Началом моего жизненного пути стала грозная Великая Отечественная война, которая по - своему распорядилась судьбой каждого человека. Лично я в то время еще не успел задуматься об избрании для себя профессии. Скорее всего, пошел бы трудиться по давно сложившейся семейной традиции, как отец, братья, многие родственники, на Брянский машиностроительный завод. Но все получилось по- другому. Не успел закончить среднюю школу, как началась война. И в 19- летнем возрасте уже принимал участие в боях с немецко- фашистскими захватчиками. Сначала зачислен был автоматчиком в роту 101- го стрелкового полка, 4 - й Бежицкой стрелковой дивизии. К несчастью, при освобождении Брянщины был ранен в руку. Вражеская пуля, повредив два пальца, разбила приклад автомата…
После меня назначили командиром отделения роты бойцов, владеющих противотанковыми ружьями. В свое распоряжение также получил двухметровое ружье для поражения вражеских танков. И вот с этим пудовым оружием и другой амуницией, после каждого боя, совершал, в те холодные осенние дни 1943 года, большие и трудные переходы. Часто и в ночное время по сплошному бездорожью.
Задача патээровцев заключалась в том, чтобы уничтожить пулеметные и другие огневые точки противника, а также его технику. После нескольких выстрелов из ружья нужно было немедленно менять свои позиции, так как противник постоянно обрушивал на нас смертельный минометный град. В противостоянии с танками фашистов выигрывает тот, кто первым сумеет сделать прицельный выстрел по огневой точке, малейшее промедление, оплошность и ты сам становишься жертвой фашистского снайпера. Об этом мы знали всегда.
Конечно, всех подробностей каждого боя не вспомнить, ведь прошло 70 с лишним лет. Но отдельные эпизоды жестоких сражений мне запомнились особенно. Это были бои при форсировании реки Сож и при взятии города Жлобин, что в Белоруссии. Хочется отметить, что до данной реки наша дивизия шла с небольшими боями, освобождая от фашистской нечисти один за другим населенные пункты. Думали также с ходу форсировать возникшую водную преграду, но оказалось, враг был подготовлен к длительной обороне. Пришлось в срочном порядке готовить плавсредства. Я попросил разрешения у своего командира взвода старшего лейтенанта Игоря Дмитриева приспособить для этих целей лодку, которую заприметил на другом берегу. Тот запротестовал, дело - то было в начале ноября. Но об этом узнал комсорг полка. Он одобрил идею. В гимнастерке и брюках под прикрытием своих переплыл на противоположную сторону, поросшую густым лозняком. Немцы меня не заметили. Сумел отвязать лодку и поплыл обратно. Одной рукой держусь за лодку, другой гребу. Не успел добраться до середины реки, как гитлеровцы открыли минометный огонь. Наши ответили. Я же продолжал плыть и все - таки сумел доставить лодку, которая очень пригодилась при форсировании. За это меня наградили медалью «За боевые заслуги».
Казалось, ничем не сломить оборону гитлеровцев на западном берегу реки Сож. Они глубоко зарылись в землю, опоясали берег траншеями, дотами и дзотами, ощетинились стволами орудий. Потому преодолеть под огнем противника водную преграду, пробиться сквозь вражескую оборону, захватить и удержать плацдарм без солидной артподготовки и концентрации техники было трудным делом. Но время не ждало, да и техника была нужней на других, более решающих участках фронта. Руководством штаба дивизии было намечено форсировать реку в районе деревни Старое Село.
Первой удалось пробиться сквозь бурлящий от взрывов Сож и достигнуть противоположного берега лодке старшего сержанта Никифора Феничева. Причем, появление его бойцов было неожиданным для немцев. Тем не менее, скорее от неожиданности, они оказали яростное сопротивление. Увлекая за собой товарищей, старший сержант Феничев первым ворвался в немецкую транше. Дальнейшие события развивались стремительно. Прокладывая дорогу гранатами и автоматом он проник во вражеский пулеметный дот. Три гитлеровца при виде советского сержанта на мгновение растерялись. Первым опомнился, схватившись за пистолет, офицер. Но сержант Никифор Феничев успел дать очередь из автомата. Два солдата кинулись было к выходу, но тоже упали сраженные меткой очередью.
Где - то рядом, не переставая, стреляла вражеская скорострельная пушка. Не давая опомниться врагу, старший сержант Феничев добрался и до артиллерийского расчета. Еще одна автоматная очередь и немецкое орудие, бившее по нашей переправе, навсегда умолкло. А рядом, справа и слева, рвались гранаты, раздавались автоматные очереди. Это бойцы отделения Феничева отвоевывали у врага жизненное пространство. В стане врага поднялась паника, уцелевшие фашисты обратились в бегство.
Так благодаря смелым и решительным действиям отделения Никифора Феничева за несколько минут был отвоеван плацдарм на правом берегу реки Сож. Однако отважным бойцам во главе с командиром не пришлось даже «перекурить».Гитлеровцы, взбешенные неудачей, обрушили на горстку русских смельчаков, на отвоеванный ими пятачок сотни мин и снарядов. Казалось, что на этом клочке была перепахана вся земля и не могло уцелеть ничего живого. Не успело еще осесть месиво из грунта, огня и металла, как немцы кинулись в контратаку. Но оставшиеся в живых бойцы, израненные, оглушенные, вновь встретили врага дружным и метким огнем.
Более двадцати яростных контратак пришлось выдержать смельчакам. Уже не один десяток вражеских солдат лежали на прибрежной полоске, а немцы все лезли вперед, чтобы любой ценой сбросить их в Сож.
«Кончаются патроны, что будем делать»,— обратился к Феничеву один из бойцов. «Подбирать немецкое оружие и драться до последнего», — последовал приказ. Но вскоре кончились и немецкие патроны. В ход пошли последние гранаты. А потом пришлось отбиваться штыками и прикладами…
Когда подоспела помощь и немцы были окончательно отброшены, однополчане вытащили тело Феничева из - под груды вражеских трупов. Их командир дрался до последнего дыхания и погиб как настоящий герой. Он был похоронен на месте последнего боя на берегу реки Сож. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство Никифору Ильичу Феничеву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Старшее поколение брянских пожарных знает, а для молодых коллег, наверное, стоит напомнить, что Н. И. Феничев уроженец Калужской области, но вся его жизнь непосредственно связана с Брянщиной. Начиная с 1939 года он работал в пожарной команде завода имени Кирова. Ныне это завод «Арсенал». В первые дни войны вместе с заводом и родной пожарной частью эвакуировался в город Усть- Катав Челябинской области. Оттуда в 1943 году был призван в действующую армию. В боевых действиях принимал участие в составе 755 стрелкового полка 217 стрелковой дивизии.
Заметных геройских подвигов лично мне не довелось совершить. Воевал обычно, как и многие. Но в том бою зачислил на свой боевой счет несколько уничтоженных огневых точек противника. Не один десяток захватчиков поплатились своей жизнью.
Вспоминаются завязавшиеся в конце ноября 1943 года жестокие бои за город Жлобин. Накануне, в полночь, вместе с командиром разведроты нас пригласили в штаб полка, где получили приказ достать «языка». Нашему отделению предстояло находиться в поддерживающей группе. Первая попытка успеха не принесла. При второй попытке «язык « был захвачен и доставлен в расположение нашего подразделения.
А когда ближе к рассвету, после артиллерийской подготовки советских войск, началось общее наступление нашей дивизии, этот участок фронта, в полном смысле слова, превратился в кромешный ад. Грохот изрыгающих смертный огонь всех видов оружия, огненные языки пламени, продолжались до рассвета. Казалось, от этих взрывов и непрерывного свиста, пуль, мин, снарядов нельзя было поднять головы. Но мои боевые товарищи почти не обращали внимания на ожидаемую ими смерть. Одни падали, но другие продвигались вперед. Трудно представить, какой ценой человеческих жизней был взят этот небольшой белорусский город!
В том жестоком бою геройски погиб наш начальник штаба полка майор Евсеев. Тяжело ранен командир полка майор Шапоренко. Тяжело ранен пулеметчик А. Ф. Деханов. Был убит второй номер моего расчета. Все мои брянские земляки.
А дальше наш путь лежал по гомельской земле, где пришлось участвовать в освобождении городов Буда - Кошелево, Гомель. В одном из боев, было это 23 ноября 1943 года, от разорвавшейся рядом мины я был ранен, контужен и засыпан землей. Очнулся в частном доме, где медсестра оказывала мне помощь. Оказывается, один из осколков вонзился в спину, пробив брезентовый поясной ремень, дошел до позвоночника. Другой осколок ранил колено.
После продолжил службу автоматчиком в 188-м отдельном заградительном отряде, а затем меня направили в учебный танковый полк, находившийся под Саратовом. Получив там воинскую специальность механика - водителя танка Т-34, продолжил сражаться с врагом. Теперь уже в составе 127- го гвардейского танкового полка 16-й механизированной дивизии. Участвовал в боевых действиях на территориях Польши , Румынии, Венгрии и Австрии. В столице последней Вене нас и застало долгожданное известие о Победе.
Сразу после войны наш полк перебросили в Среднюю Азию, к самой иранской границе. Дислоцировались в городе Ката - Курган. Откуда я в 1947 году, в звании гвардии старшины, демобилизовался.
Но по иронии судьбы за рычаги танка Т-34 пришлось сесть и в мирной жизни. После прибытия в родные края, мой путь, конечно, пролег на родной машиностроительный завод, который к тому времени назывался «Красный Профинтерн». Шесть бывших танкистов заготавливали для завода, в лесном урочище Фокинская Дача, лес и дрова. Танки , но уже без башен, использовались в качестве вспомогательных механизмов.
Еще когда прибыл в Брянск, то продолжил прерванное войной образование и поступил работать в систему пожарной охраны. Этой службе отдал почти полвека. Избрать героическую, почетную профессию пожарного, призванного стоять на страже жизни и собственности своих сограждан, мне помогла военная закалка.
Начал службу с должности рядового пожарного в пожарной части по охране крупнейшего предприятия области Брянского машиностроительного завода. Некоторое время работал инструктором по профилактике. Затем поступил в Ленинградское пожарно - техническое училище. После окончания этого учебного заведения избрал местом дальнейшей службы Магаданскую область. Работал в этом дальнем краю начальником пожарной части, преподавателем и начальником школы младшего начальствующего состава.
За время службы в пожарной охране не раз приходилось принимать непосредственное участие в тушении крупных пожаров. Помню, как зимой 1954 года возник пожар на Марчеканском судоремонтном заводе в городе Магадане. Тогда мы воевали с огнем при морозе минус 40 около двух суток. Замерзали рукава с водой, выходила из строя техника, брезентовые боевки огнеборцев обледенели и превратились в панцири. Но и в этих тяжелых условиях, сменяя друг друга, пожарные победили стихию.
Приходилось участвовать в тушении крупных торфяных и лесных пожаров в Магаданской, Ленинградской областях. Специалистам не надо объяснять, что подобные особенно опасны, ведь горение торфа происходит под землей. После чего образуются пустоты- ловушки, куда легко может провалиться человек или машина. Такая трагедия произошла в Ленинградской области, где в подобную ловушку угодила пожарная машина с боевым расчетом.
Вспоминается, как передавали накопленный опыт молодому поколению огнеборцев. Например, за пять лет моей работы преподавателем, а затем начальником шестимесячной школы подготовки младшего начальствующего состава, для военизированной пожарной охраны Хабаровского края, Магаданской области, было подготовлено более 500 командиров отделений и помошников инструкторов.
Ушел на пенсию по выслуге лет в 1975 году, но и после этого не оставил полюбившееся мне пожарное дело и продолжал трудиться. Много сил и труда затратил на организацию нашей областной пожарной выставки. К слову сказать, очень нужной и важной организации, которая вот уже не один десяток лет проводит широкую противопожарную пропаганду среди всех слоев населения. Это дело нужно всемерно продолжать и развивать. Ведь счет побывавших здесь посетителей идет на десятки тысяч. Это просто замечательно, что некогда созданное нами на пустом месте детище завоевало авторитет, люди идут сюда с желанием. Здесь они не только получают нужные знания в вопросах пожарной охраны, а и узнают много нового о истории, традициях и дне сегодняшнем брянской пожарной охраны. Об этом свидетельствуют многочисленные благодарственные отзывы, которые экскурсанты оставляют в книге отзывов.
На снимках:
И. М. Ивкин на праздновании Дня Победы
И. М. Ивкин на параде поколений в городе Брянске
Экипаж танка Т-34. Крайний слева механик - водитель младший сержант
Иван Ивкин.
Пожарно - техническая выставка — детище Ивана Михайловича.
***
Фото из фондов Центра общественных связей ГУ МЧС России по Брянской области.