Ликвидация последствий террористических актов
Особенности ликвидации последствий террористических актов зависят от вида и масштабов чрезвычайных ситуаций, возникающих при совершении террористических актов. Наиболее характерными условиями обстановки террористических актов, сопровождающих взрывами и несанкционированными техническими процессами на радиационно и химически опасных объектах, гидротехнических сооружениях, в зданиях и т.д., являются разрушения, массовые пожары, радиоактивное загрязнение, химическое заражение, затопление, эпидемии и эпифитотии. Свои особенности имеют также террористические акты, совершаемые на транспорте.
Все эти и другие особенности террористических актов определяют задачи органов управления РСЧС по противодействию терроризму, по защите населения при террористических актах и ликвидации их последствий.
Основными задачами органов управления РСЧС по противодействию терроризму являются:
уточнение перечня объектов и систем жизнеобеспечения, наиболее вероятных для проведения на них террористических актов;
разработка на объектах экономики мероприятий по предотвращению несанкционированного проникновения посторонних лиц; в том числе на опасных производственных объектах и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций на них в случае террористических актов;
внедрение системы страхования ответственности за причинение вреда гражданам, в том числе и от аварий в результате террористических актов;
осуществление лицензирования деятельности опасных производств, декларирование безопасности и готовности к локализации и ликвидации аварий, в том числе в результате террористических актов;
подготовка специальных разведывательных групп для обнаружения и идентификации опасных веществ, наиболее вероятных при террористических актах;
определение перечня и подготовка специальных мероприятий для обнаружения и обезвреживания средств совершения технологических террористических актов.
Защита населения при различных террористических актах является задачей для всех органов управления РСЧС в современных условиях. Выполнение этой задачи достигается:
разработкой и осуществлением мероприятий в области противодействия терроризму, политическому, национальному и религиозному экстремизму;
разработкой системы мер по антитеррористической защите населения в городах и сельской местности;
осуществлением контроля за выполнением органами исполнительной власти и местного самоуправления действующего законодательства по вопросам борьбы с терроризмом;
организацией безопасности функционирования потенциально опасных объектов, систем жизнеобеспечения городов и населенных пунктов;
оказанием помощи представителям органов местного самоуправления, органам внутренних дел, ФСБ, органам управления ГОЧС в предупреждении террористических актов, поддержании общественного порядка при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическими актами, обеспечении их взаимодействия при проведении эвакуационных мероприятий, ликвидации последствий террактов с минимальными потерями, организации жизнеобеспечения в районах временного отселения населения;
подготовкой специалистов для обезвреживания или уничтожения взрывных устройств;
координацией деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления в ходе разработки проектов нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к их компетенции;
привлечением для этой работы с населения, усилением пропагандистской работы в области борьбы с терроризмом.
Основными задачами органов управления ГОЧС по защите населения при террористических актах являются:
постоянный анализ и прогноз опасностей, связанных с терроризмом, принятие эффективных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, вызываемых террористической деятельностью;
осуществление комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий по защите потенциально опасных объектов и населения от терроризма;
поддержание в готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий террористических актов.
В ходе ликвидации последствий террористических актов особое внимание должно уделяться вопросам оказания помощи пострадавшим, смягчения последствий воздействия поражающих факторов. Основными видами аварийно-спасательных и других неотложных работ в этих условиях являются:
разведка зоны чрезвычайной ситуации (состояние зданий, территории, маршрутов выдвижения сил и средств, определение границ зоны чрезвычайной ситуации);
ввод сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в зону чрезвычайной ситуации;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
эвакуация пострадавших и материальных ценностей;
организация оповещения, управления и связи;
обеспечение общественного порядка;
работа с родственниками пострадавших;
разборка завалов, расчистка местности, рекультивация территории (при необходимости).
Основной объем аварийно-спасательных работ при взрывах в жилых домах, общественных и производственных зданиях и на объектах транспорта связан с разблокированием пострадавших из завалов.
Среди основных технологических операций могут быть следующие:
укрепление неустойчивых конструкций на месте работ;
извлечение крупногабаритных обломков сверху завала с помощью автокранов;
дробление крупногабаритных обломков в теле завала;
подбор и извлечение из завала мелких обломков и вынос их в отвал;
извлечение пострадавших из завала;
вынос пострадавших на пункт сбора.
В целом, организация аварийно-спасательных работ при крупномасштабных последствиях террористических актов аналогична организации подобных работ при ликвидации крупных природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
Вместе с тем, в ходе ликвидации последствий террористических актов в последние годы выявились следующие недостатки, снижающие эффективность действий органов управления и сил РСЧС, к которым, в первую очередь, относятся:
отсутствие при организации работ четкого разграничения в полномочиях и функциях различных органов управления;
отсутствие информации о районе и объекте работ (схемы зданий, списка жильцов, сведений о размещении органов управления, мест сбора ценностей и пострадавших):
нарушение требований безопасности при проведении работ, обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, что является причиной травмирования работающих внизу спасателей и пострадавших, находящихся под завалами.
Основные обязанности гражданской Российской Федерации в области предупреждения терроризма определяются федеральными законами "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и с целью выполнения указания МЧС РФ от 29 сентября 1999 года № 33-2957-5, в соответствии с которыми на территориях муниципальных образований (в районах, микрорайонах, кварталах, жилых комплексах и дворах) проводятся мероприятия с населением, направленные на предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с террористическими актами, и привлечение населения к решению задач по их ликвидации.
Эти мероприятия направлены на активизацию участия населения в охране своих жилых домов, организованную работу постов, опорных пунктов под руководством жилищно-эксплуатационных предприятий, опорных пунктов милиции, временных оперативных штабов при органах управления ГОЧС. В тесном взаимодействии с правоохранительными органами они обязаны контролировать состояние зданий и сооружений жилого сектора, систем тепло-, электро-, водоснабжения, выявляют взрывопожароопасные предметы и объекты в местах массового скопления людей (у дорог и транспортных коммуникаций, осуществляют контроль за состоянием запорных устройств чердачных, подвальных и иных нежилых помещений, поддерживать общественный порядок при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на контролируемой территории, вести учет жильцов с ограниченной возможностью самостоятельного передвижения, которым необходимо оказание помощи ври экстремальной ситуации.
|