В преддверии знаменательного события – 82-й годовщины образования гражданской обороны России следует вспомнить, как создавалась и развивалась гражданская оборона в нашей стране, какова ее роль в современных условиях.
Впервые проблемы защиты мирного населения приобрели общегосударственное значение в первой половине ХХ столетия. В этот период происходило бурное развитие авиации, способной наносить бомбовые удары по городам и объектам, расположенным далеко за линией боевых действий.
Защита населения, объектов промышленности и транспорта от авиационных налетов стала основной задачей созданной в 1932 году местной противовоздушной обороны (МПВО). Во многом благодаря самоотверженной работе формирований МПВО удалось избежать разрушений городов, обеспечить надежную защиту мирного населения и бесперебойную работу народного хозяйства страны в суровые годы Великой Отечественной войны.
Появление ракетно-ядерного оружия создало реальную угрозу для населения всей страны, включая глубокий тыл, и обусловило преобразования в 1961 году МПВО в Гражданскую оборону страны. В годы «холодной» войны высокая готовность гражданской обороны стала одним из сдерживающих факторов развязывания ядерной войны против нашего Отечества. Богатый опыт МПВО и Гражданской обороны широко использовался при создании и совершенствовании Спасательной службы России.
Местная противовоздушная оборона
Местная противовоздушная оборона (МПВО) – система специальных сил и средств, оборонных мероприятий, осуществлявшихся под руководством органов советской власти в целях защиты населения, объектов экономики и территорий от поражающих средств воздушного нападения противника.
Начиная с 1918 года, в эту систему включались авиационные и прожекторные отряды, зенитные батареи, создавались сети наблюдательных пунктов, специальных противохимических постов и медицинских пунктов, формировались отряды и команды для оказания первой помощи пострадавшим гражданам, внедрялись средства оповещения населения о воздушном нападении противника.
С конца 20-х годов особое значение придавалось совершенствованию мер, обеспечивающих безопасность населения. В связи с этим резко возросла актуальность создания системы противовоздушной обороны страны. В этих целях 4 октября 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР», которое предусматривало создание местной противовоздушной обороны СССР (МПВО СССР), предназначенной для защиты населения страны от воздушного нападения противника. Этот день принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны, а, в последствии – Гражданской обороны СССР.
В случае нападения воздушного противника на МПВО возлагалась задача подать сигнал «Воздушная тревога» и обеспечить выполнение запланированных мероприятий по обеспечению защиты населения и бесперебойной работы промышленности.
Во время ликвидации последствий авиационных ударов противника силы МПВО должны заниматься спасением людей, оказавшихся в завалах, горящих зданиях, оказанием пострадавшим медицинской помощи, ликвидацией аварий, расчисткой проходов и проездов, дегазацией техники, одежды и обуви, обезвреживанием неразорвавшихся авиабомб.
Большое внимание уделялось совершенствованию и расширению оборонно-массовой работы среди трудящихся. В результате активной работы оборонных общественных организаций правилам противовоздушной и противохимической обороны в стране накануне 1941 г. было обучено около 40 млн. человек. На промышленных предприятиях насчитывалось более 25 тыс. боеспособных формирований МПВО. В крупных городах и на железнодорожных станциях было подготовлено значительное количество убежищ и укрытий. Основная масса сил и средств МПВО, а также населения была обучена действиям в военное время.
В начале Великой Отечественной войны, мобилизуя советский народ на защиту страны, Совет Народных Комиссаров СССР 2 июля 1941 г. издал постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне», в котором предлагалось обучить все взрослое население страны.
Ожесточенные бомбардировки городов, сел, железнодорожных узлов, промышленных предприятий со стороны немецко-фашистских войск привели к потребности организационной перестройки противопожарной службы МПВО. По данным Главного управления МПВО НКВД СССР, в результате принятых мер общая численность противопожарной службы страны в 1942 достигла 509 163 человек.
В целях обеспечения быстрого восстановления разрушенного врагом хозяйства, 9 июля 1941 г. Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял постановление «Об образовании в местностях, объявленных на военном положении, городских аварийно-восстановительных отрядов». Отряды создавались на базе строительных трестов и управлений, ремонтных служб исполкомов местных Советов, а в дальнейшем стали основой аварийно-восстановительной службы МПВО, той реальной силой, которая обеспечила бесперебойную работу важнейших объектов экономики, восстановление разрушенного городского коммунального хозяйства.
За лето и осень 1941 г. были мобилизорованы значительные силы и средства тыла страны на усиление местной противовоздушной обороны СССР. Советские люди составили огромную армию бойцов МПВО, в первый год войны в стране было создано свыше 80 000 групп самозащиты и подготовлено к противовоздушной и противохимической обороне 40 млн. человек – столько же, сколько за весь довоенный период.
Война убедительно показала, что защита населения, объектов народного хозяйства и территорий в военное время относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа. Главным итогом деятельности МПВО за время войны является то, что противнику не удалось существенно нарушить работу тыла, что внесло заметный вклад в победу советского народа над фашистской Германией.
После окончания войны МПВО принимала участие в разминировании территорий страны, подвергшихся оккупации противника; выполнила большой объём восстановительных работ: с участием подразделений МПВО было введено в строй свыше 250 крупных промышленных предприятий, отремонтировано и построено заново свыше 15 тыс. зданий и жилых домов.
Работа по совершенствованию защиты населения от нападения с воздуха продолжалась. Обучение граждан проводилось в кружках, знания и навыки закреплялись на учениях и тренировках. Эффективной формой обучения являлись районные и городские соревнования по МПВО. Опыт послевоенной деятельности МПВО оказался вскоре востребованным при ликвидации последствий Ашхабадского землетрясения, произошедшего в ночь с 5 на 6 октября 1948. Полученный опыт по ликвидации последствий землетрясения имел большое значение для совершенствования МПВО, организации и ведения спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в зоне бедствия.
Гражданская оборона СССР
В 1961 г. на базе МПВО в стране создана новая общегосударственная оборонительная система – Гражданская оборона СССР. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июля 1961 г. принято «Положение о Гражданской обороне СССР», в котором определено, что «Гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, и строится по территориально-производственному принципу».
За основу был принят принцип дифференцированного комплексного подхода к защите населения. В соответствии с ним в мирное время строились убежища для наибольшей работающей смены предприятий, которые должны продолжать работу в военное время в категорированных городах. Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону, в которой предусматривалось создание фонда противорадиационных укрытий для местного и эвакуированного населения.
Особое внимание уделялось вопросам защиты водоисточников, продовольствия, фуража, сельскохозяйственных животных. В случае применения оружия массового поражения предусматривалось проведение массовых спасательных работ в очагах поражения.
Руководство гражданской обороной в министерствах, ведомствах, промышленных и производственных объединений и на объектах народного хозяйства осуществляли их руководство непосредственно через штабы и службы гражданской обороны, а также через существующие структуры органов управления. Штабы гражданской обороны стали основными органами управления.
Глубокие изменения внесены в систему подготовки руководящего состава органов управления гражданской обороны. Она охватила подготовку всех категорий кадров штабов, служб, сил гражданской обороны, объектов народного хозяйства, а также обучение всего населения мерам защиты от оружия массового поражения.
В конце 1980-х гг. стало очевидным, что гражданская оборона не может ограничить свою деятельность рамками военного времени. Это было обусловлено быстрым ростом количества и масштабов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС потребовал принятия ряда безотлагательных мер по дальнейшему совершенствованию системы гражданской обороны страны и ее развития в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами.
Такие меры были определены в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 886-213 от 30.07.1987 г. «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны». Мероприятия по совершенствованию гражданской обороны:
- возложение на гражданскую оборону задач по защите населения в мирное время от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и проведению спасательных и других неотложных работ в ходе их ликвидации;
- создание мобильных отрядов специальной защиты на областном уровне, а также мобильных соединений и частей гражданской обороны постоянной готовности для экстренных действий в чрезвычайных ситуациях;
- создание во всех республиках, краях, областях, городах, районах коллегиальных органов управления – постоянных чрезвычайных комиссий (ПЧК) и др.
Тем не менее, Спитакское землетрясение, произошедшее в 1988 году в Армении, вновь подтвердило, что гражданская оборона не готова к решению задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с этим было принято решение о создании специальной государственной системы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
От Российского корпуса спасателей к МЧС России
17 июля 1990 года Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». Реализуя это постановление, Совет Министров РСФСР постановлением № 606 от 27 декабря 1990 года образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР. Эта дата и принята за начальную точку отсчета истории Спасательной службы России.
Первые месяцы деятельности Российского корпуса спасателей показали трудности его функционирования как государственно-общественной организации, недостаток полномочий для качественного выполнения возложенных на него задач. В связи с этим постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 года № 1617-1 Российский корпус спасателей преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).
В соответствии с Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г. № 221 на базе ГКЧС РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственного комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР). Этим же указом было поручено создать девять региональных центров: в Москве (Центральный), Санкт-Петербурге (Северо-Западный), Ростове-на-Дону (Северо-Кавказский, впоследствии Южный), Самаре (Приволжский), Екатеринбурге (Уральский), Новосибирске (Западно-Сибирский), Красноярске (Восточно-Сибирский), Чите (Забайкальский) и Хабаровске (Дальневосточный). В, установленном порядке от Министерства обороны СССР были приняты органы управления, соединения, воинские части и подразделения, учреждения и учебные заведения Гражданской обороны СССР, дислоцирующиеся на территории РСФСР, со всем личным составом, вооружением и материально-технической базой.
В начале 1994 года в соответствие с указом Президента Российской Федерации от 10 января 1994 года №66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ГКЧС России вновь был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которому одновременно были переданы функции упраздненных Госкомитета Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от Чернобыльской и других аварий (Госкомчернобыль) и Комитета по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве Российской Федерации.
Главными задачами созданного министерства были утверждены:
- проведение государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- осуществление управления по вопросам обеспечения функционирования и дальнейшего развития РСЧС;
- подготовка и ведение гражданской обороны;
- координация деятельности в указанных сферах других федеральных органов исполнительной власти.
Позже в ведение МЧС России были переданы Федеральная противопожарная служба (2001), Государственная инспекция по маломерным судам (2003) и военизированные горноспасательные части (2010).
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
МЧС России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
МЧС России осуществляет свою деятельность через входящие в его систему территориальные органы – региональные центры МЧС России и главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации. В систему МЧС России также входят спасательные воинские формирования МЧС России, Федеральная противопожарная служба (ФПС) МЧС России, Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) МЧС России, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части (ВГСЧ), образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации. Для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации сформирован Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.
За более чем 20-летнюю историю МЧС России достигло значительных результатов. В России сокращено количество возникающих чрезвычайных ситуаций и пожаров, реже стали происходить несчастные случаи на водных объектах, уменьшено число пострадавших и погибших при чрезвычайных ситуациях, при пожарах и происшествиях на воде, уменьшено количество аварий маломерных судов. За годы существования МЧС спасено свыше 1 миллиона человек.
Министерством за время его существования:
- создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивающая эффективное реагирование ее сил на возникающие чрезвычайные ситуации, качественное решение задач по защите населения и территорий от опасностей и угроз природного, техногенного и террористического характера;
- реформирована гражданская оборона, несмотря на снижение численности спасательных воинских формирований повышена их боевая готовность, возможности по ведению аварийно-спасательных и других неотложных задач;
- созданы государственные финансовые и материальные резервы для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- сформирована современная нормативная правовая база, в основе которой лежат законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя», «О пожарной безопасности» и другие, позволившие нормировать деятельность по защите и спасению населения;
- создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
- создана ведомственная образовательная система, в основе которой две академии, несколько институтов, учебных центров;
- сформирована ведомственная медицинская служба, обеспечивающая ведение единого реестра здоровья сотрудников МЧС России, оказание специальной медицинской помощи, в том числе и в полевых условиях, психологическую поддержку спасательных операций силами Центра экстренной психологической помощи МЧС России;
- создана авиация МЧС России, имеющая в своем составе самолеты и вертолеты, широко использующая различные авиационные технологии в интересах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и др.
В минувшие годы полностью модернизирована система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и военных угрозах, завершается создание Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
РСЧС создана постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1992 года № 261. Впоследствии, после принятия Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», она была преобразована в «Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (РСЧС).
Основной целью создания РСЧС являлось объединение усилий федеральных органов исполнительной власти и организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и объектов, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты населения и территорий при их возникновении. РСЧС включает в себя функциональные и территориальные подсистемы и имеет пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов. Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и привлекаемые для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Гражданская оборона на современном этапе
Гражданская оборона Российской Федерации на современном этапе составляет часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны и предназначена для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и при террористических актах.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Организацией и ведением гражданской обороны как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности, государство выполняет три важнейшие функции:
- социальная функция: обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим;
- оборонная функция: сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны;
- экономическая функция: сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики, выживания населения, защита материальных и культурных ценностей.
Силы гражданской обороны состоят из спасательных воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований. Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующих их, а также в организациях, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооружённые Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.
Указом Президента Российской Федерации от 27 мая 2006 года № 78 «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» утверждено Положение о гражданской обороне Российской Федерации, определившее организацию гражданской обороны в стране, порядок её ведения, задачи спасательных воинских формирований в мирное и военное время, организацию их деятельности, комплектование, подготовку и применение.
Российская система гражданской защиты (РСГЗ)
В современных геополитических, экономических и военно-стратегических условиях проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций остаются весьма актуальными и являются важной государственной функцией, составной частью обеспечения национальной безопасности.
Одним из наиболее реальных путей дальнейшего развития гражданской обороны и РСЧС является интеграция РСЧС и гражданской обороны в единую государственную систему защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций – Российскую систему гражданской защиты (РСГЗ), комплексную систему защиты населения и территорий от различных чрезвычайных ситуаций и бедствий.
Планируется, что РСГЗ будет состоять из систем гражданской защиты федеральных органов исполнительной власти и организаций, систем гражданской защиты субъектов Российской Федерации и функциональных систем РСГЗ и иметь пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.
Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 112.
Пресс-служба ГУ МЧС России по Амурской области