Приемы и способы выполнения задач в условиях заражения местности радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами
1. Приемы и способы выполнения задач в условиях заражения местности радиоактивными веществами
Причинами заражения местности радиоактивными веществами могут быть:
применение ядерного оружия. В этом случае возможно сильное разрушение критически важных объектов инфраструктуры, в том числе плотин крупных гидроэлектростанций, и значительное радиоактивное загрязнение территорий. ЧС подобного характера представляют наибольшую опасность и для их ликвидации будут задействованы все имеющиеся силы гражданской обороны и РСЧС;
авария на радиационно-опасных объектах. Последствия таких акций на ядерных реакторах исследовательских центров или предприятиях топливного цикла будут носить локальный характер, однако при террористических акциях на реакторах АЭС возможна глобальная катастрофа, аналогичная чернобыльской;
радиоактивное загрязнение местности и других объектов внешней среды путем подрыва или распыления террористами радионуклидов. Наиболее распространенными радионуклидами, обладающими длительным периодом полураспада и высокой удельной радиотоксичностью, являются изотопы цезия-137 и стронция-90. Их применение может быть осуществлено скрытно путем распыления в виде аэрозоля или путем подрыва радиационно-грязного заряда. В большинстве случаев радиоактивное загрязнение местности будет локальным. Однако применение долгоживущих радионуклидов может привести к загрязнению территории на длительное время и к дорогостоящим мероприятиям по ее реабилитации.
Меры инженерной защиты персонала радиационно-опасного объекта, на котором возможна террористическая акция, и населения, проживающего вблизи этого объекта (для АЭС в пределах 30 км), включают подготовку защитных сооружений для укрытия людей (проверка состояния сооружений, их освобождение от излишнего имущества, ремонт оборудования, доснабжение средствами жизнеобеспечения и т.п.).
Меры радиационной защиты населения включают подготовку средств индивидуальной защиты для выдачи населению (при необходимости), а объектов коммунально-бытового обслуживания и транспортных предприятий для проведения специальной обработки одежды, имущества и транспорта; проверку готовности сооружений коллективной защиты; заблаговременную защиту продовольствия, пищевого сырья, фуража и источников (запасов) воды от загрязнения радионуклидами.
Меры медицинской защиты населения включают подготовку больничной базы к приему пострадавших вследствие радиационной аварии, подготовку медицинских учреждений к экстренной выдаче медицинских средств индивидуальной защиты, организации йодной профилактики, контролю загрязненных продуктов питания, пищевого сырья, фуража, воды и водоисточников.
Основными мероприятиями по ликвидации чрезвычайных ситуаций радиационного характера, являются:
выявление зон загрязнения, оценка масштабов и характера возникшей чрезвычайной ситуации и оповещение о ней;
выдвижение оперативных групп в район проведения работ;
организация взаимодействия с оперативным штабом по управлению ликвидацией ЧС;
оценка радиационной обстановки;
организация радиационного контроля;
установление и поддержание режима радиационной безопасности;
проведение, при необходимости, на ранней стадии йодной профилактики населения, персонала объекта, участников ликвидации ЧС;
обеспечение населения, персонала объекта, участников ликвидации ЧС средствами индивидуальной защиты;
укрытие населения, оказавшегося в зоне загрязнения, в защитных сооружениях ГО;
санитарная обработка населения, персонала объекта, участников ликвидации ЧС;
дезактивация объектов производственного, социального, жилого назначения, а также территорий, сельскохозяйственных угодий, транспорта, средств защиты, одежды, имущества, продовольствия и воды;
эвакуация или отселение граждан из зон, в которых уровень радиоактивного загрязнения превышает допустимый для проживания населения.
Выявление радиационной обстановки заключается в определении масштабов и характера ее последствий; установлении границ зон радиоактивного загрязнения, мощности дозы и плотности загрязнения; определении оптимальных маршрутов движения людей, транспорта и другой техники к месту совершения террористической акции, а также уточнении возможных маршрутов эвакуации населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей.
Установление и поддержание режима радиационной безопасности осуществляется в целях максимально достижимого и оправданного снижения радиационного воздействия на население, персонал аварийного объекта и участников ликвидации ЧС. Этот режим обеспечивается:
установлением особого порядка доступа в зону чрезвычайной ситуации;
зонированием территории и помещений;
целесообразным отбором участников ликвидации ЧС с обязательным их медицинским освидетельствованием;
готовностью к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;
осуществлением радиационного контроля в зонах и на выходе в «чистую» зону;
обеспечением спецодеждой, средствами индивидуальной защиты и медицинской помощью;
организацией радиационного контроля;
использованием специальной одежды и средств индивидуальной защиты;
осуществлением дезактивационных работ;
проведением санитарной обработки.
При применении ядерного оружия спасательные работы начинаются после выявления радиационной и общей обстановки.
Последовательность, приемы и способы выполнения спасательных работ зависят от характера разрушения зданий и сооружений, уровней радиоактивного загрязнения, наличия очагов пожаров и опасности их распространения на другие здания и сооружения, наличия и характера аварий на коммунально-энергетических сетях и технологических системах и других условий, влияющих на организацию и ведение спасательных работ.
Спасательные и другие неотложные работы в очаге поражения выполняются, как правило, по следующей схеме:
радиационная разведка и устройство проездов и проходов для спасателей и специалистов противопожарной службы к месту работ, поврежденным и разрушенным зданиям и сооружениям;
локализация и тушение пожаров;
локализация аварий на коммунально-энергетических и технологических системах;
розыск пострадавших в завалах, спасение людей из заваленных, поврежденных и горящих зданий и сооружений;
оказание пострадавшим первой медицинской помощи и эвакуация их в пункты оказания первой помощи и в лечебные учреждения.
Для ликвидации последствий крупномасштабных ЧС могут быть привлечены подразделения войск гражданской обороны, инженерных войск и войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России (части ликвидации последствий аварий).
Важнейшим элементом защиты населения при аварии на радиационно-опасном объекте является установление и поддержание режима радиационной безопасности, реализация которого обеспечивает выполнение значительной части мероприятий по радиационной защите населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации ЧС.
Меры радиационной защиты населения включают введение режимов поведения людей в условиях радиоактивного загрязнения территорий.
Одна из мер включает ограничение свободного перемещения населения в зоне радиационного загрязнения в целом, а также ограничение свободного доступа в эту зону. Эта мера вводится как можно раньше во избежание нерегулируемого облучения населения и разноса радиоактивного вещества на менее загрязненные территории под воздействием деятельности человека. По мере уточнения радиационной обстановки с течением времени ограничение перемещения и доступа распространяется на большие или меньшие расстояния.
Ограничение относится не только к населению, но и к персоналу предприятия, личному составу сил гражданской обороны и РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС.
Основными методами ликвидации радиоактивного загрязнения являются дезактивация, очистка радиоактивных вод, сбор источников излучения, обрушение, демонтаж и вывоз загрязненных фрагментов зданий, сооружений, технологического оборудования и др.
2. Приемы и способы выполнения задач в условиях заражения местности аварийно химически опасными веществами
Для обнаружения наличия и типа АХОВ на местности проводится химическая разведка. В зависимости от места заражения применяются различные типы приборов химической разведки. Химический контроль в очаге поражения должен проводиться аттестованными приборами с порогом чувствительности на уровне ПДК.
Личный состав, участвующий в ликвидации чрезвычайных ситуаций, должен использовать соответствующие средства индивидуальной защиты.
Конкретный выбор этих средств защиты личного состава, работающего в зоне заражения, зависит от характера решаемых задач, удаления от источника заражения, прогнозируемой химической обстановки, возможных концентраций АХОВ и их агрегатного состояния.
Территория, подвергшаяся химическому заражению в результате применения стойких опасных химических веществ, подлежит дегазации.
Ликвидация последствий заражения АХОВ представляет собой комплекс специальных мероприятий, осуществляемых с целью максимального ослабления поражения людей, снижения размеров материальных потерь и прекращения действия источника чрезвычайной ситуации.
Перечень этих мероприятий в принципе аналогичен тем, которые выполняются при аварии на химически опасном объекте.
Дополнительно могут проводиться следующие мероприятия:
а) в режиме повышенной готовности:
принятие дополнительных мер к формированию оперативных групп для выявления химической обстановки и оказания помощи в ликвидации чрезвычайной ситуации обслуживающему персоналу объекта и органам охраны правопорядка на транспорте и в местах проведения массовых мероприятий;
оповещение обслуживающего персонала и личного состава органов охраны правопорядка объекта о возможной ЧС с применением АХОВ;
усиление наблюдения и контроля за обстановкой в закрытом помещении, а также прилегающих к ним территориях;
перевод обслуживающим персоналом объекта средств индивидуальной защиты органов дыхания в положение «походное»;
включение в работу технических средств химической разведки и контроля стационарного типа и подготовка носимых приборов химической разведки и контроля;
уточнение планов взаимодействия с территориальными комиссиями по ЧС;
приведение в соответствующую степень готовности сил и средств, предназначенных выдвижения в предполагаемый район заражения.
б) в режиме чрезвычайной ситуации:
оценка обстановки в зоне заражения и принятие решения о привлекаемых силах;
организация взаимодействия с оперативным штабом по управлению ликвидацией ЧС;
оповещение населения (пассажиров, зрителей, участников различных мероприятий) о наличии в воздухе опасных химических веществ и порядке действий при эвакуации;
проведение химической разведки и контроля с целью определения группы и идентификации примененного АХОВ;
проведение эвакуационных мероприятий, включая эвакуацию пострадавших;
встреча прибывающих подразделений сил гражданской обороны, уточнение стоящих перед ними задач.
3. Приемы и способы выполнения задач в условиях заражения местности биологическими средствами
Биологическое заражение окружающей среды осуществляется возбудителями инфекционных болезней и токсинами с коротким или длительным инкубационным периодом, устойчивых к неблагоприятным факторам окружающей среды, обладающих универсальными механизмами распространения возбудителей во внешней среде и путями его проникновения в организм.
Заражение местности и водоемов возможно при распространении культур микроорганизмов путем их рассыпания или разлива.
Заражение воздуха путем диспергирования биологических рецептур в закрытых помещениях и на открытых площадках будет направлено на ингаляционное поражение людей.
Заражение пищевых продуктов биологическими средствами (БС) возможно на объектах пищевой и молочной промышленности, объектах общественного питания, на складах готовой продукции и в организациях их реализующих.
В качестве мест развития данной ЧС наиболее вероятны места массового скопления людей в закрытых помещениях (на станциях и в вагонах метрополитена, салонах автобусов, трамваев, поездов, самолетов, в зданиях спортивного, торгового, развлекательного и лечебно-профилактического назначения) и на открытом пространстве (на стадионах, рынках, площадях, парках отдыха и т.д.)
Личный состав сил, участвующий в ликвидации чрезвычайных ситуаций биологического характера, в зоне биологического заражения при обеззараживании источника заражения и при эвакуации людей использует средства индивидуальной защиты.
Установление типа БС осуществляется лабораторными методами экспресс-анализа в специализированных медицинских учреждениях, предназначенных для решения подобных задач. Доставка проб осуществляется личным составом подвижных комплексов радиационной, химической и биологической разведки и должна проходить в условиях, исключающих возможность рассеивания материалов отобранных проб. После доставки транспорт обеззараживается на специальной площадке, а личный состав проходит полную санитарную обработку.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций биологического характера представляет собой комплекс оперативных специальных мероприятий, осуществляемых с целью максимального ослабления поражения людей, снижения размеров материальных потерь и прекращения действия источника биологических поражающих агентов.
Перечень этих мероприятий в принципе аналогичен тем, которые выполняются при аварии на биологически опасном объекте.
Дополнительными мероприятиями могут быть:
а) в режиме повышенной готовности:
формирование оперативных групп территориального подчинения для выявления биологической обстановки на месте вероятного развития ЧС, специализированных формирований для участия в организации и проведении противоэпидемических мероприятий и оказания помощи обслуживающему персоналу и органам охраны правопорядка в ликвидации чрезвычайных ситуаций биологического характера;
уточнение планов взаимодействия с территориальными комиссиями по ЧС;
оповещение обслуживающего персонала и личного состава органов oxраны правопорядка объекта о возможной чрезвычайной ситуации биологического характера;
усиление наблюдения и контроля за обстановкой в закрытом помещении, а также прилегающих к ним территориях;
перевод обслуживающим персоналом объекта средств индивидуальной защиты органов дыхания в положение «походное»;
подготовка к работе носимых и передвижных приборов биологической разведки и контроля;
приведение в соответствующую степень готовности сил гражданской обороны и РСЧС, уточнение планов их действий и выдвижение в предполагаемый район возможной чрезвычайной ситуации биологического характера.
б) в режиме чрезвычайной ситуации:
уточнение обстановки в зоне ЧС и принятие решения о привлекаемых силах;
организация взаимодействия с оперативным штабом по управлению ликвидации ЧС;
оповещение населения, обслуживающего персонала и личного состава органов охраны правопорядка о биологическом заражении;
проведение неспецифической биологической разведки и контроля с целью установления факта применения БС, установление токсономической группы БС, прогнозирование зоны биологического заражения;
обеспечение населения в зоне ЧС средствами индивидуальной защиты органов дыхания;
эвакуация населения на незараженные территории (при отсутствии необходимости введения карантина или обсервации);
оказание первой медицинской и доврачебной помощи пораженным в результате ЧС;
локализация места вылива (выброса) БС;
осуществление контроля состояния воздуха и поверхностей, подвергшихся заражению биологическими поражающими агентами, после удаления продуктов обеззараживания;
проведение специальной обработки средств индивидуальной защиты, обмундирования и техники, а также санитарной обработки спасателей, участвовавших в локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций биологического характера;
проведение дезинфекции участков местности, внутренних и наружных поверхностей зданий, сооружений и техники;
контроль полноты дезинфекции;
проведение санитарной обработки населения, выведенного из зоны биологического заражения, обслуживающего персонала и личного состава сил гражданской обороны, участвовавших в проведении работ в зоне биологического заражения.
В общей системе защитных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций биологического характера, важное место занимают режимно-ограничительные мероприятия в зонах поражения.
Они организуются и проводятся с участием формирований в целях предупреждения выноса и последующего распространения инфекций за пределы зон биологического поражения и представляют собой комплекс режимных, ограничительных и медицинских мероприятий, которые в зависимости от эпидемиологических особенностей инфекции и сложившейся эпидемической и биологической обстановки подразделяются на обсервацию и карантин.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ
Вопрос 1.
Меры инженерной и радиационной защиты на радиационно-опасном объекте проводятся в интересах:
Варианты ответов:
1. персонала объекта и населения, проживающего вблизи этого объекта (для АЭС в пределах 30 км).
2. Сил и средств ГО.
3. Только персонала объекта.
Вопрос 2.
Для обнаружения наличия и типа АХОВ на местности проводится:
Варианты ответов:
1. Химическая разведка.
2. Воздушная разведка.
3. Инженерная разведка местности.
Вопрос 3.
Что называется «Карантином»?
Варианты ответов.
1. комплекс организационных, режимных, административно-хозяйственных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на полную изоляцию эпидемического очага особо опасных инфекций, очага биологического (бактериального) заражения и последующую, полную ликвидацию инфекционных заболеваний в нем.
2. система мер по медицинскому наблюдению в условиях изоляции за лицами, находившимися в контакте с больными карантинными инфекциями или выезжающими из пределы очага карантинной болезни.
3. комплекс специальных мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей инфекционных и паразитарных болезней в окружающей среде физическими, химическими и биологическими методами и средствами.
|