Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 18 лет!
18.09.2014 16:43 Количество просмотров материала 2721 Время на чтение ~8 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

"Стези, пути и фарватеры Центра ГИМС"

Карелия – край лесов, скал и многочисленных озер. Если быть точнее, в республике более 60 тысяч озер и свыше 27 тысяч рек. Обеспечивать безопасность людей на водоемах призвано Региональное МЧС и приданные ему силы. Львиная доля ответственности возложена на подразделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Карелия» и ГКУ РК «Карельская Республиканская поисково-спасательная служба» (КРПСС).

15 июня 2014 года исполнилось 30 лет со дня образования Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС).

В соответствии с Постановлением РФ от 23 декабря 2004 г. № 835 основными задачами ГИМС являются: осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, но прежде всего – обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах. Недаром каждый инспектор ГИМС имеет удостоверение спасателя и соответствующую аттестацию на право ведения поисково-спасательных работ. И не только на воде. К слову, этим летом госинспектора Центра ГИМС успешно тушили лесные пожары на островах при помощи пожарных мотопомп.

Центр ГИМС МЧС России по Республике Карелия оснащен современной автомобильной техникой и плавсредствами, средствами связи и спасения на водах. Данная техника и средства прежде всего предназначены для скорейшего реагирования на чрезвычайные ситуации, в центре которых оказываются попавшие в беду граждане.

За примерами возникших чрезвычайных ситуаций, где требовалась помощь работников Центра ГИМС, их техника, профессионализм и знание спасательного дела, долго ходить не надо.

В июле прошлого года на пульт Единой службы спасения МЧС России в г. Питкяранта поступило сообщение от жителя Санкт-Петербурга о том, что он находится уже более суток на одном из «Дедовых островов» Ладожского озера, расположенных в 2-х километрах от берега, не может переправиться на материк из-за сильного шторма. А сам островок уже начало заливать штормовой волной.

Получив сообщение от диспетчера ЕСС, госинспектор Питкярантского участка Центра ГИМС Александр Абросимов прибыл в район деревни Погранкондуши и приступил к выполнению поисково-спасательных мероприятий. В районе поиска высота волны достигала 1,8-2 метра, по этой причине спасатели смогли отойти от берега только с третьей попытки. Для этого Александру пришлось удерживать спасательное судно носом к ветру, стоя по грудь в воде. Через некоторое время госинспектору удалось отойти от берега и завести мотор. Периодически вычерпывая забортную воду и двигаясь в условиях плохой видимости, Амбросимов сумел подойти к каменистому острову, на котором находился потерпевший и оказать ему необходимую помощь. Петербуржец был доставлен на берег. Медицинская помощь потерпевшему не потребовалась.

За проявленное мужество и героизм Александр Амбросимов был награжден государственной наградой Российской Федерации – медалью «За спасение погибавших».

Много работы доставляют горе-рыболовы госинспекторам ГИМС в период низких температур, во время ледостава. В конце осени, зимой и ранней весной рыбак «идет косяком» на лед лесных ламб, Ладожского и Онежского озер в предвкушении умопомрачительной поклевки. Опасный, тонкий, прореженный оттепелями лед трещит под весом рыбака и его амуниции, но рыбацкий азарт пуще неволи.

Так, в феврале 2014 года на сотовый телефон старшего госинспектора Олонецкого участка Центра ГИМС Виктора Терво позвонил местный житель и сообщил, что на Ладожском озере в районе мыса Охта при движении на льду на мотобуксировщике провалились под лед два человека и запросили помощь. Прибыв в составе оперативной группы на место происшествия, госинспектор ГИМС обнаружили в 100 метрах от берега майну и людей возле нее. После проведенных аварийно-спасательных работ мотобуксировщик был извлечен из воды, а рыбаки доставлены на берег.

В жизни всегда есть место подвигу. Спустя несколько дней после случая с мотобуксировщиком, трое жителей Санкт-Петербурга на двух снегоходах отправились на рыбалку в район реки Обжанки Олонецкого района. При возвращении на берег в устье реки Олонка, где они остановились в доме у местного жителя, рыбаки решили срезать расстояние – пошли не по берегу, а напрямик через Ладогу – и в районе острова неожиданно обнаружили себя на льдине, оторванной от прибрежного ледового поля на расстоянии 150 метров. Через некоторое время к месту ледового плена петербуржцев подъехал на снегоходе знакомый олончанин, вызванный ими по сотовому телефону. Местный житель убедил бедолаг позвонить в ведомство Виктора Терво. Госинспекторы Олонецкого участка Центра ГИМС при помощи судна на воздушной подушке «Пегас» сумели снять пострадавших с оторванной льдины вечером того же дня. Операция по спасению проводилась в сложных погодных условиях: при плохой видимости, большой волне и порывистом ветре. Во время спасения рыбаков ширина отрыва льдины составляла полтора километра.

Приказом Министра МЧС России старший госинспектор Олонецкого инспекторского участка Виктор. Терво награжден Нагрудным знаком «Участнику ликвидации последствий ЧС».

Такова стезя настоящего спасателя – по первому зову придти на помощь людям, по возможности предупредить надвигающуюся беду. Надо заметить, что государственные инспектора ГИМС находятся в отличной физической форме. А знания и опыт помогают им справиться с самой сложной ситуацией на водоеме, будь-то спасение людей или проверка состояния маломерного судна во время патрулирования. К нарушителям на воде, а в зимнее время не соблюдающим правила нахождения на льду применяются все меры административного воздействия. Не случайно при приеме на работу кандидат на должность инспектора ГИМС должен иметь отменное здоровье, высшее юридическое или военно-морское образование. Хорошие перспективы для поступления на работу в ГИМС и у выпускников специальных речных (морских) училищ, если они получают дополнительное высшее образование.

Но вернемся к реалиям сегодняшнего дня. За окнами осень. Не за горами окончание навигации. Судоводители активно используют оставшееся время для рыбной ловли и путешествий в компании солнечного бабьего лета. Но осенние водоемы таят в себе много неприятных сюрпризов. Заметно понизилась температура воздуха и температура воды на реках и озерах республики. Близится время осенних штормов. Порывистые ветра, низкая температура воздуха и сильное волнение – представляют опасность для любителей отдыха на воде.

Печальная статистика происшествий на водоемах говорит о том, что гибель людей на воде зачастую вызвано пренебрежением ими погодных условий, неисправностью судна и…злоупотреблениями спиртными напитками. Из 46 человек, погибших на реках и озерах Карелии в этом году по состоянию на 1 сентября, 14 находились в состоянии алкогольного опьянения. Любители выпить, которых «штормит» в любую погоду, не в состоянии оценить степень опасности холодного водоема: они могут сесть на борт судна, двигаться во время хода с места на место, подставить борт лодки параллельно идущей волне, перегрузить катер сверх установленной нормы – и таким образом, после опрокидывания, оказаться за бортом судна. В ледяной воде нормальный человек может продержаться всего несколько минут, а одурманенный алкоголем и того меньше.

Вот несколько происшествий этого лета, к коим прямое отношение имеют человеческая беспечность на воде и нарушения правил судоходства.

18 июля 2014 года в Единую службу спасения поступило сообщение о том, что в Онежском озере в районе острова Девичий перевернулась лодка «Казанка», на борту которой находилось четверо мужчин. Троим пострадавшим удалось вплавь достичь ближайшего острова. Но их товарищ, житель поселка Кварцитный, 1980 г.р., так и не смог добраться до спасительной суши. Тело мужчины было обнаружено в 150-ти метрах от берега и поднято водолазами КРПСС. У погибшего осталось двое малолетних детей.

Четвертого августа на реке Шуя в районе Нижнего Бесовца моторная лодка, на которой двигались двое мужчин, наскочила на топляк. От удара слетела крышка мотора. Для того что бы достать крышку, пассажир лодки прыгнул в воду… Тело «смельчака» не найдено до сих пор.

Всякому рыбаку должны быть хорошо понятны его действия, если лодка вдруг перевернулась или наполнилась водой. Первый и основной совет: нужно постараться, чтобы при перевертывании лодка не накрыла вас сверху и не ударила по голове. Для этого необходимо в такие критические моменты держать прямые руки поднятыми над головой. Затем следует схватиться за лодку, а если есть возможность – и залезть на нее. Перед выходом на воду, особенно на чужой лодке, необходимо поинтересоваться – какие на ней имеются емкости непотопляемости и средства для спасения людей. На каждом человеке, находящемся в лодке должен быть одет спасательный жилет: в случае переворачивания лодки или ее затопления он позволят пострадавшему удержаться на водной поверхности. При падении в воду, когда трудно ухватиться за лодку или использовать ее в качестве средства спасения, необходимо в первую очередь снять с себя обувь и тяжелую одежду – и только после этого плыть к берегу. На большие водоемы лучше выезжать целым рыбацким коллективом на нескольких лодках, и лодки должны находиться друг от друга на расстоянии прямой видимости – это необходимо для своевременного реагирования на допустимую чрезвычайную ситуацию.

Беда подстерегает и других купальщиков, ныряющих в карельские водоемы с береговой линии, зачастую в непосредственной близости от гидротехнических сооружений. Так в августе 2014 года в районе водонапорной башни поселка Гирвас мужчина, 1984 года рождения, отдыхал с большой компанией на реке Суна. Несмотря на предупреждающие знаки об опасности купания и запрет проезда и прохода по обе стороны берега, молодой человек все-таки пошел купаться. Результат такого поступка оказался предсказуемым: мужчина не смог справиться с сильным течением, потянувшим его на дно... Так же, как несколькими днями ранее, в этом опасном месте не справился с течением и утонул 35-летний мужчина.

Пренебрежение к правилам безопасного поведения на водоемах, игнорирование запретительных и предупреждающих знаков стало причиной гибели кондопожанина, 1989 г.р. В районе автодорожного моста, ведущего к комбинату ОАО «Кондопога», молодой человек, не обращая внимания на информационно-запретительные знаки, предупреждающие об опасности купания, нырнул в канал, несущий свои воды к городской ГЭС... Тело мужчины было поднято на берег сотрудниками Карельской поисково-спасательной службы утром следующего дня.

В этой связи, предваряя возможные чрезвычайные ситуации на осенних водоемах, госинспектора ГПС-1 ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Карелия» напоминают всем выезжающим на природу, любящим освежиться в прохладной воде, пользующимся маломерными судами гражданам, что нахождение на реках и озерах в нетрезвом состоянии опасно для жизни. Поклонникам Бахуса – шторм по колено, а лужа – по уши.

И еще, прежде чем выйти на водоем, не забудьте поинтересоваться прогнозом погоды в те дни, на которые запланировано плавание, оповестить своих родных и близких о месте, куда вы направляетесь, а также о предполагаемом времени прибытия. Наличие спасательных средств и средств связи на маломерных судах должно быть в обязательном порядке, спасательный жилет и заряженный мобильный телефон – ваше спасение в критической ситуации. Но иногда, несмотря на отличное состояние судна и наличие спасательных средств, лучше переждать штормовую погоду, большую волну, темное время суток или густой туман – на берегу.

Дорогами, фарватерами, навигациями – мерится путь госинспекторов, техников, инженеров, ветеранов инспекции по маломерным судам. Хочется пожелать работникам ГИМС, этим смелым, неравнодушным, многоопытным людям, «семь фунтов под килем» в их важной ответственной работе, от которой зависят жизни и здоровье оказавшихся в форс-мажорных обстоятельствах людей


инженер ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике КарелияОлег Мошников

"Стези, пути и фарватеры Центра ГИМС"





Источник: www.10.mchs.gov.ru

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх