Об этапах становления советской и российской пожарной охраны знаю не понаслышке. В пожарной охране трудилась моя семейная династия. Дед Иван Евгеньевич – основоположник династии в пожарной охране с 1942 года, начинал свою работу районным пожарным инспектором в Олонецком районе. Оба родителя также трудились в пожарной охране г. Петрозаводска. Мама работала диспетчером, отец – начальником караула. Cам я проработал здесь более тридцать лет. О том, что связал свою судьбу с профессией пожарного не пожалел ни одного дня. Твёрдо верю в важность и необходимость этой профессии.
Перефразируя слова известного советского классика, могу сказать, что всем лучшим во мне я обязан противопожарной службе Карелии, поскольку именно здесь прошли мои лучшие годы жизни. И это на пустые слова.
Сказать, что я с раннего детства знаком с пожарной охраной Карелии, значит не сказать ничего. Дело в том, что я практически родился в пожарной части № 1 г. Петрозаводска, т.е. через неделю после рождения первым в жизни моим домом стала пожарная часть. В то время здание части находилось на пересечении проспекта Урицкого и ул. Калинина. Здание пожарной части представляло собой деревянное двухэтажное строение. Часть первого и весь второй этаж отводилось под общежитие для работников и сотрудников Петрозаводского гарнизона пожарной охраны. Родителям выделили комнату в общежитии на втором этаже, с единственным окном, которое выходило во двор. Это была очень маленькая комнатка, примерно девять квадратных метров, в которой кроме кровати, стола и стульев больше ничего не помещалось. Но мои родители были довольны и этим жильём.
Главный фасад здания части выходил на улицу Калинина, туда же выезжали основные пожарные автомобили по сигналу тревоги. Во дворе пожарной части были расположены гаражи для автомобилей, складские помещения, хозяйственные постройки, пилорама, а также учебная башня, бумы и заборы для преодоления 100-метровой полосы с препятствиями, волейбольная площадка. Во двор пожарной части без разрешения было не пройти, территория части была огорожена забором, ворота были закрыты на замок, а у калитки, всегда находился вооруженный постовой из числа пожарных.
Часто я видел, как пожарные занимаются на учебной башне и, как мне казалось, причудливо перепрыгивают через забор и бегают по пожарному буму. Особенный трепет вызывал огромный пожарный автомобиль на шасси «МАЗ», который выезжал по тревоге по повышенному номеру вызова. Это был небольшой пожарный водоём на колёсах, он выезжал в те микрорайоны города, где было плохое противопожарное водоснабжение.
Мы, дети сотрудников, были частыми гостями и в самой пожарной части. Мы видели, чем и как занимается личный состав дежурного караула, особенно нам нравились большие красные пожарные машины. Дежурные караулы были многочисленными, а среди личного состава было немало людей, которые прошли суровую школу Великой Отечественной Войны и были отмечены государственными наградами Советского Союза.
Так состоялось моё первое знакомство с пожарной охраной Карелии, в здании, где я прожил семь с половиной лет.
Затем родители получили квартиру, и мы переехали в новый дом. Учась в школе, я иногда приходил к отцу на работу в отдел пожарной охраны, который находился на четвертом этаже здания МВД Карелии по ул. Кирова д.2. Там я впервые повстречался с такими легендарными людьми для пожарной охраны Карелии как Кубасов А.И., Латышев Г.Н., Михайлов А.С., Репин Н.А., Короткевич Н.М, В.И. Поляков. К сожалению, многих из них уже нет с нами.
После окончания средней школы, я вместе со своим школьным другом Цедриком С.Г. поступил в Ленинградское пожарно-техническое училище МВД СССР. В училище я познакомился с другими ребятами из Карелии – Тройняковым И.В., Лукиным Г.Е., Жученко С.А., Аникиевым Н.А., а на курс старше нас - учились Занько В.И. и Пушкаревич С.А., которые помогали нам словом и делом.
После окончания училища в 1980 году все шесть выпускников с нашего потока были распределены по пожарным частям г. Петрозаводска. Я был назначен инспектором госпожнадзора в пожарную часть № 4. В то время здание ПЧ-4 было совсем небольшим, одноэтажным. К зданию части примыкала двухэтажная пристройка, где на втором этаже находилось общежитие для сотрудников части.
Первым моим прямым начальником был майор Пекша К.С., возглавлявший ПЧ-4, а непосредственным – капитан Инюшин Ю.Б., который отвечал за госпожнадзор. Вся инспекция состояла из восьми человек, из которых четыре человека – инженерно-инспекторский состав, а четверо работали в должности младших инспекторов. Это был очень дружный коллектив, несмотря на то, что он располагался в одном помещении. Все объекты Октябрьского района г. Петрозаводска распределялись между инженерно-инспекторским составом по отраслевому признаку. Кроме этого, у каждого инспектора была еще и специализация по какому-либо направлению. Например, старший инспектор Медведев В.П., специализировался на новостройках, инспектор Макаренков Н.В. - на дознании, я - на автоматике, а инспектор Климкин В.А. – на административной практике. У младших инспекторов - Кагачевой А.В., Дурягина В.Д., Левченко О.В., Гришкиной Л.Н., впоследствии Киселёва В.И., основным направлением деятельности была работа по профилактике пожаров в жилом фонде, а также работа по обучению населения и пропаганде требований пожарной безопасности.
Кроме того, за младшими инспекторами для профилактического обслуживания были закреплены небольшие объекты (административные здания, магазины, мастерские, ЖЭУ и т.д.). Впоследствии, некоторые сотрудники из числа младших инспекторов стали достойными офицерами и возглавили структурные подразделения госпожнадзора как в г. Петрозаводске, так и в республиканской структуре. С некоторыми из них у меня сложились добрые, товарищеские отношения на протяжении всей моей службы.
После окончания Московской высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР в 1986 году, я был направлен для дальнейшего прохождения службы в Беломорский район и назначен на должность начальника отделения госпожнадзора Беломорского районного отдела внутренних дел. По прибытию к новому месту службы, я сразу узнал, что репутация пожарной охраны района, среди местного населения, была мягко говоря «подмоченной». Буквально за полгода до этого в центре г. Беломорска поочередно произошло два резонансных пожара. Сгорели практически до основания двухэтажное деревянное здание гостиницы, а затем ещё и деревянное, с печным отоплением, здание городской пожарной части.
За эти происшествия был отстранен от занимаемой должности предыдущий начальник отделения ГПН И.Д. Грибанов. Он не был виновен в этих пожарах, но крайним сделали его. Я несколько раз встречался с ним, и после его рассказа мы решили подготовить письмо в отдел пожарной охраны и в кадровый аппарат МВД Карелии по поводу его восстановления на службе в органах внутренних дел, но через два месяца он трагически погиб. Тогда, после нашего разговора с Грибановым И.Д. я понял, что в Беломорском районе придётся отвечать не только за государственный пожарный надзор, но и за Беломорский отряд пожарной охраны, в состав которого входило три пожарных части с общей численностью личного состава около 80 человек.
В Беломорске я впервые оказался в милицейской среде, поскольку отделение ГПН входило в состав районного отдела внутренних дел (РОВД) и моим непосредственным командиром стал начальник РОВД майор милиции Г.Ф. Шакола. Ранее мне так тесно не приходилось работать с милицией, за исключением работы на пожарах. Тем не менее, мне удалось достаточно быстро установить нормальные отношения со всеми руководителями структурных подразделений Беломорского РОВД, что впоследствии положительно сказалось на результатах служебной деятельности отделения ГПН. Через некоторое время меня избрали председателем товарищеского суда чести среднего и старшего начальствующего состава Беломорского РОВД.
В состав отделения ГПН входило четыре человека. Более старшие и опытные сотрудники Беломорского РОВД над нами подшучивали, называя нас отделением лейтенантов. И действительно, у меня было звание старший лейтенант, у старшего инспектора Ершова А.В. – лейтенант, у инспекторов Тарасюка А.Ю. и Певгонена В.В. – лейтенант, у инспектора Мелихова Ю.П. – младший лейтенант.
Распределение объектов среди инспекторского состава осуществлялось по территориальному принципу. Это было абсолютно оправданно. Во-первых, расстояние от районного центра г. Беломорска до некоторых населенных пунктов превышало 100 км и добираться до них приходилось по железной дороге, т.к. автомобильных дорог просто не было. Вследствие этого, инспектор мог уехать с проверкой на 2-3 дня. За это время он должен был отработать наибольшее количество объектов, чтобы какое-то время в данный населенный пункт не возвращаться. А если учесть, что по нормативным документам того времени, и прежде всего «Наставления по организации и осуществлению государственного пожарного надзора» объекты особой важности и объекты первой категории, к которым относилось абсолютное большинство объектов, должны быть подвергнуты детальному пожарно-техническому обследованию не реже одного раза в год (сегодня такие проверки называются плановые), и один раз в год такая категория объектов должна быть проверена контрольно (сегодня такие проверки называются внеплановыми), то можно представить, сколько рабочего времени инспекторский состав тратил на них.
Поэтому, выезжая в отдалённые населенные пункты, инспектор проверял все объекты, которые там находились: промышленные предприятия, леспромхозы, железнодорожные станции, фермы, школы, детские сады, магазины и т.д. Помимо этого, практически в каждом удалённом населенном пункте имелась добровольная пожарная команда (ДПК), на вооружении которой находился пожарный автомобиль. В обязанности инспектора входила проверка его технического состояния и боеготовности команды, а также проведение занятий с водительским составом и пожарными. По итогам проверки составлялся акт, который впоследствии ложился на стол руководителю ДПК. Как правило, это были руководители лесопунктов. Можно представить, какой саквояж приходилось брать с собой каждому инспектору, так как в то время по каждой категории объектов были свои правила пожарной безопасности (для промышленных предприятий, для предприятий деревообрабатывающей промышленности, для административных зданий, для жилых домов, для сельскохозяйственных предприятий и.т.п.). Помимо этого, по каждому объекту имелось отдельное контрольно-наблюдательное дело. Ещё с собой нужно было иметь бланки предписаний, представлений, актов, протоколов, постановлений, которые инспектор оформлял на месте.
Во-вторых, территориальный принцип распределения объектов был хорош тем, что инспектора ГПН, как и участкового инспектора милиции, местное население знало в лицо и в большинстве своем доверяло ему. Это было важно, когда инспектор проводил проверку по пожару или рассматривал очередную жалобу.
В-третьих, преимущество территориального принципа распределения объектов заключалось в том, что инспектору приходилось постоянно повышать свой профессиональный уровень, так как на закрепленной территории находились различные социально-экономические объекты и он обязан был знать все нормативные документы и, прежде всего ППБ, которых было более десятка, а также уметь применять их на практике.
Большую помощь в организации работы отделения ГПН, особенно на первоначальном этапе, мне, как молодому руководителю, оказал старший инспектор А.В. Ершов. Он хорошо знал не только весь Беломорский район, но и многих руководителей предприятий и организаций. К тому же он был самым опытным из нас сотрудником, проработавшим, как мы говорим на земле, более четырёх лет. Наряду с выполнением надзорных функций, по должностным обязанностям А.В. Ершов отвечал ещё и за организацию службы в Беломорском отряде, поэтому часто был руководителем тушения на реальных пожарах. Кроме этого, А.В. Ершов был одним из немногих инспекторов, награжденных медалью «За отвагу на пожаре».
С удовольствием вспоминаю работу личного состава на пожарах. Когда в Беломорске происходили крупные или сложные пожары, а это происходило не редко, так как город, в основном, имел деревянную застройку, то на их тушение собирался практически весь личный состав свободный от несения службы. Кто-то добирался до места пожара на попутном транспорте, кто-то пешком, но это было неписанным правилом в Беломорском гарнизоне пожарной охраны.
Хотелось бы отметить и взаимодействие с сотрудниками Беломорского РОВД. Сегодня сложно представить, а в то время совместные рейды и проверки объектов были нормальной практикой. На крупные и резонансные пожары выезжала следственно-оперативная группа в полном составе (уголовный розыск, следствие, эксперт, сотрудник ГПН). Нередко такую группу возглавлял и начальник РОВД. В отдаленных населенных пунктах первоначально материалы по фактам пожаров собирали участковые инспектора милиции. Они это делали неплохо, поскольку ежеквартально мы проводили с ними занятия в системе служебной подготовки.
Повезло мне и с куратором района. От отдела пожарной охраны куратором Беломорского района был назначен Богданов В.И., который хорошо знал работу инспекторского состава, что называется, «изнутри», поскольку сам ранее долгое время проработал в ГПН Пряжинского района. Он мог отстаивать нашу общую точку зрения не только в кабинете у начальника РОВД, но и обсуждать «неудобные» вопросы в Беломорском райкоме партии и Райисполкоме. Например, о необходимости мне, как молодому специалисту, выделить благоустроенную квартиру, так как первые полгода я с семьёй проживал в общежитии моряков (кто не знает что это такое, я искренне завидую такому человеку). Или о том, что приостановка ряда объектов – это крайняя, но вынужденная мера, так как в противном случае объекты могут просто сгореть, или, что наложение штрафов на «уважаемых и заслуженных» людей района является законным, поскольку именно от первых лиц объектов зависит очень много. Перед тем, как такие вопросы обсуждать, он тщательно и детально в них разбирался, иногда выезжая на место. Большую помощь В.И. Богданов оказывал и в организации работы отделения, учитывая специфику района и его протяженность. Когда он находился в районе, то всегда на крупных пожарах личным примером показывал, как необходимо проводить осмотр места происшествия, опрашивать очевидцев, свидетелей и участников тушения, а также готовить вещественные доказательства, изъятые с места пожара, на исследование в ИПЛ, или документы для назначения пожарно-технических экспертиз.
В Беломорском районе я проработал недолго, чуть более двух лет и в октябре 1988 года был переведен в отдел пожарной охраны МВД Карелии. Дальнейшая моя служба в пожарной охране проходила исключительно в Петрозаводском гарнизоне.
В то время отделом пожарной охраны руководил А.С. Михайлов. Я был назначен старшим инженером отделения ГПН и возглавил литерную группу. На тот момент в ней уже работали Пахомов С.А., Овчинников П.В., и Кузьмич А.П.. Отделение ГПН возглавлял, одновременно по должности являясь заместителем начальника отдела пожарной охраны, Немчинов Г.Н., а заместителем у него был Таранов В.М..
Демонстрация фильма по пожарной профилактике. Занятие ведет инспектор отделения ГПН ОПО МВД КАССР техник-лейтенант Подгорбунский А.И., 1958 год |
Идея создания литерной группы ещё в конце семидесятых годов прошлого столетия, принадлежала возглавляемому в то время отдел пожарной охраны МВД Карелии Левчуну Н.А., а в первый состав группы входили самые опытные сотрудники ГПН, такие как Мехнин В.В., Колтаков В.А.. Воробьёв А.С. Основные предназначение сотрудников литерной группы было детальное пожарно-техническое обследование наиболее важных, социально-значимых и крупных предприятий народного хозяйства Республики. Перечень этих объектов был определен приказом. В этот перечень входили объекты деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, теплогидроэнергетики и машиностроения, металлургии и сельского хозяйства, культуры и здравоохранения, транспорта и связи. Находились такие объекты практически в каждом районе Республики, включая г. Петрозаводск. Эти объекты были закреплены за сотрудниками литерной группы, которые несли персональную ответственность за противопожарное состояние объекта. Как правило, такие объекты проверялись бригадным методом. На проверку выезжали сотрудники литерной группы, а к ним уже на месте подключался весь инспекторский состав района.
В командировки выезжали, в основном на поездах, в Калевальский и Пудожский районы вылетали на самолётах, поскольку в отделе пожарной охраны было всего два легковых служебных автомобиля. Командировок было очень много. Например, когда мы подсчитывали количество командировок за 1989 год, то оказалось, что почти треть рабочего времени, а это около 100 дней, я провел в командировках. Нередко бывало и так, что вечером в пятницу возвращаемся после недельной командировки, например, с Лахденпохского района, а в понедельник утром выезжаем на пять дней, например, в Кемский район.
В целом же литерная группа возникла не случайно, поскольку в то время, особенно в момент её организации, у сотрудников ГПН районного звена не было достаточного опыта и профессиональных знаний по обследованию крупных и сложных объектов. Кроме того, местным сотрудникам было непросто доказывать необходимость принятых решений, особенно, когда дело доходило до приостановок работы отдельных помещений, участков и цехов, так как «крепких» хозяйственников и директоров крупных объектов поддерживали руководители районов, в лице райкомов партии и райисполкомов.
Очень важным и значимым событием в жизни карельской пожарной охраны стало преобразование в 1989 году отдела пожарной охраны в управление пожарной охраны. Это было первое и на тот момент единственное управление в системе МВД Карелии. Все остальные структурные подразделения имели статус отделов. После реорганизации возросло количество должностей. Структурными подразделениями в управлении стали уже отделы и подотделы.
Произошли изменения и в районном звене. Началось слияние отделений и инспекций ГПН, которые возглавляли сотрудники органов внутренних дел, с отрядами профессиональной пожарной охраны, которыми руководили работники, часто не имеющие вообще какого либо пожарного образования. Начальниками вновь образованных отрядов становились офицеры, а бывшие начальники отрядов, которые захотели продолжить работу в противопожарной службе стали их заместителями. Это было абсолютно правильным решением, так как начальники отделений и инспекций госпожнадзора по должностным обязанностям являлись начальниками гарнизонов пожарной охраны, а следовательно, отвечали за боеготовность отрядов и частей. За каждый плохо потушенный пожар или отказ техники, в первую очередь несли ответственность начальники гарнизонов. Но в то же время финансовые средства на закупку техники, запчастей и ПТВ, а также кадровые назначения контролировать не могли, так как это входило в прямую компетенцию начальников отрядов. Не могли начальники гарнизонов накладывать и дисциплинарные взыскания за различные правонарушения на руководителей отрядов и личный состав пожарных частей, поскольку эта функция также находилась в компетенции начальников отрядов.
В 1990 году я был назначен начальником отряда военизированной пожарной охраны г. Петрозаводска, сменив на этом посту первого начальника отряда П.В. Макарова. В состав отряда входили первая и четвертая пожарные части с отдельными постами, пожарная часть по охране о. Кижи, а также объединенная инспекция госпожнадзора, состоящая из инспекций СВПЧ-1 и СВПЧ-4. Всего в состав инспекции ГПН отряда входило около 20 человек, из которых примерно половину составляли младшие инспектора. Весь коллектив отряда составлял более 200 человек, а заместителя начальника по службе не было, поэтому негласно руководил службой Кадыров К.М. – заместитель начальника отряда по кадрам. Заместителем по ГПН был назначен С.Г. Цедрик. Офицерский состав ГПН отряда состоял, как из опытных сотрудников, таких как Медведев В.П., Воробьёв А.С., Макаренков Н.В., Дубровин В.В., Левченко О.В., Хуополайнен А.А., Жандаров Е.Н., Чернюк А.Г., Устинов В.П., Овчинников П.В., так и из молодых сотрудников, делающих в госпожнадзоре первые шаги – Дубровин К.А., Гришкин В.А., Курганов С.А.. Младшие же инспектора практически все имели большой опыт работы.
В то время я впервые почувствовал на себе, что значит отвечать за Петрозаводский гарнизон пожарной охраны. Приходилось держать ответ за все направления деятельности не только перед управлением пожарной охраны, но и перед руководством МВД Карелии, а также в Петрозаводском горисполкоме, где меня практически ежеквартально заслушивали.
Проходя службы в Петрозаводском отряде, я приобрёл огромный практический опыт работы, который мне, безусловно, пригодился в дальнейшем. В 1992 году меня перевели в отдел государственного пожарного надзора, а начальником отряда был назначен А.В. Ерёмкин.
С тех пор вся моя дальнейшая служба проходила в аппарате управлении, который назывался в разные годы по- разному (УПО, ПАСС, УГПС, Госкомитет, Главное управление).
В 1992 году управление пожарной охраны возглавил В.И. Занько, его заместителем по ГПН, одновременно по должности являясь начальником отдела, был Таранов В.М.. Заместителем у Таранова В.М. был Богданов В.И., хорошо мне знакомый ещё по Беломорску. Меня назначили начальником отделения дознания. В состав отделения входило четыре человека. Главный специалист Широков С.М., старший инженер Дурягин В.Д. и инженер Орлова Н.Н.. Отделение госпожнадзора, которое также входило в состав отдела, возглавлял Пандас О.И., главным специалистом был Кагачев К.А., старшим инженером – Натариус И.Г., а инженером – Кузьмич А.П.. Несмотря на то, что отдел ГПН по штатной численности был самым большим в управлении, на каждом ключевом направлении находился всего один сотрудник. Правда, всегда существовала взаимозаменяемость. За мной, кроме непосредственного расследования пожаров, было взаимодействие со всеми службами МВД Карелии и прокуратурой в части расследования. А также закреплены для профилактического обслуживания основные объекты МВД, в том числе в районах республики, включая колонии и спецкомендатуры. Широков С.М., кроме непосредственного выезда на места происшествия занимался подготовкой заключений по причинам возникновения пожаров, назначением экспертиз, взаимодействием с ИПЛ. Дурягин В.Д. занимался всей отчётностью по административно-правовой деятельности органов ГПН Республики и подготовкой справок. Н.Н. Орлова отвечала за статистику и учёт пожаров. Пандас О.И. отвечал за пропаганду, он часто выступал перед различными аудиториями, был желанным гостем на телевидении и радио, готовил заметки и проблемные статьи в газеты и журналы. К.А. Кагачев был непревзойденным специалистом по объектам нового строительства, а Кузьмич А.П. – в вопросах пожарной автоматики. Нотариус И.Г. был основным специалистом по надзорной деятельности, т.е. по пожарно-техническим обследованиям. Практически во всех проверках объектов, закрепленных за сотрудниками отдела ГПН, он принимал участие, а часто возглавлял проверки так называемых литерных объектов, расположенных в районах республики, помогая местным сотрудникам.
Тот период своей работы я вспоминаю с особой теплотой. Это был очень дружный и сплочённый коллектив, несмотря на индивидуальные особенности каждого сотрудника. Поскольку все мы были примерно одного возраста, за исключением Таранова В.М. и Богданова В.И., было много и общих интересов. Это касалось и работы, и спорта, и отдыха. Нередко праздники, дни рождения, присвоение очередных званий мы отмечали вместе.
В таком составе отдел ГПН управления проработал до середины 1995 года. Затем, по различным причинам коллектив стал меняться. Кто-то вышел на пенсию по выслуге лет, кто-то по предельному возрасту, кто-то перешел на службу в МВД Карелии. В августе 1995 года я был назначен на должность заместителя начальника отдела государственного пожарного надзора вместо В.И. Богданова.
Одним из направлений деятельности на новой должности была разработка графиков инспекторских и контрольных проверок госпожнадзора отрядов, а также непосредственное участие в инспектировании. Кроме инспекторских и контрольных проверок отдельно составлялся график целевых выездов по отдельным направлениям служебной деятельности. Работа в должности заместителя начальника отдела, а впоследствии и начальника отдела ГПН командировок снова значительно прибавила, так как по аналогии с МВД Карелии в управлении пожарной охраны был издан приказ, согласно которому вся республика была поделена на четыре зоны. Наряду с кураторами районов были назначены зональные кураторы. Ими стали три заместителя начальника управления пожарной охраны, которые одновременно являлись по должности начальниками отделов (зам. по ГПН, зам. по службе, зам. по технике) и заместитель начальника отдела ГПН. Мне досталась четвертая или северная зона. В неё входило пять районов республики (Беломорский, Кемский, Лоухский, Калевальский и г. Костомукша). С этого момента все комплексные проверки отрядов обязан был возглавлять зональный куратор. В состав бригады управления при проведении комплексных проверок отрядов входили сотрудники и работники со всех структурных подразделений аппарата. Периодичность этих проверок была установлена один раз в три года.
Очень важным этапом для органов ГПН явилось принятие единых правил пожарной безопасности в Российской Федерации. Их появление значительно облегчило работу не только инспекторского состава, но и деятельность руководителей предприятий, учреждений и организаций.
Масса впечатлений осталась после командировки в сентябре 1995 года. В состав делегации сотрудников противопожарной службы Карелии в Соединенные штаты Америки. Мы побывали в таких крупнейших городах США, как Бостон и Нью-Йорк, а также в ряде более мелких городов. Посещали полицейскую и пожарную академии, единый диспетчерский пункт 911. Побывали в пожарных частях и приняли участие в учениях, а поскольку проживали в семьях пожарных, то узнали и их быт.
Незадолго до выхода противопожарной службы из системы МВД России в управлении пожарной охраны произошли структурные изменения. Появились новые отделы, Помимо отдела ГПН, были образованы нормативно-технический отдел, отдел дознания, организационно-аналитический отдел, отделение противопожарной пропаганды. Все эти подразделения замыкались на освобождённого заместителя начальника управления, которым после выхода В.М. Таранова на пенсию, был назначен А.В. Ерёмкин. Практически такая структура (по линии надзорной деятельности) с 1 января 2002 года и влилась в Госкомитет Республики Карелия. Данный переход из системы МВД России в систему МЧС России негативно отразился на кадровом потенциале противопожарной службы Карелии, поскольку многие сотрудники, особенно районного звена стали уходить на пенсию или переходить в другие подразделения органов внутренних дел. Однако, несмотря на потери, костяк службы остался.
В июне 2002 году я был назначен заместителем председателя Государственного комитета республики Карелия по пожарной безопасности, одновременно по должности являясь главным государственным инспектором по пожарному надзору Республики Карелия, начальником управления ГПН. Председателем Госкомитета Республики Карелия по пожарной безопасности был генерал-майор Н.Н. Федотов. В управление ГПН входило три отдела (отдел организазии работы ГПН, нормативно-технический отдел и отдел дознания). Кроме того, управление ГПН курировало работу отделения противопожарной пропаганды, а по вопросам организации служебной деятельности и испытательную пожарную лабораторию.
Все подразделения, которые входили в состав управления ГПН или замыкались на управление, возглавляли опытные сотрудники. Заместителем начальника управления, одновременно по должности являясь начальником отдела организации работы ГПН, был В.И. Федоров, нормативно-технический отдел возглавлял Ю.В. Жигалов, отдел дознания – С.М. Широков, ИПЛ – В.Е. Демидов, сменивший на этом посту Л.С.Сидоренков, отделение противопожарной пропаганды – З.Т. Буртовская. Всего штат управления ГПН был 16 единиц.
В течение какое-то времени управление пожарной охраны работало «параллельно» с Госкомитетом, но это был совсем непродолжительный период. Уже совсем скоро мы «вкусили» все прелести армейской жизни, так как большинство работающих в Госкомитете были военнослужащими, привыкшими жить по уставу. Я вспоминаю строевые смотры, которые иногда продолжались часами, ночные подъёмы по сигналу «Общий сбор», которых стало значительно больше, чем это было в системе МВД, наклеивание бирок на различные предметы мебели и т.д. Тем не менее, я благодарен первому начальнику Главного управления МЧС России по Республике Карелия генерал-майору Н.Н. Федотову, прежде всего за то, что он всегда мог меня выслушать и никогда не принимал скоропалительных решений в области надзорной деятельности.
Относительным новшеством стало для сотрудников противопожарной службы и проведение сначала аудио, а затем и видеоконференций. Первоначально они проходили раз в неделю, затем чаще, затем каждый день, а в последнее время моей службы и несколько раз в день. Как правило, такие селекторные совещания продолжались по 3-4 часа, и каждый начальник управления или его заместитель обязан был на них присутствовать, хотя темы совещаний напрямую их не касались. Периодичность видеоконференций увеличилась в связи с тем, что их стало проводить не только МЧС России, но и Северо-Западный региональный центр МЧС России, являющийся своеобразной надстройкой над всеми главными управлениями Северо-Западного федерального округа.
С начала 2004 года в системе МЧС России вновь произошли структурные изменения, и сотрудники государственного пожарного надзора были выведены из состава отрядов противопожарной службы. В районах республики стали образовываться территориальные и межтерриториальные отделы ГПН. Примерно половина сотрудников, ранее возглавлявших отряды противопожарной службы, вновь решили вернуться в надзорную деятельность. Среди них: Устинов В.П., Калинин С.Е., Шамалуев Н.А., Перцев А.Н., Разуваев И.А., Зенов А.Н., Дуев А.Э., Кисточкин А.В.. После этой реорганизации государственный пожарный надзор Карелии потерял насколько федеральных единиц, так как оставшиеся и вновь назначенные начальники отрядов занимали аттестованные должности, которые в свое время были заимствованы в ГПН. К сожалению, через некоторое время, федеральные аттестованные должности в отрядах были сокращены.
Несмотря на реорганизации, по итогам служебной деятельности 2004 года ГПН республики сработал хорошо, и мне вручили диплом и ценный подарок, как лучшему главному государственному инспектору по пожарному надзору в Северо-Западном федеральном округе. Это была не только, а может быть не столько моя заслуга, сколько заслуга всего коллектива ГПН Карелии.
Следующим важным этапом в жизни сотрудников ГПН стало наделение их в 2007 году полномочиями по надзору в области гражданской обороны и полномочиями по надзору в области чрезвычайных ситуаций. Большинство сотрудников, наделённых этими полномочиями, не были к ним готовы, поскольку если пожарному делу многие из нас обучались 5-7 лет, то этому направлению служебной деятельности приходилось учиться самостоятельно.
Подводя итоги своей работы в противопожарной службе, где я проработал без малого 33 года, могу сказать, что почти всё это время я посвятил одному направлению, и этим направлением является государственный пожарный надзор. Считаю его одним из самых важных, нужных и интересных направлений служебной деятельности во всей противопожарной службе.