуществляется с рабочих мест оперативно-дежурной службы управления МЧС России по данному субъ екту Российской Федерации по месту их постоянного размещения и в загородной зоне.
Оконечные компоненты аппаратуры оповещения СЦО устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов, осущест вляющих управление гражданской обороной, органов местного самоуправления (в городах и районах). В городах и районах, где круглосуточное де журство в органах управления не установлено, оконечные компоненты аппа ратуры оповещения могут размещаться в дежурных частях городских (районных) отделов внутренних дел МВД России.
Эксплуатационно-техническое обслуживание аппаратуры управления и средств оповещения СЦО осуществляется специалистами организаций свя зи на договорной основе за счет средств соответствующего бюджета.
СЦО местного уровня являются составной частью СЦО территориаль ного уровня и обеспечивает оповещение органов управления объектового уровня, должностных лиц ГО и РСЧС, а также населения, проживающего на территории данного города, района.
Управление СЦО может осуществляться непосредственно оперативно-дежурной службой органов управления данного уровня или, по решению соответствующего руководителя гражданской обороны и по согласованию с ме стными органами связи, через дежурную смену местного предприятия связи, где установлены командные компоненты аппаратуры оповещения СЦО дан ного уровня.
Для оповещения и информирования населения в СЦО задействуются местные радиотрансляционная сеть, радиовещательные и телевизионные станции независимо от форм собственности.
СЦО объектового уровня должна обеспечивать оповещение и инфор мирование руководящего состава и персонала объекта при возникновении ЧС на объекте или вне его, если последствия ЧС могут создавать угрозу жизни или здоровью персонала объекта.
Для оповещения и информирования в объектовых СЦО используются радиотрансляционная сеть объекта, наружные и цеховые электрические сирены, объектовая телефонная сеть связи. Управление СЦО осуществляет диспетчерская служба объекта. На рабочем месте диспетчера устанавливаются командные компоненты аппарату ры оповещения, а также оконечные компоненты аппаратуры оповещения СЦО местного или территориального уровней.
Локальные системы оповещения (ЛСО) создаются в районах размеще ния потенциально опасных объектов и предназначены для доведения ин формации о возникновении ЧС в результате аварии на потенциально опасном объекте до персонала этого объекта, персонала других объектов, предпри ятий и учреждений, до населения, находящегося в пределах зоны действия ЛСО, а также органов, осуществляющих управление гражданской обороной субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, на территории которых размещен потенциально опасный объект. Зона действия ЛСО конкретного потенциально опасного объекта определяется при проектировании.
ЛСО является составной частью СЦО территориального или местного уровней и сопрягается с ними организационно и технически.
Управление ЛСО организуется от диспетчерских (дежурных) служб потенциально опасного объекта по месту их расположения. Для атомных станций предусматривается также организация управления ЛСО из запасного района вне самой станции.
В целях сокращения сроков передачи сигналов и информации о ЧС между диспетчерской службой потенциально опасного объекта и соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, устанавливается прямая телефонная связь.
Создание и поддержание в постоянной готовности ЛСО возлагается на министерства, ведомства и коммерческие организации, в ведении которых находится потенциально опасный объект.
5. Автоматизированная информационно-управляющая система АИУС)
АИУС является составной частью системы управления гражданской обороны на всех её уровнях и представляет собой организационно- техническое объединение персонала, вычислительной техники и программ ных средств, обеспечивающих сбор и обработку информации, ведение баз данных, решение функциональных и специальных расчетных задач, обмен данными в интересах органов, осуществляющих управление гражданской обороной.
АИУС призвана предоставлять органам управления следующие возможности:
оперативное предоставление лицам, принимающим решения, необходимой информации по запросу;
объективный контроль за развитием ситуации на определенной территории;
эффективное информационное взаимодействие с министерствами и ведомствами, органами военного командования, различными организациями;
освобождение руководства ГО и РСЧС различных уровней управления от выполнения рутинных операций;
постепенный переход на безбумажную технологию;
объективный контроль за выполнением принятых решений;
прогнозирование последствий управленческих решений.
Эта система используется в мирное и военное время и взаимодействует с аналогичными функциональными АИУС министерств и ведомств.
В состав АИУС должны входить две подсистемы - для обработки от крытой и закрытой информации (с использованием аппаратуры автоматиче ского засекречивания и защищенных трактов передачи, программных средств защиты информации).
На региональном уровне АИУС включает в себя:
информационно-управляющие центры региональных центров МЧС России (РИУЦ);
мобильные информационно-управляющие центры (МИУЦ);
абонентские пункты соединений и частей войск ГО и РСЧС регионального подчинения;
средства связи и передачи данных;
средства обработки закрытой информации.
На территориальном уровне АИУС включает в себя:
информационно-управляющие центры субъектов Российской Федера ции;
абонентские пункты городов и районов;
средства связи и передачи данных;
средства обработки закрытой информации.
На местном уровне в АИУС входят:
абонентские пункты городов, районов и объектов;
средства связи и передачи данных.
Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России, информацион но-управляющие центры регионального и территориального уровней предна значены для информационной и интеллектуальной поддержки коллегиальной деятельности лиц, готовящих и принимающих решения на проведение мероприятий ГО и РСЧС и автоматизации процессов управления силами и средствами ГО и РСЧС.
Абонентские пункты предназначены для информационной поддержки управленческой деятельности соответствующих органов управления
Система связи и передачи данных (ССПД) АИУС создается на базе стационарных и мобильных узлов связи МЧС России, региональных центров МЧС России, территориальных органов, осуществляющих управление граж данской обороной, с использованием общегосударственных, ведомственных и, в отдельных случаях, коммерческих систем связи и передачи данных с це лью обеспечения требуемой оперативности и достоверности обмена инфор мацией между объектами АИУС и объектами взаимодействующих систем.
Сеть связи и передачи данных должна обеспечивать следующие виды трафика:
по направлению «центр - региональный центр - абонентский пункт» -голос, факс, данные;
по направлениям «центр - региональный центр - абонентский пункт» и «центр - региональный центр - функциональная подсистема АИУС» - дан ные в режиме электронной почты, в режиме « on - line », « of - line » и в режиме удаленного доступа « on - line » с репликацией баз данных.
Электронная почта должна обеспечивать взаимодействие всех пользователей АИУС по схеме «каждый с каждым».
В интересах гражданской обороны АИУС обеспечивает:
сбор и обработку данных об обстановке, состоянии сил и средств ГО и РСЧС и доведение этой информации до соответствующих органов управления граж данской обороной (ГО);
подготовку исходных данных для принятия решений на проведение мероприятий ГО и РСЧС;
создание баз данных картографической информации с тематическим наполнением по ГО и РСЧС;
получение информации о проводимых мероприятиях ГО и РСЧС;
доведение необходимых распоряжений и указаний по вопросам проведения мероприятий ГО и РСЧС;
взаимодействие с АИУС министерств и ведомств.
В состав математического обеспечения АИУС должны входить мате матические модели и алгоритмы решения следующих задач:
прогнозирование параметров поражающих факторов современных средств поражения;
прогнозирование последствий поражающего воздействия современных средств поражения для объектов и населения;
планирование действий сил ГО и РСЧС;
планирование материально-технического обеспечения.
Программное обеспечение АИУС должно состоять из общего и специального программного обеспечения.
Общее программное обеспечение должно обеспечивать создание и поддержку единой программной и информационной среды для решения функциональных задач.
Специальное программное обеспечение должно обеспечивать функ ционирование информационно-расчетной системы, формирование формализованных сообщений, функционирование геоинформационной системы и за дач поддержки принятия решений.
Информационное обеспечение АИУС должно включать в свой состав:
базы данных объектов;
единую систему классификации и кодирования информации;
систему формализованных документов;
картографическое обеспечение;
эксплуатационную документацию на ведение информационно-лингвистического обеспечения АИУС.
Для обеспечения безопасности информации в АИУС вся информация, передаваемая, обрабатываемая и хранимая на объектах АИУС, должна подразделяться на две категории:
открытая и общедоступная информация;
информация с ограниченным доступом.
Обеспечение безопасности информации с ограниченным доступом должно осуществляться на основе сочетания:
управляющих средств, специально выделяемых для этих целей в составе определенных объектовых комплексов;
управляющих программных (аппаратно-программных) средств в соста ве функционально - ориентированных комплексов и средств АИУС.
АИУС создается как многоуровневая, территориально распределенная информационно-управляющая система, включающая в себя:
комплексы средств автоматизации (КСА) Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России;
КСА Центрального командного пункта (ЦКП);
КСА Службы оперативного анализа Всероссийского НИИ по пробле мам ГО и РСЧСЧС;
КСА региональных информационно-управляющих центров (РИУЦ);
КСА субъектов Российской Федерации информационно-управляющих центров (ОИУЦ);
районные и городские абонентские пункты (АП), а также АП соединений и частей войск гражданской обороны (ГО).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ
Вопрос 1.
Кто осуществляет непосредственное управление гражданской обороной в мирное время.
Варианты ответов:
1. Руководители и органы управления ГО и РСЧС.
2. Органы военного командования.
3. Руководители и командиры сил ГО и РСЧС.
Вопрос 2.
Способность системы управления сохранять и выполнять свои функции при воздействии соответствующих дестабилизирующих факторов называется:
Варианты ответов:
1. Устойчивость управления.
2. Оперативность управления.
3. Скрытое управление.
Вопрос 3.
Кто организует работу всех органов управления ГО и РСЧС соответствующего уровня и несет ответственность за обеспечение непрерывного управления?
Варианты ответов:
1. Руководитель органа, осуществляющего управление ГО и РСЧС на соответствующем уровне.
2. Руководитель органа ГО и РСЧС.
3. Командир формирования связи.
|