Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления
В интересах ликвидации чрезвычайных ситуаций резервы финансовых и материальных ресурсов создаются также в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях.
Бюджетным кодексом Российской Федерации потребность в их создании определяется как "финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году".
Размеры резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливаются органами законодательной (представительной) власти соответствующих субъектов Российской Федерации при утверждении их бюджетов на очередной финансовый год.
По состоянию на начало 2003 г. резервы финансовых средств для обеспечения мероприятий по организации жизнеобеспечения пострадавшего при чрезвычайных ситуациях населения были созданы в 87 субъектах Российской Федерации, т.е. они имелись почти в 98% этих государственных образований. Их общая сумма составила более 5,9 млрд. рублей, что явилось значительным подспорьем тем республикам, краям и областям России, которым пришлось пережить чрезвычайные ситуации. Несмотря на то, что эти резервы, судя по большинству их названий, предназначались для первоочередного жизнеобеспечения населения, они использовались и для других аварийно-спасательных нужд.
Ограниченные возможности финансирования мероприятий, находящихся в компетенции МЧС России, не позволяют реализовать многие проекты, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Например, бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации не предусматривается выделение денежных средств на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе на такие ключевые потребности как финансирование мониторинга и прогнозирования.
Дальновидные руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления хотя бы в ограниченных масштабах стараются аккумулировать средства для указанных выше целей в составе создаваемых ими на основании положений Бюджетного кодекса о резервных фондах.
Расходование их осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Таким образом, фактически выделение средств из резервных фондов субъектов Российской федерации и муниципальных резервных фондов, осуществляется этими образованиями в добровольном порядке. В результате на практике к моменту возникновения чрезвычайной ситуации средства на ее ликвидацию в резервных фондах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления зачастую отсутствуют.
Ожидать изменений к лучшему в этом вопросе реально возможно лишь на основе внесения изменений в законодательные и нормативные правовые акты, которыми в составе резервных фондов предписывалось бы создание особого резервного фонда, используемого на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Практически каждый субъект Российской Федерации по-своему подходит к созданию своего резервного фонда финансовых средств, но большинство их них сходятся на положительной оценке перспектив использования в этих целях страховых фондов в соответствии с рекомендациями постановления Правительства Российской Федерации, утвердившего "Правила выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Представляют интерес взгляды на данную проблему администрации и органов управления ГОЧС Челябинской области, которые справедливо считают, что развитие рынка страхования опасных производственных объектов выполняет важную социальную функцию, гарантируя законную компенсацию и твердую уверенность, что предприятие, на котором произошла авария, сможет восстановиться и возобновить производство.
МЧС России на основании обобщения опыта некоторых субъектов Российской Федерации разработал ряд методических рекомендаций по этой проблеме, которые постепенно реализуются на местах. В Челябинской области, например, создание внебюджетного областного страхового фонда становится приоритетной задачей правительства области, Главного управления по делам ГОЧС, страховых компаний, предприятий и организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Здесь приняли схему денежного оборота, связанную с формированием страховых фондов как основного источника финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области. В качестве организаторов формирования страховых фондов правительством области определены: страховые компании; организации и учреждения, осуществляющие спасательную, консультационную, научную, проектную и другую деятельность в области управления рисками чрезвычайных ситуаций, аккредитованные при Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области; предприятия и организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты.
Организации и учреждения, осуществляющие деятельность в области снижения рисков и ликвидации чрезвычайных ситуаций, аккредитованные при ГУ ГОЧС, могут производить отчисления в страховой фонд:
- в виде долевого участия в проектах предупредительных мер;
- от объема выполненных работ и услуг по снижению рисков, повышению безопасности и др.;
в порядке оказания благотворительной помощи области на реализацию предупредительных
- мероприятий.
Предприятия и организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты (хозяйствующие субъекты) отчисляют средства в страховые фонды в виде:
- платежей по штрафным санкциям при невыполнении предписаний органов управления ГОЧС, а также платы за выдачу заключений о готовности потенциально опасных объектов к локализации и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, заключений по инженерно-техническим мероприятиям гражданской обороны и др.;
- благотворительной помощи на предупредительные мероприятия межобъектового характера;
платежей за предоставление кредитов на предупредительные мероприятия из средств внебюджетного резерва.
Реализация предложений по созданию внебюджетных фондов в республиках, краях и областях России позволили:
- накопить внебюджетные финансовые средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в объеме, превышающем объемы бюджетных средств субъектов Российской Федерации на эти цели, в относительно короткие сроки;
- создать единую систему бюджетного и внебюджетного финансирования работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- направлять средства резерва на реализацию программ предупредительных мероприятий, на оперативное возмещение ущерба от чрезвычайных ситуаций, на организацию мероприятий по управлению рисками, на инвестирование важных и быстрореализуемых предупредительных мероприятий на опасных производственных объектах и др.
Распределение резервных средств отнесено к компетенции соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям, а контроль за формированием и использованием средств - комитетов по экономике.
Значительную роль в управлении рисками чрезвычайных ситуаций играют резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Наряду с государственным материальным резервом и ведомственными резервами на основании специального постановления Правительства
Российской Федерации создаются:
территориальные резервы - резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации - решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
местные резервы - резервы материальных ресурсов органов местного самоуправления - решениями этих органов;
объектовые
резервы - резервы материальных ресурсов предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм - решениями администраций предприятий, учреждений и организаций.
Регулярно ведется работа по накоплению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, стоимость которых уже превышает 3,46 млрд. рублей, что составляет 63% от планируемых объемов накопления. По федеральным округам накопления резервов материальных ресурсов распределяются следующим образом:
Сибирский федеральный округ -
1 135 млн. рублей (81%);
Приволжский и Уральский федеральные округа -
509 млн. рублей (59%);
Северо-Западный федеральный округ
-509 млн. рублей (79%);
Южный федеральный округ - 498 млн. рублей (73%);
Дальневосточный федеральный округ -
432 млн. рублей (82%);
Центральный федеральный округ -
291 млн. рублей (77%).
Характерно, что доля резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, приходящаяся на душу населения, в среднем составляет по Российской Федерации 23 руб. 78 коп., но по субъектам Российской Федерации отмечается ее существенный разброс - от 1 004 руб. 36 коп. в Камчатской области, до 47 коп. в г. Москве.
За 2002 г. количество материальных ресурсов в резервах для ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличилось более чем на 700 млн. рублей. В течение года было использовано по прямому назначению резервов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на сумму более 758 млн. рублей.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов устанавливаются создавшими их органами с учетом повторяемости, масштабов и характера чрезвычайных ситуаций, наиболее характерных для конкретного региона, местности, объекта экономики; анализа статистических данных, из которого делаются выводы о потребных материальных ресурсах в составе создаваемых резервов; экспертных оценок и иной информации. Та часть резервов материальных ресурсов, которая используется для проведения неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций и для жизнеобеспечения пострадавшего населения, по номенклатуре и объему определяется в зависимости от типов и масштабов чрезвычайных ситуаций, продолжительности периода жизнеобеспечения, в течение которого должно осуществляться устойчивое снабжение населения по нормам чрезвычайных ситуаций и по другим условиям складывающейся обстановки.
По опыту установлено, что продолжительность периода жизнеобеспечения пострадавших составляет при чрезвычайных ситуациях локального и местного масштабов - до 7 суток, территориального и регионального - до 14-20 суток.
Так как резервы субъектов Российской Федерации, и особенно муниципальных органов и организаций, по своим объемам меньше объемов материальных средств государственного материального резерва, они размещаются как на объектах, специально предназначенных для их хранения и обслуживания, так и на договорной основе на базах и складах промышленных, транспортных, сельскохозяйственных, снабженческо-сбытовых, торгово-посреднических и иных предприятий и организаций с учетом возможной их оперативной доставки в зоны чрезвычайных ситуаций.
По отдельным видам резервов материальных ресурсов, хранение и использование которых регламентировано специальными нормами и правилами, а также по продукции, размещаемой на объектах, подконтрольных органам специального надзора, порядок, места и условия дислокации устанавливаются по согласованию с этими органами.
В случае утраты или порчи материальных ресурсов из резервов в результате несоблюдения необходимых условий при хранении, восполнение их производится за счет средств объектов, осуществляющих их хранение. Руководители объектов, на которых размещены резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, должны систематически проверять наличие, качественное состояние, условия хранения, учет и готовность к использованию материальных ресурсов резервов.
При рассредоточенном хранении материальных ресурсов резервов мелкими партиями, которое не исключает возможных нарушений порядка и правил их хранения на отдельных объектах, ужесточается контроль со стороны вышестоящих органов, уполномоченных на управление резервами. В особой степени это относится к контролю порядка хранения материалов, гарантийный срок хранения которых не установлен государственными стандартами и техническими условиями.
Важным представляется вопрос о порядке использования резервов материальных ресурсов, создаваемых в интересах ликвидации чрезвычайных ситуаций на уровне территорий, муниципальных образований и организаций.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, прежде всего, предназначены для использования на том уровне, к которому они относятся. Решение об их использовании принимает орган, создавший этот резерв.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и устранении непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.
Система резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используется следующим образом:
- при возникновении чрезвычайной ситуации, ограниченной рамками предприятия, учреждения, организации, ее ликвидация осуществляется силами, средствами и резервами этих предприятий, учреждений, организаций, на базе которых создаются объектовые резервы. Если масштабы чрезвычайной ситуации такие, что имеющимися материальными ресурсами и объектовыми резервами локализовать или ликвидировать ее невозможно, администрация предприятия, учреждения, организации вправе обратиться за помощью в органы местного самоуправления, которые привлекают к ликвидации чрезвычайной ситуации местные резервы;
- при возникновении местной чрезвычайной ситуации ее ликвидация осуществляется силами, средствами и резервами органов местного самоуправления. При их недостаточности органы местного самоуправления в установленном порядке обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого они расположены. В случае принятия этими органами положительных решений об оказании помощи органам местного самоуправления выделяются материальные ресурсы из территориального резерва;
- при возникновении территориальной чрезвычайной ситуации и отсутствии на территориальном уровне необходимых материальных ресурсов и резервов для ее ликвидации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обращаются в Правительство Российской Федерации и в федеральные органы исполнительной власти с просьбами о выделении материальных ресурсов из федерального резерва или ведомственных резервов с представлением обоснованных расчетов.
На основании полученных расчетов и имеющихся резервов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти принимают решения об оказании помощи пострадавшим территориям материальными ресурсами.
Восполнение материальных ресурсов, израсходованных из резервов при ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет средств организаций, в интересах которых использовались материальные средства резерва, или за счет иных источников по решению органа, издавшего распоряжение о выпуске материальных ресурсов из резерва.
Объемы финансирования мероприятий по восполнению материальных ресурсов резервов включаются в стоимость работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Резервирование финансовых и материальных средств, специально предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, хотя и является непростой задачей для органов государственного управления всех уровней, органов местного самоуправления и организаций, но экономическая эффективность, проявляющаяся при использовании заблаговременно зарезервированных материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, всегда оказывается оправдывающей немалые затраты и издержки при организации их хранения и постоянном поддержании в готовности к использованию по предназначению.
Вопросы и задания:
1. Каково назначение целевых резервов финансовых и материальных ресурсов, создаваемых на разных уровнях государственного управления и местного самоуправления Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций?
2. На основании каких законодательных актов и нормативных правовых документов создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов, используемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций?
3. Изложите порядок выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций и охарактеризуйте роль в этом вопросе МЧС России, Минфина России и Минэкономразвития России.
4. Что входит в состав государственного материального резерва Российской Федерации, порядок его создания, хранения, освежения и восполнения материальных ресурсов государственного материального резерва?
5. Изложите порядок использования материальных ресурсов государственного материального резерва в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основания для выпуска материальных ресурсов резерва в указанных и других целях.
6. На кого возложена ответственность за организацию хранения, восполнения и нецелевое использование материальных ресурсов резерва на ликвидацию чрезвычайных ситуаций?
7. Каково назначение и порядок использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных органов исполнительной власти?
8. Дайте краткую характеристику резервов финансовых и материальных ресурсов МЧС России.
9. Изложите порядок создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
10. Охарактеризуйте возможности использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и администрацией организаций материальных ресурсов из других резервов при недостаточности собственных ресурсов для ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации.
11. Кем организуется контроль создания, сохранности и правильности использования материальных ресурсов из резервов?
12. За счет каких средств проводится восполнение материальных средств резервов, использованных в процессе ликвидации чрезвычайной ситуации?
|