Ежегодно с 2005 года в третье воскресенье ноября (в этом году – 16 ноября 2014 года) весь мир отмечает Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. Тогда Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции призвала к этому все правительства. Идея пришла от британского благотворительного фонда помощи жертвам ДТП «Road Peace» в 1993 году, а в 1995 году – День памяти вышел за пределы Европы и появился на других континентах.
В преддверии памятного дня, сегодня, 11 ноября, в пресс-центре «Медиа-холдинга Псковской области» прошел круглый стол, посвященный проблемам аварийности. В мероприятии приняли участие инспектор по особым поручениям Управления ГИБДД УМВД России по Псковской области Скачкова Наталья Ивановна, ВрИО начальника ОГИБДД полиции УМВД России по городу Пскову Папорт Владимир Анатольевич и заместитель начальника Главного управления МЧС России по Псковской области полковник внутренней службы Столбов Валерий Филиппович.
Недостаточный уровень безопасности дорожного движения оказывает заметное влияние на внутреннюю составляющую национальной безопасности страны, затрагивает конституционные права и свободы, является фактором, оказывающим негативное воздействие на обеспечение общественной безопасности в России, и фактически представляет собой государственную общенациональную проблему.
Статистика, которую привела Наталья Скачкова, подтверждает остроту затронутой сегодня темы: «В результате дорожно-транспортных происшествий наше общество несет тяжелые людские потери… За истекший период 2014 года в субъекте произошло уже 1 274 ДТП, при которых 184 человека погибли и 1 594 – получили ранения различной степени тяжести». Более того, за рассматриваемый период пострадало 123 ребенка, восемь из них погибли. К сожалению, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается рост гибели детей. Она обратила внимание слушателей на необходимость выполнения правил по перевозке детей в автомобилях только в удерживающих устройствах.
Владимир Папорт привел данные статистики по ДТП в г. Пскове (за рассматриваемый период произошло 367 ДТП) и указал: «Большинство дорожно-транспортных происшествий случается именно по вине самих участников дорожного движения, их безответственного поведения на проезжей части. Стоит обратить внимание на важность неуклонного соблюдения Правил дорожного движения».
Важным вопросом остается совершенствование межведомственного и межуровневого сотрудничества в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Об этом рассказал заместитель начальника Главного управления МЧС Валерий Столбов. В нашем регионе действует областная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Псковской области на 2013-2020 годы», реализация которой предполагает активное взаимодействие подразделений МЧС России, органов МВД и здравоохранения в рассматриваемой сфере. В 2008 году было заключено трехстороннее Соглашение о взаимодействии Главного управления МЧС России, Управления внутренних дел и Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации, которое определяет порядок взаимодействия сторон при ликвидации последствий ДТП. Как уточнил Валерий Столбов «между подразделениями МЧС и ГИБДД налажено постоянное взаимодействие по линии дежурных служб, регулярно осуществляется обмен необходимой информацией». Мероприятия, направленные на снижение гибели и травматизма людей при ДТП, входят в компетенцию комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Администрации области, которую возглавляет заместитель Губернатора области Жаворонков Максим Константинович. Постоянным представителем от Главного управления в комиссию назначен заместитель начальника Главного управления по защите, мониторингу и предупреждению ЧС подполковник Сычев Евгений Сергеевич.
Заместитель начальника Главного управления привел данные статистики по реагированию подразделений МЧС на ДТП в 2014 году: «За десять месяцев аварийно-спасательными формированиями области и пожарными частями было осуществлено 1 456 выездов на дорожно-транспортные происшествия, была оказана помощь 375 гражданам». Он рассказал: «В каждой пожарной части, в спасательных отрядах имеется довольно современное оборудование (гидравлический аварийно-спасательный инструмент, медицинские укладки), позволяющие оказать своевременную помощь, личный состав обучен действиям по ликвидации последствий ДТП».
Валерий Филиппович обратил внимание: «Наши подразделения выезжают на все аварии, реагируют на любой вызов независимо от того, есть пострадавшие или нет. И это правильно, ведь никто не может предугадать, к каким последствиям приведет то или иное происшествие». Выступающий продолжил: «…постоянно находится на контроле руководства время реагирования на ДТП. Этот показатель сокращается. В текущем году среднее время составило 6-10 минут в зависимости от того, где произошла авария: для городской черты среднее время реагирования составляет 6,8 минуты, за пределами областного и районных центров – до десяти».
При реагировании на дорожно-транспортные происшествия пожарные и спасательные формирования выполняют работы различной степени сложности. За истекший период 2014 года ими было осуществлено 2 018 работ (технологических операций): ликвидация вторичных поражающих факторов, деблокирование пострадавших и погибших, оказание первой помощи, стабилизация транспортных средств, оказание психологической помощи и иные работы.
Спасатели и пожарные должны обладать навыками по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в опасных ситуациях, когда дорога каждая минута. В целях развития современной системы оказания такой помощи в субъекте регулярно организуется проведение соответствующих курсов, учений, соревнований и другое. Ежегодно среди спасателей проводятся соревнования на звание «Лучшая команда по проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП». В 2014 году победившая на областных соревнованиях команда поисково-спасательного отряда г. Пскова заняла 5 место в межрегиональных соревнованиях в г. Санкт-Петербурге (по Северо-Западу).
Валерий Столбов отметил, что в рамках программных мероприятий «в этом году было приобретено новое оборудование для Аварийно-спасательной службы и пожарно-спасательных формирований. Продолжение работы запланировано и на следующий год».
Также представитель МЧС рассказал: «В Главном управлении был разработан паспорт безопасности Псковской области. Совместно с ГИБДД, с дорожными службами, была проанализирована вся дорожная сеть субъекта. На ней обозначены наиболее опасные участки дорог. Оперативная дежурная смена, работающая круглосуточно, использует эти данные. Проходящие по нашей территории федеральные трассы находится под особым контролем: ведется учет пунктов питания, обогрева и др., которые могут пригодиться, например, при серьезных снежных заносах». Разработан и откорректирован «План прикрытия автомобильных дорог для оказания помощи пострадавшим в ДТП на территории Псковской области». Согласно нему обеспечивается 100% прикрытие федеральных дорог, проходящих по нашей территории.
Понятно, что тема сегодняшней пресс-конференции насущная и актуальная практически для каждого гражданина, поэтому затронутые аспекты не могли не вызвать живого интереса. Выступающие, отвечая на вопросы журналистов, рассказали, о работе, которая ведется в субъекте для налаживания дорожной ситуации. Так, одним из профилактических методов является установка камер видео-фиксации: там, где они установлены, количество нарушений снижается. Тем временем повышение строгости наказания напрямую не всегда оказывает положительное влияние на количество нарушений Правил. Так, даже после увеличения меры ответственности за вождение транспортного средства в состоянии опьянения, статистика по Псковской области показывает увеличение количества ДТП по вине водителей, находящихся в нетрезвом виде, более чем на 20%. На пресс-конференции было отмечено¸ что к каждому конкретному случаю следует применять индивидуальный подход, когда мера ответственности зависит от многих обстоятельств дела.
Вопрос безопасности на дороге – это не вопрос только органов ГИБДД или МЧС, это вопрос и насущная проблема общества в целом. С одной стороны, неоспоримый факт, что государство в лице своих органов, должно защищать своих граждан, обеспечивать их безопасность. Но с другой, сами граждане должны выполнять существующие требования, в данном случае – Правила дорожного движения. При этом многое зависит просто от воспитания детей в семье, а также от личной сознательности каждого.
В заключение мы еще раз обращаемся ко всем участникам дорожного движения: «Будьте взаимно вежливы и соблюдайте Правила дорожного движения». Это спасет ваши жизни и жизни ваших близких!».