С 1 ноября навигация закрыта на территории всего Камчатского края. Для подавляющего большинства владельцев маломерных судов с наступлением холодов навигация заканчивается. Однако не все придерживаются такого принципа и продолжают выходить на воду вплоть до становления льда на водоемах. При этом подвергают свои жизни смертельной опасности.
С каждым днем температура воздуха и воды становится все ниже. Особенно это заметно на севере полуострова. По словам руководителя регистрационно-экзаменационной группы Центра ГИМС МЧС России по Камчатскому краю Владислава Деревяхина, если выходить в плавание на маломерном судне в морозную погоду, можно оказаться в условиях, приводящих к обледенению судна. Обледенение - явление крайне опасное, так как приводит к потере остойчивости судна, и, если не принять своевременных мер по его освобождению ото льда, опрокидывание судна неизбежно.
Обледенение судов происходит при температурах наружного воздуха ниже 0 градусов. Сильное обледенение может иметь место и при плавании в штилевую погоду с температурой воздуха от 1 до -5 °С. Обледенение происходит в результате обильного парения, тумана или переохлажденных осадков.
Руководство ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Камчатскому краю» настоятельно рекомендует владельцам маломерных судов не выходить в плавание при условиях, способствующих обледенению, чтобы исключить неоправданный риск. Даже если в выходе на воду есть острая необходимость, помните, что дороже человеческой жизни ничего нет!
Зачастую обледенению подвергаются и крупные суда, например, ведущие промысел в Охотском или Беринговом морях, в Тихом океане.
Если обледенение застало судно в плавании, то борьба с этим явлением сводится к следующим мероприятиям:
· Вести непрерывное наблюдение за частотой забрызгивания судна и началом отложения льда на судовых поверхностях. Немедленно направить судно к ближайшему убежищу.
· Выбирать такие курсовые углы и скорости судна, при которых его забрызгивание и заливание будут наименьшими.
· Попеременно изменять курс судна, приводя направление ветра на правый и левый борта с целью устранения неравномерности обледенения бортов и возможности получения судном статического крена.
· Не допуская снижения остойчивости до опасных пределов, удалить лед с соблюдением техники безопасности в первую очередь с высоко расположенных конструкций (антенны, штаги, ванты, рангоут и т.д.).
· При угрозе обледенения судна привести в готовность имеющиеся средства борьбы с ним.
· Из-за отсутствия на маломерных судах термических средств удаление льда производится в основном с помощью ручных средств (ломы, топоры, скребки, пешни, лопаты и т.п.) с одновременным применением соли и противообледенительных смесей.
· Постоянно следить и регулярно окалывать лед со штормовых портиков, шпигатов и других отверстий, обеспечивающих беспрепятственный сток воды с палубы.
· При возникновении статического крена из-за несимметричного обледенения, околку льда необходимо производить в первую очередь с высоко расположенных конструкций накрененного борта.
· При значительном обледенении носовой оконечности и появления дифферента на нос, околка льда производится в первую очередь с носовых конструкций.
· Вести тщательный контроль за водонепроницаемостью корпуса.
· Если справиться с обледенением своими силами невозможно - следует запросить помощь, используя средства связи и сигналы бедствия.
В целях предупреждения происшествий и недопущения гибели людей на водных объектах инспекторы ГИМС МЧС России по Камчатскому краю на протяжении всего осенне-зимнего периода будут осуществлять мониторинг водных объектов, не допускать выхода на водные объекты маломерных судов в период закрытия навигации. Нарушителям грозит административное наказание.