Пункты управления
Одним из основных элементов систем управления РСЧС и гражданской обороны являются пункты управления, которые создаются на всех уровнях управления от объекта экономики, муниципального образования, до территориального (субъект Российской Федерации), регионального и федерального уровней управления.
Пункты управления (ПУ) РСЧС и гражданской обороны - это специально оборудованные сооружения (помещения) или транспортные средства, оснащенные необходимыми техническими средствами связи и жизнеобеспечения и предназначенные для размещения и обеспечения эффективной работы органов управления, как в мирное время, так и в особый период.
Все ПУ можно подразделить на стационарные и подвижные, размещенные на различных транспортных средствах.
Стационарные пункты управления, в свою очередь, можно разделить на:
повседневные ПУ, предназначенные для обеспечения функционирования органов управления в местах их постоянной дислокации в мирное время;
запасные ПУ, необходимые для защиты органов управления от современных средств поражения и обеспечения устойчивого управления в особый период. По месту своего размещения они могут быть городскими и загородными.
ПУ обслуживаются постоянным и переменным составом. Постоянный состав включает штатный состав ПУ (оперативные дежурные, операторы, личный состав узла связи), обеспечивающий работу ПУ при повседневной готовности в мирное время. При введении режима повышенной готовности функционирования РСЧС или режима чрезвычайной ситуации, а также при переводе гражданской обороны с мирного на военное время на ПУ дополнительно, согласно "боевому" расписанию, разворачивается переменный состав, включающий руководителей органов управления РСЧС и гражданской обороны, операторов из состава администрации и органа управления ГОЧС.
В связи с этим на повседневном ПУ предусматривается наличие помещений для размещения и работы оперативной дежурной смены, технических средств управления, средств связи и оповещения, средств спецсвязи, а также переменного состава согласно "боевому" расписанию ПУ.
Запасные ПУ должны иметь защищенные помещения для размещения личного состава органов управления и технических средств управления, узлы связи и станции оповещения, системы жизнеобеспечения и электроснабжения. Большое внимание, при этом, обращается на наличие автономных источников питания, обеспечивающих электроснабжение всех элементов ПУ на достаточно длительное время, в условиях нарушения централизованного электроснабжения.
Особые требования по размещению, защите и оборудованию предъявляются к загородным запасным ПУ. Они размещаются в загородных зонах, имеющих развитые сети связи и хорошую дорожную сеть.
Узел связи такого ПУ должен иметь одну или несколько линий привязки к опорным узлам связи сети связи общего пользования (филиалы ОАО "Электросвязь" - районные или городские узлы связи) и, по возможности, дополнительные линии привязки к ведомственным узлам связи, размещенным на данной территории.
С загородного ПУ должна обеспечиваться связь по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и возможность выхода на старшие и взаимодействующие органы управления. Особо следует подчеркнуть необходимость обеспечения связи по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в обход системы связи административных центров и других категорированных городов. Это одно из основных условий обеспечения устойчивости управления и связи с загородного ПУ.
С узла связи загородного ПУ предусматривается организация проводной и радиосвязи в необходимых объемах для обеспечения надежного управления. В отдельных случаях с загородного ПУ организуется спутниковая связь.
Загородные запасные ПУ, как правило, включают в себя:
- защищённые рабочие помещения;
- узлы связи;
- помещения для аппаратуры централизованного оповещения;
- помещения спецсвязи;
- пункты приема и передачи информации;
- радиопередающий центр;
- автономные источники энергоснабжения, водоснабжения и другие системы жизнеобеспечения;
- наземные здания и сооружения для отдыха и питания сотрудников и обслуживающего персонала, а также для хранения техники;
- места стоянки машин;
- посадочные площадки для вертолетов.
Вместимость защищенных рабочих помещений должна составлять 30%-40% от общей численности работающих.
В составе загородного ПУ обязательно создается центр оповещения, обеспечивающий управление работой системой централизованного оповещения населения. Как правило, в состав ПУ включается и радиовещательная аппаратная для выхода на местные сети вещания (проводное, радио- и телевещание).
В защищенных помещениях оборудуются рабочие места со средствами связи для размещения: главы администрации, членов КЧС, рабочей группы органа управления ГОЧС, представителей служб гражданской обороны, представителей военного гарнизона, военного комиссариата и др.
Содержание загородных запасных ПУ требует значительных финансовых средств на содержание обслуживающего персонала, функционирование средств связи этих ПУ, проведение работ по их дооборудованию и модернизации технических систем связи, оповещения и систем жизнеобеспечения.
Для обеспечения устойчивой и надежной работы пунктов планируются и проводятся специальные тренировки по занятию рабочих мест на ПУ и отработке задач по учебной обстановке с обязательным задействованием средств связи, оповещения и автоматизации. Такие периодические тренировки очень важны для отработки вопросов оперативного занятия ПУ и обеспечения его слаженной работы. Они также помогают выявлять и устранять узкие места в работе органа управления, работе всех технических систем обеспечения пункта управления.
Загородные запасные ПУ и в мирное время могут быть использованы по прямому назначению в случае невозможности обеспечения управления в полном объеме непосредственно с повседневных ПУ при организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подвижные пункты управления (ППУ) являются составными элементами запасных пунктов управления. Они создаются заблаговременно, оборудуются на специальных командно-штабных машинах или на специально дооборудованных транспортных средствах и должны быть способны быстро перемещаться, развертываться и свертываться, устойчиво работать круглосуточно, поддерживать связь на ходу. Состав, оборудование и оснащение ППУ на каждом уровне управления различны с учетом их предназначения. На транспортных средствах ППУ оборудуются рабочие места для глав администраций (начальников гражданской обороны), членов КЧС и оперативных рабочих групп органа управления ГОЧС, устанавливаются средства связи, обеспечивающие поддержание непрерывной связи с подчиненными и старшими органами управления, подчиненными силами.
Подвижные пункты управления, помимо автомобильных средств, могут оборудоваться также на средствах воздушного, морского, речного и железнодорожного транспорта.
Подвижные ПУ должны обеспечивать непосредственное управление подчиненными органами и силами при ликвидации чрезвычайной ситуации, в любом районе данного субъекта Российской Федерации (муниципального образования), на наиболее ответственных направлениях в военное время, а также выполнять функции дублеров стационарных запасных пунктов управления.
В зависимости от типа транспортных средств базирования подвижные пункты управления можно разделить на:
- воздушные ПУ - на базе самолетов или вертолетов;
- мобильные ПУ - на базе автомобильной техники высокой проходимости (с использованием кунгов и прицепов) или автобусов, а также других транспортных средств.
К особой группе мобильных ПУ следует отнести ПУ на базе кузовов-контейнеров, перевозимых всеми видами транспорта.
На воздушных пунктах управления размещаются группа должностных лиц и комплекс технических средств с обслуживающим персоналом. Они предназначены для управления в тех случаях, когда управление с наземных пунктов управления затруднено или невозможно. Наиболее перспективными являются воздушные пункты управления, оборудованные на вертолетах, что обуславливается условиями их взлета, посадки и базирования.
В состав мобильного ПУ, как правило, входят несколько автомобилей для размещения личного состава органа управления, штабной автобус для работы смены оперативной группы органа управления ГОЧС, мобильный узел связи, подвижная звукоусилительная станция, машины сопровождения. Вместо отдельной подвижной звукоусилительной станции могут использоваться мобильные громкоговорящие устройства, установленные на машинах сопровождения милиции.
Наиболее частым вариантом мобильного узла связи является мобильный узел на основе штатной комбинированной радиостанции типа Р-142 Н(Г) на базе автомобиля ГАЗ-66. В состав оборудования связи такого мобильного узла входят УКВ и КВ радиостанции, антенные устройства, полевой телефонный коммутатор, полевые телефонные аппараты и полевой телефонный кабель, полукомплект радиорелейной станции. Это оборудование обеспечивает радиосвязь в движении (десятки километров), на стоянке (до 300 км), развертывание полевой телефонной сети небольшой емкости (до 10 абонентов), привязку к ближайшему узлу связи сети общего пользования. В состав штатного оборудования мобильного узла связи дополнительно могут включаться также радиостанции транкинговой сети и сотовой сети связи. Радиостанции транкинговой связи обеспечивают выход на телефонные сети общего пользования. В качестве источников питания средств связи используются штатные средства такого мобильного узла связи - бортовая сеть и бензоагрегат типа АБ-1.
В Положении о ПУ, разрабатываемом для конкретных ситуаций должны быть отражены следующие вопросы:
- состав, назначение и места расположения стационарных пунктов управления;
- ответственные органы за содержание и приведение в готовность ПУ;
- состав расчетов органов управления на ПУ (боевое расписание);
- время подготовки и занятия ПУ органом управления соответствующего уровня управления;
- состав рабочих технических групп (постоянного состава), высылаемых на ПУ для их подготовки к занятию органом управления;
- периодичность проведения учебных тренировок по занятию ПУ и организации работы расчетов ПУ с задействованием средств автоматизации, связи и оповещения;
- организация привязки ПУ к опорным узлам связи;
- задачи служб связи и оповещения гражданской обороны по подготовке и развитию систем связи по линии ПУ;
вопросы организации работы на ПУ;
- вопросы финансирования содержания ПУ, оплаты используемых средств и каналов связи с ПУ, финансирования работ по модернизации средств узлов связи, аппаратуры оповещения, технических систем жизнеобеспечения ПУ;
- состав, место расположения и районы использования подвижных ПУ;
вопросы организации связи с ПУ;
- мероприятия по повышению устойчивости работы ПУ в особый период;
- вопросы организации управления и связи по линии запасных ПУ;
- порядок предоставления донесений и обмена данными между ПУ.
На рис. 6.4.1 представлен вариант системы пунктов управления РСЧС (ГО) на территории субъекта Российской Федерации.
Рис. 6.4.1. Система пунктов
управления РСЧС (ГО) на
территории субъекта
Российской Федерации
При оценке состояния и организации функционирования пунктов управления основное внимание со стороны органов управления РСЧС (ГО), органов управления ГОЧС должно уделяться запасным и подвижным пунктам управления.
При этом на запасном пункте управления должно обращаться внимание на:
- техническое состояние ПУ;
- состав обслуживающего персонала (постоянного состава) ПУ;
- общие вопросы организации управления с ПУ;
- организация проводной и радиосвязи с ПУ, схемы привязки ПУ к опорным узлам связи;
- возможности обеспечения связи с ПУ в обход сети связи административных центров;
- состояние техники связи и оповещения, размещенной на узле связи ПУ;
- состояние систем жизнеобеспечения ПУ, особенно автономного источника питания;
- мероприятия по обеспечению устойчивости управления с ПУ;
- состав и организация рабочих мест расчета ПУ согласно боевому расписанию;
- общая организация работы органа управления на ПУ (время подготовки ПУ к работе и занятия его расчетом,
организация обмена информацией внутри и за пределами, организация взаимодействия и др.);
- готовность к работе центра оповещения и радиовещательной аппаратной ПУ.
На ППУ - на:
общее техническое состояние ППУ и место его размещения в повседневной готовности;
состав и назначение элементов ППУ;
возможности ППУ по организации устойчивого управления в районах чрезвычайных ситуаций;
состояние рабочих мест и организация работы органа управления на ППУ;
состояние техники связи и организация связи с ППУ;
организация передвижения ППУ к районам возможных чрезвычайных ситуаций.
|