ГИМС Главного управления МЧС России по Томской области обращает внимание владельцев маломерных судов на соблюдение мер безопасности при эксплуатации и хранении плавсредств.
При понижении температуры окружающего воздуха ниже 0о С и температуры воды ниже 8оС, происходит обледенение судов. Инспекторы Государственной инспекции по маломерным судам настоятельно рекомендуют владельцам маломерных судов не выходить в плавание, чтобы исключить неоправданный риск. Если же в этом есть острая необходимость, соблюдайте правила собственной безопасности.
Правил не много и они достаточно просты:
1. Вести непрерывное наблюдение за частотой забрызгивания судна и началом отложения льда на судовых поверхностях. Немедленно направить судно к ближайшему убежищу.
2. При угрозе обледенения судна привести в готовность имеющиеся средства борьбы с ним.
3. Выбирать такие курсовые углы и скорости судна, при которых его забрызгивание и заливание будут наименьшими.
4. Попеременно изменять курс судна, приводя направление ветра на правый и левый борта с целью устранения неравномерности обледенения бортов и возможности получения судном статического крена.
5. Не допуская снижения остойчивости до опасных пределов, удалить лед с соблюдением техники безопасности, в первую очередь, с высоко расположенных конструкций (антенны, штаги, ванты, рангоут и т.д.).
6. Из-за отсутствия на маломерных судах термических средств, удаление льда производится в основном с помощью ручных средств (ломы, топоры, скребки, пешни, лопаты и т.п.) с одновременным применением соли и противообледенительных смесей.
7. Постоянно следить и регулярно окалывать лед со штормовых портиков, шпигатов и других отверстий, обеспечивающих беспрепятственный сток воды с палубы.
8. При возникновении статического крена из-за несимметричного обледенения околку льда необходимо производить в первую очередь с высоко расположенных конструкций накренённого борта.
9. При значительном обледенении носовой оконечности и появления дифферента на нос, околка льда производится, в первую очередь, с носовых конструкций.
10. Вести тщательный контроль за водонепроницаемостью корпуса.
Наиболее действенной мерой предупреждения обледенения являются уменьшение скорости движения судна и приведение его в бейдевинд по отношению к волнению. При невозможности лечь в бейдевинд, ложатся по волне, имея такой ход, чтобы обеспечить судну управляемость и отсутствие наката на палубу с кормы.
Если справиться с обледенением своими силами невозможно – следует запросить помощь, используя средства связи и сигналы бедствия.