В краевом центре состоялся открытый семинар с представителями бизнессообществ и хозяйствующих субъектов города Ставрополя по вопросам открытости и прозрачности деятельности МЧС России при осуществлении государственного пожарного надзора в 2014 году.
На повестке дня обсуждались вопросы, касающиеся оперативной обстановки с пожарами на территории г. Ставрополя, взаимодействия с малым и средним бизнесом по снятию избыточных административных барьеров при осуществлении инспектором государственного пожарного надзора функций при осуществлении контроля (надзора), разъяснения требований пожарной безопасности при использовании газового оборудования, новых форм и методов осуществления надзора в области обеспечения пожарной безопасности и т.д.
В частности, в своем докладе «Реализация новых форм и методов осуществления федерального государственного надзора» заместитель начальника УНД ГУ МЧС России по Ставропольскому краю Сергей Москвитин отметил: «Государственная политика, направленная на интеграцию России в мировое экономическое сообщество, проводимые в стране экономические и социальные преобразования диктуют необходимость постоянных корректировок правового поля, определяющего порядок, формы и методы проведения надзорных мероприятий, повышения их эффективности. Вместе с тем, учитывая административный (правоприменительный) характер этой деятельности, требуется создание атмосферы понимания руководителями органов власти различного уровня, предпринимательским сообществом и населением актуальности в современных условиях наличия действенного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности.
Ежегодно на территории Российской Федерации происходит 500-600 пожаров ежедневно, уничтожается 150-170 строений, 40-50 человек погибает, 30-40 человек получают травмы, и наносится значительный материальный ущерб в размере 20 млн. рублей.
Кроме этого, к примеру, возьмем статистику пожаров за 2008 год, на который приходился рост пожаров, когда произошло около 220 тыс. пожаров в результате которых:
- пострадало - 30 748 человек;
- погибло - 17 223 человек,
- травмировано - 13 525 человек,
- материальный ущерб составил более 90 млрд. рублей.
На сегодняшний день работа по совершенствованию государственного пожарного надзора направлена исключительно на решение задач по повышению уровня защищенности жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и строится на основе последовательной реализации мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Сегодня Федеральный государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется пятнадцатью тысячами государственных инспекторов. Ежегодно государственными инспекторами на территории Ставропольского края проводится более 10 тыс. проверок, предлагается к исполнению до 86 тыс. противопожарных мероприятий, приостанавливается эксплуатация около 100 объектов, находящихся в пожароугрожаемом состоянии, рассматривается до 8156 тыс. административных дел о нарушениях правил пожарной безопасности.
Проводится целенаправленная работа по снятию избыточных административных и технических барьеров на пути развития предпринимательской активности. Органы государственного пожарного надзора находятся в созидательном диалоге с бизнес-сообществами, созданы постоянно действующие советы, консультационные группы. Последовательно реализуются меры, направленные на упрощение процедур осуществления надзорной деятельности, создания атмосферы открытости и прозрачности при проведении мероприятий по контролю.
Цели и задачи при реализации новых форм и методов осуществления надзора в области пожарной безопасности:
Цель – повышение уровня защищенности населения и имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Задачи:
В добровольном порядке будут реализовываться требования федеральных законов «О техническом регулировании», «О пожарной безопасности» «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в добровольном порядке;
Проведение эффективной работы по снятию избыточных административных барьеров на пути развития малого и среднего бизнеса;
Обеспечение прозрачности процедур осуществления надзорной деятельности, предупреждение проявлений коррупции в этой сфере деятельности.
Впервые в практике работы пожарной охраны принят и введен в действия технический регламент, устанавливающий требования пожарной безопасности на основе реализации принципов невмешательства в право собственников свободно распоряжаться своим имуществом при безусловном выполнении мероприятий по защите жизни и здоровья людей, интересов третьих лиц. Кроме этого статьей 6 определено понятие и условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:
1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Время диктует необходимость внедрения новых эффективных схем во всех отраслях хозяйствования. Одна из них - аудит безопасности в сфере пожарного надзора, который предполагает создание системы независимой оценки рисков.
Сегодня завершается формирование нормативно-правовой базы, которая позволит механизму добровольной оценки рисков заработать в полном объеме.
Аудит пожарной безопасности - совершенно новая система для России.
Аудит безопасности - широкое понятие, охватывающее все сферы компетенции МЧС России. Пожарный аудит - «первая ласточка» в построении общей системы механизма независимой оценки рисков.
Внедрение пожарного аудита обусловлено рядом причин.
Первая - значительное увеличение в стране сектора малого и среднего бизнеса. Так сегодня государственный пожарный надзор обслуживает более 200 тыс. различных объектов. На одного инспектора приходится порядка 1000 различных предприятий и организаций. Понятно, что такое соотношение говорит не в пользу качества проверок и эффективности защиты от пожаров. При этом собственник, как правило, нацелен на то, чтобы избежать проверок и штрафов, а не на то, чтобы повысить пожарную безопасность своего объекта.
Вторая причина - избыточные административные барьеры на пути развития малого и среднего предпринимательства. Необходимо снизить эти барьеры и дать бизнесу большую свободу.
Третья причина - обусловлена необходимостью – предупреждения проявлений коррупции в надзорных органах. Все это требует реорганизации системы надзора и контроля за пожарной безопасностью объектов.
Во многих экономически развитых странах наряду с государственными структурами, осуществляющими надзор и контроль в том виде, в котором он существует и в нашей стране, действует еще ряд механизмов. В частности, независимая оценка рисков или аудит безопасности. Его (аудита) суть в передаче части надзорных полномочий от государства независимым экспертам-аудиторам, проверяющим пожарную безопасность на предприятиях и оказывающим услуги по анализу качества, надежности и эффективности системы их пожарной безопасности. Независимую оценку рисков должны осуществлять аудиторские компании, которым надлежит оценивать степень пожарной безопасности объектов и давать рекомендации по ее повышению.
Аудит безопасности нацелен на то, чтобы задействовать, прежде всего, экономические рычаги регулирования вопросов пожарной безопасности. Давно назрела необходимость в появлении системы, при которой собственник сам будет заинтересован в обеспечении безопасности своего объекта, и будет нести ответственность за ее соблюдение перед государством и третьими лицами. Для того чтобы эта система эффективно заработала, необходимо подключить механизмы страхования.
Создаваемая система предполагает наличие условий, при которых владелец, понимая ответственность за безопасность своего предприятия и его работников, сам будет заинтересован в страховании возможных рисков.
Масштабы этих рисков будут определять независимые аудиторские компании. И от этого будут зависеть страховые взносы, устанавливаемые страховыми компаниями. Если говорить проще, при высокой степени защищенности объекта сумма страхового взноса для собственника будет минимальной, при низкой - возрастет.
Такими экономическими рычагами можно побудить собственника вкладывать средства в обеспечение пожарной безопасности своего объекта.
Еще одним экономическим стимулом для участия предпринимателей в системе независимой оценки рисков должно стать предоставление им органами власти различных льгот при положительном заключении по результатам экспертной оценки. Например, льготное налогообложение, льготы при заключении договоров на аренду помещений или упрощение процедуры включения в реестр малого предпринимательства.
Аудит пожарной безопасности будет осуществляться исключительно в добровольном порядке, и собственник сам сможет выбрать, воспользуется ли он услугами государства — инспектора пожарного надзора, или пригласит аудиторскую компанию. Таким образом, предприниматели смогут самостоятельно или при помощи независимой экспертной организации задекларировать обеспечение пожарной безопасности на своем объекте, и нести ответственность за ее выполнение перед третьими лицами и государством.
Аудит пожарной безопасности позволит более рационально и эффективно построить систему надзора за объектами, не представляющими особую пожарную опасность и не связанными с массовым пребыванием людей, в основном - объектов малого и среднего бизнеса. В свою очередь, это позволит усилить внимание государства к объектам, особо важным для национальной безопасности, социально значимым и объектам с массовым пребыванием людей. Крупные предприятия, школы, больницы, дома престарелых, кинотеатры - все это останется под пристальным вниманием инспекторов Госпожнадзора. Вместе с тем, механизм независимой оценки рисков позволит исключить непосредственное участие Госпожнадзора в проверках значительного количества предприятий и организаций, а также лишит его влияния на принятие решений о прекращении или разрешении их деятельности.
Для того чтобы система независимой оценки рисков эффективно заработала, необходимо внести изменения в ряд федеральных законов, регулирующих как сферу пожарной безопасности, так и систему страхования. В настоящее время Госдумой РФ в первом чтении принят закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», разработанный по инициативе Ростехнадзора и страхового сообщества при активном участии МЧС России. Этот закон - мощный стимул в развитии системы независимой оценки рисков. Он предусматривает создание гарантированного механизма возмещения ущерба гражданину со стороны той организации, которая его наносит.
Пока же есть только один способ компенсации такого ущерба - государственная помощь из резервного фонда Правительства РФ или из других источников. Когда что-то происходит, пострадавшие, если, конечно, они сами не застраховали свои жизни, здоровье и имущество, могут рассчитывать лишь на поддержку государства. Мы же хотим добиться того, чтобы ответственность была возложена именно на предприятие, причинившее ущерб.
Согласно законопроекту, без аудита безопасности объекта невозможно будет получить полис обязательного страхования имущества. А без страхового полиса деятельность предприятия станет незаконной. Его работа будет приостановлена до устранения нарушений закона, а если нарушения не будут устранены, предприятие может быть закрыто по решению суда.
Важным шагом на пути внедрения системы аудита безопасности стало принятие федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Этот документ, в том числе, призван решить вопросы по организации системы независимой оценки рисков. Он также предусматривает требования по обязательному декларированию безопасности производственных и других объектов, что является одним из элементов независимой оценки рисков.
Система независимой оценки рисков в действии весьма эффективна: каждый из участников процесса заинтересован в четком соблюдении другими сторонами всех установленных требований. Вырисовывается следующая схема. С одной стороны, страховая компания заинтересована в клиенте. С другой стороны, сам клиент (производитель или пользователь) заинтересован застраховать свою ответственность, чтобы в случае чрезвычайной ситуации пострадавшие гарантировано получили компенсации. С третьей стороны, независимая аудиторская компания в условиях неминуемой конкуренции на этом рынке будет заинтересована в проведении качественного аудита. Четвертый участник схемы - МЧС России. Независимые аудиторские компании и их эксперты будут получать аккредитацию на право осуществления независимой оценки рисков в специальных комиссиях МЧС, которые также будут осуществлять контроль качества аудиторских проверок.
Еще один важный момент. Профессиональная деятельность аудитора также будет застрахована. Понятно, что как бы хорошо эксперт ни был подготовлен, он не гарантирован от ошибок. Поэтому никто не сможет работать на этом рынке, не оформив страховку. В случае если аудиторской организацией совершена ошибка, ущерб будет возмещать страховая компания.
Таким образом, внедряемый механизм позволит защитить всех участников рынка. Аудит безопасности со временем станет столь же привычной формой организации общей безопасности, как, например, механизмы лицензирования и сертификации продукции».
На повестке дня обсуждались вопросы, касающиеся оперативной обстановки с пожарами на территории г. Ставрополя, взаимодействия с малым и средним бизнесом по снятию избыточных административных барьеров при осуществлении инспектором государственного пожарного надзора функций при осуществлении контроля (надзора), разъяснения требований пожарной безопасности при использовании газового оборудования, новых форм и методов осуществления надзора в области обеспечения пожарной безопасности и т.д.
В частности, в своем докладе «Реализация новых форм и методов осуществления федерального государственного надзора» заместитель начальника УНД ГУ МЧС России по Ставропольскому краю Сергей Москвитин отметил: «Государственная политика, направленная на интеграцию России в мировое экономическое сообщество, проводимые в стране экономические и социальные преобразования диктуют необходимость постоянных корректировок правового поля, определяющего порядок, формы и методы проведения надзорных мероприятий, повышения их эффективности. Вместе с тем, учитывая административный (правоприменительный) характер этой деятельности, требуется создание атмосферы понимания руководителями органов власти различного уровня, предпринимательским сообществом и населением актуальности в современных условиях наличия действенного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности.
Ежегодно на территории Российской Федерации происходит 500-600 пожаров ежедневно, уничтожается 150-170 строений, 40-50 человек погибает, 30-40 человек получают травмы, и наносится значительный материальный ущерб в размере 20 млн. рублей.
Кроме этого, к примеру, возьмем статистику пожаров за 2008 год, на который приходился рост пожаров, когда произошло около 220 тыс. пожаров в результате которых:
- пострадало - 30 748 человек;
- погибло - 17 223 человек,
- травмировано - 13 525 человек,
- материальный ущерб составил более 90 млрд. рублей.
На сегодняшний день работа по совершенствованию государственного пожарного надзора направлена исключительно на решение задач по повышению уровня защищенности жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и строится на основе последовательной реализации мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Сегодня Федеральный государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется пятнадцатью тысячами государственных инспекторов. Ежегодно государственными инспекторами на территории Ставропольского края проводится более 10 тыс. проверок, предлагается к исполнению до 86 тыс. противопожарных мероприятий, приостанавливается эксплуатация около 100 объектов, находящихся в пожароугрожаемом состоянии, рассматривается до 8156 тыс. административных дел о нарушениях правил пожарной безопасности.
Проводится целенаправленная работа по снятию избыточных административных и технических барьеров на пути развития предпринимательской активности. Органы государственного пожарного надзора находятся в созидательном диалоге с бизнес-сообществами, созданы постоянно действующие советы, консультационные группы. Последовательно реализуются меры, направленные на упрощение процедур осуществления надзорной деятельности, создания атмосферы открытости и прозрачности при проведении мероприятий по контролю.
Цели и задачи при реализации новых форм и методов осуществления надзора в области пожарной безопасности:
Цель – повышение уровня защищенности населения и имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Задачи:
В добровольном порядке будут реализовываться требования федеральных законов «О техническом регулировании», «О пожарной безопасности» «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в добровольном порядке;
Проведение эффективной работы по снятию избыточных административных барьеров на пути развития малого и среднего бизнеса;
Обеспечение прозрачности процедур осуществления надзорной деятельности, предупреждение проявлений коррупции в этой сфере деятельности.
Впервые в практике работы пожарной охраны принят и введен в действия технический регламент, устанавливающий требования пожарной безопасности на основе реализации принципов невмешательства в право собственников свободно распоряжаться своим имуществом при безусловном выполнении мероприятий по защите жизни и здоровья людей, интересов третьих лиц. Кроме этого статьей 6 определено понятие и условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:
1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Время диктует необходимость внедрения новых эффективных схем во всех отраслях хозяйствования. Одна из них - аудит безопасности в сфере пожарного надзора, который предполагает создание системы независимой оценки рисков.
Сегодня завершается формирование нормативно-правовой базы, которая позволит механизму добровольной оценки рисков заработать в полном объеме.
Аудит пожарной безопасности - совершенно новая система для России.
Аудит безопасности - широкое понятие, охватывающее все сферы компетенции МЧС России. Пожарный аудит - «первая ласточка» в построении общей системы механизма независимой оценки рисков.
Внедрение пожарного аудита обусловлено рядом причин.
Первая - значительное увеличение в стране сектора малого и среднего бизнеса. Так сегодня государственный пожарный надзор обслуживает более 200 тыс. различных объектов. На одного инспектора приходится порядка 1000 различных предприятий и организаций. Понятно, что такое соотношение говорит не в пользу качества проверок и эффективности защиты от пожаров. При этом собственник, как правило, нацелен на то, чтобы избежать проверок и штрафов, а не на то, чтобы повысить пожарную безопасность своего объекта.
Вторая причина - избыточные административные барьеры на пути развития малого и среднего предпринимательства. Необходимо снизить эти барьеры и дать бизнесу большую свободу.
Третья причина - обусловлена необходимостью – предупреждения проявлений коррупции в надзорных органах. Все это требует реорганизации системы надзора и контроля за пожарной безопасностью объектов.
Во многих экономически развитых странах наряду с государственными структурами, осуществляющими надзор и контроль в том виде, в котором он существует и в нашей стране, действует еще ряд механизмов. В частности, независимая оценка рисков или аудит безопасности. Его (аудита) суть в передаче части надзорных полномочий от государства независимым экспертам-аудиторам, проверяющим пожарную безопасность на предприятиях и оказывающим услуги по анализу качества, надежности и эффективности системы их пожарной безопасности. Независимую оценку рисков должны осуществлять аудиторские компании, которым надлежит оценивать степень пожарной безопасности объектов и давать рекомендации по ее повышению.
Аудит безопасности нацелен на то, чтобы задействовать, прежде всего, экономические рычаги регулирования вопросов пожарной безопасности. Давно назрела необходимость в появлении системы, при которой собственник сам будет заинтересован в обеспечении безопасности своего объекта, и будет нести ответственность за ее соблюдение перед государством и третьими лицами. Для того чтобы эта система эффективно заработала, необходимо подключить механизмы страхования.
Создаваемая система предполагает наличие условий, при которых владелец, понимая ответственность за безопасность своего предприятия и его работников, сам будет заинтересован в страховании возможных рисков.
Масштабы этих рисков будут определять независимые аудиторские компании. И от этого будут зависеть страховые взносы, устанавливаемые страховыми компаниями. Если говорить проще, при высокой степени защищенности объекта сумма страхового взноса для собственника будет минимальной, при низкой - возрастет.
Такими экономическими рычагами можно побудить собственника вкладывать средства в обеспечение пожарной безопасности своего объекта.
Еще одним экономическим стимулом для участия предпринимателей в системе независимой оценки рисков должно стать предоставление им органами власти различных льгот при положительном заключении по результатам экспертной оценки. Например, льготное налогообложение, льготы при заключении договоров на аренду помещений или упрощение процедуры включения в реестр малого предпринимательства.
Аудит пожарной безопасности будет осуществляться исключительно в добровольном порядке, и собственник сам сможет выбрать, воспользуется ли он услугами государства — инспектора пожарного надзора, или пригласит аудиторскую компанию. Таким образом, предприниматели смогут самостоятельно или при помощи независимой экспертной организации задекларировать обеспечение пожарной безопасности на своем объекте, и нести ответственность за ее выполнение перед третьими лицами и государством.
Аудит пожарной безопасности позволит более рационально и эффективно построить систему надзора за объектами, не представляющими особую пожарную опасность и не связанными с массовым пребыванием людей, в основном - объектов малого и среднего бизнеса. В свою очередь, это позволит усилить внимание государства к объектам, особо важным для национальной безопасности, социально значимым и объектам с массовым пребыванием людей. Крупные предприятия, школы, больницы, дома престарелых, кинотеатры - все это останется под пристальным вниманием инспекторов Госпожнадзора. Вместе с тем, механизм независимой оценки рисков позволит исключить непосредственное участие Госпожнадзора в проверках значительного количества предприятий и организаций, а также лишит его влияния на принятие решений о прекращении или разрешении их деятельности.
Для того чтобы система независимой оценки рисков эффективно заработала, необходимо внести изменения в ряд федеральных законов, регулирующих как сферу пожарной безопасности, так и систему страхования. В настоящее время Госдумой РФ в первом чтении принят закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», разработанный по инициативе Ростехнадзора и страхового сообщества при активном участии МЧС России. Этот закон - мощный стимул в развитии системы независимой оценки рисков. Он предусматривает создание гарантированного механизма возмещения ущерба гражданину со стороны той организации, которая его наносит.
Пока же есть только один способ компенсации такого ущерба - государственная помощь из резервного фонда Правительства РФ или из других источников. Когда что-то происходит, пострадавшие, если, конечно, они сами не застраховали свои жизни, здоровье и имущество, могут рассчитывать лишь на поддержку государства. Мы же хотим добиться того, чтобы ответственность была возложена именно на предприятие, причинившее ущерб.
Согласно законопроекту, без аудита безопасности объекта невозможно будет получить полис обязательного страхования имущества. А без страхового полиса деятельность предприятия станет незаконной. Его работа будет приостановлена до устранения нарушений закона, а если нарушения не будут устранены, предприятие может быть закрыто по решению суда.
Важным шагом на пути внедрения системы аудита безопасности стало принятие федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Этот документ, в том числе, призван решить вопросы по организации системы независимой оценки рисков. Он также предусматривает требования по обязательному декларированию безопасности производственных и других объектов, что является одним из элементов независимой оценки рисков.
Система независимой оценки рисков в действии весьма эффективна: каждый из участников процесса заинтересован в четком соблюдении другими сторонами всех установленных требований. Вырисовывается следующая схема. С одной стороны, страховая компания заинтересована в клиенте. С другой стороны, сам клиент (производитель или пользователь) заинтересован застраховать свою ответственность, чтобы в случае чрезвычайной ситуации пострадавшие гарантировано получили компенсации. С третьей стороны, независимая аудиторская компания в условиях неминуемой конкуренции на этом рынке будет заинтересована в проведении качественного аудита. Четвертый участник схемы - МЧС России. Независимые аудиторские компании и их эксперты будут получать аккредитацию на право осуществления независимой оценки рисков в специальных комиссиях МЧС, которые также будут осуществлять контроль качества аудиторских проверок.
Еще один важный момент. Профессиональная деятельность аудитора также будет застрахована. Понятно, что как бы хорошо эксперт ни был подготовлен, он не гарантирован от ошибок. Поэтому никто не сможет работать на этом рынке, не оформив страховку. В случае если аудиторской организацией совершена ошибка, ущерб будет возмещать страховая компания.
Таким образом, внедряемый механизм позволит защитить всех участников рынка. Аудит безопасности со временем станет столь же привычной формой организации общей безопасности, как, например, механизмы лицензирования и сертификации продукции».
Источник: www.26.mchs.gov.ru