Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Введение
§ 1. Чрезвычайные ситуации и государство
§ 2. Предупреждение чрезвычайных ситуаций
§ 3. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
3.1. Организация управления ликвидацией чрезвычайных ситуаций
3.2. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций
3.3. Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций
3.4. Особенности ликвидации последствий землетрясений
3.5. Особенности ликвидации последствий наводнения
3.6. Особенности тушения лесных и торфяных пожаров
3.7. Особенности ликвидации последствий радиационной аварии
3.8. Особенности ликвидации последствий химической аварии
3.9. Особенности ликвидации последствий биологической аварии
3.10. Особенности ликвидации последствий аварии на транспорте
3.11. Ликвидация последствий террористических актов
3.12. Особенности ликвидации чрезвычайных ситуаций в особых условиях
§ 4. Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
§ 5. Первоочередное жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях
§ 6. Организация управления в РСЧС
Заключение
Приложение. Нормы и нормативы первоочередного жизнеобеспечения различных групп населения в чрезвычайных ситуациях



Ликвидация последствий террористических актов



Особенности ликвидации последствий террористических актов зависят от вида и масштабов чрезвычайных ситуаций, возникающих при совершении террористических актов. Наиболее характерными условиями обстановки террористических актов, сопровождающих взрывами и несанкционированными техническими процессами на радиационно и химически опасных объектах, гидротехнических сооружениях, в зданиях и т.д., являются разрушения, массовые пожары, радиоактивное загрязнение, химическое заражение, затопление, эпидемии и эпифитотии. Свои особенности имеют также террористические акты, совершаемые на транспорте. 

Все эти и другие особенности террористических актов определяют задачи органов управления РСЧС по противодействию терроризму, по защите населения при террористических актах и ликвидации их последствий.

Основными задачами органов управления РСЧС по противодействию терроризму являются:
уточнение перечня объектов и систем жизнеобеспечения, наиболее вероятных для проведения на них террористических актов;
разработка на объектах экономики мероприятий по предотвращению несанкционированного проникновения посторонних лиц; в том числе на опасных производственных объектах и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций на них в случае террористических актов;
внедрение системы страхования ответственности за причинение вреда гражданам, в том числе и от аварий в результате террористических актов;
осуществление лицензирования деятельности опасных производств, декларирование безопасности и готовности к локализации и ликвидации аварий, в том числе в результате террористических актов;
подготовка специальных разведывательных групп для обнаружения и идентификации опасных веществ, наиболее вероятных при террористических актах;
определение перечня и подготовка специальных мероприятий для обнаружения и обезвреживания средств совершения технологических террористических актов.

Защита населения при различных террористических актах является задачей для всех органов управления РСЧС в современных условиях. Выполнение этой задачи достигается:
разработкой и осуществлением мероприятий в области противодействия терроризму, политическому, национальному и религиозному экстремизму;
разработкой системы мер по антитеррористической защите населения в городах и сельской местности;
осуществлением контроля за выполнением органами исполнительной власти и местного самоуправления действующего законодательства по вопросам борьбы с терроризмом;
организацией безопасности функционирования потенциально опасных объектов, систем жизнеобеспечения городов и населенных пунктов;
оказанием помощи представителям органов местного самоуправления, органам внутренних дел, ФСБ, органам управления ГОЧС в предупреждении террористических актов, поддержании общественного порядка при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическими актами, обеспечении их взаимодействия при проведении эвакуационных мероприятий, ликвидации последствий террактов с минимальными потерями, организации жизнеобеспечения в районах временного отселения населения;
подготовкой специалистов для обезвреживания или уничтожения взрывных устройств;
координацией деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления в ходе разработки проектов нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к их компетенции;
привлечением для этой работы с населения, усилением пропагандистской работы в области борьбы с терроризмом. 

Основными задачами органов управления ГОЧС по защите населения при террористических актах являются:
постоянный анализ и прогноз опасностей, связанных с терроризмом, принятие эффективных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, вызываемых террористической деятельностью;
осуществление комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий по защите потенциально опасных объектов и населения от терроризма;
поддержание в готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий террористических актов.
В ходе ликвидации последствий террористических актов особое внимание должно уделяться вопросам оказания помощи пострадавшим, смягчения последствий воздействия поражающих факторов. Основными видами аварийно-спасательных и других неотложных работ в этих условиях являются:
разведка зоны чрезвычайной ситуации (состояние зданий, территории, маршрутов выдвижения сил и средств, определение границ зоны чрезвычайной ситуации);
ввод сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в зону чрезвычайной ситуации;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
эвакуация пострадавших и материальных ценностей;
организация оповещения, управления и связи;
обеспечение общественного порядка;
работа с родственниками пострадавших;
разборка завалов, расчистка местности, рекультивация территории (при необходимости).

Основной объем аварийно-спасательных работ при взрывах в жилых домах, общественных и производственных зданиях и на объектах транспорта связан с разблокированием пострадавших из завалов.

Среди основных технологических операций могут быть следующие:
укрепление неустойчивых конструкций на месте работ;
извлечение крупногабаритных обломков сверху завала с помощью автокранов;
дробление крупногабаритных обломков в теле завала;
подбор и извлечение из завала мелких обломков и вынос их в отвал;
извлечение пострадавших из завала;
вынос пострадавших на пункт сбора.

В целом, организация аварийно-спасательных работ при крупномасштабных последствиях террористических актов аналогична организации подобных работ при ликвидации крупных природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем, в ходе ликвидации последствий террористических актов в последние годы выявились следующие недостатки, снижающие эффективность действий органов управления и сил РСЧС, к которым, в первую очередь, относятся:
отсутствие при организации работ четкого разграничения в полномочиях и функциях различных органов управления;
отсутствие информации о районе и объекте работ (схемы зданий, списка жильцов, сведений о размещении органов управления, мест сбора ценностей и пострадавших):
нарушение требований безопасности при проведении работ, обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, что является причиной травмирования работающих внизу спасателей и пострадавших, находящихся под завалами.

Основные обязанности гражданской Российской Федерации в области предупреждения терроризма определяются федеральными законами "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и с целью выполнения указания МЧС РФ от 29 сентября 1999 года № 33-2957-5, в соответствии с которыми на территориях муниципальных образований (в районах, микрорайонах, кварталах, жилых комплексах и дворах) проводятся мероприятия с населением, направленные на предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с террористическими актами, и привлечение населения к решению задач по их ликвидации.

Эти мероприятия направлены на активизацию участия населения в охране своих жилых домов, организованную работу постов, опорных пунктов под руководством жилищно-эксплуатационных предприятий, опорных пунктов милиции, временных оперативных штабов при органах управления ГОЧС. В тесном взаимодействии с правоохранительными органами они обязаны контролировать состояние зданий и сооружений жилого сектора, систем тепло-, электро-, водоснабжения, выявляют взрывопожароопасные предметы и объекты в местах массового скопления людей (у дорог и транспортных коммуникаций, осуществляют контроль за состоянием запорных устройств чердачных, подвальных и иных нежилых помещений, поддерживать общественный порядок при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на контролируемой территории, вести учет жильцов с ограниченной возможностью самостоятельного передвижения, которым необходимо оказание помощи ври экстремальной ситуации.