Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Предисловие
Введение
§ 1. Риски чрезвычайных ситуаций и экономические механизмы управления ими
§ 2. Организационно-экономические механизмы снижения рисков чрезвычайных ситуаций
§ 3. Финансирование деятельности по управлению рисками чрезвычайных ситуаций
§ 4. Финансирование и материальные резервы на случай чрезвычайных ситуаций
§ 5. Оценка и возмещение ущерба, нанесенного чрезвычайными ситуациями
§ 5.1. Анализ и оценка ущерба
§ 5.2. Возмещение ущерба
§ 5.3. Социальная защита
§ 6. Страхование риска чрезвычайных ситуаций
§ 7. Экономическое стимулирование деятельности в области управления рисками чрезвычайных ситуаций
§ 8. Экономические вопросы международного гуманитарного сотрудничества
Заключение
Литература


Потери - часть последствий, которые связаны с негативными изменениями в основных сферах жизнедеятельности государства. Этот термин имеет и более узкий смысл, когда под потерями - санитарными и безвозвратными - подразумеваются жертвы чрезвычайных ситуаций.

Ущерб - это результат негативного изменения вследствие каких-то событий, явлений, действий состояния объектов, выражающийся в нарушении их целостности или ухудшении других свойств; фактические или возможные социальные и экономические потери (отклонение здоровья человека от среднестатистического значения, т.е. его болезнь или даже смерть; нарушение процесса нормальной хозяйственной деятельности; утрата того или иного вида собственности, других материальных, культурных, исторических или природных ценностей и т.д.) и/или ухудшение природной среды или в окружающей человека среде.

Косвенный ущерб от чрезвычайных ситуаций - это потери, убытки и дополнительные затраты, которые понесут объекты, не попавшие в зону действия негативных факторов опасного явления и вызванные нарушениями и изменениями в сложившейся структуре хозяйственных связей, инфраструктуре, биоценозах, а также потери (дополнительные затраты), вызванные необходимостью проведения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 







Анализ и оценка ущерба



Техногенные и природные чрезвычайные ситуации вызывают последствия, которые в зависимости от их масштаба могут проявляться в различных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства в целом. Последствия могут проявиться как непосредственно после чрезвычайной ситуации, так и на протяжении относительно длительного периода времени. В общем случае воздействия природных и техногенных чрезвычайных ситуаций могут привести к следующей цепочке: последствия - потери - ущерб - возмещение. Качественное соотношение между элементами цепочки показано на рис. 5.1.1.

Рис. 5.1.1. Соотношение между натуральными и экономическими
последствиями чрезвычайных ситуаций

Уже указывалось, что последствия чрезвычайных ситуаций - это результата воздействия их поражающих и других факторов. Таким образом, последствия чрезвычайных ситуаций объединяют все виды изменений в социально-экономической, политической, научно-технической и других сферах жизнедеятельности личности, общества и государства, которые инициируются или усиливаются произошедшими чрезвычайными ситуациями.

Потери - часть последствий, которые связаны с негативными изменениями в основных сферах жизнедеятельности государства. Этот термин имеет и более узкий смысл, когда под потерями - санитарными и безвозвратными - подразумеваются жертвы чрезвычайных ситуаций.

Ущерб - это результат негативного изменения вследствие каких-то событий, явлений, действий состояния объектов, выражающийся в нарушении их целостности или ухудшении других свойств; фактические или возможные социальные и экономические потери (отклонение здоровья человека от среднестатистического значения, т.е. его болезнь или даже смерть; нарушение процесса нормальной хозяйственной деятельности; утрата того или иного вида собственности, других материальных, культурных, исторических или природных ценностей и т.д.) и/или ухудшение природной среды или в окружающей человека среде. Кульман во "Введении в науку о безопасности" под ущербом (в контексте техногенной безопасности) понимает причинение вреда определенному лицу, его охраняемым правом материальным и нематериальным благам в результате физического или химического воздействия в ходе использования техники. Таким образом, здесь в понятие ущерба входят санитарные и безвозвратные потери.

Понятие последствий стихийного бедствия или аварии носит обобщенный, неэкономический характер, в то время как понятие ущерба - есть экономическая количественная величина, которая должна представляться в стоимостном выражении. Иными словами, ущерб - это оцененные последствия. Оценка ущерба заключается в определении его величины в натуральном или денежном выражении (экономическая оценка ущерба).



Рис.5.1.2. Классификация видов ущерба

Реальный ущерб от чрезвычайных ситуаций населению и окружающей природной среде - это не только затраты на эвакуацию, аварийно-восстановительные работы, средства которые выделяются из федерального и регионального бюджетов. Он связан с причинением вреда различным объектам (физическим лицам, организациям, государству, окружающей среде) по различным составляющим. Например, результатом аварии в зависимости от ее масштабов, длительности, места и времени выброса, метеоусловий и т.п. могут иметь место гибель людей, их ранения или заболевания с последующей полной или частичной временной или постоянной потерей трудоспособности, гибель наземных и водных животных и растений, потери (полные или частичные) движимого и недвижимого имущества третьих лиц (юридических и физических), потери сельскохозяйственной или другой продукции и неполучение доходов при произведенных затратах, недопроизводство товаров и услуг из-за вынужденных простоев предприятий, моральный ущерб пострадавших или эвакуируемых, связанный с изменением условий жизни (даже кратковременных), что может привести к стрессам, переживаниям. Как показывает опыт развитых стран, величина морального ущерба иногда может превосходить компенсационные выплаты в связи с заболеваниями. По всем этим последствиям потерпевшие могут предъявить владельцу объекта, послужившего источником воздействия, иск о возмещении нанесенного ущерба, затрат на аварийно-спасательные работы, направленные на уменьшение последствий (тушение пожаров, эвакуацию людей и имущества, медицинскую помощь пострадавшим в зоне воздействия и т.п.).

Составляющие вреда могут оцениваться в натуральных единицах, свойственных рассматриваемому виду вреда, а часть составляющих - в стоимостном выражении.

Однако для сравнения последствий от различных негативных событий с учетом различных составляющих ущерба, выработки рациональных мер защиты, при расчете предотвращенного в результате принятых мер ущерба и экономической эффективности мер по обеспечению безопасности все составляющие ущерба целесообразно оценивать в одних единицах, т.е. давать их стоимостную оценку. Стоимостная оценка возможного или наступившего ущерба должна выполняться специализированными оценочными организациями по согласованным методикам, обеспечивающим соблюдение законов и экономических интересов причастных к этому процессу физических и юридических лиц. Базой для методик оценки являются:
- текущие цены на товары и услуги;
- судебная практика;
- опыт имущественного и личного страхования, имеющий (хотя и в значительной мере субъективную) обширную оценочную базу, объективную и многоплановую статистику.

Различают методы оценки ущерба от гипотетической и реальной чрезвычайных ситуаций. Если рассматривается гипотетическая чрезвычайная ситуация, то об этих видах ущерба говорят как о предполагаемых. Для различных сценариев развития чрезвычайных ситуаций расчетным методом получаются различные значения ущерба. В силу влияния на размер ущерба большого числа случайных факторов в задачах прогноза следует рассматривать случайную величину ущерба W, описываемую функцией распределения F(w) = P(w>W). Статистические данные об ущербе в реально произошедших чрезвычайных ситуациях на некотором временном интервале образуют выборку из некоторой генеральной совокупности и описываются статистической функцией распределения. Вследствие недостаточного объема зафиксированных статистических данных по ущербу вид функций распределения F(w) для большинства видов чрезвычайных ситуаций пока не установлен.
Если речь идет о мерах защиты и оценке эффективности затрат на защиту, то все виды ущерба будут называться предотвращенными. Математически предотвращенный ущерб определяется соотношением:

где W0 - ущерб до принятия мер защиты;
W1 - ущерб после принятия мер защиты.

Универсальной шкалы для измерения ущерба не существует. На практике используются в основном две шкалы - естественную и субъективную (абсолютную и относительную). В естественных шкалах, которые, как правило, являются количественными, применяются обычные значения величин. Например, стоимость потери того или иного вида собственности выражается в денежных единицах, несчастные случаи характеризуются их количеством и т.д. Субъективные (большей частью качественные) шкалы создаются в тех случаях, когда возникает необходимость количественной оценки такого вида ущерба, для измерения которого отсутствует естественная шкала (или отсутствует возможность получения численных значений по естественной шкале).

При рассмотрении последствий чрезвычайных ситуаций различают прямой, косвенный, полный и общий ущерб. В первом приближении (верхняя оценка) ущерб от чрезвычайных ситуаций равен затратам на восстановление положения, существовавшего до их наступления.

Последствия чрезвычайных ситуаций представляют собой цепь последовательных взаимосвязанных событий. Число звеньев в этой цепи может быть весьма велико. К прямым потерям (ущербу) относят разрушения, повреждения, радиоактивное загрязнение, химическое заражение, негативные последствия воздействия поражающих и вредных факторов на объекты природы и народного хозяйства (земля, люди, растительный и животный мир, здания, сооружения, оборудование, товары, полуфабрикаты, сырье, посевы, скот и т.п.), т.е. все то, что находится в сфере интересов (осознанных потребностей) человека. Влияние этих же последствий на состояние и функционирование других объектов природы и народного хозяйства (не подвергшихся прямому воздействию поражающих факторов) относят к косвенному ущербу (потерям).
Таким образом, под прямым ущербом в результате чрезвычайных ситуаций понимаются потери и убытки всех представляющих интерес для жизнедеятельности человека объектов, которые попали в зону действия поражающих и вредных факторов опасного природного или техногенного явления. Они складываются из ущерба здоровью людей, невозвратимых потерь основных фондов, оцененных природных ресурсов в сфере интересов человека и убытков, вызванных этими потерями, т.е. недобора предприятиями прибыли, государством - различных налогов и страховых выплат и пр.

Косвенный ущерб от чрезвычайных ситуаций - это потери, убытки и дополнительные затраты, которые понесут объекты, не попавшие в зону действия негативных факторов опасного явления и вызванные нарушениями и изменениями в сложившейся структуре хозяйственных связей, инфраструктуре, биоценозах, а также потери (дополнительные затраты), вызванные необходимостью проведения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Чаще всего в циклах генерирования косвенного ущерба проявляются все группы последствий. На уровне государства, регионов и фирм проявляется цепочечный косвенный риск, изображаемый как "дерево рисков" с количеством циклов m®(. Практически целесообразен учет не более 6-10 циклов. Анализ последовательности взаимосвязанных событий при возникновении чрезвычайных ситуаций показывает, что по мере продвижения по их цепочке, во-первых, ослабевает влияние исходного события, и, во-вторых, возрастают трудности оценки косвенного ущерба. Исходя из этих соображений, в качестве оценки косвенного ущерба часто используется экспертная оценка в долях от прямого ущерба без детализации и анализа отдельных составляющих.

В косвенном ущербе от совокупности происходящих чрезвычайных ситуаций особая роль принадлежит отдаленным глобальным изменениям природной среды, которые хотя и не могут быть оценены в денежном выражении с позиций нынешнего поколения, но также находятся в сфере его интересов. Косвенный ущерб может также отражать влияние чрезвычайных ситуаций на макроэкономические показатели - снижение валового внутреннего продукта, изменение структуры импортно-экспортных операций, уровень безработицы, инфляция и др.

Полный ущерб является суммой прямого и косвенного ущербов. Полный ущерб определяется на конкретный момент времени и является промежуточным по сравнению с общим ущербом, который определится количественно в отдаленной перспективе. Необходимость рассмотрения распределенных во времени или отдаленных проявлений ущерба особенно важна для аварий, связанных с воздействием на компоненты окружающей среды или воздействием радиоактивных материалов. Так, срок проявления ущерба от аварии на атомной электростанции может достигать 100 лет.

По объекту воздействия негативных факторов различают следующие виды ущерба:
- жизни и здоровью конкретных людей (медико-биологический), который определяется конкретными нарушениями для их здоровья, приводящими для некоторой их общности (населения страны, общества) к социальным потерям и, в итоге, сокращению средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни;
- физическим и юридическим лицам, организациям (материальный, экономический, моральный);
- социально-экономической системе (социально-экономический), который состоит в утрате того или иного вида собственности, затратах на переселение людей, выплате компенсаций пострадавшим, упущенной выгоде от незаключенных и расторгнутых контрактов, нарушении процесса нормальной хозяйственной деятельности, ухудшении условий жизнедеятельности людей и т.д.;
- государству (социально-политический);
- природной среде (экологический) - ухудшение природной среды или затраты на ее восстановление, потеря народнохозяйственной ценности территорий или затраты на ее реабилитацию и другие.


Прямой экономический ущерб при чрезвычайных ситуациях связан с повреждением или утратой в результате воздействия негативных факторов основных или оборотных фондов, ущербом имуществу третьих лиц. Для количественной оценки этих составляющих при больших масштабах чрезвычайных ситуаций используется агрегированный подход. Он состоит в том, что при известных месте аварии в регионе, распределении имущественных объектов, характеристиках воздействия (термическое, радиоактивное, химическое и др.) можно выделить зоны с уничтожением и повреждением разной степени сооружений, зданий, оборудования и пр. В дальнейшем по известным степени повреждений и стоимости объектов, их числе в зонах с соответствующей степенью повреждения, доле потерянной стоимости для разной степени повреждения осуществляется переход к ущербу в денежном выражении. В последние годы для определения зон с разной степенью повреждения объектов используется дистанционное зондирование Земли из космоса.
Косвенный экономический ущерб вызван снижением выпуска продукции и оказанием услуг, снижением эффективности производства, досрочным выбытием фондов и мощностей, необходимостью создания дополнительных резервов и другими причинами. В отличие от прямого ущерба, данная составляющая может проявляться на протяжении нескольких лет.

Возникновение чрезвычайных ситуаций регионального или федерального масштабов может приводить к макроэкономическим последствиям:
- нарушению функционирования экономической системы страны и (или) ее крупной хозяйственной подсистемы (в том числе регионального уровня);
- прямому уничтожению (выбытию) производственных и иных ресурсов или исключению их из хозяйственного оборота;
- сокращению возможностей обеспечения конкретных общественных потребностей, в том числе к созданию прямых угроз жизнеобеспечению населения.

Макроэкономический анализ социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций требует обеспечения комплексного междисциплинарного подхода, стыковки физических, технических, химических и медико-биологических представлений о наносимом ущербе, основанных на понятии выбытия ресурсов, сокращения производства и общественного потребления, падении темпов экономического роста, уменьшения обобщенных макроэкономических показателей. Хотя вследствие чрезвычайных ситуаций ущерб наносится непосредственно отдельным экономическим объектам (предприятиям, организациям, населенным пунктам, отдельным гражданам), для экономической оценки необходим учет экономического взаимодействия разрушенных объектов в рамках выполнения ими общественно важных производственных и социальных функций.

В частности, разрушение предприятий вследствие аварии в экономическом плане характеризуется не столько размерами нанесенного физического ущерба, сколько сокращением его производственных возможностей - "выбытием производственных мощностей", потерей экономических ресурсов, важных для выполнения предприятием производственных и социальных функций. Ущерб от действия этого фактора во времени снижается экспоненциально в процессе замещения другими объектами выполняемых разрушенным объектом функций.

Макроэкономические последствия чрезвычайных ситуаций имеют место в случае, когда масштаб ущерба (десятки - сотни млн. руб.) отражается на расходной части федерального бюджета. Если ущерб от них исчисляется несколькими миллионами рублей и отражается лишь на бюджете субъекта федерации, говорят о макроэкономических последствиях регионального уровня.

В России в начале 90-х годов наблюдалась негативная тенденция роста числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые начали сказываться на эффективности экономики и безопасности государства. После стабилизации экономического положения негативные тенденции стали замедляться, однако начало XXI века было ознаменовано целым рядом катастрофических природных явлений на территории России (табл. 5.1.1) .

Таблица 5.1.1
Динамика заявленного ущерба, причиненного чрезвычайными ситуациями в 1997-2001 гг.




Макроэкономический анализ последствий чрезвычайных ситуаций предполагает системный подход, основанный на учете как прямых, так и косвенных ее последствий, в том числе отдаленных.
Макроэкономические последствия измеряются как через общепринятые общеэкономические показатели типа валовой внутренний продукт, конечный продукт и его основные составляющие, объемы производства и потребления, производственные мощности, так и через частные показатели, такие как объемы душевого потребления, включая обеспечение продуктами питания и другими элементами жизнеобеспечения.