Маченин Андрей Александрович, аспирант-медиапедагог, член ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, ведущий инженер управления мультимедийных технологий ФГБУ «Объединённая редакция МЧС России» г. Москва +79153845915 machenin@yandex.ru
Движение «Школа безопасности» История, итоги, перспективы !
Уже больше года в ежедневном эфире на телеканале МЧС 112 мы готовим новости. Всё самое актуальное, оперативное и чрезвычайно важное о жизни и деятельности МЧС России. За год непрерывного освящения ключевых событий в России и за рубежом мы сформировали предпосылки к созданию профессиональной корреспондентской сети из оперативных сотрудников городских, областных, региональных и федеральных подсистема управления информации чрезвычайного министерства России. Параллельно организовывали методические журналистские курсы, разрабатывали практико-теоретические рекомендации по производству и оформлению профессиональных информационно-документальных медиаматериалов для проблемных отделений УИ МЧС России, что в свою очередь, позволило нам на порядок увеличить качественный уровень телевизионно-журналистской работы и расширить область информационно-документального охвата по многим направлениям работы сил и средств МЧС России. Основные направления новостных сюжетов, в приоритетном понимании, у нас сформировались достаточно быстро. Они охватывают не только тематические вопросы, связанные с деятельностью в рамках территорий Российской Федерации, но и организационным учебно-тренировочным, спасательным, санитарным, гуманитарным и другим мероприятиям по всему миру.
Одно из самых важных и сложных, с точки зрения техники, технологии и методики информационно-документального производства, на наш взгляд, было и остается работа по освящению направлений деятельности сотрудников МЧС России связанных с детьми, школьниками, кадетами, студентами, курсантами, а также непосредственной деятельностью учителей ОБЖ, воспитателей кадетских учреждений, руководителей военно-патриотических кружков, преподавателей системы общего и дополнительного образования. Согласно анализу всего присылаемого нам в редакцию телевизионно-новостного медиаконтента можно с уверенностью утверждать, что самыми популярными и актуальными освящаемыми темами являются:
- Учебно-тренировочные предупредительные мероприятия, организованные силами местного управления МЧС России в дошкольных, средних и высших учебных заведениях страны с целью тренировки и непосредственному обучению действиям при всевозможных ЧС природного и техногенного характера;
- «150 дней открытых дверей» - Местные силы всевозможных чрезвычайно-оперативных групп МЧС России устраивают экскурсии школьникам и студентам по расположением своих частей. Знакомят ребят с особенностями своих опасных, но очень интересных профессий, техническим движимым (автомобили, робототехника) и индивидуально-подручным спасательным оснащением (водолазное и горноспасательное снаряжение, пневматическое и газодымозащитное спасательное оборудование);
- Движение «Школа безопасности» одно из самых масштабных детско-юношеских движений в мире. Каждый год оно привлекает более двух миллионов участников только в нашей стране. Основные цели и задачи движения сориентированы на:
- пропаганду и популяризацию среди молодежи здорового и безопасного образа жизни;
- проверку уровня и качества практической подготовки участников по программам курса "Основы безопасности жизнедеятельности";
- совершенствование форм и методов подготовки участников к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях, по оказанию само-, взаимопомощи;
- формирование общественного мнения в поддержку окружных детско-юношеских движений «Школа безопасности», «Юный водник» и «Юный спасатель» и вовлечения в них возможно большего числа подростков;
- популяризацию профессии «спасатель», «пожарный» и т.д.;
- повышение патриотического воспитания молодежи;
- спортивную подготовку молодёжи, пропаганду здорового образа жизни.
Мы получаем очень много электронных писем, комментариев к новостным видеороликам от родителей, воспитателей и учителей систем общего и дополнительного образования с просьбой подробнее рассказать об организации подобных соревнований в их регионе, правилах и требованиях к ребятам для участия и параметрах основных дисциплин и структурных стандартах этапов, организуемых в рамках движения «Школа безопасности» в нашей стране и за рубежом.
Историческая справка: В 1994 году при активном содействии МЧС России было основано Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности». ВДЮОД «Школа безопасности» является общественной организацией, которая занимается практической деятельностью в целях формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности. Официально движение зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации в 1998 году (перерегистрировано 23.12.2002г. регистрационный номер 1027746003405).
Движение было создано в целях консолидации усилий в решении проблем формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, получения практических навыков действий в чрезвычайных, опасных и негативных ситуациях природного, техногенного, социального, криминогенного и медико-биологического характера, совершенствования гражданско-патриотического, морально-психологического и физического воспитания участников движения, пропаганды и популяризации среди молодежи здорового образа жизни. В настоящее время Движение объединяет свыше 200 000 активных участников из всех регионов России и функционирует в 80 субъектах Российской Федерации.
С 2001 года Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности» включено в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений России, пользующихся государственной поддержкой. С 2010 года соревнования, проводимые в рамках Движения «Школа безопасности», признаны видом спорта «Многоборье спасателей МЧС России» и включены во Всероссийский реестр видов спорта. Одним из важных направлений деятельности движения является популяризация деятельности поисково-спасательных формирований и помощь в работе по подготовке для них резерва путем участия в создании и функционировании кадетских корпусов, школ, классов, кружков и секций «Юный спасатель».
В рамках Движения ежегодно на муниципальном, региональном, межрегиональном, всероссийском, а с 2012 года и на международном уровнях проводятся соревнования «Школа безопасности» и полевые лагеря «Юный спасатель», которые позволяют охватить широкие слои учащихся, привить им практические знания, умения и навыки безопасного поведения в различных чрезвычайных и опасных ситуациях. В настоящее время эти мероприятия организуются и проводятся в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10 2005г. № 795.
Место проведения: Соревнования «Школа безопасности» проводятся на природной территории или в техногенных городских условиях. Как правило, сюда входят территории детских спортивных лагерей, домов отдыха, городских и загородных лесопарковых зон, а также специально оборудованных учебно-тренировочных спортивных и экспериментальных площадках.
Участники соревнования: В слёт-соревнованиях «Школа безопасности» принимают участие команды разных возрастных групп школьников, точнее ребята среднего и старшего школьного возраста. Команды обязательно должны быть смешанными, не менее одного мальчика или девочки в команде, соответственно. На соревнование выставляются 2 команды (по одной для каждой из возрастных групп):
- возраст участников команды младшей возрастной группы 13-14 лет ;
- возраст участников команды старшей возрастной группы 15-16;
Состав команды: 1 руководитель, 1 заместитель руководителя (оба старше 18 лет), 8 участников (из них не менее 2 девушек).
Обязательные требования для участия: Команды должны иметь обязательное групповое и личное снаряжение, необходимое для прохождения этапов соревнования, спортивную форму одежды, закрывающую колени и локти, эмблему команды, флаг школы (района) и девиз команды.
Каждый участник соревнований должен уметь:
- ориентироваться на местности;
- оказывать первую медицинскую помощь в экстремальных ситуациях;
- обладать навыками по прикладной физической культуре;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты;
Должны знать:
- основные теоретические положения курса ОБЖ в объеме пройденного материала;
- основы выживания в различных условиях.
Набор элементов, включенных в программу соревнований:
1. Поисково-спасательные работы на акватории:
- передвижение на плавсредстве;
- использование спасательного круга;
- использование спасательного конца Александрова.
2. Поисково-спасательные работы в природной среде:
- преодоление естественных препятствий с использованием альпинистского снаряжения;
- ориентирование на местности;
- транспортировка пострадавшего;
- оказание первой медицинской помощи;
- движение по сложному рельефу;
- туристические узлы.
3. Поисково-спасательные работы в условиях ЧС техногенного характера:
- использование легкого защитного костюма Л1;
- использование противогаза;
- работа в средствах индивидуальной защиты;
- транспортировка пострадавшего.
Порядок определения результатов: Общекомандное место определяется по наименьшей сумме мест – баллов (очков), набранных командой в видах «Комбинированная дистанция», «Комбинированные силовые упражнения» и «Комплекс стенгазет». В случае равенства мест предпочтение отдается команде, показавшей лучший результат в виде «Комбинированная дистанция». В случае равенства этого показателя, более высокое место занимает команда, показавшая лучший результат в виде КСУ.
Награждение: Команды, занявшие 1-3 места в комплексном зачете соревнований, награждаются дипломами, медалями, кубками и призами.
В программу соревнований входит:
1. «Полоса препятствий»
2. «Комбинированная пожарная эстафета»
3. «Комбинированное силовое упражнение»
4. «Поисково-спасательные работы»
5. «Пожарно-тактическая полоса»
6. «Маршрут выживания»
7. «Организация быта в полевых условиях»
8. «Конкурсная программа» (подробная информация в сноске 1)
Кроме этого, программой соревнований должны быть предусмотрены экскурсии, культурно-развлекательные мероприятия, а также товарищеские встречи команд по футболу, волейболу, баскетболу, стрельбе и другим видам спорта. При проведении школьных соревнований в программу включается не менее 3-х видов соревнований и 2-х конкурсов из конкурсной программы. При проведении муниципальных соревнований в программу включается не менее 4-х видов соревнований, в том числе «Поисково-спасательные работы» и «Конкурсная программа» в полном объеме. При проведении региональных, межрегиональных и Всероссийских соревнований в программу включаются 7 видов соревнований, в том числе либо «Комбинированная пожарная эстафета», либо «Пожарно-тактическая полоса».
Порядок подготовки и проведения соревнований
Подготовка и проведение соревнований возлагается на организационные комитеты, состоящие из представителей образовательного учреждения, органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуациях и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления, территориальных органов МЧС России, органов управления образованием, филиалов и отделений Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности», центров и станций «Юных туристов».
Состав организационного комитета, время, место, порядок подготовки и проведения соревнований, а также смета расходов утверждаются соответствующим приказом. Непосредственное проведение соревнований возлагается на судейскую коллегию. Комплектование судейской коллегии осуществляется из представителей образовательных учреждений, органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуациях и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления, территориальных органов МЧС России, органов управления образованием, центров и станций «Юных туристов», поисково-спасательных и пожарных подразделений и частей, а также представителей команд. Персональный состав судейской коллегии и порядок ее работы утверждает организационный комитет. В состав судейской коллегии входят главный судья соревнований, заместитель главного судьи по безопасности, секретарь соревнований, судьи по видам соревнований, судьи на этапах, врач, комендант. На региональных, межрегиональных и Всероссийских соревнованиях для осуществления приема и проверки заявок, а также сведений об участниках создается мандатная комиссия, возглавляемая представителем организационного комитета. В состав мандатной комиссии включаются также заместитель главного судьи по безопасности, секретарь соревнований.
Соревнования проводятся в соответствии с Примерной программой соревнований (Приложение 1).
Финансирование и условия приема команд
Проезд до места проведения соревнований и обратно, питание в пути следования, обеспечение команд и участников необходимым снаряжением производятся за счет средств, выделяемых направляющими организациями. Расходы по организации питания участников соревнований и проведению мероприятий программы соревнований несут проводящие организации.
Порядок и сроки подачи заявок
Предварительные заявки (приложение 3) на участие команд в соревнованиях подаются не позднее 15 дней до их начала:
в школьных соревнованиях – классным руководителем – директору школы;
в муниципальных соревнованиях – директором школы – в орган управления образованием муниципального образования;
в региональных соревнованиях – органом управления образованием муниципального образования по согласованию с органом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органе местного самоуправления – в главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации;
в межрегиональных соревнованиях – главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации по согласованию с органом управления образованием субъекта Российской Федерации – в региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
во Всероссийских соревнованиях – главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации – в Департамент гражданской защиты МЧС России. Заявка согласовывается с органом управления образованием субъекта Российской Федерации и утверждается региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Руководитель команды по прибытии к месту соревнований представляет в мандатную комиссию следующие документы:
заявку, заверенную медицинским учреждением по установленной форме (Приложение 4);
выписку из приказа органов управления образованием о направлении команды на соревнования;
командировочные удостоверения и паспорта представителя и заместителя команды, свидетельства о рождении или паспорта участников соревнований;
полисы медицинского страхования;
справки из образовательного учреждения по установленной форме (Приложение 5) для участников, не имеющих паспорта.
Формы-справки необходимые для участия в «Школа безопасности» (Приложения 1-5) http://www.83.mchs.gov.ru/info/detail.php?ID=2764
Глава МЧС России Владимир Пучков провёл встречу с журналистами Российских и зарубежных СМИ на территории РИА Новости
18 декабря 2012 года в пресс-центре РИА Новости прошла итоговая пресс-конференция министра МЧС России Владимира Пучкова, посвященная итогам работы министерства в 2012 году и планам на 2013 год. Отвечая на вопросы журналистов ведущих информационных агентств и центральных СМИ страны, министр особо отметил, что одним из важнейших и перспективных направлений деятельности чрезвычайного министерства является развитие и повсеместное внедрение принципов всероссийского, а с 2012 года теперь и международного, движения «Школа безопасности». Министр подчеркнул, что всероссийское движение «Школа безопасности» объединяет огромное количество разновозрастных школьников. В рамках этого движения проводится большое количество мероприятий, как на природной территории, так и в городских условиях. Министр обратил внимание на то, что при организации подобных слёт-соревнований министерство работает совместно с учебными заведениями и городскими муниципальными образованиями. По славам министра всего через «Школу безопасности» только в 2012 году прошло более 2 2 00 000 школьников, а это значит, что каждый десятый ребёнок получил теоретические знания и практические навыки по правилам безопасного поведения в городской среде и на природе. Ребята на личном примере и в игровой форме изучили вопросы оказания индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях, а также основным приёмам взаимопомощи при водных, горноспасательных, пожарных и других видах непредвиденных экстремальных ситуациях: «Я считаю, что это хорошая школа жизни, потому что ребёнок который прошёл наши полевые лагеря, который изучил все потенциальные опасности, в такой трудной, спартанской обстановке побыв несколько дней в палатке, в полевых условиях обязательно заряжается положительной энергией. Одновременно, на подобных мероприятиях воспитывается чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, уважения к старшим и конечно любви к родине» заявил министр МЧС России Владимир Пучков. Говоря о перспективах на бедующее министр подчеркнул, что в рамках движения «Школа безопасности» министерство на 2013 год запланировало большое количество разнообразных мероприятий. Специалистами-организаторами чрезвычайного министерства, совместно с учителями ОБЖ и преподавателями-практиками системы дополнительного образования, а это руководители и преподаватели городских, областных и региональных систем ДОСААФ, военно-патриотических кружков, музейно-просвятительских, и спортивно-досуговых организаций как юный спасатель, пожарный, восводовец, разрабатываются, в дополнении к существующим маршрутным сценариям «Школы безопасности», ещё более живописные маршруты для соревнований по спортивному ориентированию на природной и техногенной местности, по технике и технологии пешеходного туризма. Организуются ещё более интересные и сложные маршрутам выживания в городских условиях и на природе. Кроме этого, программой соревнований должны быть предусмотрены культурно-развлекательные мероприятия, а также товарищеские встречи команд по футболу, волейболу, баскетболу, стрельбе и другим видам спорта. В планах разработчиков и организаторов мероприятий по проекту «Школе безопасности - 2013» предполагается проведение большого количества экскурсионных программ по военно-патриотическим музеям, а также музеям пожарно-спасательных организаций. В каждом регионе России запланированы школьные экскурсионные мероприятия по расположениям и местам дислокации частей пожарных и спасателей чрезвычайного министерства. Спортивно-тренировочным базам горноспасателей, водолазов, скалолазных и кинологических служб МЧС России. Важной ремаркой министра было заявление о межгосударственной и международной составляющей проекта «Школе безопасности», так как, опыт 2012 года показал, что участие в проекте возможно не только российской школьной аудитории, но и детей из ближнего и даже дальнего зарубежья: «В этом году в Московской области мы правели первое международное слёт-соревнование движения «Школа безопасности». Учувствовали в соревнованиях ребята из различных уголков планеты, география участников охватила 15 стран мира. Параллельно мы проговорили и отработали многие организационные межгосударственные вопросы взаимодействия развитых стран мира при работе с молодежью» подчеркнул министр МЧС России.
Глава МЧС России Владимир Пучков проведет Всероссийский открытый урок «Школа безопасности» и обратился с просьбой в Министерство культуры Минобразования оказать в этом содействие
«Глава МЧС Владимир Пучков сегодня направил письма министру культуры Владимиру Мединскому и министру образования Дмитрию Ливанову с просьбой оказать содействие в проведении Всероссийского открытого урока «Школа безопасности», - сообщила журналистам официальный представитель МЧС России Ирина Россиус.
«События последних лет показывают, что работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности, которая ведется в рамках общеобразовательного процесса, к сожалению, недостаточна. Детей необходимо обучить элементарным правилам поведения в критических ситуациях. Изменяющийся мир требует новых подходов в образовательных процессах и пересмотра уже сложившихся стереотипов»,- отмечает необходимость мероприятия Министр.
«Анализ случившихся трагедий показывает, что наиболее эффективное решение задач по обеспечению безопасности во всех сферах деятельности человека может быть достигнуто за счет формирования культуры безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения в процессе обучения в дошкольных и общеобразовательных учреждениях», - подчеркнул глава МЧС России.
В этом году, 30 апреля в День пожарной охраны, МЧС России планирует провести Всероссийский открытый урок «Школы безопасности». Мероприятие направлено на то, чтобы заинтересовать как взрослых, так и детей, развить и популяризовать безопасный образ жизни. МЧС России на протяжении последних нескольких лет активно развивает движение «Школа безопасности», где каждый ребенок и подросток может приобрести практические навыки основ безопасности жизнедеятельности. В настоящее время в России насчитывается 11 кадетских школ-интернатов «Юный спасатель», 18 кадетских школ «Юный спасатель», 285 классов и более 1500 кружков. В 2012 году на различных уровнях проведено более 17 тысяч соревнований «Школа безопасности», полевых лагерей «Юный спасатель», «Юный пожарный» и «Юный водник», в которых приняли участие более 2 миллионов детей. Общественное детско-юношеское Движение «Школа безопасности» успешно развивается на протяжении 12 лет. Приоритетной задачей которого являются усиление роли и значимости преподавания в школах города курса «Основы безопасности жизнедеятельности». В целях эффективного развития и расширения движения в Москве зарегистрирована общественная некоммерческая организация - Региональное отделение Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности». В своем развитии Движение «Школа безопасности» затрагивает такие важнейшие направления работы как: гражданское и патриотическое воспитание молодежи, популяризация деятельности поисково-спасательных формирований, профессиональная ориентация учащейся молодежи, формирование у обучающихся в государственных образовательных учебных заведениях правил поведения и выработки психологической устойчивости при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций и происшествий. [6]
В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют 11 кадетских школ-интернатов «Юный спасатель», 18 кадетских школ «Юный спасатель», 285 классов и более 1500 кружков (секций) «Юный спасатель».
В целях вовлечения большего количества детей в мероприятия по безопасному поведению в различных условиях в 1994 году основано детско-юношеское движение «Школа безопасности». Движение объединяет более 400 отделений и филиалов, которые созданы во всех 83 субъектах Российской Федерации.
В рамках государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы при поддержке МЧС России в 2012 году проведено на различных уровнях более 17,5 тыс. соревнований «Школа безопасности», полевых лагерей «Юный спасатель» и «Юный пожарный», в которых приняло участие около 2,2 млн. детей, в том числе проведены девять межрегиональных соревнований «Школа безопасности» и полевых лагерей «Юный спасатель» во всех федеральных округах и г. Москве.
Победители межрегиональных соревнований приняли участие в XI Всероссийском полевом лагере «Юный спасатель», прошедшем с 20 по 26 июля 2012 г. в Республике Мордовия. Также с 1 по 4 августа с.г. проведен III Всероссийский полевой лагерь «Юный спасатель» (пожарный) в Среднеахтубинском районе Волгоградской области, с 14 по 19 августа – II Всероссийский полевой лагерь «Юный спасатель» (водник) в Республике Мордовия.
В период с 16 по 22 августа 2012 г. на базе «Пансионата «Солнечный» МЧС России» проведены I Международные соревнования «Школа безопасности».
В соревнованиях приняли участие команды: Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Польши, России, Украины и Эстонии, общей численностью участников 110 человек. Российскую Федерацию представляла команда из Республики Марий Эл.
Соревнования проводились по четырем спортивным видам («Пожарная эстафета», «Кросс-эстафета 4х1000 м», «Поисково-спасательные работы на акватории», «Маршрут выживания») и двум творческим конкурсам («Газета» и «Визитная карточка»). В период проведения соревнований были организованы показы спасательной и пожарной техники, снаряжения, а также экскурсии по историческим местам г. Москвы.
По итогам соревнований в общем зачете призовые места распределились следующим образом: 1 место – Россия; 2 место – Украина; 3 место – Казахстан.
С 24 по 30 августа команда из Ростовской области представляла Россию на 7 Международном слете «Школа безопасности» в Украине и заняла 2 место.
С 17 по 23 сентября 2012 года в X Международном слете «Юных пожарных и спасателей» на базе Национального детского образовательно - оздоровительного центра «Зубренок» Республики Беларусь, Российскую Федерацию представляла команда Республики Марий Эл. Соревнования проводились по номинациям: «Пожарная эстафета», «Спортивная эстафета» (Лапландия), «Сводные полевые учения», «Медицинская подготовка», «Визитная карточка» и «Газета» во всех номинациях Российская Федерация заняла первые места.
В качестве заключения остановимся на, возможно, самых главных вопросах по рассматриваемой теме нашей статьи. Многие учителя и педагоги системы общего и дополнительного образования, после прочтения материала статьи, совершенно справедливо захотят также организовать участие своих подшефных классов в международном слёт-соревновании «Школа безопасности - 2013», но возникает множеством вопросов, важнейшие из них: «Где посмотреть или к кому обратиться за информацией о сроках проведения «Школа безопасности - 2013» в их регионе России? Каковы условия и правила конкурсов? Могут ли они, напрямую, посылать свои заявки на участие в таких мероприятиях, куда им звонить или к кому писать?»
Уважаемые учителя, читатели журнала «ОБЖ», если у вас возникли какие дополнительные вопросы, даже в далёких регионах нашей родины, вы смело можете задать их напрямую мне, написав письмо по электронно-редакционной почте МЧС России machenin@yndex.ru с пометкой «ШБ-2013»». Выясним, поможем, сориентируем и скоординируем!
Дерзайте друзья!
Список литературы
1) Диссертация к. пед. наук В.Н. Латчук 2001 год: Учебно-методический комплекс как средство подготовки школьников по основам безопасности жизнедеятельности в условиях детско-юношеского движения «Школа безопасности»
2) Сайте «Школа безопасности» http://school-bez.ucoz.ru/
3) ГУ МЧС России по НАО (www.83.mchs.gov.ru)
4) Межведомственный портал детской безопасности ГУ МЧС России «Спас-Экстрим» http://www.spas-extreme.ru/school_safe
5) Первенство СВАО Школа Безопасности среди учащихся СВАО г. Москвы - http://www.ducsever.ru/activity/voenno-patrioticheskoe/shkola-bezopasnosti-2012-2013
6) ФГБУ Объединенная редакция МЧС России
Сноска 1
Список сокращений:
максимальная оценка - МО
зачетная маршрутная книжка - ЗМК
контрольное время - КВ
контрольных пунктов - КП
Условия проведения соревнований по видам
1. «Полоса препятствий»
В соревнованиях участвует команда из 5 человек (из них не менее 2 девушек). Победитель определяется по наименьшей сумме времени прохождения и штрафных баллов, переведенных во время из расчета 1 балл = 30 сек (Цена 1 балла может корректироваться в зависимости от среднего времени прохождения дистанции). В случае равенства результатов победитель определяется по меньшей сумме штрафных баллов. За 10 минут до старта участники проходят предстартовую проверку.
Прохождение этапов сквозное.
Участники должны быть в спортивной форме, закрывающей локти и колени, иметь брезентовые рукавицы, спортивную обувь без металлических шипов, каску.
Этапы вида соревнований «Полоса препятствий»
- Переправа по качающимся перекладинам
Вариант 1: горизонтальные свободно подвешенные, перекладины, на высоте 2-2,5 м, расстояние между перекладинами до 0,5 м, длина этапа 5-7 м. Участники при переправе держатся за них руками.
Вариант 2: перекладины на высоте 20-30 см. Участники переступают по ним ногами.
- Движение по подвесному бревну.
Бревно свободно подвешено на высоте 30 см. Длина бревна 5-7 м, толщина 20-30 см.
- «Бабочка»
Пройти по нижней горизонтальной веревке, держась за верхнюю. Длина этапа 15-20 м. Верхняя веревка закреплена концами к опорам на высоте 1,5-2 м и серединой за середину нижней веревки.
- «Паутина»
Преодолеть препятствие по горизонтально, вертикально или наклонно натянутым не закрепленным между собой веревкам. Длина этапа 15-20 м.
- Переправа по горизонтальной веревке. Длина этапа 15-20 м.
Преодолеть препятствие с помощью рук и ног, не нагружая судейскую страховку
- Снятие и установка палатки
После старта команда снимает палатку, складывает её, стойки и колышки. Перед финишем – устанавливает палатку. На исправление замечаний команде даётся 30 сек, после чего нарушения штрафуются.
- Подъем по склону с использованием перил (самостраховка схватывающим узлом)
- Спуск по склону с использованием перил (самостраховка схватывающим узлом)
- Траверс склона
10. Движение по узкому лазу. Длина этапа до 10 м. Ширина лаза – 60 см, высота – 40 см.
За превышение контрольного времени этапа команда штрафуется. Штрафное время определяется в зависимости от предлагаемого времени прохождения дистанции в интервале 10-30 сек. При совпадении результатов команд, претендующих на призовые места, предпочтение отдается команде, имеющей меньшую сумму штрафных баллов за прохождение этапов.
2. «Комбинированная пожарная эстафета»
В эстафете участвует команда из 4 юношей. Все снаряжение и инструменты сложены на площадке перед началом этапа.
В ходе эстафеты участники выполняют следующие нормативы:
- Прокладка рукавной линии длиной 40 м со стволом «Б» с преодолением бревна (бума);
- Вязка двойной спасательной петли с надеванием ее на «спасаемого»;
- Преодоление забора;
- Надевание боевой одежды и снаряжения пожарного, ликвидация огня горящей жидкости на противне с помощью огнетушителя.
Площадка для проведения эстафеты должна иметь не менее 2-х дорожек 100 м длиной и 2 м шириной.
На дорожке устанавливаются (укладываются):
2 напорных рукава;
бревно (бум) на высоте 1 м длиной 8 м, шириной 18 см;
спасательная веревка 30 м;
забор высотой 1,7 м и шириной 2 м.
комплект боевой одежды и снаряжения;
противень длиной 1,5 м и шириной 1 м, высота борта 20 см с горящей жидкостью;
2 огнетушителя.
Для проведения соревнования может использоваться площадка для проведения соревнований по преодолению 100 м полосы препятствий, дооборудованная соответствующими образом.
Максимальная оценка эстафеты – 500 баллов, которые присуждаются команде, выполнившей все нормативы и показавшей лучшее время. Командам, занявшим 2, 3 и последующие места (по времени) начисляется на 10 баллов меньше за каждое последующее место. За каждый невыполненный норматив команды штрафуются 100 баллами. Победитель определяется по наибольшей сумме набранных баллов.
3. «Комбинированное силовое упражнение»
В соревнованиях участвует команда из 6 человек (из них не менее 2 девушек).
Юноши выполняют комбинации элементов: подтягивание, поднимание ног к перекладине. Порядок выполнения элементов комбинации выбирается участником самостоятельно. Учитывается количество правильно выполненных комбинаций. При выполнении последней комбинации возможно зачтение дробного результата. Девушки выполняют упражнение «Сгибание туловища» из положения лежа на спине, ноги согнуты, руки за головой. Контрольное время выполнения упражнения одной участницей – 2 минуты. Засчитывается количество правильно выполненных упражнений (вверху – до касания коленей локтями сцепленных за головой рук, внизу – до касания лопатками пола). Результат команды определяется суммой результатов всех участников, команда-победитель определяется по наибольшей сумме.
4. «Поисково-спасательные работы»
Состав команды – 6 участников (из них не менее 2 девушек). Участники работают на дистанции самостоятельно, без представителя команды. Снаряжение команды и участников, порядок действий сообщается капитанам команд за 1 час до старта.
Перед стартом команда проходит предстартовую проверку, на которой проверяется:
минимальное личное и групповое снаряжение и медаптечка по списку;
знание границ полигона (любой участник по выбору судьи);
действия команды в аварийной ситуации (капитан).
При отсутствии любого предмета (по спискам) или незнании границ полигона и действий в аварийной ситуации команда штрафуется и выпускается на старт только после полного выполнения вышеуказанных требований. Старт при этом не откладывается. Предстартовая проверка проводится за 10 минут до старта. На старте командам выдается зачетная маршрутная карточка (далее – ЗМК), где указаны последовательность прохождения этапов и выполнения заданий, контрольное время (далее – КВ) работы на этапах и всей дистанции. Прохождение этапов и контрольных пунктов (далее – КП) командное, начало выполнения работ на этапах только по прибытию последнего участника. На некоторых этапах команда может быть разбита на группы. Победитель определяется по наибольшей сумме баллов, набранных на всей дистанции. В случае равенства баллов, победитель определяется по наибольшей сумме баллов на приоритетных этапах, объявленных представителям и капитанам команд до старта. Команде разрешается использовать дополнительное снаряжение (если это не противоречит условиям выполнения задания). Это снаряжение должно быть заявлено до старта и допущено к использованию заместителем главного судьи по безопасности.
На дистанции команды выполняют задания, входящие в вид соревнований «Организация быта в полевых условиях».
Этапы и задания вида соревнований «Поисково-спасательные работы»
- Действия в районе аварии с утечкой аварийно химически опасных веществ МО – 26 баллов
После получения судейской информации об угрозе поражения АХОВ и времени подхода зараженного облака команда оценивает обстановку и, используя подручные средства защиты органов дыхания, выходит из зоны заражения.
- Оказание доврачебной помощи, изготовление транспортировочного средства и транспортировка пострадавшего МО – 30 баллов
Участники команды берут на выбор карточку с заданием у судьи. В карточке указывается вид травмы и имеются теоретические вопросы. Участники имитируют процесс оказания доврачебной помощи, отвечают на теоретические вопросы. Затем команда изготавливает из подручных материалов носилки и транспортирует «пострадавшего»
- Спасательные работы на воде.
Возможны три варианта выполнения задания в зависимости от местных условий, характеристики водоема, погодных условий:
- подплыть на лодке к «утопающему», втащить его в лодку и доставить на берег МО – 50 баллов
- бросить спасательный круг (пояс) в зону «утопающего» МО – 20 баллов
- бросить спасательный конец Александрова в зону «утопающего» МО – 20 баллов
- Оказание доврачебной помощи пострадавшему на воде МО – 10 баллов
Команда оказывает медицинскую помощь «пострадавшему» на воде (участник команды по ее выбору) при условии, что его уже вытащили на берег
- Передвижение с соблюдением правил дорожного движения МО – 10 баллов
Команда проходит указанный маршрут с соблюдением правил дорожного движения. Возможны вопросы участникам по ПДД пешеходов и велосипедистов (по карточкам)
На дистанции предполагается использование командой для выполнения поставленных задач следующих видов ориентирования:
движение по легенде;
Команда движется без карты по «легенде» с указанием азимутов, расстояний, характера рельефа, местных предметов, проходя через КП (в том случае, если она идет правильно)
движение по обозначенному маршруту
Команда движется по обозначенному на карте маршруту, проходя через КП, установленные на местности, но не обозначенные на карте, фиксирует их проколом компостера или записывает шифр КП. Максимальная оценка при движении при использовании вышеперечисленных видов ориентирования определяется в зависимости от количества контрольных пунктов на маршрутах.
5. «Пожарно-тактическая полоса»
Состав команды, преодолевающей полосу – 7 человек (из них не менее 2-х девушек). Дистанция полосы разбита на два участка. Первый участок преодолевает группа в составе 4 участников (не менее одной девушки), второй – группа в составе 3 участников (не менее одной девушки).
Победитель определяется по наименьшей сумме времени прохождения и штрафных баллов, переведенных во время из расчета 1 балл = 15 сек.
Передаваемой эстафетой является пожарный ствол.
Форма одежды: куртки и брюки, головные уборы.
Последовательность выполнения:
На линии старта выстраивается вся команда.
Со старта первая группа преодолевает препятствия, вторая бежит к линии передачи эстафеты.
Первая группа преодолевает следующие препятствия:
1. «Забор» – преодолевается без упора ногами о стойки и откосы крестовин
2. «Узкий лаз» – преодолевают три участника ползком друг за другом в следующей последовательности: мальчик – девочка – мальчик.
3. «Завал» – первый участник, преодолевший «мышеловку», подползает к завалу в виде щита и подает звуковой сигнал (стук любым твердым предметом о внутреннюю сторону щита). Четвертый участник, услышав сигнал, поднимает щит параллельно земле и подставляет под него с двух сторон страхующие стойки. Помогает выбраться из-под завала первому, второму и третьему участнику группы. До установки стоек выходить из «мышеловки» группа не имеет права.
4. Подъем по лестнице – палке на «крышу дома» и спуск с неё. Угол наклона лестницы к стене домика не должен быть меньше 30 градусов.
5. Передача эстафеты – пожарного ствола второй группе. После этого первая группа передвигается на линию ствольщика.
Вторая группа:
1. После приёма эстафеты поднимается и спускается по веревке с узлами. При спуске на веревке находится только один участник.
2. «Бревно» – члены группы берут два рукава в скатках и идут по бревну. При падении с бревна участник вновь начинает движение по нему.
3. Смыкают головки рукавов между собой и бегут до разветвления (смыкание рукавов можно производить с момента выхода к бревну), подсоединяют один конец рукавной линии к нему, у разветвления остается один член группы.
4. Другой конец рукавной линии на месте или в движении до линии ствольщика подсоединяется к пожарному стволу. От разветвления до линии ствольщика пробегают два участника. Один из них (ствольщик) готовится к поражению мишени водой из пожарного ствола, другой (подствольщик) помогает ему.
5. Приготовившись к поражению мишени, «ствольщик» дает команду «Подать воду» третьему участнику группы, оставшемуся у разветвления. Третий участник открывает вентиль разветвления, подавая воду в рукавную линию. Ствольщик направляет струю воды и поражает мишень.
6. До прибытия на линию ствольщика там находятся участники первой группы, которые до момента появления воды из ствола не имеют права вмешиваться в действия второй группы. По появлении воды из ствола участники первой группы могут помогать выпрямлять рукавную линию и устранять изгибы.
6. «Маршрут выживания»
В соревнованиях участвует вся команда – 8 человек (из них не менее 3 девушек) под руководством представителя команды и его заместителя.
Соревнования проводятся в форме кросс - похода, с выполнением заданий на маршруте. На старте командам выдается зачетная маршрутная книжка (далее – ЗМК), где могут быть указаны: последовательность прохождения этапов и выполнения заданий, контрольное время (далее – КВ) работы на этапах и на дистанции каждого дня.
На отдельных участках маршрута команде могут быть предложены задания для самостоятельного выполнения (при отсутствии представителя). При этом команду может сопровождать судья-посредник (заместитель представителя другой команды).
Снаряжение команды и участников – в соответствии с Приложением 2 к положению об организации и условиях проведения соревнований. В зависимости от условий выполнения заданий часть снаряжения команды может быть запрещена к использованию. Команде разрешается использовать дополнительное снаряжение (если это не противоречит условиям выполнения задания). Это снаряжение должно быть заявлено до старта и допущено к использованию заместителем главного судьи по безопасности.
Победитель определяется по наибольшей сумме баллов, набранных за выполнение заданий на всей дистанции. В случае равенства баллов победитель определяется по наибольшей сумме баллов на приоритетных этапах, которые будут сообщены представителям и капитанам команд до старта.
Перед стартом команда проходит предстартовую проверку, на которой проверяется:
минимальное личное и групповое снаряжение и медаптечка по списку;
знание границ полигона (любой участник по выбору судьи);
действия команды в аварийной ситуации (капитан).
При отсутствии любого предмета (по спискам) или незнании границ полигона и действий в аварийной ситуации команда штрафуется и выпускается на старт только после полного выполнения вышеуказанных требований. Старт при этом не откладывается. Предстартовая проверка проводится за 10 минут до старта.
Команда допускается к работе на этапах (если это не оговорено в технической информации) только в полном составе.
Команда любым способом определяет направление на север или азимут на указанный объект без использования компаса. Результат капитан заносит в ЗМК и сообщает судье под роспись
Получив азимут и длину хода, команда движется к указанной точке. При выходе на финиш этапа капитан записывает в ЗМК номер вешки и сообщает его судье под роспись
Переправиться на другой берег, идя по нижней веревке и держась за верхнюю, используя самостраховку
1. Укладка бревна и переправа по нему МО – 60 баллов
Команда укладывает бревно через препятствие и переправляется на другой берег
14. Навесная переправа МО – 40 баллов
- самостоятельное наведение перил и организация переправы оценивается большей МО
Команда выбирает варианты выполнения задания (команда может самостоятельно навесить перила, либо использовать судейские) в указанном судьей коридоре и организует переправу участников. Рюкзаки переправляются отдельно от участников
15. Подъем по склону с использованием перил (самостраховка схватывающим узлом) МО –30 баллов
16. спуск по склону с использованием перил (самостраховка схватывающим узлом) МО – 60 баллов
Команда выбирает варианты выполнения задания в указанном судьей коридоре (команда может самостоятельно навесить перила, либо использовать судейские).
17. Траверс склона
Выполнение аналогично п.п. 15, 16 МО – 30 баллов МО – 50 баллов
18. Переправа на плавсредствах МО – 20 баллов
Команда, используя лодку, переправляется на другой берег (в указанное судьей место).
На «Маршруте выживания» возможны элементы организации поисково-спасательных работ и непредвиденные ситуации, о которых участники узнают либо перед стартом, либо на маршруте.
На «Маршруте выживания» и других дистанциях соревнований командам ЗАПРЕЩЕНО использование собственных топографических карт, раций, мобильных телефонов, навигаторов и других технических средств связи и ориентирования.
7. «Организация быта в полевых условиях»
Данный вид соревнований заключается в выполнении командой специальных заданий и требований по содержанию в порядке лагеря и кухни, соблюдению правил поведения, гигиены, режимных моментов соревнований.
Начинается с момента открытия соревнований и до их завершения. Организация быта в полевых условиях оценивается по следующим показателям:
- состояние лагеря (правильность размещения лагеря, чистота и порядок, установка палаток, хранение рюкзаков, вещей, сушка одежды, обуви и т.д.);
- состояние кухни и хранение продуктов (оборудование кухни, наличие и порядок хранение топлива; соблюдение мер безопасности, связанных с использованием оборудования, снаряжения, особенно пил, топоров, примусов и т.д., порядок на кухне, чистота групповой и личной посуды, наличие меню; работа завхозов по организации питания).
- соблюдение правил поведения, режимных моментов соревнований;
- соблюдение правил гигиены.
Осмотр совершается судейской бригадой не менее 2-х раз в день.
Команда, допустившая грубые нарушения дисциплины и внутреннего распорядка дня (хулиганство, драки, употребление спиртных напитков) снимается с соревнований. Победитель определяется по наименьшей сумме штрафных баллов, набранных за период проведения соревнований.
8. «Конкурсная программа»
1. Представление команды
Команда в течение 5 минут в любой форме (проза, стихи, песни, пантомима и т.д.) представляет информацию о себе. Музыкальное сопровождение – любой музыкальный инструмент. Технические средства исключаются.
Оценивается:
массовость – до 8 баллов
оригинальность – до 5 баллов
соответствие тематике конкурса – до 5 баллов
качество художественного исполнения – до 15 баллов
2. Конкурс военно-патриотической песни
Команда выступает с песней на военно-патриотическую тему.
Музыкальное сопровождение – любой музыкальный инструмент. Технические средства исключаются.
Оценивается:
оригинальность – до 5 баллов
соответствие тематике конкурса – до 5 баллов
качество художественного исполнения – до 15 баллов
3. Конкурс стенгазет
Стенгазеты оформляются командами на бумаге, предоставленной судейской коллегией (не более двух листов ватмана размером 879 х 540 мм). Остальные оформительские материалы командные. Состав команды – до 3 человек, время работы 2 часа.
Командам предоставляется возможность срочной проявки пленки и печати фотографий. Использование домашних заготовок допускается только в раздел «История команды».
В газете должны быть отражены и оцениваются следующие разделы:
история команды – до 10 баллов
репортаж о соревнованиях – до 10 баллов
критические материалы о соревнованиях – до 10 баллов
свободная тема – до 5 баллов
качество исполнения – до 15 баллов
- Конкурс поваров
От команды в конкурсе участвуют 2 человека (в том числе 1 юноша). Конкурс проводится на «Маршруте выживания». Запрещается использовать консервированные заготовки домашнего приготовления.
Для оценки готовится не менее 2-х блюд из расчета на 3 человека.
Посуда и костровые принадлежности командные.
Результат команды определяется суммой результатов в четырех конкурсах.
Победитель определяется по наибольшей сумме баллов, набранных за период проведения «Конкурсной программы».
Представитель команды, его заместитель в конкурсах не участвуют.