Обучение в современных вузах, особенно на технических специальностях, невозможно без отработки полученных знаний на практике. Поэтому каждое учебное заведение, которое заботится о качестве образования своих выпускников, должно использовать современное учебно-лабораторное оборудование.
Какие задачи ставятся перед такими лабораторными комплексами?
- Упростить и автоматизировать учебный процесс. Учебные стенды, позволяющие студентам самостоятельно выполнять контрольные и лабораторные работы, снимают с преподавателя часть рутинных задач, позволяя ему сосредоточиться на качестве материала. Кроме того, технические средства фиксируют и позволяют отслеживать в динамике результаты студентов, определять и заполнять пробелы в знаниях.
- Дать студентам понимание тех задач, которые появятся перед ними, когда они закончат обучение и начнут работать. Для этого все лабораторное оборудование должно быть современным, спроектированным с учетом достижений науки и техники.
- Смоделировать изучаемые объекты или процессы, в том числе те, которые студент не может увидеть в обычной жизни. Кроме этого, учебные лаборатории позволяют создавать и реальные рабочие ситуации, например, выход оборудования из строя. В этом случае студенты отрабатывают навыки правильного поведения в таких обстоятельствах.
Качественное учебное оборудование обычно можно легко переориентировать под конкретную тему или лабораторную работу. Это позволит учебному заведению сэкономить бюджет. Причем все обслуживание должно быть достаточно простым и понятным, чтобы это могли делать сотрудники учебного заведения. Стенды дополняются методическими комплексами и указаниями по проведению той или иной работы.
Важное требование к качеству оборудования ― соответствие его государственным образовательным стандартам, в идеале ― не только российским, но и международным, чтобы выпускник учебного заведения после его окончания смог продолжить научную деятельность в нашей или любой другой стране. Стенды, программы для них и методические комплексы, как правило, проходят государственную регистрацию.
Кроме того, данное оборудование должно быть качественными и надежными, чтобы избежать срывов учебного процесса в результате его поломки. Если же это все-таки произошло, ремонт должен легко осуществляться силами сотрудников образовательного учреждения.