В связи с проведением на территории Калужской области Месячника гражданской обороны и Дней знаний в области гражданской обороны на официальном сайте Главного управления МЧС России по Калужской области продолжается публикация материалов об этапах развития гражданской обороны в России.
Формирования нового облика гражданской обороны
(1996–2011 гг.)
1996 г. стал годом начала формирования нового облика гражданской обороны России. В этом отношении знаменателен Указ Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 года «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации», установивший необходимость по согласованию с субъектами Российской Федерации реорганизовать штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в органы в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, специально уполномоченные решать задачи по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Этим же Указом были утверждены структура и состав этих уполномоченных органов, Положение о войсках гражданской обороны, состав войск. Указ определил статус военнослужащих, проходящих службу в системе МЧС России, установил контрольные цифры доукомплектования и последующего увеличения численности войск.
Наиболее энергичная практическая работа по реорганизации штабов в министерства, комитеты, главные управления, управления, отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления развернулась в конце года, когда во исполнение упомянутого Указа Президента Российской Федерации вышло постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 «О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям».
Необходимо отметить, что указанная реорганизация штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям имела в виду не смену вывески, а изменение их статуса. Новые органы, уполномоченные решать задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при военных действиях и вследствие их, из органов обеспечения деятельности соответствующих администраций превращались в органы, руководящие решением возложенных на них проблем.
Положение о войсках гражданской обороны, утвержденное этим указом Президента Российской Федерации, четко определило их задачи в мирное и военное время. Было установлено, что в мирное время войска, кроме осуществления мероприятий по обеспечению своей готовности к выполнению задач, определенных Планом гражданской обороны Российской Федерации и Планом мобилизационного развертывания войск гражданской обороны, должны принимать участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций, обучении населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях, а также в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут привлекаться к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соответствующие договоры.
В 1996 году были проведены работы по совершенствованию системы управления федеральной системой оповещения, был установлен и введен в эксплуатацию комплекс технических средств автоматизированного рабочего места оперативного дежурного МЧС России, обеспечивающий автоматизированную передачу сигналов оповещения.
Территориальные системы централизованного оповещения субъектов Российской Федерации поддерживались в режиме постоянного дежурства и обеспечивали выход на средства вещания (радиовещание, проводное вещание и телевещание) для информирования населения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Продолжалась активная подготовка органов управления, сил, должностных лиц и населения по вопросам гражданской обороны с учетом происходящих в ней изменений.
Подготовка велась путем проведения оперативной, мобилизационной, профессиональной подготовки и обучения населения.
Основу оперативной подготовки составили учения и тренировки, проводимые на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.
Под руководством Председателя Правительства Российской Федерации в июне месяце 1996 г. была проведена командно-штабная тренировка по оперативному решению задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На тренировку были привлечены руководители федеральных органов исполнительной власти, члены Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, подразделения федеральных органов исполнительной власти.
Как и в прошлые годы в 1996 г. большой вклад в ликвидацию возникших чрезвычайных ситуаций внесли войска гражданской обороны.
Наибольших усилий в проведении аварийно-спасательных работ потребовали многочисленные лесные пожары, работы по спасению людей при трагических взрывах в г. Светогорске Ленинградской области (май, погибло 19 человек и пострадало 33), в г. Каспийске в Дагестане (ноябрь, из завалов извлечено 106 человек, в том числе живыми 38), а также при тайфунах и наводнениях в Приморском крае (июль–август).
Во всех случаях были отмечены возрастающие готовность и мастерство соединений и воинских частей гражданской обороны, которые получили значительное пополнение современным спасательным оборудованием.
В первой половине 1997 года была в основном завершена широкомасштабная работа по реорганизации территориальных органов управления. В итоге такими органами, специально уполномоченными для решения задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, стали: в республиках – соответствующие министерства и комитеты, в краях и областях – главные управления ГОЧС, в автономных округах – управления.
1997 год был отмечен крупным научным форумом: 26–27 мая в Москве состоялась Вторая Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время как составная часть национальной безопасности России». В конференции приняли участие представители Государственной Думы и федеральных органов исполнительной власти, широкий круг научной общественности, специалисты РСЧС и гражданской обороны. Вопросы, обсуждавшиеся на конференции, нашли своё отражение в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г.
В течение 1997 г. Центром стратегических исследований гражданской защиты МЧС России с участием ряда ведущих научных организаций страны была выполнена очень важная комплексная НИР «Лавина-97», в результате которой были определены основные направления развития гражданской обороны на ближайшие годы. Было подчеркнуто, что гражданская оборона приобретает все большую значимость для государства, становясь все более явственным военно-стратегическим фактором обороны страны.
В ходе выполнения НИР «Лавина-97» была обоснована новая группировка сил гражданской обороны, включающая:
– силы и средства гражданской обороны объектов;
– группировки сил гражданской обороны городов (районов);
– группировки сил гражданской обороны субъектов Российской Федерации;
– группировку сил гражданской обороны федерального уровня, которая делится по подчиненности на силы регионального уровня и силы федерального резерва.
Было показано, что в новых условиях хозяйствования возможности предприятий и организаций по созданию, а особенно по обеспечению готовности невоенизированных формирований гражданской обороны значительно сократились, что необходимо учитывать при создании группировок сил гражданской обороны.
Результаты работы привели к выводу о целесообразности при создании группировки сил гражданской обороны перейти от ранее использовавшегося принципа войскового прикрытия важнейших объектов и городов к принципу прикрытия территорий (регионов).
В 1997 г. продолжались работы по совершенствованию сил гражданской обороны. На основе кадрированных воинских частей войск гражданской обороны формировались отдельные спасательные бригады, которые обладали значительно большими возможностями по ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций.
Продолжение следует