Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Введение
§ 1. Чрезвычайные ситуации и государство
§ 2. Предупреждение чрезвычайных ситуаций
§ 3. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
§ 4. Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
§ 5. Первоочередное жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях
5.1. Организация первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
5.2. Гуманитарная помощь в чрезвычайных ситуациях
5.3. Реабилитация участников ликвидации чрезвычайных ситуаций и пострадавшего населения
§ 6. Организация управления в РСЧС
Заключение
Приложение. Нормы и нормативы первоочередного жизнеобеспечения различных групп населения в чрезвычайных ситуациях







Гуманитарная помощь в чрезвычайных ситуациях



Существенным дополнительным источником ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавших в чрезвычайных ситуациях служит гуманитарная помощь.

Гуманитарная помощь представляет собой мероприятия, осуществляемые в целях облегчения тягот и лишений населения, особенно в условиях, когда местные ресурсы не позволяют наладить его обеспечение жизненно необходимыми средствами выживания в чрезвычайных ситуациях.

Услуги и материальные ресурсы в рамках гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях предоставляются населению, терпящему бедствие, безвозмездно, в благотворительном порядке. Гуманитарная помощь оказывается на добровольных началах и не должна преследовать иных выгод и целей, кроме гуманных побуждений и желания помочь пострадавшим.

В зависимости от источников гуманитарная помощь в чрезвычайных ситуациях может быть внутренней и международной.

Источниками гуманитарной помощи, ее субъектами могут быть международные гуманитарные организации, союзы государств, иностранные государства, Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, частные лица.

Объектами помощи являются население, пострадавшее в чрезвычайной ситуации, а также органы, системы и службы, организующие его жизнеобеспечение.

Гуманитарная помощь в чрезвычайных ситуациях базируется на принципах гуманности, беспристрастности, нейтралитета.

В соответствии с принципом гуманности все люди имеют право на реализацию и защиту своих прав, провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека. При чрезвычайных ситуациях должны быть обеспечены гарантии уважения достоинства и соблюдение прав как пострадавших, так и оказывающих гуманитарную помощь.

Принцип беспристрастности означает, что гуманитарная помощь с целью облегчения положения пострадавших в чрезвычайных ситуациях оказывается без каких либо различий национальной принадлежности, расы, религиозных убеждений, пола, социального положения или политических взглядов. Предложение, доставка и распределение гуманитарной помощи не должны ставиться в зависимость от признания или исповедования религиозных и других убеждений получателями помощи. Помощь обусловлена исключительно потребностями людей, терпящих бедствие, с приоритетом ее получения теми, кому особенно тяжело.

Принцип нейтралитета должен соблюдаться при оказании международной гуманитарной помощи. Он означает невмешательство структур и работников организаций, оказывающих помощь, в какие либо споры политического, расового, религиозного или идеологического характера, несовершение действий, нарушающих нейтралитет предоставляемой помощи.

Формы организации гуманитарной помощи зависят от ее вида (внутренняя, международная), характера чрезвычайной ситуации, ее масштаба, нужд населения, степени нарушения его жизнеобеспечения, географических условий зоны чрезвычайной ситуации и других факторов. Вместе с тем, ряд направлений характерен для большинства случаев оказания гуманитарной помощи.

Мероприятия по оказанию гуманитарной помощи решаются заблаговременно в рамках прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

В этих целях:
* прогнозируются возможные объемы гуманитарной помощи, ее структура, объекты помощи;
* определяются источники помощи, ее субъекты (доноры);
* планируются мероприятия по оказанию гуманитарной помощи и взаимодействию органов, обеспечивающих ее доставку, распределение и контроль за использованием ресурсов;
* создаются материальные ресурсы и средства для оказания гуманитарной помощи.
С возникновением чрезвычайной ситуации:
* уточняются (определяются) потребности в ресурсах гуманитарной помощи, оцениваются возможности субъектов помощи (доноров);
* до возможных субъектов помощи (доноров) доводится информация о конкретных потребностях пострадавшего населения, желательном составе ресурсов помощи, их объеме и времени предоставления;
* субъекты помощи принимают решения об участии в помощи и ее формах, мобилизуют необходимые ресурсы, формируют гуманитарную помощь;
* согласовываются вопросы доставки предметов и средств помощи в зону чрезвычайной ситуации или в промежуточные пункты ее сосредоточения;
* организуются гуманитарные поставки и услуги пострадавшему населению, раздача ему (доведение до него) предметов помощи, чаще всего путем организации пунктов раздачи;
* осуществляется согласованное использование ресурсов гуманитарной помощи в целях первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в зоне чрезвычайной ситуации в целом;
* обеспечивается беспрепятственной доступ представителей гуманитарных и других организаций в зону чрезвычайной ситуации согласно международным нормам оказания гуманитарной помощи;
* осуществляется контроль использования ресурсов гуманитарной помощи, полноты и своевременности ее доведения до пострадавшего населения;
* организуется взаимодействие между органами управления, осуществляющими ликвидацию чрезвычайной ситуации, органами исполнительной власти на пострадавшей территории и представителями субъектов гуманитарной помощи, в том числе международных гуманитарных организаций, осуществляется координация их деятельности в ходе всего периода оказания гуманитарной помощи.
Гуманитарная помощь населению в чрезвычайных ситуациях организуется на территориальном и местном уровнях. Мероприятия, связанные с оказанием международной помощи, решаются на федеральном уровне в рамках международного сотрудничества и взаимодействия с международными организациями.

При крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, гуманитарных катастрофах различного характера гуманитарная помощь может оказываться путем проведения гуманитарных операций.

Содержание гуманитарной помощи в основном совпадает с направлениями первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения. Среди этих направлений помощь продуктами питания, в том числе детского, предметами первой необходимости, одеждой, развертывание временных жилищ (палаток), энергоисточников и др. Международная помощь может оказываться, кроме того, в форме действий в зоне бедствия на гуманитарной основе зарубежных спасательных и медицинских формирований, развертывания средств защиты населения, проведения мероприятий по психологической реабилитации населения и др.
Гуманитарная деятельность при чрезвычайных ситуациях в современных условиях является эффективной формой международного сотрудничества и взаимопомощи всех структур внутри государства, неотъемлемой частью миропорядка, в основе которого лежит безопасность человеческой личности вне зависимости от места и условий ее обитания.