Вопросы безопасности плавания на маломерных судах и их эксплуатации часто поднимаются на страницах различных изданий, но тема эта, увы, не стареет. Проанализировав поведение судоводителей, эксплуатирующих свои суда на Телецком озере в 2013 году, мы решили напомнить всем судоводителям маломерных судов основные моменты, внимание к которым позволит в значительной мере снизить степень риска и избежать аварийных ситуаций на воде.
Маломерное судно это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать. Эксплуатация маломерного судна разрешается после его государственной регистрации в органах ГИМС МЧС России, нанесения бортовых номеров и прохождения освидетельствования судна. Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт, включительно. По этому пункту можно отметить следующее. Если судно не зарегистрировано в органах ГИМС МЧС России, значит, оно не проходило первичное техническое освидетельствование, а значит пассажиры, садясь в такое судно, рискуют оказаться в аварийной ситуации из-за его несоответствующего технического состояния или неукомплектованности.
Приводим перечень неисправностей, при наличии которых запрещается эксплуатация маломерных судов:
1. По корпусу:
- имеются свищи, пробоины набора и обшивки;
- отсутствуют или разгерметизированы предусмотренные конструкцией судна герметичные отсеки и воздушные ящики.
2. По рулевому устройству:
- не обеспечивается полный угол перекладки руля (350 на борт), затруднено вращение штурвала;
- повреждены перо руля или детали рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), имеются разрывы каболок штуртроса;
- отсутствуют предусмотренные конструкцией детали крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки и т. п.);
3. По двигателю, подвесному мотору:
- топливо подтекает из бензобаков, топливного шланга системы питания;
- имеется значительная вибрация;
- отсутствует или неисправен глушитель;
- повреждена система дистанционного управления двигателем;
- не обеспечивается легкое включение (выключение) реверс – редуктора, рукоятка реверса не фиксируется в положениях «вперед», «назад», «нейтральная» (возможно его самопроизвольное включение или отключение;
- неисправна блокировка запуска двигателя при включенном реверсе, где это предусмотрено конструкцией.
4. Отличительные огни не соответствуют требованиям ППВВП или неисправны.
5. Комплектация судна не соответствует нормам, указанным в судовом билете.
Необходимо всегда помнить, что любое судно – это техническое средство, управление которым требует навыков, осторожности и предусмотрительности. Показ эффектных судоводительских способностей или предельных технических возможностей судна, а попросту лихачество, может привести к созданию аварийной ситуации на воде и гибели людей.
Надеемся, что наши рекомендации помогут водителям маломерных судов избежать неприятных происшествий на воде.
Желаем всем судоводителям безопасного плавания!
Старший государственный инспектор
по маломерным судам Агапов В.Г.
Источник: www.04.mchs.gov.ru