23 апреля 2015 года в Хабаровске состоялось заседание Межведомственной комиссии при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. В ходе совещания обсуждался вопрос готовности органов государственной власти по обеспечению мер пожарной безопасности в лесах и тушения природных пожаров в ДФО.
В мероприятии приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, представители администраций субъектов Российской Федерации, сотрудники аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации, управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в ДФО и руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в ДФО.
На территории Дальнего Востока, по данным Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования ЧС «Антистихия», в 2015 году наибольшие риски природных пожаров ожидаются на юге Приморского края, в Республике Саха (Якутия), северо-западе Амурской области, центральных и в северных районах Хабаровского края, а также центральной части острова Сахалин и западной части Камчатского края.
Как отметил в своем выступлении начальник Дальневосточного регионального центра МЧС России Александр Соловьёв, для проведения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами, на территории федерального округа заблаговременно спланирована группировка сил и средств. Для участия в тушении лесных пожаров предусмотрено более 12 тысяч человек и свыше 5 тысяч единиц техники. Для обеспечения противопожарной защиты населенных пунктов и объектов экономики сформирована группировка около 68 тысяч человек и 8 тысяч 469 единиц техники, а также вертолеты и самолет Бе-200 ЧС. Кроме этого, планируется привлечь более 21 тысячи добровольных пожарных.
На сегодняшний день на территории Дальнего Востока насчитывается 2819 населенных пунктов, все они прикрыты подразделениями пожарной охраны. «Вместе с тем, необходимо отметить, что зачастую в этих поселках в большинстве случаев на дежурстве находятся малочисленные подразделения огнеборцев, что явно недостаточно для организации ликвидации даже незначительного пожара. И именно отдаленные от городов и районных центров населенные пункты представляют основную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами», - отметил Александр Соловьёв.
Как показывает статистика, основной причиной возникающих возгораний является человеческий фактор. В настоящее время на федеральном уровне порядок выжигания сухой травы установлен не на всех землях. При этом, изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые бы ужесточили требования для земель сельскохозяйственного назначения, не приняты. «В этой связи губернаторам рекомендовано инициировать принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по организации профилактических отжигов на территориях своих субъектов, не входящих в лесной фонд, землях поселений и землях, не сопряженных с лесами, а также установить ответственность за их нарушение. В настоящее время данная работа проведена только в Республике Саха (Якутия)», - рассказал Александр Витальевич.
Кроме этого, в феврале-марте текущего года были организованы межведомственные проверки готовности субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа к пожароопасному сезону 2015 года. По итогам мероприятий «Готовыми» были признаны Приморский, Камчатский края, Амурская и Еврейская автономная области. Остальные субъекты РФ региона получили оценку «Ограничено готовыми» к прохождению пожароопасного периода. Проводимые по поручению Правительства РФ внеплановые проверки показали, что в 194 населенных пунктах ДФО выявлены нарушения требований пожарной безопасности. По результатам проверок разработаны планы устранения выявленных недостатков, которые сейчас реализуются. В то же время к административной ответственности привлечено 106 юридических и должностных лиц. В суды за невыполнение в срок предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности направлено 6 материалов. О неудовлетворительном противопожарном состоянии подготовлено 120 информаций.
Вместе с тем, общими проблемами всех субъектов Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе продолжает оставаться недостаточное осуществление мониторинга обстановки силами лесопожарных формирований. Это приводит к позднему обнаружению природных пожаров и невозможностью оперативно реагировать и ликвидировать пожары в день обнаружения. Кроме этого, неправильная оценка сложившейся обстановки, несвоевременное и неэффективное применение сил при сложных погодных условиях способствует быстрому распространению огня. «По-прежнему, имеются случаи ненадлежащего контроля со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления за выполнением мероприятий «Особого противопожарного режима» и режима «ЧС в лесах». Также отмечаются факты несвоевременного проведения работ по противопожарному обустройству полос отвода вдоль автомобильных и железных дорог регионального и местного значения, населенных пунктов и объектов экономики, сопредельных с лесным фондом», - пояснил начальник ДВРЦ МЧС России.
По результатам работы межведомственной комиссии были выработаны задачи и рекомендации для всех органов государственной власти, муниципального управления, организаций и ведомств Дальнего Востока, которые задействованы в обеспечении безопасности населения во время пожароопасного периода. В короткие сроки необходимо разработать и внести в законодательные органы субъектов РФ предложения по изменению действующего регионального законодательства в части ужесточения административной ответственности за нарушение гражданами и организациями пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах. Обеспечить своевременное введение режимов чрезвычайной ситуации, возникших вследствие лесных пожаров.
Во взаимодействии с Федеральным агентством лесного хозяйства необходимо провести анализ достаточности сил и средств, для тушения лесных пожаров, по результатам которого, разработать и реализовать мероприятия, направленные на их усиление и повышение уровня обеспеченности.
При выявлении нарушений законодательства принимать исчерпывающие меры к лицам, систематически не исполняющим обязанности по выполнению мер пожарной безопасности, в том числе ставить вопрос о досрочном прекращении полномочий главами муниципальных образований в порядке, предусмотренном Федеральным законом, а также ряд других задач.