Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Предисловие
§ 1. Природа и характеристика опасностей в техносфере
§ 2. Основные положения теории риска
§ 3. Роль внешних факторов, воздействующих на формирование отказов технических систем
§ 4. Основы теории расчета надежности технических систем
§ 5. Методика исследования надежности технических систем
§ 6. Инженерные методы исследования безопасности технических систем
6.1. Понятие и методология качественного и количественного анализов опасностей и выявления отказов систем
6.2. Порядок определения причин отказов и нахождения аварийного события при анализе состояния системы
6.3. Предварительный анализ опасностей
6.4. Метод анализа опасностей и работоспособности - АОР
6.5. Методы проверочного листа (Check-list)
6.6. Анализ вида и последствий отказа - АВПО
6.7. Анализ вида, последствий и критичности отказа - АВПКО
6.8. Дерево отказов - ДО
6.9. Дерево событий - ДС
6.10. Дерево решений
6.11. Логический анализ
6.12. Контрольные карты процессов
6.13. Распознавание образов
6.14. Таблицы состояний и аварийных сочетаний
§ 7. Оценка надежности человека как звена сложной технической системы
§ 8. Организация и проведение экспертизы технических систем
§ 9. Мероприятия, методы и средства обеспечения надежности и безопасности технических систем
§ 10. Технические системы безопасности
§ 11. Правовые аспекты анализа риска и управления промышленной безопасностью
§ 12. Принципы оценки экономического ущерба от промышленных аварий
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Библиографический список

АНАЛИЗ ВИДА, ПОСЛЕДСТВИЙ И КРИТИЧНОСТИ ОТКАЗА- АВПКО (FAILURE MODE, EFFECTS AND CRITICAL ANALYSIS - FMECA)



Если помимо влияния вида отказа рассматривается еще и степень его серьезности или относительный вес, то процедура называется анализом критичности отказов.

В этом случае каждый вид отказа ранжируется с учетом двух составляющих критичности - вероятности (или частоты) и тяжести последствий отказа. Понятие критичности близко к понятию риска и может быть использовано при более детальном анализе риска аварии. Определение параметров критичности необходимо для выработки указаний и приоритетности мер безопасности.

При анализе необходимо выделить четыре группы объектов, которым может быть нанесен ущерб от опасности (аварии): персонал, население, окружающая природная среда, материальные объекты (оборудование, сооружения промышленных предприятий и близлежащих населенных пунктов).
Анализ критичности (АК) используется после проведения ПАО или АВПО и классифицирует элементы по различным категориям критичности для различных видов отказов.

Категория 1. Отказ, потенциально приводящий к жертвам.
Категория 2. Отказ, потенциально приводящий к невыполнению основной задачи.
Категория 3. Отказ, приводящий к задержкам, сбою или потере работоспособности.
Категория 4. Отказ, приводящий к дополнительному, незапланированному обслуживанию.

Введение категорий критичности является очевидным "следующим шагом" после проведения АВПО, формируя объединенный метод - анализ видов, последствий и критичности отказов.


Примечание
. При упрощенном вычислении можно пренебрегать коэффициентами KA и KE, а значение lG использовать в качестве приближенного значения интенсивности отказов для данного вида отказа и условий работы.

a
- коэффициент отношения данного вида отказа к критическому (доля от lG, вносимая этим отказом в критическое состояние системы); b - условная вероятность того, что последствия отказа для данного вида критического отказа имеют место при условии, что произошел критический отказ данного вида. Значение b следует выбирать из следующего набора величин:

Последствия отказа

Типичные значения b,%

Фактические потери

100

Вероятные потери

10 - 100

Возможные потери

0 - 10

Отсутствие потерь

0

Множитель, переводящий коэффициент Cr потерь от реализации опасности к потерям на 1 млн возможных событий, равен 106.

Данный метод не дает количественной оценки возможных последствий или ущерба. Основная его ценность заключается в улучшении качества системы путем определения:
- элемента, который должен быть подвергнут детальному анализу с целью исключения опасностей, приводящих к возникновению аварии, т.е. с целью создания надежной конструкции, снижающей интенсивности отказов или ограничения ущерба;
- элемента или узла, требующего особого внимания в процессе производства и более жесткого контроля качества и нуждающегося в особо осторожном обращении в течение всего времени использования;
- специальных требований для поставщиков, подлежащих включению в перечень характеристик, которые относятся к конструкции, функционированию, надежности, безопасности или гарантии качества;
- норм входного контроля, которые должны быть установлены для элементов, получаемых от смежников (субподрядчиков) и для параметров, подлежащих наиболее тщательной проверке;
- узлов систем (подсистем), где следует вводить специальные процедуры, правила безопасности, применять защитное оборудование, контрольные приборы или сигнальные системы;
- эффективного распределения средств на предотвращение аварий.