|
|
|
Гуманитарная помощь - это помощь, оказываемая на добровольной основе населению при чрезвычайных ситуациях различного характера, без стремления к какой-либо финансовой или политической выгоде с целью облегчения тягот и лишений пострадавших. |
|
|
|
|
|
Гуманитарная помощь
В последние годы наблюдается объединение усилий международного сообщества в области гуманитарной деятельности, которая начинает приобретать глобальный характер. При этом инициатива помощи исходит как от отдельных государств, так и от авторитетных международных организаций.
Расширяющееся международное сотрудничество в области гуманитарного реагирования ведет к кооперации отдельных стран, международных и межправительственных организаций в рамках конкретных программ и проектов гуманитарной деятельности, интеграции их ресурсов и возможностей по региональному принципу. При этом привлекаются соответствующие государственные и международные структуры и их финансовые возможности.
Одновременно международные организации все чаще стали мобилизовывать ресурсы национальных структур различных государств для осуществления конкретных операций по чрезвычайному гуманитарному реагированию.
На этом фоне наблюдается укрепление позиций неправительственных организаций, действующих под эгидой Евросоюза, ООН и других международных и межправительственных учреждений.
Активное участие в международном сотрудничестве в области гуманитарного реагирования в последние годы принимает Россия, прежде всего, в лице МЧС России. За это время оказана гуманитарная помощь десяткам государств на различных континентах. Силами российских спасателей спасены тысячи людей, в пострадавшие страны поставлены материальные средства, продовольствие и медикаменты на миллиарды рублей.
Международное сотрудничество, способствующее объединению усилий мирового сообщества и государств в борьбе с бедствиями, а также стимулирующее определенную интеграцию национальных усилий в этой области, в том числе экономических, в пределах компетенции международных организаций, проектов, программ, инициатив, превратилось в важную составляющую общего труда человечества во имя выживания цивилизации.
В рамках ООН, объединяющей все суверенные государства мира, была развита прежде существовавшая и дополненная новыми документами нормативная правовая база, основанная на общепризнанных принципах международного права. Эта база составила юридическую основу международно-правовой защиты каждого человека в отдельности и человеческой цивилизации в целом. В числе этих основополагающих документов могут быть названы:
- Всеобщая декларация прав человека, пакты о правах человека;
- Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе;
- конвенции, запрещающие геноцид, апартеид, расовую дискриминацию, пытки, жестокое и бесчеловечное обращение;
- конвенции, специально ограждающие права женщин и детей;
- конвенции Международной организации труда, регламентирующие все стороны и виды трудовой деятельности мужчин, женщин и подростков;
- конвенции о защите жертв войны.
Все эти документы создали (наряду с регламентацией других вопросов) правовую основу для международной деятельности в области противодействия бедствиям, которая в настоящее время осуществляется преимущественно на гуманитарной основе, из-за чего эту деятельность называют гуманитарной.
Гуманитарная деятельность в широком смысле слова - это деятельность, посвященная человеческой личности, направленная на обеспечение прав, свобод и других интересов человека. Гуманитарная деятельность в области противодействия бедствиям направлена на выживание человека и его сообществ в условиях бедствий. В процессе гуманитарной деятельности на международной арене между ее субъектами и объектами осуществляется сотрудничество, которое получило название международного гуманитарного сотрудничества.
Важная составляющая гуманитарной деятельности - гуманитарная помощь. Она обычно оказывается в случае бедствий и, часто, при миротворческих операциях.
Гуманитарная помощь - это помощь, оказываемая на добровольной основе населению при чрезвычайных ситуациях различного характера, без стремления к какой-либо финансовой или политической выгоде с целью облегчения тягот и лишений пострадавших. Важной особенностью гуманитарной помощи является безвозмездность ее предоставления пострадавшим, благотворительный порядок этой формы содействия.
Гуманитарная помощь преследует следующие основные цели:
- обеспечить спасение и выживание наибольшего числа людей, пострадавших при стихийном бедствии, техногенной катастрофе или вооруженном конфликте, сохранить их здоровье, насколько это возможно, в условиях чрезвычайной ситуации;
- восстановить экономическую самостоятельность всех групп населения и работу служб жизнеобеспечения в кратчайшие сроки, уделяя особое внимание наиболее нуждающимся;
- отремонтировать и восстановить пострадавшую инфраструктуру и возродить экономическую деятельность.
Внутренняя и международная гуманитарная помощь базируется на трех основополагающих принципах - гуманности, беспристрастности, нейтралитете.
Порядок организации внутренней и международной гуманитарной помощи может существенно отличаться. Ее организационные формы значительно зависят также от характера чрезвычайной ситуации, ее масштаба, конкретных нужд населения, географических условий зоны чрезвычайной ситуации, отношений между субъектами и объектами помощи и многих других факторов. Однако можно наметить ряд направлений работ, которые характерны для большинства случаев оказания гуманитарной помощи.
Гуманитарная помощь, как правило, включает, во-первых, безвозмездное снабжение пострадавших различными материальными ресурсами, продовольствием, медикаментами, а, во-вторых, - их обеспечение некоторыми необходимыми услугами.
Международная гуманитарная помощь в широком смысле в качестве составной части включает чрезвычайную международную помощь при бедствиях и иногда используется в качестве ее синонима. Поэтому оказание чрезвычайной международной помощи при бедствиях также является важнейшей составной частью международной деятельности в области противодействия бедствиям.
Оказание чрезвычайной международной помощи при бедствиях заключается в предоставлении пострадавшей стране, странам пострадавшего региона или непосредственно пострадавшему населению предметов первой необходимости (временного жилья, воды, продовольствия, медикаментов, имущества), персонала для оказания помощи и услуг (аварийно-спасательных, медицинских, коммунальных, транспортных, информационных и др.). Еще раз подчеркнем, что в большинстве случаев гуманитарная помощь и чрезвычайная помощь при бедствиях по смыслу и содержанию трудноразделимы и чаще всего просто разными терминами описывают одну и ту же деятельность.
В международной практике проведения гуманитарных операций выделяется шесть основных направлений действий, степень важности и приоритет которых варьируются по иерархии и масштабам. Но в целом эти направления можно считать базовыми:
- поиск и спасение;
- предоставление убежища;
- обеспечение питанием;
- снабжение питьевой водой;
- медицинское и социальное обеспечение;
- защита от насилия и запугивания.
Эти направления действий определены реальными потребностями людей, пострадавших при чрезвычайных ситуациях.
Все действия по оказанию гуманитарной помощи базируются на отношениях двух ее сторон - субъектов и объектов.
Субъектами гуманитарной помощи являются организации системы ООН, другие международные гуманитарные организации, страны-доноры. Последние являются решающим звеном системы гуманитарной помощи, поскольку именно их материальные и финансовые ресурсы служат ее источником. В качестве примеров стран-доноров ООН могут быть названы большинство развитых и некоторых других государств, таких как Австралия, Великобритания, государства Европейского Союза, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Финляндия, Япония и др.
Право получать или предлагать гуманитарную помощь - одно из основополагающих гуманитарных прав, которое должно принадлежать всем людям. Поэтому необходимость получения беспрепятственного доступа к пострадавшим от бедствия имеет важное значение для успеха предоставления гуманитарной помощи.
При этом в роли объектов гуманитарной помощи, в основном, выступают граждане государств, терпящих бедствие в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вооруженных конфликтов, чрезвычайных социально-экономических обстоятельств. Кроме того, помощь может оказываться органам местного самоуправления и организациям, осуществляющим жизнеобеспечение населения в зонах чрезвычайных ситуаций. При необходимости оказание гуманитарной помощи осуществляется на всех этапах ликвидации чрезвычайной ситуации.
При внезапно возникшей чрезвычайной ситуации гуманитарная помощь, прежде всего, преследует цели материальной и неотложной медицинской помощи во имя спасения и сохранения человеческих жизней. Кроме того, она позволяет пострадавшим удовлетворить свои основные потребности в медицинском обслуживании, крове, одежде, воде и пище, включая средства для ее приготовления.
В случае возникновения гражданского или международного конфликта, целью гуманитарной помощи является не только обеспечение, но и защита гражданского населения, которая осуществляется чаще всего под эгидой соответствующих структур ООН и во взаимодействии с Международным Комитетом Красного Креста в соответствии с международными соглашениями. Во всех этих случаях формирование, доставка, распределение и доведение гуманитарной помощи до нуждающихся осуществляется, как уже указывалось, путем проведения гуманитарных операций.
Организация международной деятельности по противодействию бедствиям осуществляется ООН, международными гуманитарными организациями, отдельными государствами, как правило, на двусторонней и многосторонней основе.
Для ведения гуманитарной деятельности, в том числе по противодействию бедствиям, в рамках ООН созданы специальные органы, организации, программы, комитеты и комиссии. Продолжают свою важную деятельность или возникают новые межправительственные и неправительственные международные организации гуманитарной направленности.
Особое место в деле борьбы с бедствиями в настоящее время занимают:
- Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ);
- Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ);
- Организация ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО);
- Организация ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО);
- Всемирная продовольственная программа (ВПП);
- Программа ООН по развитию (ПРООН);
- Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП);
- Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ);
- Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);
- Всемирная метеорологическая организация (ВМО);
- Международный Комитет Красного Креста;
- Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца;
- Международная организация гражданской обороны (МОГО) и некоторые другие.
В последнее время свою роль в решении гуманитарных вопросов активизировал Северо-Атлантический Союз (НАТО), особенно в лице своего Департамента чрезвычайного гражданского планирования (ДЧГП).
Международная деятельность по противодействию бедствиям , как видим, базируется в основном на усилиях ООН и ее органов. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 46/182 установлены принципы оказания гуманитарной помощи, рекомендованы меры по обеспечению реагирования при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях. При этом руководство и координация усилий международной общественности по оказанию помощи при бедствиях пострадавшим странам названо одной из важных задач ООН.
Создан финансовый механизм для реагирования со стороны организаций системы ООН, в основе которого - Чрезвычайный фонд с постоянно обновляющимся капиталом в 50 млн. долларов США.
Непосредственно координирующую роль при бедствиях исполняет Управление ООН по координации гуманитарных вопросов. Управление увязывает мероприятия ООН с усилиями других участников международной гуманитарной деятельности, собирает взносы на оказание помощи, организует взаимодействие пострадавших стран со странами-донорами, стимулирует изучение, прогнозирование, предупреждение катастроф.
Международная защита беженцев осуществляется под руководством широко известного Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Управление занято решением проблем беженцев посредством помощи государствам, международным и частным организациям в деле обустройства и жизнеобеспечения беженцев, их добровольной репатриации или ассимиляции в новых национальных общинах. УВКБ ООН принимает участие в оказании помощи при чрезвычайных ситуациях, зачастую возглавляет гуманитарные операции.
Координацию деятельности учреждений ООН, в том числе по рассматриваемому вопросу, обычно осуществляет Межучрежденческий постоянный комитет. Созданы также определенные структуры, ресурсы, механизмы реагирования международного сообщества под эгидой ООН на крупномасштабные чрезвычайные ситуации.
Согласованное функционирование этой системы позволяет ООН с участием государств и международных организаций решать в пределах имеющихся политических и экономических возможностей задачу огромной сложности по противодействию бедствиям на международном уровне.
В случае сложной обстановки и несоответствия масштабов бедствия имеющимся финансовым возможностям пострадавшего государства, ДГВ ООН оказывает финансовую помощь правительству этой страны. Задачей данной финансовой помощи, выделяемой странами - донорами международного сообщества, является покрытие расходов на обеспечение наиболее необходимых потребностей пострадавшего населения, которые не могут быть профинансированы за счет национальных ресурсов. УКГВ ООН может предоставить до 50 тыс. долларов США переводом через представительство Программы ООН по развитию в пострадавшей стране. Данная финансовая помощь может быть оказана только в случае обращения национального правительства с запросом о международной помощи сразу же после возникновения чрезвычайной ситуации и поступления данного запроса в соответствующее представительство Программы ООН по развитию в течение первой недели после возникновения чрезвычайной ситуации.
УКГВ ООН постоянно поддерживает и обновляет запасы предметов чрезвычайной помощи, получаемых от стран - доноров, на своих складах, находящихся на различных континентах. Один из таких складов, например, находится в г. Пиза (Италия). В основном на этих складах хранятся необходимые предметы для выживания пострадавшего населения (палатки, одеяла, одежда, обувь и т.п.), которые УКГВ ООН может доставить воздушным путем в район возникшей чрезвычайной ситуации на безвозмездной основе.
Созданная и функционирующая в настоящее время международная система гуманитарного реагирования предусматривает оказание гуманитарной помощи не только под руководством УКГВ ООН, но и непосредственно странами, изъявившими желание оказать такую помощь.
Сегодня во многих государствах, прежде всего странах-донорах, созданы специальные правительственные организации, которые при координирующей роли УКГВ ООН или самостоятельно решают задачи гуманитарного реагирования.
В качестве примера такой государственной организации по оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам при чрезвычайных ситуациях можно привести деятельность Бюро по оказанию помощи иностранным государствам в случае стихийных бедствий и аварий (ОФДА) США, которое согласно закону этой страны об иностранной помощи (1961 г.) функционирует при Агентстве по международному развитию. Директор ОФДА является специальным координатором при Президенте США всех действий федерального правительства по оказанию гуманитарной помощи в случае стихийных бедствий и катастроф за рубежом.
Бюро осуществляет программы содействия другим государствам в предупреждении и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. Оно использует средства других федеральных агентств, организаций, частных фондов и лиц США, осуществляет помощь техникой и оборудованием, обучает преподавательский состав для систем подготовки кадров в других странах, предоставляет более совершенные технологии борьбы с бедствиями, оказывает материальную помощь и направляет обученный персонал для ликвидации последствий бедствий.
Вопрос об оказании помощи рассматривается в США после получения просьбы от страны, нуждающейся в ней. Объемы необходимой помощи подтверждаются послом США в этой стране, либо специальным эмиссаром, посылаемым ОФДА непосредственно в район бедствия.
Помощь иностранным государствам оказывается по решению Конгресса США. Деньги у Конгресса запрашивает Президент США. На решение этого вопроса иногда уходит более года. При этом Конгресс США выставляет ряд требований как политического, так и экономического характера. Например, в качестве таких требований могут фигурировать условия оказывать помощь только американскими товарами, использовать для перевозок помощи только американский флот и т.д. Однако Президент США, при необходимости оказания срочной помощи, может принимать решения и самостоятельно (что на практике случается чаще) с последующим представлением доклада Конгрессу США.
Ежегодный бюджет ОФДА утверждается Конгрессом США в пределах порядка 50 млн. долларов. При необходимости может быть выделено еще до 50 млн. долларов за счет других программ.
Для контроля за правильностью использования предоставляемой помощи ОФДА направляет в страну, которой оказывается помощь, своего эмиссара. Вся работа ОФДА по оказанию помощи за рубежом осуществляется на контрактной основе. Контракты на выделение необходимых сил и средств для оказания помощи заключаются с соответствующими службами США.
Российская Федерация высоко оценивает достигнутые мировым сообществом результаты на трудном и сложном пути формирования международной системы мер, направленных на противодействие бедствиям, и системы международных организаций, призванных совместно с национальными силами выполнять эти задачи. Особо следует отметить эффективность действующих при этом экономических механизмов решения сложных задач финансирования гуманитарных проектов, умелое изыскание для этого финансовых и материальных ресурсов.
Российская Федерация принимает активное участие в международной гуманитарной деятельности. С точки зрения своих внешнеполитических задач она рассматривает ее как интернациональную и служащую целям стабильности и безопасности в мире. Участие России в международном гуманитарном сотрудничестве возведено сегодня в ранг государственной политики.
Интегрирование МЧС России в деятельность аналогичных структур мирового сообщества - процесс объективно закономерный и необходимый. Оно позволяет изыскивать эффективные пути решения задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осваивать международный опыт предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сводить к минимуму масштабы последствий крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий, где первостепенным является фактор своевременности и профессионализма действий привлекаемых сил, в том числе зарубежных, эффективности поиска и использования финансовых и материальных ресурсов..
Свою деятельность по оказанию международной гуманитарной помощи пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций населению Российской Федерации и зарубежных государств МЧС России осуществляет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основе решений Правительства Российской Федерации при координирующей роли МИД России.
Расходы на экономическую и гуманитарную помощь зарубежным странам, пострадавшим от природных и техногенных катастроф, военных конфликтов предусматриваются ежегодным бюджетом Российской Федерации и составляют сумму около 80 млн. рублей и 2-2,5 млн. долларов США. Кроме этого на гуманитарные операции и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций используются средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации. В каждом конкретном случае оказания гуманитарной помощи пострадавшей стране принимается соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.
Нормативными правовыми основами международной гуманитарной деятельности Российской Федерации и, в частности МЧС России, являются соответствующие международные правовые акты и законодательство нашей страны.
МЧС России на международной арене функционирует в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, названными ранее федеральными законами в области природной и техногенной безопасности, а также другими нормативными правовыми документами, затрагивающими эти проблемы. Особо следует подчеркнуть, что указанная деятельность строится с учетом положений и на базе строгого соблюдения требований Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года и Дополнительных протоколов к ним. Кроме того, она регламентируется указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и другими актами.
Для мобилизации возможностей МЧС России на выполнение гуманитарных задач по стандартам ООН создан Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования (постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995г.). В состав корпуса включены:
- агентство "ЭМЕРКОМ";
- центральный аэромобильный спасательный отряд, включая мобильный госпиталь;
- автомобильная и инженерная бригады гражданской обороны;
- авиационное предприятие.
Такая структура обеспечила качественно новое состояние гуманитарных сил МЧС России - готовность действовать по запросам ООН и других гуманитарных структур в любом районе мира с высокой оперативностью.
Российское нормативное правовое регулирование участия России в международной гуманитарной деятельности дополняется за счет соответствующей договорно-правовой базы по вопросам международного сотрудничества с другими государствами, союзами государств, международными организациями. При этом происходит конкретизация сфер сотрудничества, в том числе в области гуманитарного реагирования, обмен научно-технической информацией и опытом действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Актуальным направлением договорно-правовой работы являются межведомственные и межучрежденческие соглашения. В этом случае есть возможность закрепить достигнутые результаты по конкретным проектам и программам, сформировать более широкие партнерские связи на взаимовыгодной основе. Примером этого могут служить меморандумы и соглашения с УВКБ ООН (1993г.), НАТО (1996г.), гуманитарными структурами Норвегии (1995г.), Всемирной Продовольственной Программой (2001г.), Организацией Африканского Единства (1997г.) и другие акты.
Таким образом, международная гуманитарная деятельность МЧС России и Российской Федерации опирается на прочный фундамент внутреннего законодательства, международного гуманитарного права и договорных отношений с зарубежными странами.
Эти правовые нормы распространяются на двусторонние и многосторонние отношения. При этом приоритет имеют международные нормативные правовые документы. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила чем те, которые содержатся в законодательстве страны в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то применяются правила международных договоров.
Нормативная правовая база обеспечивает практическую международную деятельность МЧС России в области противодействия бедствиям и решения гуманитарных задач, которая является важной как для мирового сообщества, так и собственно для России. На этом направлении своей деятельности Министерство, обобщив национальный и международный опыт, создало признанную и авторитетную службу помощи, которая на равных с ведущими странами вписалась в мировую систему чрезвычайного гуманитарного реагирования на бедствия и кризисы различного характера.
Практика международной деятельности МЧС России включает сотрудничество с зарубежными странами, межгосударственными и неправительственными организациями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. При этом:
- принимается участие в крупномасштабных и актуальных гуманитарных акциях ООН и международного сообщества, оказании помощи пострадавшим странам в проведении аварийно-спасательных работ, поставке гуманитарных грузов;
- обеспечивается поддержка интересов России при решении крупных внешнеполитических задач;
- оказывается помощь российским гражданам в чрезвычайных ситуациях за рубежом;
- совместно развиваются технологии помощи и спасения, осуществляется профессиональная подготовка специалистов.
Приоритетный характер в международном сотрудничестве России в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера имеет взаимодействие и кооперирование по этому вопросу с государствами - участниками СНГ.
Приоритетность этих отношений определена Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. "Об утверждении стратегического курса развития отношений Российской Федерации с государствами - участниками СНГ". В указе подчеркивается, что развитие Содружества отвечает жизненным интересам Российской Федерации, а отношения с государствами, входящими в его состав, - важный фактор включения России в мировые политические и экономические структуры.
На основании этого указа подготовлен, подписан и вступил в силу ряд межправительственных, межведомственных, двусторонних и многосторонних договоров с государствами ближнего зарубежья в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Их подготовка велась в соответствии с требованиями Закона о международных договорах Российской Федерации, Концепцией международного сотрудничества МЧС России во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Всего с государствами- участниками СНГ заключено и действует 16 договоров, в том числе 10 двусторонних и 6 многосторонних.
Как явствует из изложенного порядка оказания чрезвычайной международной помощи при бедствиях, основные усилия по ее оказанию приходятся на систему ООН и страны - доноры, подобные США. Однако для успешного противодействия бедствиям этого мало.
Основная доля усилий по противодействию бедствиям в большинстве случаев осуществляется на национальных уровнях. Пострадавшие страны вкладывают в борьбу с постигшими их бедствиями огромные объемы своих национальных финансовых и материальных ресурсов, несопоставимые в большинстве случаев с размерами международной помощи.
Такое вполне естественное соотношение вклада пострадавших государств и мирового сообщества в борьбу с конкретными бедствиями, очевидно, сохранится и в будущем. Только отдельные малые развивающиеся страны вынуждены в случае бедствий полагаться преимущественно на помощь мирового сообщества.
Развивающиеся государства, перенимая опыт развитых государств и ООН, совершенствуют свои национальные системы противодействия бедствиям и экономические механизмы помощи, чтобы в будущем противостоять им более эффективно. Однако с ростом организационных, технологических и экономических возможностей государств по противодействию бедствиям, потребность в международной гуманитарной деятельности в этой области, в том числе в чрезвычайной международной помощи при бедствиях, продолжает сохраняться.
|
|
|