Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Предисловие
§ 1. Природа и характеристика опасностей в техносфере
§ 2. Основные положения теории риска
§ 3. Роль внешних факторов, воздействующих на формирование отказов технических систем
§ 4. Основы теории расчета надежности технических систем
§ 5. Методика исследования надежности технических систем
§ 6. Инженерные методы исследования безопасности технических систем
§ 7. Оценка надежности человека как звена сложной технической системы
§ 8. Организация и проведение экспертизы технических систем
§ 9. Мероприятия, методы и средства обеспечения надежности и безопасности технических систем
§ 10. Технические системы безопасности

§ 11. Правовые аспекты анализа риска и управления промышленной безопасностью

11.1. Классификация промышленных объектов
11.2. Оценка опасности промышленного объекта
11.3. Декларация безопасности опасного промышленного объекта
11.4. Требования к размещению промышленного объекта
11.5. Система лицензирования
11.6. Экспертиза промышленной безопасности
11.7. Информирование государственных органов и общественности об опасностях и авариях
11.8. Ответственность производителей или предпринимателей за нарушения законодательства и нанесенный ущерб
11.9. Учет и расследование
11.10. Участие органов местного самоуправления и общественности в процессах обеспечения промышленной безопасности
11.11. Государственный контроль и надзор за промышленной безопасностью
11.12. Разработка планов по ликвидации аварий и локализации их последствий, а также планов по ликвидации чрезвычайных ситуаций
11.13. Экономические механизмы регулирования промышленной безопасности
11.14. Российское законодательство в области промышленной безопасности
§ 12. Принципы оценки экономического ущерба от промышленных аварий
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Библиографический список



ИНФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ОБ ОПАСНОСТЯХ И АВАРИЯХ



По оценке западных специалистов одно из наивысших достижений демократии - "право общественности на информацию о вредном воздействии" (Community Right-to-Know), внесенное в США в раздел 313 части 111 Закона о поправках к Суперфонду (1986 г.). Эта информация должна включать описание:

- установки - объект потенциальной опасности;
- потенциально опасных видов деятельности, опасных используемых веществ и методов контроля за ними;
- способов оповещения о чрезвычайных ситуациях;
- действий населения, принимаемых в случае чрезвычайных ситуаций;
- известного воздействия на людей в результате происшедших ранее аналогичных аварий;
- мер, которые необходимо принимать в случае поражения в результате аварии.

Рекомендации по определению территории вокруг объекта, на которой население необходимо информировать о нем, могут дать эксперты, проводившие экспертизу опасности. Информация должна периодически повторяться и при необходимости дополняться, обновляться с учетом возможных процессов миграции населения. В странах, где введена процедура декларирования безопасности, указанная информация для опасных промышленных объектов предоставляется в составе декларации безопасности.
Местные власти и администрация должны проверять, насколько такая информация доходит до людей и полно ими понимается. При необходимости принимать меры, направленные на усовершенствование этой работы.

Во время чрезвычайных ситуаций администрация должна информировать население, проживающее вблизи опасного объекта, о развитии аварии, результатах расследования причин возникновения чрезвычайной ситуации и возможном ближайшем или долгосрочном воздействии последствий аварии на население и окружающую среду.