Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Введение
§ 1. Чрезвычайные ситуации и государство
§ 2. Предупреждение чрезвычайных ситуаций
2.1. Управление рисками чрезвычайных ситуаций 
2.2. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
2.3. Меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, уменьшению их масштабов в случае возникновения
2.4. Декларирование промышленной безопасности
2.5. Лицензирование деятельности опасного производственного объекта
2.6. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта
2.7. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
2.8. Надзор и контроль в области защиты от чрезвычайных ситуаций
§ 3. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
§ 4. Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
§ 5. Первоочередное жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях
§ 6. Организация управления в РСЧС
Заключение
Приложение. Нормы и нормативы первоочередного жизнеобеспечения различных групп населения в чрезвычайных ситуациях






Декларирование промышленной безопасности



В настоящее время весьма эффективным мероприятием по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера является декларирование промышленной безопасности. Она является одним из ключевых элементов системы управления промышленной безопасностью, поскольку эта процедура требует всесторонней оценки всех остальных элементов системы управления промышленной безопасности в эксплуатирующей организации и сведения информации об их функционировании в единый документ.

Одной из основных задач декларирования является возложение на предпринимателя обязанностей по осуществлению комплекса работ по оценке опасностей эксплуатируемых им объектов с учетом принятых им мер по предупреждению возникновения и развития аварий. Декларация промышленной безопасности представляется надзорным органам в качестве обязательного элемента для получения лицензии на эксплуатацию объектов, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления для информирования о проделанной работе. Тем самым повышается ответственность руководителей организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в части обеспечения безопасности и информированности об этом надзорных органов и органов местного самоуправления.

Основы декларирования промышленной безопасности опасных производств определяет Федеральный закон Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (1997 г.). В соответствии с положениями этого закона:
- разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварий и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте;
- устанавливается обязательность разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества ( воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные и вещества, представляющие опасность для природной среды). Обязательной разработке декларации промышленной безопасности подлежат опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, установленных в приложении 2 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. и указанные в табл. 2.4.1 и 2.4.2 

Таблица 2.4.1



Таблица 2.4.2
Объемы опасных веществ, определяющие обязательность разработки декларации промышленной безопасности




Обязательность разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, не подпадающих под требования, установленные в ст.14 и приложении 2 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", может быть установлена Правительством Российской Федерации или в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности" от 17 июля 1992 г. Госгортехнадзором России;
декларации промышленной безопасности разрабатываются в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;
декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
декларация промышленной безопасности проходит экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке.

Рекомендации по организации процесса декларирования и требования к структуре и содержанию декларации безопасности представлены в приложении № 4 к статье 5.2 утвержденного приказом МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 № 222/59 "Порядка разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации".

"Порядок разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации" - основной организационно-методический документ в системе нормативных и методических документов, регламентирующих процедуру декларирования безопасности в России. Он определяет:
* основные принципы идентификации промышленных объектов, подлежащих декларированию безопасности;
* принципы формирования и утверждения перечня промышленных объектов, подлежащих декларированию безопасности;
* типовую структуру и состав разделов и приложений декларации безопасности;
* требования к включенным в декларацию безопасности сведениям;
* порядок разработки, утверждения и представления декларации безопасности;
* порядок уточнения и пересмотра декларации безопасности;
* особенности разработки декларации безопасности для проектируемого промышленного объекта;
* особенности разработки декларации безопасности для действующего объекта на этапе его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации;
* особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений.

Декларация безопасности промышленных объектов состоит из ряда структурных элементов, требования к которым сводятся к следующему:
1. Титульный лист. Он является первой страницей декларации безопасности. На нем приводятся следующие сведения: регистрационный номер декларации безопасности; гриф утверждения декларации безопасности; наименование декларации безопасности; место и дата составления декларации безопасности.
2. Аннотация. Она содержит: сведения о разработчиках декларации безопасности и краткое изложение основных разделов декларации безопасности с обязательным указанием основных опасностей.
3. Оглавление. Оно включает наименование всех разделов и приложений с указанием страниц, с которых начинаются эти элементы декларации безопасности.
4. Раздел "Общая информация". Он содержит: общие сведения о промышленном объекте и общие меры безопасности.

В свою очередь общие сведения о промышленном объекте включают: краткие сведения о промышленном объекте; обоснование идентификации особо опасных производств, входящих в состав объекта, подлежащего декларированию промышленного объекта; описание месторасположения промышленного объекта; данные о персонале и проживающем вблизи населении; страховые данные.

При этом краткие сведения о промышленном объекте содержат: полное и сокращенное наименование организации; наименование вышестоящего органа, министерства или ведомства (при наличии); наименование должности руководителя организации; полный почтовый адрес организации, телефон, факс, телетайп; краткое описание организации.

Обоснование идентификации особо опасных производств включает: перечень особо опасных производств, идентифицированных в соответствии с принципами, установленными в разделе 3 настоящего Порядка, с указанием потенциально опасных веществ и их количеств для каждого производства; сведения о включении объекта в Перечень Российской Федерации с повышенной опасностью, подлежащих декларированию.
Описание месторасположения промышленного объекта содержит следующие данные: размеры и границы территории промышленного объекта; наличие и границы запретных и санитарно-защитных зон; данные о топографии района расположения промышленного объекта и сведения о природно-климатических условиях в районе расположения промышленного объекта.

Данные о персонале и проживающем вблизи опасного объекта населении должны включать: сведения о численности и размещении персонала промышленного объекта; сведения о численности персонала на окружающих объектах и/или организациях, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов в случае промышленной катастрофы (гидродинамической аварии) на подлежащем декларированию безопасности промышленном объекте; сведения о размещении населения на прилегающей территории, которая может оказаться в зоне действия поражающих факторов в случае промышленной катастрофы (гидродинамической аварии) на промышленном объекте; наличие и вместимость находящихся в возможной зоне действия поражающих факторов мест массового скопления людей (больниц, детских садов и детских яслей, школ, жилых домов, стадионов, кинотеатров, вокзалов, аэропортов и др.).

Весьма важными являются страховые данные, которые включают: наименование и адрес организации, в которой застрахован промышленный объект; вид страхования; максимальный размер застрахованной ответственности за нанесенный ущерб физическим и юридическим лицам в случае аварии; порядок возмещения ущерба в случае аварии.

Говоря об общих мерах безопасности следует отметить, что они должны включать: перечень необходимых и/или действующих лицензий на осуществление на промышленном объекте видов деятельности, связанных с повышенной опасностью; характеристику системы контроля за безопасностью на промышленном объекте, сведения об организации служб технического надзора и техники безопасности, противоаварийных сил и аварийно-спасательных служб; характеристику системы мероприятий по проведению сбора данных о травматизме, аварийности на промышленном объекте, а также осуществлению анализа их основных причин; характеристику профессиональной и противоаварийной подготовки персонала с указанием порядка допуска персонала к работе и регулярности проверки знаний норм и правил безопасности; мероприятия по обучению персонала способам защиты и действиям при авариях; перечень планируемых мероприятий, направленных на повышение промышленной безопасности; перечень основных нормативных документов, регламентирующих требования по безопасному ведению работ.

5. Раздел "Анализ безопасности промышленного объекта", как правило, должен содержать: данные о технологии и аппаратурном оформлении; анализ опасностей и риска; меры по обеспечению безопасности и противоаварийной устойчивости.

В свою очередь данные о технологии и аппаратурном оформлении включают: характеристику опасного вещества; описание технологии; описание технических решений, направленных на обеспечение безопасности; характеристику пунктов управления.

При этом характеристика опасного вещества предусматривает: наименование вещества, химические формулы, состав, данные о взрывопожароопасности, токсикологические данные, качественное описание свойств опасного вещества, меры защиты и первой помощи, а описание технологии должно содержать: принципиальную технологическую схему с обозначением основного технологического оборудования и кратким описанием технологического процесса; план размещения основного технологического оборудования, в котором обращается опасное вещество; перечень оборудования, в котором обращается опасное вещество; данные о распределении опасных веществ.

Описание технических решений, направленных на обеспечение безопасности, должно предусматривать: решения по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению аварийных выбросов опасных веществ; решения, направленные на предупреждение развития промышленных аварий и локализации выбросов опасных веществ; решения по обеспечению взрывопожаробезопасности; описание систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций и др.

Характеристика же пунктов управления процессом должна содержать: сведения о расположении и оборудовании пункта управления; характеристику противоаварийной устойчивости пункта с точки зрения безопасности находящегося в нем персонала и возможности управления процессом при аварии.
Раздел должен включать материалы по анализу опасностей и риска, в том числе: сведения об известных авариях; анализ условий возникновения и развития аварий; оценку риска аварий и чрезвычайных ситуаций; блок-схему анализа вероятных сценариев возникновения и развития аварий; выводы.

Сведения об известных авариях должны содержать: данные об авариях и неполадках, имевших место на особо опасном производстве; данные об авариях, имевших место на других аналогичных объектах, или авариях, связанных с обращающимся потенциально опасным веществом.

Материалы по анализу условий возникновения и развития аварий должны включать: выявление возможных причин возникновения и развития аварийных ситуаций с учетом отказов и неполадок оборудования, возможных ошибочных действий персонала, внешних воздействий природного и техногенного характера; определение сценариев возможных аварий; оценку количества опасных веществ, способных участвовать в аварии; обоснование применяемых для оценки опасности физико-математических моделей и методов расчета.

В свою очередь оценка риска аварий и чрезвычайных ситуаций должна предусматривать: определение возможных последствий аварий и чрезвычайных ситуаций с учетом их вероятности; определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях аварии; оценку возможного числа пострадавших, с учетом смертельно пораженных среди персонала и населения в случае аварии; оценку величины возможного ущерба физическим и юридическим лицам в случае аварии, а блок-схема анализа вероятных сценариев возникновения и развития аварий должна содержать изображение постадийного развития аварий на разных уровнях в зависимости от масштабов и тяжести последствий.

Выводы по анализу опасностей и риска должны включать:
-
основные результаты анализа опасностей и риска;
- перечень разработанных мер по уменьшению риска аварий.

6. Раздел "Обеспечение готовности промышленного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций" должен содержать: описание системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; описание средств и мероприятий по защите людей; порядок организации медицинского обеспечения.

При этом перечисленные материалы должны включать: описание системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала промышленного объекта и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций; схемы и порядок оповещения о чрезвычайных ситуациях; требования к передаваемой при оповещении информации.

Описание средств и мероприятий по защите людей содержит: характеристику мероприятий по созданию на промышленном объекте, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; характеристику мероприятий по обучению работников промышленного объекта способам защиты и действий в чрезвычайных ситуациях; характеристику мероприятий по защите персонала промышленного объекта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Описание организации медицинского обеспечения в случае чрезвычайных ситуаций включает: сведения о составе сил медицинского обеспечения на промышленном объекте; порядок оказания доврачебной помощи пострадавшим.

7. Раздел "Информирование общественности" должен содержать:
порядок информирования населения и органа местного самоуправления, на территории которого расположен промышленный объект, о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте чрезвычайных ситуациях;
порядок представления информации, содержащейся в декларации безопасности.

8. Приложение "Ситуационный план" должен содержать обозначения:
промплощадки промышленного объекта с экспликацией зданий и сооружений с указанием количества работающих;
организаций, населенных пунктов, мест массового скопления людей (больниц, детских садов и детских яслей, школ, жилых домов, стадионов, кинотеатров, вокзалов, аэропортов и др.), находящихся в зоне действия поражающих факторов в случае возможной аварии;
зон возможного поражения, определенных в разделе "Анализ безопасности промышленного объекта" с указанием численности людей в этих зонах и времени достижения поражающих факторов.

9. Приложение "Информационный лист" может представляться отдельно от декларации безопасности по запросам граждан и общественных организаций и содержать: наименование организации, деятельность которой связана с повышенной опасностью производства; сведения о лице, ответственном за информирование и взаимодействие с общественностью; краткое описание производственной деятельности; перечень и основные характеристики опасных веществ; краткую информацию о возможных авариях, чрезвычайных ситуациях и их последствиях; информацию о способах оповещения населения при авариях и необходимых действиях населения при промышленной катастрофе; сведения об источниках получения дополнительной информации.

В отдельный раздел выносятся вопросы, касающиеся специфики декларирования безопасности проектируемых и действующих промышленных объектов.

В документе "Методические указания по проведению анализа риска опасных промышленных предприятий" содержатся общие сведения о процедуре анализа безопасности и о применении различных методов анализа риска. 

Наряду с всесторонней оценкой риска аварии на объекте и связанной с ней угрозы для производственного персонала, населения и территории, декларация промышленной безопасности объекта должна содержать анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности объекта функционировать в соответствии с требованиями безопасности, а также готовности к локализации, ликвидации и смягчению последствий аварии в случае ее возникновения.

Территориальные органы управления РСЧС на основе общефедеральных требований должны разрабатывать с учетом специфики территории собственные дополнительные требования к форме и содержанию декларации безопасности, утверждать их специальным нормативным правовым актом органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны координировать и контролировать работу по декларированию безопасности опасных производственных объектов, взаимодействовать с территориальными органами Госгортехнадзора России, задачами которых являются:
- контроль установленных Правительством Российской Федерации сроков декларирования действующих опасных производственных объектов;
- взаимодействие по вопросам декларирования промышленной безопасности с территориальными органами министерств и ведомств, органами местного самоуправления;
- контроль правильности проведения экспертизы декларации промышленной безопасности;
- контроль правильности и целесообразности уточнения или разработки декларации вновь в случае обращения за лицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта, изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности.