Подготовка населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций
Техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия требуют профессиональной подготовки специалистов, занимающихся предупреждением и ликвидацией их последствий, а также обучения населения умелым действиям в условиях возникающих чрезвычайных ситуаций.
С принятием Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" началось формирование новой системы подготовки населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Закон конкретно определил, что подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
В развитие Федерального закона Правительство Российской Федерации приняло постановление № 43 от 16 января 1995 г., которым утвердило Федеральную программу "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях".
Составной частью указанной программы стала подпрограмма "Обучение населения, подготовка специалистов органов управления и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций", основной целью которой стало создание новой государственной системы подготовки населения и специалистов, основанной на применении новых учебных программ и методов обучения.
Следующим шагом в совершенствовании системы подготовки населения явилось постановление Правительства Российской Федерации № 738 от 24 июля 1995 г., которое, во-первых, утвердило Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; во-вторых, возложило на МЧС России методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; в третьих, обязало Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации с участием МЧС России при разработке государственных образовательных стандартов и образовательных программ предусматривать обязательный минимум подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Кроме того, указанное постановление Правительства Российской Федерации определило общие для России организационно-правовые нормы в области подготовки населения, задачи, формы и методы его обучения. Основными задачами подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:
обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управления к действиям по защите населения от чрезвычайных ситуаций;
выработка у руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в РСЧС;
практическое усвоение работниками в составе сил РСЧС своих обязанностей при действиях в чрезвычайных ситуациях.
Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат:
население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;
население, не занятое в сферах производства и обслуживания;
руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 утверждено Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны.
В целях обеспечения единства взглядов в решении государственной задачи по подготовке населения к действиям в чрезвычайных ситуациях МЧС России в помощь руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывает организационные указания по подготовке населения в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, другие организационные документы по организации обучения населения. Таким образом, с принятием указанных документов был создан и начал действовать нормативно-правовой механизм по подготовке населения России в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в стране сформировалась единая система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (Рис.4.7.1).
Рис. 4.7.1
Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется по следующим основным направлениям.
Первое направление. Подготовка руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в Академии гражданской защиты МЧС России, Институте развития МЧС России по учебным программам переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров РСЧС. Периодичность обучения составляет один раз в 5 лет.
Основной целью обучения является подготовка руководящего состава РСЧС к решению задач по защите населения, территорий и объектов экономики в чрезвычайных ситуациях и привитие навыков в организации мероприятий по ликвидации последствий катастроф.
Второе направление. Подготовка руководителей и специалистов органов местного самоуправления, командно-начальствующего состава формирований гражданской обороны объектов экономики осуществляется на региональном и территориальном уровнях в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям с отрывом от производства по специальным программам. При обучении руководителей и специалистов органов местного самоуправления особое внимание обращается на их подготовку к практическому выполнению своих функциональных обязанностей в условиях чрезвычайных ситуаций, умение анализировать и оценивать обстановку, принимать грамотные решения в объеме занимаемой должности в системе РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Основной целью подготовки командно-начальствующего состава гражданских организаций гражданской обороны является выработка у них практических навыков по руководству действиями личного состава формирований при проведении аварийно-спасательных работ в районах чрезвычайных ситуаций.
Третье направление. Подготовка руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, осуществляется с отрывом от производства на курсах гражданской обороны городов и районов по специальной программе подготовки один раз в три года.
Основной целью подготовки этой категории руководителей и специалистов является выработка у них необходимых навыков, позволяющих квалифицированно планировать мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и умело руководить работами.
Четвертое направление. Подготовка работников предприятий, учреждений и организаций, входящих в состав аварийно-спасательных формирований и специализированных формирований постоянной готовности, осуществляется в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, учебно-тренировочных центрах, центрах подготовки министерств и ведомств с отрывом от производства по специальным программам подготовки в соответствии с профилем работы обучаемых.
Пятое направление. Подготовка населения, занятого в сферах производства и обслуживания, осуществляется на предприятиях, учреждениях и в организациях, независимо от форм собственности, по специальным учебным программам ежегодно.
При подготовке этой категории обучаемых особое внимание обращается на умелые действия в очагах поражения, а также при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Шестое направление. Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, осуществляется в учебно-консультационных пунктах жилищно-эксплуатационных органов по месту жительства путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов, а также самостоятельного изучения пособий и памяток, прослушивания радиопередач и телепрограмм.
Внимание при обучении этой категории населения обращается на его моральную и психологическую подготовку к умелым и решительным действиям в экстремальных ситуациях, умение прогнозировать возможные чрезвычайные ситуации, характерные для мест их проживания, оценивать возможные масштабы и последствия от них, а также воспитание ответственности за свою личную подготовку и подготовку семьи к защите от чрезвычайных ситуаций.
Следует отметить, что подготовка руководящего состава РСЧС на всех уровнях, кроме того, осуществляется путем участия в учебно-методических сборах, штабных и объектовых тренировках, командно-штабных и комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, в других оперативных мероприятиях, а также самостоятельной подготовки.
Основными формами этой подготовки являются командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки.
Командно-штабные учения продолжительностью до трех суток проводятся:
1) В федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации - один раз в три года.
2) В органах местного самоуправления - один раз в два года.
Командно-штабные учения или штабные тренировки на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовой формы проводятся ежегодно продолжительностью до одних суток.
При проведении командно-штабных учений в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления для отработки вопросов взаимодействия в чрезвычайных ситуациях привлекаются в установленном порядке оперативные группы военных округов, гарнизонов, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Основной задачей при проведении командно-штабных учений и штабных тренировок является выработка у руководителей и специалистов всех уровней навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий по защите населения и территорий и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Тактико-специальные учения продолжительностью до восьми часов проводятся:
с формированиями повышенной готовности - один раз в год;
с остальными формированиями - один раз в три года.
Основной задачей при проведении тактико-специальных учений является выработка у руководителей и личного состава формирований практических умений в проведении спасательных и других неотложных работ, оказании само- и взаимопомощи при ранениях, применении закрепленной штатной техники, спасательного оснащения и оборудования, а также средств защиты при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Комплексные учения продолжительностью до двух суток, с периодичностью один раз в три года, проводятся:
в органах местного самоуправления;
в организациях, отнесенных к категории по гражданской обороне.
В других организациях один раз в три года проводятся объектовые тренировки продолжительностью до восьми часов.
На объектах с численностью работающих 5 тыс.чел. и более комплексные учения проводятся по производствам, цехам, группам цехов.
Комплексные учения с органами управления сельских администраций проводятся один раз в три года в ходе командно-штабных учений, проводимых органами местного самоуправления.
Одной из важнейших задач при проведении комплексных учений и тренировок является отработка действий по защите людей и материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от последствий возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
В ходе комплексных учений (тренировок) отрабатывается:
на территориях, подверженных возникновению чрезвычайных ситуаций природного характера: вопросы оповещения, экстренной эвакуации и жизнеобеспечения людей;
на атомных станциях и объектах, расположенных в 30-ти километровой зоне АЭС: вопросы оповещения, ведения разведки, дозиметрического контроля, введения режимов радиационной защиты, защиты от радиоактивных осадков и аэрозолей, йодной профилактики и эвакуации населения, дезактивации местности, зданий, техники, санитарной обработки;
на химически опасных объектах: вопросы оповещения, защиты от АХОВ производственного персонала и населения прилегающих жилых кварталов, ликвидации последствий химического заражения.
Перед комплексными учениями (тренировками) на объектах, где они предусмотрены, проводятся командно-штабные учения. На остальных объектах эти учения проводятся в удобное для объектов время.
Особое направление в подготовке населения - это подготовка учащейся молодежи к действиям в чрезвычайных ситуациях. Численность российских учащихся составляет более 31 млн. человек. А это более 57 тыс. школ, гимназий, лицеев и колледжей; более 4,5 тыс. профессионально-технических училищ; 2600 техникумов, более 5 тыс. учреждений внешкольного образования.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 253 от 14.05.1991 г. в государственных общеобразовательных учреждениях с 5-го по 11-й классы введен курс "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ).
Программа курса ОБЖ включает область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов в чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний и охрана здоровья детей, основы подготовки к военной службе.
При изучении данного курса особое внимание обращается на формирование у детей и подростков чувства личной и коллективной безопасности, привитие навыков распознавания и оценки опасностей, а также безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе.
Учащиеся профессиональных учебных заведений Российской Федерации обучаются по программе курса "Основы безопасности жизнедеятельности".
Основной целью изучения данного курса является формирование у учащихся знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий и оказанию само- или взаимопомощи в случае проявления опасности, развитию сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности окружающих, умению распознавать и оценивать опасные и вредные факторы окружающей среды, находить способы защиты от них.
Подготовка учителей безопасности жизнедеятельности проводится:
в педагогических ВУЗах по примерной учебной программе для педагогических высших учебных заведений по специальности 330100 - безопасность жизнедеятельности;
в Институте гражданской защиты Центрального регионального центра МЧС России по комплексной учебной программе по обучению преподавателей "Основ безопасности жизнедеятельности";
в институтах усовершенствования учителей (повышения квалификации работников образования) по программе повышения квалификации специалистов "Основы безопасности жизнедеятельности" в институтах усовершенствования учителей.
Подготовка студентов высших учебных заведений осуществляется по программе "Безопасность жизнедеятельности". Около 50 учебных часов этой программы отводится на изучение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Студенты изучают теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "Человек - среда обитания - машина"; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности, в том числе и гражданской обороны; основы физиологии человека и рациональные условия труда; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека опасных, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий; организацию и ведение гражданской обороны. Они учатся разрабатывать мероприятия по защите населения и персонала предприятий от чрезвычайных ситуаций, осуществлять мероприятия по повышению устойчивости работы объектов экономики, систем и отраслей, владеть методами управления современным предприятием в чрезвычайных ситуациях.
Кроме изучения программ курса ОБЖ и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учащиеся и студенты принимают участие, в установленном порядке, в проведении "Дня защиты детей", полевых лагерях "Юный спасатель" и в соревнованиях учащихся "Школа безопасности".
С учетом возрастающей потребности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в специалистах-профессионалах осуществляется подготовка бакалавров (специалистов) по направлениям, связанным с безопасностью жизнедеятельности, в Государственной академии управления, Московском государственном техническом университете, Московском авиационном технологическом университете, Государственной академии нефти и газа, Московском институте инженеров железнодорожного транспорта, Санкт-Петербургской лесотехнической академии, Уральском политехническом университете, Московском институте стали и сплавов.
В процессе обучения бакалавр по направлениям, связанным с безопасностью жизнедеятельности, изучает основные закономерности, правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности; методы качественного и количественного анализа опасностей возникновения чрезвычайных ситуаций экологического, техногенного и природного характера; физиологические, антропологические, психологические характеристики человека и их влияние на степень риска возникновения чрезвычайной ситуации; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий; принципы организации работы по обеспечению безопасности персонала предприятий и населения; методы повышения работоспособности, снижения травматизма, устранения причин аварийности на производстве.
В целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций:
а) федеральные органы исполнительной власти:
- планируют и осуществляют мероприятия по обучению должностных лиц и работников гражданской обороны и РСЧС, а также других сотрудников центральных аппаратов этих органов;
- осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением руководителей и персонала соответствующих федеральных служб гражданской обороны, а также служб гражданской обороны, формирований и организаций, находящихся в сфере этих органов;
- участвуют в разработке государственных образовательных стандартов, программ и методик обучения учащихся учреждений общего образования и студентов учреждений профессионального образования по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности";
- организуют обучение по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" студентов учреждений профессионального образования, находящихся в сфере ведения этих органов;
- организуют и осуществляют пропаганду знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:
- планируют обучение населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
- организуют изучение в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования курса "Основы безопасности жизнедеятельности", а в учреждениях профессионального образования, находящихся в сфере этих органов, - дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";
- создают и оснащают учебно-методические центры, курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, а также организуют их деятельность;
- уточняют (с учетом особенностей региона) программы подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и РСЧС, проходящих обучение в учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны;
- организуют и проводят учебно-методические сборы руководителей и преподавателей образовательных учреждений;
- организуют и осуществляют пропаганду знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
- организуют издание (в том числе и на языках народов Российской Федерации) учебной литературы и наглядных пособий по гражданской обороне и обеспечение ими населения;
- осуществляют контроль за ходом и качеством обучения населения в области гражданской обороны защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) организации:
- осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
- уточняют (с учетом особенностей деятельности организации) программы обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций своих работников и личного состава формирований;
- создают, оснащают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;
г) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
- осуществляет организационно-методическое руководство функционированием и развитием единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- организует подготовку (обучение) в области гражданской обороны должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- осуществляет методическое руководство федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями при подготовке (обучении) личного состава формирований и обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и чрезвычайных ситуаций;
- разрабатывает и утверждает примерные программы обучения для групп обучаемых (за исключением учащихся учреждений общего образования и студентов учреждений профессионального образования), а также перечень должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны;
- определяет периодичность и продолжительность проведения учений и тренировок по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- определяет порядок проведения аттестации по вопросам гражданской обороны начальников гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, а также глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного самоуправления, являющихся по должности начальниками гражданской обороны.
Совершенствование системы подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций предполагает создание и развитие соответствующей учебно-материальной базы, в частности, создание автоматизированных ситуационных центров для обучения руководящего состава РСЧС при региональных центрах, в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки министерств и ведомств, готовящих руководящий состав и специалистов к действиям в чрезвычайных ситуациях. В учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям республик, краев и областей создаются видеокомпьютерные классы.
Для эффективной работы подобных центров и классов создается единое программное обеспечение, которое позволяет использовать в учебном процессе современные технические средства, а также организовать обучение должностных лиц (в рамках их профессиональной подготовки) навыкам пользования персональными компьютерами.
Совершенствование учебно-материальной базы осуществляется как путем строительства новых, так и дооборудования существующих учебных городков и полигонов, чтобы на основе этой базы можно было создать обстановку, максимально приближенную к реальной в чрезвычайных ситуациях, наиболее характерных для данного региона (отрасли). Для этого намечено оснастить учебные центры установками, позволяющими имитировать действия различных природных явлений (землетрясения, наводнения, пожары и пр.), а также различными тренажерами для индивидуального обучения специалистов.
Вопросы создания и совершенствования учебно-материальной базы решаются с учетом разрабатываемых в регионах долгосрочных целевых программ (планов) с привлечением для этого средств как местного бюджета, так и заинтересованных министерств, ведомств и объектов экономики, имеющих потенциально опасные производства.
|