Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Введение
§ 1. Чрезвычайные ситуации и государство
§ 2. Предупреждение чрезвычайных ситуаций
§ 3. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
§ 4. Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
§ 5. Первоочередное жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях
§ 6. Организация управления в РСЧС
6.1. Основы организации управления в РСЧС
6.2. Автоматизированная информационное система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
6.3. Единые дежурно-диспетчерские службы
6.4. Пункты управления
6.5. Система связи РСЧС
6.6. Организация реагирования на чрезвычайные ситуации на территориальном и федеральном уровнях
6.7. Авиационные технологии реагирования на чрезвычайные ситуации 
Заключение
Приложение. Нормы и нормативы первоочередного жизнеобеспечения различных групп населения в чрезвычайных ситуациях




Основы организации управления в РСЧС



Управление в РСЧС заключается в целенаправленной деятельности руководящего состава и органов управления по развитию и совершенствованию РСЧС, поддержанию ее территориальных и функциональных подсистем и практическому их выполнению в повседневной деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Система управления РСЧС строится по территориально-производственному принципу и имеет 5 уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. 

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации. Обеспечение функционирования РСЧС возложено на МЧС России, которое в пределах своих полномочий осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера. Каждый уровень управления РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координирующие органы - комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) создаются для координации деятельности органов управления и сил РСЧС на соответствующем уровне. Они, как коллегиальные органы, объединяют в своем составе ответственных представителей различных ведомств этого уровня, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения оперативно мобилизовать силы и ресурсы соответствующей территории на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций координирующими органами РСЧС являются:
- на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;
- на территориальном уровне - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- на местном уровне - комиссии по чрезвычайным ситуациям местного самоуправления;
- на объектовом уровне (в организациях, на объектах) - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

На региональном уровне комиссии по чрезвычайным ситуациям не создаются.

Основными задачами Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
- формирование и проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями;
- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по разработке проектов законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к ее компетенции, а также рассмотрение и представление в установленном порядке проектов указанных документов в Правительство Российской Федерации;
- подготовка предложений по формированию системы экономических, организационно-технических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защиту населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями;
- проведение единой технической политики в области создания и развития сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- определение основных направлений совершенствования и дальнейшего развития РСЧС;
- организация разработки проектов федеральных целевых научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и территорий страны от них и координация работ по выполнению этих программ;
- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций по вопросам социально экономической и правовой защиты, медицинской реабилитации граждан, пострадавших в результате аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий, а также лиц, принимавших участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- определение основных направлений международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти являются:
- руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
- участие в разработке и осуществлении федеральных целевых программ и научно-технических программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участие в обеспечении готовности ведомственных органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, координация действий при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах, подведомственных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, включая эвакуацию персонала объектов;
- координация действий при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях;
- руководство созданием и использованием ведомственных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- участие в осуществлении мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, а также по реализации прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правил защиты персонала организаций и объектов от чрезвычайных ситуаций;
- координация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала подведомственных организаций к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- организация работы по аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей.

При ведомственных комиссиях по чрезвычайным ситуациям могут создаваться штатные структурные подразделения, состав которых определяется министерством, ведомством, организацией в зависимости от возможных объемов работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами комиссий по чрезвычайных ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления являются:
- координация деятельности подсистем и звеньев РСЧС на подведомственных территориях;
- участие в разработке и осуществлении государственных целевых и научно-технических программ по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке и осуществлении мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба и последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- участие в обеспечении готовности органов управления, сил и средств субъектов Российской Федерации к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- организация формирования системы экономических и правовых мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обеспечение защиты населения и территорий;
- создание резервных фондов финансовых и материально-технических ресурсов, используемых для покрытия расходов на предупредительные мероприятия, содержание и обеспечение аварийно-спасательных формирований, ликвидацию чрезвычайных ситуаций и оказание помощи пострадавшим;
- координация деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям на подведомственной территории;
- организация взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям соседних территорий, региональными центрами МЧС России, военным командованием и общественными организациями по вопросам сбора и обмена необходимой информацией, а в случае необходимости - направление сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- координация действий в ходе возникновения, развития чрезвычайных ситуаций и в период их ликвидации, организация привлечения сил и средств к аварийно-спасательным, аварийно-восстановительным и другим неотложным работам;
- организация обучения и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовки и повышения квалификации специалистов РСЧС.

Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
- руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;
- руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация подготовки руководящего состава сил, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Рабочими органами комиссий по чрезвычайным ситуациям являются соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (органы управления по делам ГОЧС).
Органом управления, осуществляющим государственное управление, координацию и контроль в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

МЧС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и положением о министерстве, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Функции и полномочия МЧС России определены Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года № 953).

На региональном уровне органами управления, специально уполномоченными решать вопросы гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являются региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (региональные центры ГОЧС), которые созданы в каждом регионе для осуществления полномочий МЧС России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 г. № 784.

На региональный центр ГОЧС возлагаются следующие основные задачи:
* реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории региона;
* участие в осуществлении мер по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
* координация функционирования территориальных подсистем РСЧС в границах региона;
* осуществление в установленном порядке сбора, обработки и обмена информацией в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
* осуществление в пределах своих полномочий управления силами гражданской обороны и РСЧС;
* планирование в установленном порядке применения войск гражданской обороны в соответствии с задачами, возложенными на них в мирное время;
* осуществление закупок материально-технических средств для содержания соединений и воинских частей войск гражданской обороны, поисково-спасательной службы по утвержденной номенклатуре снабжения и штатно-табельной потребности;
* осуществление финансирования мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, а также организация финансирования органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, укомплектованных военнослужащими, подчиненных соединений и воинских частей войск гражданской обороны, поисково-спасательной службы;
* обеспечение по вопросам, относящимся к компетенции регионального центра, проведения мероприятий по сохранению информации, составляющей государственную тайну, развитию специальной связи, защите служебной информации.

Реализация задач, возложенных на региональные центры ГОЧС, осуществляется на основании Положения о региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Постоянно действующими органами управления РСЧС на территориальном уровне являются органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (министерства, комитеты, главные управления, управления ГОЧС), создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации на местном уровне - управления, отделы ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления, на объектовом уровне (в организациях) - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Задачи этих органов определены Примерным положением об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления (утверждено приказом МЧС России от 16.08.2000 г. № 436).

Основными задачами органа управления ГОЧС на территориальном и местном уровнях являются:
* реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
* поддержание боевой готовности (готовности к применению) органа управления ГОЧС и обеспечение мобилизационного развертывания вновь формируемых соединений, воинских частей войск гражданской обороны и органов управления ГОЧС;
* планирование и осуществление мероприятий гражданской обороны, мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и контроль за их выполнением;
* разработка проектов законодательных и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (на местном уровне - нормативных правовых актов) по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и осуществление контрольных функций за состоянием гражданской обороны, надзорных и контрольных функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
* осуществление координации деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и подготовка предложений в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
* осуществление в установленном порядке сбора, обработки и обмена информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация своевременного оповещения и информирования населения о проведении мероприятий гражданской обороны, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Руководители постоянно действующих органов управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Непрерывное оперативное управление в РСЧС осуществляют создаваемые на всех уровнях органы повседневного управления: пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях); оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС, дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Для оперативного управления в зависимости от конкретной чрезвычайной ситуации на базе органов управления ГОЧС могут создаваться нештатные органы управления - оперативные штабы и оперативные группы.

Органы управления РСЧС размещаются на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации.

Оперативность, устойчивость и непрерывность управления обеспечиваются:
-
максимальным приближением управления в повседневных условиях к управлению при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- заблаговременным созданием во всех звеньях управления запасных пунктов управления;
- оснащением пунктов управления современными средствами связи и оповещения;
- сопряжением систем оповещения и связи РСЧС с соответствующими системами оповещения гражданской обороны, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- заблаговременной подготовкой дублирующих органов управления;
- заблаговременной разработкой и своевременным осуществлением мероприятий по восстановлению нарушенного управления.

Управление в РСЧС обеспечивается с использованием систем связи и оповещения, которые представляют собой организационно-техническое объединение сил и средств связи и оповещения, а также каналов общегосударственной, ведомственных и коммерческих сетей связи, обеспечивающих передачу информации и сигналов оповещения в интересах органов управления ГОЧС.

В системе связи МЧС России используются линии и каналы спутниковой, радио-, радиорелейной и проводной связи. Она строится по принципу рационального сочетания сетей общего пользования и прямой связи, что позволяет более эффективно использовать единый ресурс связи, повысить ее живучесть, учесть специфические особенности связи.

С целью обеспечения управления в РСЧС создана автоматизированная информационно-управляющая система РСЧС, которая заслуживает более детального рассмотрения.