Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 18 лет!
07.10.2014 18:28 Количество просмотров материала 3583 Время на чтение ~11 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

Современные подходы к организации и ведению гражданской обороны

Необходимость внедрения новых подходов к организации и ведению гражданской обороны обусловлена тем, что в последние годы изменились подходы к ведению современных войн и вооруженных конфликтов.

В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России от 5 февраля 2010 г. № 146, военные конфликты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных группировок войск (сил). Решающими факторами достижения поставленных в этих конфликтах целей станут овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей.

Для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.

Ядерное оружие останется важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов, а также крупномасштабной, региональной войны с применением обычных средств поражения. Однако в последнем случае, если военный конфликт ставит под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к его перерастанию в ядерный конфликт. Пойдут ли на это военные стратеги? Наверное, вряд ли.

В качестве технологических особенностей войн будущего эксперты указывают на возрастание роли информационного противоборства, повышение точности и избирательности оружия.

С учетом положений Военной доктрины Российской Федерации должна измениться и система гражданской обороны.

Рассматривая отдаленные риски военного характера, необходимо отметить, что объектами воздействия перспективных видов оружия на новых физических принципах будут являться в основном пункты управления, личный состав и техника вооруженных сил, критически важные объекты и объекты жизнеобеспечения населения. Причем наиболее опасными для населения в современных войнах будут вторичные факторы поражения при разрушении потенциально опасных объектов (пожары, химическое заражение, радиоактивное загрязнение, катастрофическое затопление, нарушение работы систем жизнеобеспечения населения и др.).

Все эти положения легли в основу выводов из оценки возможной обстановки в планах гражданской обороны и защиты населения субъектов РФ и плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.

Как известно, Президент России от 3 сентября 2011 г. утвердил «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года», где определены основные направления ее развития и совершенствования. В соответствии с этим, МЧС России разработало предложения по внедрению новых подходов к организации и ведению гражданской обороны с учетом современных социально-экономических условий и взглядов на ведение войн и вооруженных конфликтов. В этой работе приняли участие ведущие учёные научно-исследовательских организаций федеральных органов исполнительной власти и специалисты Российской академии наук.

В ее рамках определены основные направления внедрения новых подходов к организации и ведению гражданской обороны:

совершенствование сил ГО;

совершенствование ее системы управления;

повышение эффективности использования и готовности фонда защитных сооружений;

оптимизация объёмов мероприятий по ГО;

создание единой системы требований (правил) в области гражданской обороны;

создание единых на территории Таможенного союза требований к продукции в области ГО и защиты населения.

В целях реализации этих направлений ведется работа по внесению соответствующих изменений в нормативные правовые и нормативно-технические акты Российской Федерации по вопросам гражданской обороны.

Так, приказом МЧС России от 11 сентября 2012 г. утверждены показатели для отнесения организаций к категориям по ГО. В зависимости от их роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.

А приказом МЧС России 16 февраля 2012 г. утверждён Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), которым определены требования к организациям, разрабатывающим планы ГО, а также утверждены требования к структуре и порядку разработки планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций. На основе этого приказа планы ГО в указанных звеньях были переработаны с учетом современных реалий

Так же разработаны и доведены в установленном порядке до соответствующих структур методические рекомендации по сбору и обмену информацией в области гражданской обороны.

В целях обеспечения сбора и обмена информацией в области ГО разработаны и доведены в установленном порядке Методические рекомендации по сбору и обмену информацией в области гражданской обороны.

Чтобы оптимизировать требования к структурным подразделениям (работникам), уполномоченным на решение задач ГО, издано постановление Правительства РФ от 30 мая 2013 г. № 457 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782». Согласно ему установлены единые требования к количеству создаваемых (назначаемых) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обороне. Изменен статус Примерного положения об уполномоченных на решение задач гражданской обороны. Из его названия исключено слово «примерное». Установлены единые и обязательные требования для структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области ГО на всех уровнях.

Для реализации данного постановления издан и зарегистрирован в Минюсте РФ приказ МЧС России от 11 сентября 2013 г. № 600 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440». Он сопроводил изменение статуса Примерного положения, внес изменения, которыми уточнены мероприятия по гражданской обороне организаций, не отнесенных к категории по ГО и прекращающих работу в военное время; уточнил положение о том, что требования по назначению освобождённых работников касаются только к организаций, продолжающих работу в военное время. А в организациях, прекращающих свою деятельность в этих условиях, таких работников назначать не обязательно: выполнять функции по гражданской обороне в них может либо сам руководитель, либо любой другой работник по его указанию.

Был издан так же Федеральный закон от 28 декабря 2013 № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «О гражданской обороне». Им уточнены состав сил ГО, требования по созданию и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, создание локальных систем оповещения. Введена новая категория сил- «нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне», которые будут создаваться организациями, отнесёнными к категориям по ГО. Кроме того, в состав сил ГО включены подразделения Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации, которые ранее туда не входили.

Осуществляется работа по актуализации национальных стандартов и сводов правил в области гражданской обороны и защиты населения. Так утверждён свод правил СП 88.13330.2011 «СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны» и направлен на утверждение свод правил «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне» (актуализированный СНиП 2.01.51-90). Новая редакция последнего в корне меняет существовавшие более 40 лет требования в области ГО к проектируемым, строящимся и эксплуатируемым объектам капитального строительства. В частности, на основе пересмотра характера ведения военных действий и сценариев воздействия современными средствами поражения по населению:

1) значительно изменено зонирование территории Российской Федерации по степени опасности в условиях военных конфликтов;

2) пересмотрена концепция строительства защитных сооружений для укрытия населения;

3) все ранее содержавшиеся требования в области ГО приведены в соответствие с действующим Российским законодательством;

4) существенно, в сторону смягчения, переработаны требования по вопросам ГО, предъявляемые к опасным производственным, особо опасным, технически сложным и уникальным объектам.

В целях внедрения новых подходов к организации защиты населения подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданской обороне», который направлен на совершенствование системы управления гражданской обороной и актуализацию ее задач с учётом современных взглядов на ведение войн и вооружённых конфликтов. В предлагается закрепить до настоящего времени неопределенные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации понятия управления гражданской обороной и системы управления ею, а также дополнить полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления функциями по организации управления гражданской обороной.

Законопроектом предусмотрено изложить статью 2 Федерального закона «О гражданской обороне» в новой редакции, содержащей актуализированный перечень задач в области ГО. После его принятия будут организованы в установленном порядке подготовка, согласование и внесение соответствующих изменений в постановление Правительства РФот 26 но-ября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», которым определены мероприятия, осуществляе-мые в рамках каждой актуализированной задачи.

Для обеспечения выполнения мероприятий ГО в военное время законопроектом предусматривается наделить федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления полномочиями по определению организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий гражданской обороны. А для выполнения специальных мероприятий ГОЮ предлагается возродить службы гражданской обороны, установив понятие служб ГО, как нештатных объединений органов управления, сил и средств, предназначенных для проведения указанных мероприятий. Создание на нештатной основе таких служб обеспечит согласованность и координацию действий разноведомственных сил при решении задач по гражданской обороне.

Внесение предусмотренных законопроектом изменений позволит значительно усовершенствовать систему мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей Российской Федерации и обеспечит её дальнейшее развитие с учетом современных опасностей и угроз.

Таким образом, основным отличием гражданской обороны будущего от существующей должен стать переход от принципа всеобщей защиты населения на всей территории страны от поражающих факторов ядерного оружия (при широкомасштабном его применении) к принципу защиты от конкретных видов опасностей, которые могут возникнуть на той или иной территории. При этом объём мероприятий, проводимых заблаговременно, должен быть адекватным рискам возникновения конкретного вида опасности. А их осуществление должно обеспечивать максимальное сокращение возможных жертв и материального ущерба.

ГО третьего тысячелетия

Как определено в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России от 17 декабря 1997 года, непосредственная угроза прямой агрессии против нашей страны на современном этапе уменьшилась, однако военная опасность продолжает сохраняться. При определенных условиях она может перерасти в военную угрозу и военные конфликты различной интенсивности.

Принятые в последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снижают возможность применения оружия массового поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах, но полностью ее не исключают. Тем более, что количество государств, владеющих ядерным оружием, увеличилось за счет Индии и Пакистана. Давно известно о его наличии в Израиле.

Вместе с тем в концепциях ведения современных войн все большая роль отводится высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах, использованию политических, экономических и информационных мер воздействия на противника. Значительную угрозу для России приобретает международный и внутренний терроризм.

В этих условиях задачи гражданской обороны, как и прежде, продолжают оставаться актуальными, а по некоторым направлениям приобретают и большую значимость.

В последнее время в ряде зарубежных стран (ФРГ, США, Франция и др.) в связи с изменившейся военно–политической обстановкой происходит трансформация взглядов на роль ГО и порядок ее ведения. Так, новая политика США определяет, что силы и средства гражданской обороны должны готовиться не столько к действиям в условиях современной войны, сколько уметь эффективно решать задачи, возникающие в мирное время. При этом уделять особое внимание мобилизационному планированию.

Возникла необходимость внести изменения в теорию и практику гражданской обороны и в нашей стране. Диктуется это тем, что у нас до настоящего времени продолжают использоваться теоретические положения и другие наработки еще 60-70-х г. Пошлого века. А Коренные изменения в характере военных конфликтов, средствах вооружения, социально–экономической обстановке требуют нового, более обстоятельного и всеобъемлющего отношения к защитным мероприятиям.

Конечно, Гражданская оборона XXI будет существенно отличаться от современной. Во–первых, должен измениться ее статус. Утрачивая былое стратегическое значение и сугубо военно–оборонную сущность, она приобретет большую социальную направленность. Основной целевой установкой ее будет не столько участие в достижении военного стратегического успеха государства, сколько сохранение жизни человека и среды его обитания. Гражданская оборона, видимо, постепенно отойдет от военной организации.

В связи с этим, настает время постепенно отказаться от военных элементов в ее организации, в том числе от контингента военнослужащих, что, в частности, согласуется с одним из направлений военной реформы России. Но делать это надо с большой осторожностью, учитывая, что существующие укомплектованные военнослужащими спасательные центры – это ее самое организованное и боеготовое ядро гражданской обороны. Это во-вторых.

А в–третьих, ГО в XXI будет становиться все более значимой структурой для нашего общества не только в военное, но и в мирное время. Активное участие ее сил и средств в ликвидации любых чрезвычайных ситуаций станет нормой. Актуальным и современным станет лозунг: "Все, что делается для укрепления гражданской обороны- это в интересах народного хозяйства и каждого человека".

В–четвертых, она должна стать менее затратной для государства. Надо менять принципы защиты населения. Например, защитные сооружения создавать не за счет их специального строительства в мирное время, а накапливать путем освоения подземного пространства городов, приспособления для этих целей подвальных и других заглубленных сооружений и помещений.

Вызывает сомнение и целесообразность массовой эвакуации населения из крупных городов. На наш взгляд, возможна только частичная эвакуация (отселение) граждан из прогнозируемых зон поражения и заражения, когда другие способы защиты непримиримы или ненадежны. Массовая эвакуация будет рассматриваться как исключительный вариант.

Видимо, отпадет необходимость накапливать и хранить средства индивидуальной защиты для всего населения страны. Они потребуются в первую очередь для личного состава формирований, участвующих в спасательных и других неотложных работах, а также персоналу радиационно – и химически опасных объектов и населению, проживающему в зонах вероятного заражения (загрязнения).

Исходя из этого будет пересмотрена стратегия подготовки и ведения гражданской обороны, изменится система ее финансирования- Она станет более гибкой и рациональной. Раз гражданская оборона является всенародной, служит интересам всего населения, значит, и в финансировании ее должны участвовать все органы власти, коммерческие структуры, а не только федеральное правительство.

В–пятых, значительно повышается роль и значимость мобилизационной готовности гражданской обороны. При угрозе применения ядерного оружия мероприятия по защите населения должны осуществляться повсеместно, на территории всей страны, в массовом порядке, с привлечением всех людских и материальных ресурсов.

В целом гражданская оборона, как и вся оборона страны, будет строиться по принципу стратегической мобильности. Все- промышленность, сельское хозяйство, органы управления и др.– должны быть готовы к быстрому переходу на работу по планам военного времени.

В перспективе она, видимо, примет характер более территориальный, чем ведомственный (производственный). Каждый регион станет более самостоятельным и будет решать задачи, как правило, своими силами.

Основные тенденции развития гражданской обороны, ее доктрину XXI можно было бы сформулировать так: максимальное сохранение имеющегося потенциала, адаптация к новым военно–политическим и социально–экономическим условиям, создание возможностей для последовательного быстрого развертывания сил и средств до необходимого уровня, гибкое стратегическое и оперативное реагирование на изменения обстановки развитие систем прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций. 

Современные подходы к организации и ведению гражданской обороны

Источник: www.53.mchs.gov.ru

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх