Вчера, 22 июня 2014 года, после пяти часов вечера на пульт дежурного поступило сообщение о дорожно-транспортном происшествии на улице Л. Поземского в г. Пскове: велосипедист был сбит автомобилем. На место выехала дежурная группа поисково-спасательного отряда г. Пскова в составе трех человек. Они осмотрели молодого человека: у него была немного повреждена нога, собрали необходимую информацию об аварии и передали его приехавшей после бригаде «скорой помощи». Как рассказал пострадавший, он ехал по обочине дороги, по ходу движения автомобилей. Машина, скорее всего иномарка серебристого цвета, которая «задела» его, скрылась с места. Номеров велосипедист, к сожалению, запомнить не смог.
Конечно, лучше подобных ситуаций вообще не допускать, но если она все же случилась, полезно знать, как стоит себя вести. Всегда следует учитывать, что в подобных авариях «более виноват», точнее «виноват по умолчанию», именно водитель – все-таки он управляет «средством повышенной опасности», а не велосипедист. Но и велосипедист обязан выполнять правила дорожного движения и быть крайне осторожным. Ведь если автомобилист, защищен «железным панцирем», то велосипедист не защищен практически ни чем! Требования к движению велосипедистов изложены в пункте 24 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090.
По общему правилу, движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов. Их движение по правому краю (то есть по ходу движения) проезжей части – допускаются в следующих случаях:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 метра;
- движение велосипедистов осуществляется в колоннах.
Если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части велосипедисты старше 14 лет могут ехать по обочине. По тротуару или пешеходной дорожке они могут передвигаться:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
- велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
При движении велосипедистов по правому краю проезжей части велосипедисты должны двигаться только в один ряд. Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.
Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.
Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.
Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными для движения пешеходов.
Велосипедистам запрещается:
- управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
Запрещается буксировка велосипедов, а также буксировка велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с данными транспортным средством.
При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств. Из опыта, велосипедистам рекомендуется одевать одежду ярких, заметных на дороге цветов.
Самый главный совет, который можно дать велосипедисту, чтобы обезопасить себя: будьте особенно внимательны! Планируйте максимально безопасный маршрут.
Всегда, в любой ситуации, выезжая на проезжую часть, будьте осторожны, смотрите по сторонам и даже назад. Никогда «не забывайтесь», не «задумывайтесь» на трассе.
Необходимо помнить, что припаркованные машины опасны для велосипедистов. Водитель автомобиля, сдавая назад, плохо видит проезжающие транспортные средства. Следует снизить скорость, не приближаться к бамперам, следить за фонарями заднего хода. Проезжая мимо стоящих у обочины машин, особенно только что остановившихся, с работающим двигателем – будьте осторожны, и если позволяет возможность, – соблюдайте достаточную дистанцию, чтобы в случае, если пассажир или водитель машины внезапно откроет дверь, она вас не достала.
При маневрировании велосипедист должен быть максимально предсказуем для других участников движения. Даже при отсутствии поблизости автомобилей, не следует без причины выезжать на середину дороги. Также недопустимо ехать на велосипеде, не держась хотя бы одной рукой за руль.