В ночь с 12 на 13 августа 2014 года в Санкт-Петербурге прошли Комплексные тактико-специальные учения по тушению условного пожара и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на соединительной ветке станций метро «Садовая – Достоевская».
Ночные учения на объектах метрополитена – вовсе не новшество для петербургских спасателей. Подобные тренировки проводятся в городе на Неве на регулярной основе. Однако недавняя трагедия в московском метро внесла определенные коррективы в сценарий запланированных учений. Решено было усложнить легенду, а также увеличить количество не только сил и средств пожарно-спасательных подразделений, но и служб жизнеобеспечения города, включая авиацию.
Объектом учений был выбран единственный в Северной столице трехстанционный пересадочный узел «Спасская» - «Сенная площадь» - «Садовая».
По легенде в результате схода колесной тележки состав электропоезда метро сошел с рельс и врезался в разделительную стену тоннеля. При этом оказались сильно деформированными два головных вагона, еще в одном вагоне возник пожар. Пассажиры уцелевших вагонов предприняли попытки самостоятельно покинуть тоннель метро. Однако это удалось не всем: заблокированными остались 30 человек. Люди, находящиеся в это время на платформе станции «Садовая» эвакуировались на поверхность по эскалатору. Прибывшие к месту условной ЧС пожарно-спасательные подразделения ликвидировали возгорание в одном из вагонов аварийного поезда. В это же время производились работы по деблокировке оказавшихся внутри условно искореженных вагонов людей. Их роль была отведена статистам из числа курсантов Санкт-петербургского университета ГПС МЧС России и учащихся Пожарно-спасательного колледжа Санкт-Петербурга. Условных пострадавших из тоннеля спасатели эвакуировали сначала на платформу станции «Садовая», где был развернут пункт оказания экстренной медицинской помощи. После этого спасатели поднимали людей на поверхность, откуда бригады скорой помощи доставляли их в больницы Северной столицы. Наиболее тяжелых пострадавших эвакуировали прямо с Сенной площади вертолетом. Для большей реалистичности статистам был наложен профессиональный грим, имитирующий наиболее тяжелые ранения.
Стоит отметить, что все работы производились на глубине более семидесяти метров. Кстати, петербургский метрополитен является самым глубоким в мире по средней глубине залегания станций. Все действия по тушению условного пожара и проведению аварийно-спасательных работ координировали штаб пожаротушения от МЧС и штаб аварийно-восстановительных работ от метрополитена. Всего в учениях приняли участие 32 единицы основной и специальной пожарно-спасательной техники и более ста пятидесяти человек личного состава, 17 бригад скорой помощи, сотрудники полиции и представители других служб жизнеобеспечения города.
За всем происходящим наблюдал ВрИО Губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, который дал высокую оценку действиям всех сил и средств, задействованных в ликвидации условной ЧС.